Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ



2019-05-24 276 Обсуждений (0)
АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




к празднику Святой Пасхи – 1/14 апреля 1974 г.
верным чадам Сиракузско-Троицкой епархии

Христос Воскресе!

У кого из нас не замирает сердце в сладостно-благоговейном трепете, когда мы слышим впервые торжественно провозглашаемое Церковью ликующее песнопение: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»

Что нас так радует?

Радует нас то, что смерть, этот злейший враг наш, побеждена — попрана смертью Христовой, как и поется в этом песнопении, многократно затем повторяющемся: «смертию смерть поправ».

Но как это так? Как смерть могла уничтожить смерть?

Мы веруем в это, но не испытуем «как?», ибо и эта великая тайна, подобно всем прочим тайнам Божиим, непостижима для нашего слабого, ограниченного, поврежденного к тому же грехом, ума человеческого.

А то, что великая тайна искупления человеческого рода смертью Христовою от греха, проклятия и смерти есть действительно непостижимая для нас тайна, об этом поет св. Церковь в день «Крестной Пасхи» — на вечерни в Великий Пяток:

«Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится... на древо осуждается Судяй живым и мертвым» (стихира на «И ныне»: на «Господи воззвах»).

Все тайны Божии, непостижимые для ума человеческого, постигаются, однако, верующим сердцем, для которого нет сомнений и недоумений и которое чувствует всю спасительную истину их, без помощи и посредства лукавого разума, часто заводящего лишь в дебри всевозможных заблуждений, когда он пытается чисто по-человечески постичь и разъяснить то, что выше человека и чего не в силах постигнуть даже ум ангельский (1 Петр. 1, 12).

Рационализм всякий — и правый и левый — всегда был врагом истинной веры, подкапываясь под веру и расшатывая ее.

Другое дело — искренно верующее сердце, без испытания принимающее то, чему учит Слово Божие, в чем наставляет св. Церковь.

Почему, например, так радостно трепещет сердце иногда даже у людей маловерующих и вовсе чуждых будто бы веры, когда они попадают на нашу пасхальную заутреню?

Именно потому, что начинает говорить в них сердце, а не ум - «каверзник», ибо душа человека — «по природе христианка», как выразился один из великих апологетов первохристианства.

И понятно и близко сердцу становится восклицание пророка: «Где твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа?» читаемое в огласительном слове св. Иоанна Златоуста, хотя до сих пор мы еще видим покоящихся на одре смерти близких наших, родных и знаемых.

Ибо верим мы, что «Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе: Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь». (Слово св. Златоуста на день св. Пасхи).

А потому верующему во Христа-Спасителя сердцу не нужно доказывать и объяснять истину слов великого Апостола языков св. Павла: «Как во Адаме все умирают, так во Христе оживут» (1 Коринф. 15, 22) и что «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в безсмертие» (1 Кор. 15, 53).

Вот почему так радостно, победно-ликующе отзываются в сердцах наших слова пасхального канона: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение: иного жития вечнаго начало, и играюще поем виновнаго, единаго Благословеннаго отцев Бога, и препрославленнаго» (7-я песнь канона Пасхи).

Христос Воскресе! возлюбленные о Господ братие и сестры! Воскреснем с Ним и мы к новой, вечной, блаженной и нетленной жизни — лишь бы оказаться нам достойными этого!

Воскреснет с Ним и наша несчастная, уже более пятидесяти лет поруганная и распятая на Кресте наша Родина-Россия, если только верующие сердца в ней окончательно восторжествуют над поработившим ее лютым безбожием. Сие буди, буди!...

Сердечно приветствуем всех вас с Светлым праздником и желаем всем-всем насладиться сим подлинным пиром веры, отвратив очи свои от окружающей суеты и зла мiра сего и вкусить во всей возможной полноте радость пасхальную, выше и святее которой ничего нет на свете!

«СИЯ ВЕРА АПОСТОЛЬСКАЯ, СИЯ ВЕРА ОТЕЧЕСКАЯ, СИЯ ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ: СИЯ ВЕРА ВСЕЛЕННУЮ УТВЕРДИ».

(К столетию со дня рождения Архиепископа Феофана Полтавского.)

ТАКУЮ эпитафию можно было бы начертать на надгробном памятнике Высокопреосвященного Феофана, Архиепископа Полтавского и Переяславского, столетие со дня рождения которого исполнилось еще в 1972 г., но, к сожалению, прошло неотмеченным, отчасти, быть может, потому, что скончался он в полной безвестности, далеко отойдя от современного мiра, который был ему духовно слишком чужд.

Самой характерной чертой его возвышенной личности была полная и всецелая преданность чистому, свободному от всяких примесей Апостольскому и Отеческому Православию, которым он только и жил и дышал и за исповедание которого готов был идти на всяческое самоотречение, самоотвержение, муки и самую смерть. Этим он был чрезвычайно близок по духу древним Отцам Церкви, всю жизнь боровшимся за чистоту св. Православия против ересей, — тем св. Отцам, которых св. Церковь благоговейно именует «непоколебимыми столпами» Православия.

Совершенно ни в чем несозвучный нашей мрачной эпохе все прогрессирующего Отступления, Владыка Феофан, эмигрировавший в 1920 году из России и проживавший затем сначала в Югославии, а потом в Болгарии, в начале 30-х годов ушел в затвор, подобно своему великому духоносному предшественнику святителю Феофану, Вышенскому Затворнику, имя которого было дано ему при пострижении в иночество, вскоре по окончании им курса С.-Петербургской Духовной Академии, в 1898 году, как раз через 2 года после блаженной кончины приснопамятного святителя Феофана, носителем духа коего он и был всю свою жизнь, вплоть до своей праведной кончины, последовавшей 6-го февраля 1940 года во французском городе Mosnes.

Главнейшие этапы жизни блаженно-почившего Архиепископа Феофана были таковы:

Родился он — в мiру Василий Димитриевич Быстров — 1-го января 1872 года в семье сельского священника в селе Подмошье С.-Петербургской губернии.

В 1892 году, по окончании курса учения в С.-Петербургской Духовной Семинарии, поступил первым по экзаменационному списку в С.-Петербургскую Духовную Академию. В Академии, переходя с курса на курс также первым студентом, в 1896 году окончил академическое образование первым магистрантом и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата.

В 1897 году назначен исправляющим должность доцента Академии по кафедре Библейской Истории.

В 1898 году пострижен в монашество с именем Феофана в честь преп. Феофана Сигрианскаго, исповедника, празднуемого св. Церковью 12-го марта, и рукоположен во иеродиакона и вскоре — в иеромонаха.

В 1901 году возведен в сан Архимандрита и определен исправляющим должность инспектора Академии.

В 1905 году удостоен степени магистра богословия за сочинение под заглавием: «Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное Имя Иегова». В том же году возведен в ранг экстраординарного профессора и утвержден в должности инспектора.

1-го февраля 1909 года назначен Ректором С.-Петербургской Духовной Академии а в воскресение 22-го февраля того же 1909 года в день памяти св. Григория Паламы, Архиепископа Фессалонитского, состоялась его торжественная хиротония сонмом из 13-ти архиереев с Митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) во главе, в Св.-Троицком соборе Александро-Невской лавры, в сан Епископа Ямбургского, четвертого викария С.-Петербургской епархии. (см. офиц. орган св. Синода «Церковные ведомости» №9 — февраль 1909 года).

19-го ноября 1910 года назначен Епископом Таврическим и Симферопольским.

В 1912 году переведен на епископскую кафедру в Астрахань.

В 1913 году назначен Епископом Полтавским и Переяславским и возведен в сан Архиепископа.

В 1917 году участвовал во Всероссийском Церковном Соборе в Москве.

В 1920 году в составе Высшего Церковного Управления эвакуировался сначала в Константинополь, а затем в Королевство С. X. С. (потом — Югославия), где состоял членом Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.

В 1925 году переехал на жительство в Болгарию, в г. Софию.

В 1931 году уехал во Францию, отойдя от всех церковных дел и проводя свою жизнь в затворе.

6-го февраля 1940 года скончался во французском городке Mosnes почти в полной безвестности. На отысканной, однако, могиле его был поставлен каменный памятник с крестом, но указана на нем дата рождения Владыки неправильно: 1874 год вместо 1872 года, как это ясно видно из сведений о нем в официозе нашего Св. Синода «Церковныя Ведомости» за 1909 год, где описывается его архиерейская хиротония и где указывается, что ему было тогда 37 лет.

Его уход из жизни и сравнительно ранняя кончина — ему было только 68 лет — явилась тяжкой утратой для нашей Русской Православной Церкви Заграницей и для Православия вообще. Он был настоящим ученым богословом и притом строго-православным, без каких бы то ни было уклонов и увлечений в сторону рационализма или модернизма. В частной жизни своей он был великим молитвенником, истинным монахом-аскетом, честнейшим, справедливейшим и незлобивым человеком. Большой знаток святоотеческих творений, он почитал Святых Отцев величайшим авторитетом для нас, считая их выразителями того Священного Предания, которое, наравне со Священным Писанием, принимается св. Церковью, как голос Божественного Откровения — всего того, что открыто нам человеколюбивым Отцем нашим Богом не для удовлетворения праздного любопытства или какого-либо философского спора или совопросничества, а ради величайшего дела нашего вечного спасения.

Как и святитель Феофан Затворник, Владыка Архиепископ Феофан не признавал философствования в области православного богословия, считая, что св. Церковью открыто для нас все, что необходимо знать нам для спасения. Он не допускал никаких своих собственных домыслов и умствований в этой области, никаких новшеств, как учил об этом и святитель Феофан, которого он глубоко чтил: «Для нас и истина, и пути к истине определены однажды навсегда. Мы обладаем истиною, и весь труд у нас обращается на усвоение, а не на открытие ея» («О Православии» стр. 7). Бегайте новин в делах веры и благочестия!» (стр. 17)

И наш Владыка, как святитель Феофан, проповедывал, что «ум должен покоряться под иго веры» и в этом «охрана Православия», ибо ум наш, поврежденный грехопадением, да и сам по себе весьма ограниченный, есть «каверзник», способный далеко увести нас от истинного Православия.

Современное преклонение пред разумом человеческим, как учили оба наших святителя, есть вражда против истинной веры. «Разум точно есть великий дар Божий», учит святитель Феофан Затворник, но даруя его нам, Бог не поставил его источником истины, а только приемником ее!! «Разум есть способность познавать истину, но сама истина не в нем, а должна быть преподана ему со-вне» (стр. 51-52) «Думаешь, что в разуме — проба истине?! Нет. А вот в чем: то учение от Бога, которое исповедуется всею Церковью» (стр. 53). «А самостоятельность изследования, своеличное постижение было и есть всегда источником ересей и заблуждений» (стр. 54).

«От чего пали Арий, Македоний, Несторий и все еретики?

От того, что при возникших вопросах не туда обратились за решением, куда следовало, а к своим соображениям, к своему постижению истины, — запутались и пали. История хранит сии опыты нам в урок, чтобы не поддавались суетному и гордому позыву на самостоятельность и независимость, а смиренно содержали то, что везде, всеми всюду было исповедуемо — или, что тоже, что содержится св. Церковью. Это — единственный незаблудный путь к истине» («О Православии» Еп. Феофана стр. 54-55).

Так твердо веровал и учил и блаженно-почивший Архиепископ Феофан.

Был он и канонистом, не допуская и мысли о пренебрежении свящ. канонами, а тем более — об отмене их, как это замышляется теперь многими модернистами, мечтающими о созыве для этого Вселенского собора.

Прямолинейный, честный, без всякого лукавства, он никогда не склонял главы своей пред сильными и славными мiра сего, и в архипастырской деятельности своей, руководясь указаниями св. Григория Богослова, которого особенно чтил, следовал всегда по прямому пути церковному, не уклоняясь ни вправо, ни влево.

Тяжко переживал он бедствие, постигшее нашу Родину-Россию, ибо был пламенным отечестволюбцем, и верил в воскресение ее, хотя бы на короткое время, на апокалиптические «полчаса».

Тщательно изучив и разоблачив деятельность темных сил в мiре, подготовляющих воцарение Антихриста, он был, по существу, одним из главных идеологов нашей Русской Православной Церкви Заграницей. К сожалению, не все его понимали и достаточно ценили, а были и такие, которые даже зло клеветали на него. Но чем дальше, тем больше мы чувствуем остроту потери такого иерарха — истинного монаха и истинного Архипастыря, Божиею милостью! Вечная ему память!




2019-05-24 276 Обсуждений (0)
АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)