Несколько слов о важном
Использование жилого помещения в предпринимательской деятельности С. Н. Кудряшов, редактор журнала «Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение» Все чаще мы становимся свидетелями того, как хозяйствующие субъекты, будь то организации или индивидуальные предприниматели, организуют свою деятельность буквально по соседству – в жилых домах. Следует отметить, что действующее законодательство запрещает таким субъектам осуществлять предпринимательскую деятельность в жилых помещениях. Так, в соответствии с п. 2 ст. 671 и п. 3 ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначены только для проживания граждан, а использование квартир в других целях (например, под офис) допускается только после перевода последних в нежилые помещения. Однако здесь есть свои ограничения и нюансы, которые, по меньшей мере, надо знать и учитывать налогоплательщикам. В данной статье рассмотрены вопросы по переводу жилого помещения в нежилое для использования его в предпринимательской деятельности. Несколько слов о важном Прежде чем рассматривать вопрос о переводе жилого помещения в состав нежилого фонда, отметим, что в определенных случаях жилищное законодательство позволяет использовать жилое помещение в предпринимательской деятельности налогоплательщика, но с одной оговоркой (п. 2 ст. 17 ЖК РФ): если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Так, в соответствии с п. 6, 7 ст. 21 Федерального закона № 63-ФЗ адвокат может использовать в профессиональной деятельности (для размещения адвокатского кабинета) жилое помещение, которое принадлежит ему или членам его семьи на праве собственности, с согласия последних, или занимаемое им по договору найма, соответственно, если не против наймодатель. Вместе с тем такие случаи, предусмотренные действующим законодательством, что называется, можно пересчитать по пальцам. Если обратиться к арбитражной практике, то она неутешительна. Вообще, по мнению арбитражных судей, любые сделки, направленные на использование жилого помещения в целях иных, чем проживание граждан, не порождают правовых последствий (Постановление ФАС МО от 08.05.2002 № КГ-А40/2777-02). Можно привести Постановление ФАС ЗСО от 05.10.2006 №?Ф04-6453/2006 (27008 А46-13), в котором сделан вывод о том, что сделки, связанные с арендой (имущественным наймом), безвозмездным пользованием, а также иным, не связанным с проживанием граждан использованием организациями жилых помещений, которые не были переведены в нежилые в порядке, установленном жилищным законодательством, являются ничтожными (см. также Постановление ФАС ЗСО от 24.11.2005 № Ф04-8366/2005 (17135 А70-9)). В Постановлении ФАС ВВО от 23.10.2006 № А82-2816/2006-2 рассмотрена ситуация, в которой индивидуальный предприниматель в арендованном помещении организовал парикмахерскую. Однако в соответствии с техническим паспортом на жилой дом арендованное помещение относится к жилому фонду. В результате суд заключил, что передача жилого помещения в аренду в целях его последующего использования под парикмахерскую нарушает нормы гражданского и жилищного законодательства, признал договор аренды указанного помещения недействительным и обязал бизнесмена вернуть арендуемое помещение арендодателю. Обратите внимание: если в качестве арендодателя или собственника жилого помещения, используемого в предпринимательских целях, выступает гражданин (физическое лицо), то его могут привлечь к административной ответственности по ст. 7.21 «Нарушение правил пользования жилыми помещениями» КоАП РФ. Ему грозит либо предупреждение, либо штраф, размер которого составляет от 1 000 до 1 500 руб. Заметьте, оштрафовать могут только гражданина (физическое лицо). Организацию, ее должностных лиц или индивидуального предпринимателя привлечь по данной статье не получится – нет законных оснований. Напомним, в целях применения КоАП РФ индивидуальные предприниматели приравниваются к должностным лицам (ст. 2.4). Однако если арендодателем или собственником выступает другая организация (индивидуальный предприниматель), то в соответствии со ст. 167 ГК РФ им необходимо будет вернуть полученную арендную плату в полном объеме (при наличии арендных отношений) и, соответственно, изменить данные налогового и бухгалтерского учета. Вместе с тем организацию могут привлечь и к административной ответственности, если это предусмотрено законодательством субъекта РФ. Например, в Постановлении ФАС ДВО от 06.07.2005 № Ф03 А73/05-2/1631 рассмотрена следующая ситуация. По результатам проверки жилищная инспекция Хабаровска установила, что квартира в жилом многоквартирном доме используется под офис. В результате было вынесено предписание об освобождении помещения и протокол об административном правонарушении, а организацию привлекли к ответственности по ст. 4.18 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 руб. В соответствии с данной нормой использование не по назначению помещений в многоквартирных домах… влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 до 200 МРОТ. При этом суд подтвердил правомерность принятых чиновниками документов, указав, что факт использования жилого помещения под офис подтверждается актами обследования и проверки, из которых следует, что в квартире установлена офисная мебель, имеются 7 компьютеров, работают люди. Документы, подтверждающие факт заселения в указанное помещение командированных работников, а также проживание их в данном помещении в период командировок, общество не представило. Обратите внимание: если организация или индивидуальный предприниматель переоборудуют жилое помещение без согласия нанимателя (собственника) помещения, в результате существенно изменятся условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, то хозяйствующий субъект рискует быть привлеченным к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ. Размер штрафа в данном случае может составить: для индивидуальных предпринимателей (должностных лиц) – от 4 000 до 5 000 руб.; для организаций – от 5 000 до 10 000 руб Правовые аспекты Начнем с того, что порядок перевода жилых помещений в нежилой фонд прописан в Жилищном кодексе, в частности, данному вопросу посвящена отдельная гл. 3 «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение». Следует отметить, что не каждому жилью (квартире) можно присвоить статус нежилого помещения. Жилищный кодекс предъявляет ряд требований, условий к квартирам для перевода их в состав нежилого фонда. Так, в соответствии со ст. 22 ЖК РФ помещение (квартира) может быть переведено в нежилое, если: имеется техническая возможность организовать отдельные входы (выходы) в данном помещении; если квартира расположена на первом этаже многоквартирного дома или выше первого этажа, но помещения, находящиеся непосредственно под квартирой, не относятся к жилому фонду; если право собственности на «переводимое» помещение не обременено правами каких-либо лиц (не находится в залоге, под арестом); данное помещение не используется собственником в качестве места постоянного проживания. (Забегая вперед, отметим, что если «переводимое» помещение не отвечает хотя бы одному из вышеперечисленных требований, то это повод для отказа в переводе жилого помещения в нежилое (пп. 3 п. 1 ст. 24 ЖК РФ)). Необходимые документы Следующий шаг в процедуре перевода квартиры в нежилое помещение – сбор необходимых документов. В соответствии с п. 2 ст. 23 ЖК РФ пакет документов должен включать: 1. Заявление о переводе помещения (квартиры) в состав нежилого фонда. Отметим, что форма заявления действующим законодательством не утверждена. Соответственно, оно может быть составлено произвольно. По сути данный документ выполняет роль сопроводительного письма, в котором необходимо указать прилагаемые к нему документы, а также, по мнению автора статьи, планирует ли заявитель переустройство или перепланировку помещения, кому адресовано данное заявление (наименование органа местного самоуправления) и, собственно, само намерение организации перевести квартиру в разряд нежилых помещений. Заявление можно составить на фирменном бланке организации с печатью за подписью генерального директора или уполномоченного лица (представителя организации), однако в последнем случае у заявителя должна быть соответствующая доверенность. 2. Правоустанавливающие документы на «переводимое» помещение. Основным правоустанавливающим документом на помещение в РФ является свидетельство о государственной регистрации права собственности на тот или иной объект недвижимости, которое выдается территориальным органом Федеральной регистрационной службы, на который возложены полномочия по ведению Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 2 Правил ). Напомним, в данном реестре налогоплательщик должен зарегистрировать сделку по приобретению помещения (квартиры), после чего он получает правоустанавливающий документ. Жилищный кодекс предоставляет собственникам «переводимого» помещения право выбора: представить подлинники правоустанавливающих документов или их копии, заверенные нотариусом. 3. Технический паспорт «переводимого» помещения (квартиры), а также поэтажный план дома, в котором находится данное помещение. Обязанность по технической инвентаризации и паспортизации жилищного фонда возложена на бюро технической инвентаризации (БТИ) (п. 3, 7 Положения ). Соответственно, для получения вышеупомянутых документов необходимо обратиться в БТИ по месту нахождения помещения (квартиры) с заявлением о составлении указанных документов и с гарантией их оплаты (гарантийное письмо), приложив к нему свидетельство о праве собственности на жилое помещение и доверенность представителя организации. 4. Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки «переводимого» помещения. Проект собственник помещения готовит самостоятельно, однако его окончательный вариант необходимо согласовать с органом местного самоуправления по месту нахождения помещения. Для этого следует обратиться в данный орган с соответствующим заявлением и приложить к нему: правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. В связи с этим приведем Постановление ФАС СКО от 12.07.2006 №?Ф08-3149/2006, в котором департамент культуры оспорил распоряжение главы органа местно самоуправления по переводу жилого помещения в разряд нежилых. В спорном распоряжении собственнику помещения указано провести перепланировку в соответствии с представленным проектом. Вместе с тем, как выяснилось, здание, в котором расположено помещение, поставлено на государственную охрану как памятник истории и культуры (архитектуры) местного значения, а проект перепланировки помещения не был согласован с департаментом культуры (заключение не представлено). Таким образом, суд правомерно признал распоряжение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в состав нежилого фонда недействительным. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления не позднее чем через 45 дней со дня представления указанных документов в орган местного самоуправления (п. 4 ст. 26 ЖК РФ). В течение трех дней с момента принятия решения о согласовании проекта заявителю выдается или направляется по адресу, указанному в заявлении, документ, подтверждающий принятие такого решения, который и является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Формы заявления и документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266. После представления вышеперечисленных документов в орган, осуществляющий перевод помещений, заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их представления (п. 3 ст. 23 ЖК РФ). Обратите внимание: приведенный выше перечень документов является исчерпывающим, то есть требовать другие документы, кроме установленных п. 2 ст. 23 ЖК РФ, орган местного самоуправления не вправе. Это четко прописано в п. 3 указанной статьи кодекса. В Постановлении ФАС ЗСО от 05.04.2006 № Ф04-2161/2006 (21143 А02-22) рассмотрена следующая ситуация. Городская администрация отказала индивидуальному предпринимателю в переводе помещения в состав нежилого фонда, сославшись на то, что в пакете документов отсутствуют разрешение ГИБДД по организации и обустройству автостоянки, а также согласие собственников смежных квартир на данный перевод. Но ФАС СЗО с такой позицией чиновников не согласился и признал решение об отказе в переводе жилого помещения в нежилое неправомерным, указав, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать другие документы, кроме установленных п. 2 ст. 23 ЖК РФ. Обратите внимание: жилищное законодательство не содержит требования о том, чтобы владелец «переводимого» помещения получил согласие от собственников помещений (квартир), примыкающих к помещению, переводимому в разряд нежилых. Вместе с тем, по мнению автора статьи, если есть возможность заручиться одобрением соседей, то оно будет нелишним и поможет избежать препятствий при переводе. Дело в том, при отсутствии такого согласия местные законодатели, предполагая возможные возражения собственников соседних помещений, на практике, как правило, не отказывают в переводе жилого помещения в разряд нежилых, но более детально, педантично, если хотите, подходят к принятию решения о переводе. Какой вердикт? Сорок пять дней – срок, в течение которого чиновники должны принять решение о переводе либо об отказе в переводе жилого помещения в нежилое с момента представления заявителем в орган местного самоуправления пакета документов. Со дня вынесения решения в трехдневный срок последний вручает заявителю или направляет ему по почте на адрес, указанный в заявлении, уведомление о переводе (отказе в переводе) жилого помещения в нежилое (п. 5 ст. 23 ЖК РФ), форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ № 502 . Обратите внимание: отказать в переводе помещения в нежилой фонд чиновники могут только в определенных случаях (п. 1 ст. 24 ЖК РФ), а именно: непредставление указанных выше документов; представление документов в орган местного самоуправления не по месту нахождения жилого помещения (квартиры); «переводимое» помещение не соответствует критериям ст. 22 ЖК РФ, например, отсутствует техническая возможность организовать отдельный вход в помещение. Так, ФАС СКО в Постановлении от 26.10.2006 №?Ф08-4957/2006 поддержал орган местного самоуправления, отказавший заявителю в переводе жилого помещения в нежилой фонд, указав, что для перевода спорного помещения в нежилое необходимо организовать отдельный доступ в него, то есть провести перепланировку с отдельным входом; проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не отвечает требованиям действующего законодательства. Обратите внимание: решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на перечисленные нарушения (п. 2 ст. 24 ЖК РФ). Следовательно, во всех остальных случаях чиновники обязаны принять решение о переводе жилого помещения в состав нежилого фонда, иначе решение органа местного самоуправления об отказе в таком переводе можно обжаловать в судебном порядке. Благо, положительной арбитражной практики хватает. Например, в Постановлении от 23.05.2006 № Ф09-4051/06-С3 ФАС УО поддержал индивидуального предпринимателя, изъявившего желание перевести квартиру в нежилое помещение для использования его под магазин продовольственных товаров. Бизнесмен обратился в администрацию Перми с соответствующим заявлением, приложив к нему документы, предусмотренные п. 2 ст. 23 ЖК РФ. Но чиновники заявили, что вопрос о переводе жилого помещения в нежилое будет рассмотрен только после того, как предприниматель представит полный пакет документов, соответствующий регламенту, утвержденному приказом заместителя главы города (начальника Департамента планирования и развития территории г. Перми). Предприниматель обратился в суд, который расставил все точки над «i». По мнению ФАС УО, поскольку предпринимателем были представлены все документы, предусмотренные жилищным законодательством, а отказ городской администрации со ссылкой на регламент не предусмотрен п. 2 ст. 24 ЖК РФ, действия чиновников не соответствуют действующему законодательству.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |