Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Твердость и гибкость в сунне Пророка (меиб)



2019-05-24 202 Обсуждений (0)
Твердость и гибкость в сунне Пророка (меиб) 0.00 из 5.00 0 оценок




Если мы вдумаемся в слова, действия и решения Пророка (мир ему и блпгословение Аллаха), то найдем много разнообразных примеров и доказательств, в которых одновременно отражены твердость (фундаментальность) и гибкость. Вот некоторые примеры.

Его твердость проявлялась в его отказе идти на уступки во всем, что касается распространения призава Аллаха и его ценностей, основ вероубеждения и нравственных качеств. И на любые попытки добиться послаблений в чем-либо из этого при помощи торга, угроз или уговоров ответ Пророка был категоричен и однозначен, поскольку этому его учил Коран.

Так, язычники предлагали Пророку мир на взаимных уступках: сначала Пророк какое-то время поклоняется их богам, а затем они какое-то время поклоняются его Богу. Реакция на такой торг в ниспосланной Аллахом суре была категоричной, поскольку в одном из ее аятов Пророку (мир ему и благословение) было велено прекратить все торги и переговоры: «Скажи: о отрекшиеся, – не поклоняюсь я тому, чему вы поклоняетесь. И вы не поклоняетесь, чему я поклоняюсь. И я не буду поклоняться тому, чему вы поклонялись. И вы не будете поклоняться тому, чему я поклоняюсь. Вам ваша религия, мне моя» (Коран, 109:1-6).

Когда Пророк (мир ему и благословение) прочитал им эти категоричные и доходчивые аяты Аллаха, осуждающие их отречение, заблуждение и упрямство, они сказали: «Приди с другим чтением или поменяй это». На это Аллах ниспослал другой, не менее категоричный аят: «Скажи: не дано мне менять его по своему усмотрению, я лишь следую за тем, что мне внушено, я боюсь пыток в великий День, если ослушаюсь Господа своего. Скажи: если бы Аллах пожелал, не читал бы я его вам и не дал бы вам знания о нем. Я ведь провел среди вас всю жизнь. Разве вы не разумеете» (Коран, 10:15-16.)

Таким образом, Пророк (мир ему и благословение) усвоил из откровения Аллаха то, что он не должен идти на уступки в вопросах, касающихся вероубеждения.

К Пророку (мир ему и благословение) приходил ‘Утба Бен Раби’а и от имени курайшитов предлагал ему все мыслимые мирские блага, которыми дорожат честолюбивые мирские люди, в обмен на прекращение распространение призыва ислама, который уже вошел и в дома людей. Понятно, что он надеялся на слабость Пророка. Вот что он ему предложил: «Хочешь получить, о сын брата моего, имущество в обмен на то, с чем ты пришел и что раскололо наши ряды? Мы соберем тебе из нашего имущества, пока не станешь богаче всех нас, и коль хочешь быть королем – коронуем тебя, коль хочешь чести – возведем тебя нашим главою и не решим без тебя ничего».

Когда он закончил, Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Закончил ли ты, о Абу Валид? Так слушай меня». И прочитал ему начало Суры 41 «Разъяснены», до слов Всевышнего: «И если оградились, так скажи: «Предупредил я вас о молнии как молния ‘Аад и Самуд» (Коран, 41:13). Услышав в ответ эти аяты, Валид сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, о сын брата моего, прекрати делать это [читать Коран]».

Курайшиты раз за разом давили на дядю Пророка – Абу Талиба, чтобы тот тоже постарался задобрить сына своего брата обещаниями благ: возможно, это усыпит бдительность Пророка или уменьшит его рвение. Абу Талибу однажды даже пригрозили, что если Мухаммед не оставит в покое их богов и веру их отцов и не прекратит порочить их мечты, они сойдутся с ним и племенем Хашим [племя Абу Талиба] в бою и будут биться с ним до конца.

Абу Талиб не устоял перед этими угрозами и предложил Мухаммеду подумать об их требованиях и послушаться их. Он сказал Мухаммаду: «Не возлагай на меня больше моих сил». По интонации дяди Пророк (мир ему и благословение) понял, что он не оправдал его надежд. От этого ему на глаза навернулись слезы, но это были слезы решимости. И тогда Пророк сказал свои знаменитые слова: «Клянусь Аллахом, о дядя, ежели б мне в правую руку вложили солнце, а в левую – луну, дабы я оставил это дело, я бы не оставил его, покуда Аллах не возвысит его или покуда я не умру, не свершив его».

Однако мы знаем, что Пророк (мир ему и благословение) всегда действовал с учетом конкретных обстоятельств, особенно в политических вопросах и в переговорах с врагами – и в этом проявилась его исключительная гибкость как политика и военного стратега. Он обладал необходимыми для этого качествами: проницательностью (умением разобраться в ситуации и адекватно оценить ее), терпимостью и уважением к оппонентам, готовностью до конца выслушать их доводы.

Давайте посмотрим, насколько гибко действовал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) как военный стратег и политик.

В день битвы Аль-Ахзаб Пророк, последовав совету Сулеймана, вырыл ров вокруг Медины. Затем он созвал вождей ансаров [коренных жителей Медины] на совещание, чтобы обсудить, как подкупить союзников курайшитов провизией – дабы внести раскол в ряды врага, чтобы выиграть время для перегруппировки сил.

Заключая мирный договор с курайшитами, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подписался словами «Во имя твое, о Господь» (которые были распространены и до ислама), а не словами «Во имя Аллаха, Милостивого Милосердного», поскольку курайшиты отказались их писать.

Мухаммад не возражал, чтобы его называли только по имени, при этом не величая званием “пророк” (т.е. просто Мухаммад, а не Мухаммад-пророк).

Пророку (мир ему и благословение) доводилось идти на мир с врагами на таких условиях, которые казались невыгодными или опасными для мусульман, однако впоследствии мусульмане всегда оказывались в выигрыше. Вспомним худейбийский договор.

Из приведенных примеров понятно, что Пророк был тверд и непреклонен там, где дело касалось идеологии и принципов ислама, а также его пропаганды. Поэтому здесь он не торговался ни с кем и не шел ни на какие уступки. Но если дело касалось тактических вопросов в процессе борьбы за дело ислама (и тем более обыденных вопросов), т.е. как лучше сделать, чтобы приблизить конечную цель, единственным принципиальным моментом для Пророка было одно – достижение этой цели.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проявил одновременно и твердость, и гибкость, когда вел переговоры с представителями племени Сакиф. Они сказали Пророку, что примут ислам, но попросили оставить им еще на три года их идола Аль-Ляат, которому они поклонялись. Однако Пророк ответил отказом. Тогда они сбавили этот срок на год, но Пророк снова отказал. Тогда они стали сбавлять срок сначала на год, потом на месяц, но Пророк отказывал. И, наконец, они сбавили срок до одного месяца, но Пророк им и в этом отказал и потребовал послать Абу Суфьяна и Аль-Мугира, чтобы те разрушили идола.

После этого члены племени Сакиф предложили Пророку такое условие: они сами разобьют своих идолов, а он за это отменит для них обязательную молитву. На что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Что до разрушения идолов своими руками – в этом мы вас помилуем [т.е. позволим вам это сделать], а вот что до молитвы – так нет хорошего в религии, коль нет в ней молитвы».

Пророк всегда был тверд по отношению к ворам, даже если у них были авторитетные заступники. Однажды знатная курайшитка Махзумийя совершила воровство, а курайши попытались отвести от нее наказание, отправив к Пророку Усаму Бен Зайда, чтобы тот за нее вступился. Но Пророк встал и произнес гневную речь: «Воистину, тех, кто был до вас, погубило то, что коль воровал кто-то высокопоставленный средь них – его оставляли, а коль воровал кто-то слабый [безызвестный] средь них, его наказывали. Клянусь Аллахом, коль своровала бы Фатима, дочь Мухаммада, я отсек бы ей руку».

Гибкость Пророка проявилась в его предписании “не отсекать руку во время сражения” (Абу Дауд). Здесь Пророк выносит решение для конкретных обстоятельств, т.е. боевых действий, – дабы не провоцировать дезертирство в войсках. И еще один подобный пример: «Не прибегайте к наказаниям, коль это можно, а того, для кого найдете выход [т.е. законное оправдание], отпускайте. Пусть лучше глава [судья и т.п.] ошибется, прощая, нежели ошибется, наказывая» («Жизнь пророка» Ибн Хишама).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда был тверд и категоричен в том, что касается выполнения основных исламских обязанностей (актов поклонения): молитвы, закята, поста и т.д.: «Кто оставил послеполуденную молитву – дела его пропали. А тому, кто пренебрег кое-чем из молитвы, предстоят мучения в могиле, как и тому, кто не очистился после отправления нужды» (Бухари и Муслим).

А также (передано от Ибн Аббаса): «В исламе есть три правила, три основы, которые из сердца [этой ]религии; кто оставил что-то из них, тот отрекся, и [по этой причине] кровь его разрешена: [эти правила включают] свидетельство, что нет божества кроме Аллаха, обязательную молитву и пост в месяц Рамадан». А также (передано от Абу Хурайры): «Кто испортил пост в месяц Рамадан без причины или болезни – ему не поможет, коль даже он будет поститься весь год».

Однако на фоне этой непреклонности Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в том, что касается молитвы, мы видим множество облегчений в законах о молитве и посте – при болезни, путешествии, непреднамеренной ошибке, забывчивости, нападении на молящегося и других чрезвычайных обстоятельствах.

К примеру, во время путешествия четыре ракята молитвы сокращаются до двух. Далее, две молитвы совмещаются во время боевых действий (как это делал Пророк (мир ему и благословение), во время дождя, при общем надвигающейся опасности и т.п. Однако из слов самого Пророка мы видим, что совмещение молитв допустимо не только в чрезвычайных обстоятельствах. Когда Пророка спросили о причине и мудрости совмещения молитв, он сказал: «Он [Пророк] не хотел причинять неудобства своему народу».

Устранить неудобства для молящихся (а также обезопасить их здоровье) призван и закон о Таяммума [обтирании песком лица и рук с предплечьями], если, к примеру, отсутствует вода или омовение водой причинит вред. По этой же причине действует и разрешение прервать пост больному, путешественнику, беременной или кормящей женщине, пожилому человеку, воинам в боевой обстановке. А тому, кто, забыв про свой пост, случайно принял пищу, Пророк (мир ему и благословение) велел продолжать держать пост, сказав, что это Аллах накормил и напоил его.

Пророк, проявляя гибкость в переговорах, однако был тверд в соблюдении законов ислама при формулировании условий договора. Он говорил, что если люди выдвигают условия, которых нет в Книге Господа, то какими бы ни были эти условия (да хоть сотня условий), они не правомочны (Бухари «Отпущение раба»). Следовательно, гибкость в переговорах проявляется в том, что разрешено ставить любое условие, если только оно не противоречит исламу (Корану или Сунне). Иными словами, при переговорах не разрешено запрещенное и не запрещено разрешенное. Как сказал Пророк: «Мусульмане делают согласно своим условиям», т.е. мусульмане могут подписывать любой договор, если только он не противоречит законам ислама.

Твердость Пророка (мир ему и благословение Аллаха) проявлялась в непризнании правомочности решения суда, если оно вынесено некомпетентным лицом, пусть даже и правильно рассудившим. Однако Пророк здесь тверд потому, что такой суд проходил не по законам Аллаха, а правильное решение было лишь случайным совпадением. То же самое касается вынесения несправедливого решения профессиональным судьей из корыстных побуждений (любви к мирскому), о чем сказано в хадисе: «Двум судьям [уготован] огонь и одному рай: человеку знающему правду и судившему по ней – рай, человеку, знающему правду и судившему не по ней – огонь, человеку, не знающему правду и судившему по невежеству – огонь».

Гибкость Пророка проявлялась в том, что он приветствовал мнение других людей по вопросам, на которые нет прямого ответа в Коране или Сунне. Так, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приветствовал решение сподвижников по поводу молитвы в племени Курайза (сам Пророк сказал, что не будем молиться нигде, кроме как в племени Курайза): одни поняли это в прямом смысле, но другие – как призыв поспешить в племя Курайза, чтобы успеть помолиться там. Хотя мнения сподвижников разошлись, Пророк не отверг ни одно из них, а своим молчанием одобрил оба.

Одобрив собственные мнения сподвижников, Пророк тем самым заложил основы иджтихада – вынесения решений по вопросам (касающихся и настоящего, и будущего), на которые нет прямого ответа в Коране или Сунне, с помощью различных методов. Сущность этих методов – в умозаключениях на основе исследования достоверных исламских источников. А муджтахиды – правоведы, имеющие право на вынесение таких решений – стали одними из самых уважаемых людей в исламском обществе: «Коль муджтахид искал ответ и нашел его – ему двойная награда, а коль не нашел – ему награда».

Твердость Пророка отражалась в неприятии новшеств во всем, что касается поклонения и приближения к Аллаху, поскольку поклонение основано на Послании свыше. Поэтому поклоняться Аллаху необходимо лишь так, как это постановил Он Сам, а не так, как это кажется слабому, податливому на фантазии и страсти человеческому уму. Напомним, что новшества в поклонении (т.н. ритуальные новшества) – это один из основных «способов» искажения и фальсификации любой религии.

Понятно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сразу же «прикрыл» это пагубное направление в религии. Вот его слова, переданные от Аиши: «Кто ввел в нашу религию то, что не из нее, – это не принимается» (Бухари, Муслим). В другой версии: «Предостерегаю вас от новшеств, ибо, поистине, все новшества есть заблуждение» (Муслим, Ахмад, Абу Дауд, Тирмизи).

Однако ислам поощряет изобретательность и новшества в мирских делах, к примеру, в средствах передвижения «И сотворяет то, чего вы не ведаете». (Коран, 16:8). И как средства войны, которые упомянуты в словах Всевышнего: «И готовьте им, что можете из силы». (Коран, 8:60). Так же сооружение больших плотин, на что указывает история о «Зу Аль-Къарнейн» в Суре 18 «Пещера», и другие военные и гражданские изобретения, на что указывает священный аят: «И низвели мы железо в нем сильное зло и польза для людей». (Коан, 57:25).

Как известно, по подсказке Сальмана аль-Фариси (одного из сподвижников) Пророк велел вырыть ров вокруг Медины во время битвы Аль-Ахзаб. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также использовал катапульты во время битвы при Таифе, и вообще способствовал развитию военной техники. Он даже приравнял производителя стрел к воюющему этими стрелами, сказав, что они удостоятся одинаковой награды от Аллаха.

Далее, Пророк призывал мусульман не ограничиваться лишь сельским хозяйством (земледелием и животноводством), т.е. фактически предостерегал их от того, что мы ныне называем «однобокостью» экономики. А развитие новых видов деятельности внутри страны – разнообразных ремесел в ту эпоху либо высокотехнологичных отраслей промышленности в наше время – возможно лишь на новой технической базе, что требует постоянного изобретательства и нововведений.

Гибкость Пророка (мир ему и благословение Аллаха) также проявлялась в том, что он отказывался от собственного мнения в пользу мнений сподвижников, когда видел, что в том или ином мирском вопросе они разбираются лучше него. И это не удивительно – ведь он не получал откровения о мирских проблемах и потому не считал здесь себя единственным авторитетом. Такая позиция Пророка еще раз подтверждает нам, что мирские проблемы мы должны научиться решать для себя сами исходя из своих конкретных (и благих) нужд.

Вспомним в этой связи историю с опылением пальм, т.е. обычным делом для земледельцев из Медины. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у мединцев, что они делают с пальмами, и они объяснили ему, что опыляют их. Тогда он усомнился в правильности такой технологии. Когда его слова дошли до сподвижников, те сочли это откровением и, стало быть, законом, перестали опылять пальмы и в итоге не получили урожай. Узнав об этом, Пророк сказал: «Поистине, я [лишь] человек. Коль я велел вам что-то в вашей религии – придерживайтесь этого, а коль велел вам что-то по своему усмотрению – то, поистине, я человек». В другой версии: «Я только предположил, а посему не судите меня строго меня из-за этого – вы ведь более осведомлены о делах жизни вашей [вашей жизни в этом мире]».



2019-05-24 202 Обсуждений (0)
Твердость и гибкость в сунне Пророка (меиб) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Твердость и гибкость в сунне Пророка (меиб)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)