Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Охрана дикой природы с позиций мировых религий.



2019-05-24 229 Обсуждений (0)
Охрана дикой природы с позиций мировых религий. 0.00 из 5.00 0 оценок




Я попросил дерево: Скажи мне о Боге. И оно зацвело.

Р. Тагор

Религиозные мифы, символы и образы для многих людей являются главным средством при определении добра и зла, при мотивировании тех или иных поступков, решении личных и общественных проблем.

Религия и церкви считаются одними из основных институтов, формирующих общественное мнение. Они являются источниками многих наших ценностей и оказывают решающее влияние на человеческие действия. Если мы желаем защитить природу, мы не можем избежать религии.

Религия может разбудить в людях сознание, отличное от материалистического. Она помогает осознать, что контроль человека над живым и неживым миром не безграничен. Религия внушает идею, что человеческую жизнь нельзя мерить материальными благами и цель жизни не заключается в максимальном потреблении.

Так как между различными религиями существуют значительные метафизические, этические, антропологические и социальные различия, то синтез ключевых концепций и положений, касающихся сохранения природы, взятых из всех религий, может стать основой новой и действенной экологической идеологии и философии. Причем здесь важны не только базовые тексты Библии, Корана, Талмуда и т.п., но и другие религиозные источники: апокрифы, писания различных святых, размышления современных теологов, народные религиозные верования. Важное значение имеет также экофилософская интерпретация этих источников.

Лидеры некоторых церквей уже понимают необходимость "позеленения" религии и делают в этом плане серьезные шаги. В начале 1980-х годов группа саудовских ученых проштудировала Коран на предмет отрывков, связанных с окружающей средой и создала особый свод "Исламских принципов охраны природы". Не остались в стороне и джайнисты. Они разработали "Джайнистскую декларацию о природе".

В сентябре 1986 года по предложению Всемирного Фонда охраны дикой природы (WWF) представители мировых религий встретились в Ассизи (Италия) -- месте рождения Франциска Ассизского -- святого покровителя экологов, дабы впервые вместе обсудить вопросы экологии и сотрудничества в этом вопросе религий.

В 1985 году тайландским экологом Нэнси Нэшем начат проект "Буддийское восприятие природы". Целью проекта является улучшение экологического понимания буддизма, активизация действий буддистов в защиту природы.

Определенные сдвиги в плане экологии наблюдаются и в деятельности Русской православной церкви. Недавно ею был разработан и принят основополагающий документ -- "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", где специальный раздел посвящен экологическим проблемам. В частности, в нем содержится очень важное заявление, что "природа есть не вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического и безответственного потребления, но дом, где человек домоправитель, и храм, где он священник, служащий единому Творцу". (13)

Нельзя не подчеркнуть также и большую роль Русской православной церкви в запрещении проведения осенью 2001 года в Москве такого жестокого и антиэкологического развлечения как коррида.

Как я уже заметил выше, различные религии содержат свои собственные экологические ценности, по разному выраженные. Однако, к сожалению, часто эти ценности не понимают и не практикуют даже на местах. Поэтому нужно способствовать переоценке этих ценностей и их укреплению в самих религиозных центрах и во всем мире, где религиозные общности оказывают влияние на мнение и поведение людей.

Многие экофилософы и деятели природоохраны сходятся во мнении, что буддизм является во многом "экологической" религией. Забота о благе природного мира всегда считалась важным элементом в буддизме. Буддизм утверждает, что Вселенная и все существа в ней внутренне находятся в состоянии совершенной мудрости, любви и сострадания, действуя в естественной реакции и взаимозависимости. Многие этики видят в буддийских верованиях мягкую, глубокую и могучую модель взаимодействия между природой и человеком.

Согласно буддизму мир, включая природу и человечество, взаимосвязан с функционирущей моральной силой. Если в обществе восторжествует аморальность, люди и природа деградируют; если верх одержит моральность, качество человеческой жизни и природы улучшится.

Буддизм отстаивает уважение, сострадание и альтруизм в отношении всех живых существ. Буддизм придерживается принципа "ахимсы", ненасилия по отношению к другим существам. Это означает отказ не только от всех дел, но и от всех мыслей, несущих насилие живым существам.

Очень близок по своим экологическим взглядам к буддизму джайнизм. Джайнизм учит, что каждое живое существо наделено материальной душой, не менее чистой и бессмертной, чем человеческая. Джайнизм довел до полного логического развития принцип "ахимсы", и наиболее бескомпромиссно защищает все формы жизни. Джайнисты известны тем, что организовывают по всей Индии лечебницы для животных, выкупают на базарах овец и коз, предназначенных на убой. Они являются строгими вегетарианцами, отказываются есть другую пищу, кроме объедков того, что было приготовлено для других, и тщательно процеживают воду, чтобы не проглотить каких-либо водных организмов, и не едят при свете, дабы в пищу и огонь не попали насекомые.

Индуизм верит в особую ценность жизни и учит ненасильственному отношению к природе. Святость жизни -- один из основополагающих принципов этой религии. Только Бог имеет абсолютную власть над всеми созданиями, поэтому люди не могут распоряжаться ни собственной жизнью, ни жизнью других существ. Поэтому люди не должны действовать как наместники Бога на земле.

Святость божьего творения означает то, что мы не можем нанести вреда другим видам без достаточного на то оправдания. Все жизни равноценны и имеют одинаковое право на существование. Земля принадлежит всем существам, а не только людям.

"Бхагават Гита", одна из основных книг индуизма, содержит изречение -- "спаси природу или умри". Эти слова взяты из диалога Кришны со слугой Аруна.

Наиболее важным аспектом индусской теологии является вера в то, что Высшее Существо само воплощается в другие существа. Поэтому всем видам животных должно оказываться почтение. Согласно индуизму деревья являются одушевленными, чувствующими радость и печаль. Каждое дерево имеет свой дух, которому молятся и делают приношения в виде воды и сладостей. Индусы полагают посадку дерева религиозной обязанностью.

Согласно индусской традиции существует три базовых категории леса: 1) Шриван -- лес, приносящий благосостояние; 2) Танован -- лес, где мудрецы пребывают в поиске истины, священный лес; 3) Махаван -- большой природный лес, где все существа находят укрытие.

Лес "танован" оберегается в качестве мест, где практикуются религиозные обряды. Здесь живут святые отшельники. Именно в таких лесах возникали новые ведические учения индуизма. Присутствие мудрецов гарантировало защиту леса. Ни одно животное или дерево не могло пострадать вблизи них. За нарушение этих религиозных запретов несли наказание даже цари.

Даосизм провозглашает культ Дао, Пути природы. Все, что делается против Дао, против природного пути, например, уничтожение участков дикой природы, гибель видов -- неправильно и ведет к беде. Даосизм смеется над любой попыткой человека контролировать дикую природу, он настаивает на праве дикой природы развиваться самой по своим законам.

Ислам содержит очень много правил, притч и поучений в защиту живой природы. Так Мухаммед заявлял, что посадка деревьев может служить заменой милостыни. Он учил, что если придет Судный день и у тебя в ладони окажется росток пальмы, ты должен посадить его. Даже если будет потеряна всякая надежда, посадка должна продолжаться, так как посадка дерева -- хорошее дело само по себе. Посадка пальмового ростка продолжает процесс развития и способствует продолжению жизни, даже если не предвидится никакой от нее выгоды.

Один из фундаментальных принципов ислама -- "мизан" (принцип среднего пути) означает, что все в природе, в том числе и человек, должно подчиняться определенным божественным (экологическим) законам. Поэтому мы должны признавать порядок, который существует вокруг нас, для самих себя и для остальных творений. Другой принцип ислама -- "халифа" означает, что люди больше, чем друзья земли, они ее стражи. И их священный долг отвечать за землю. Согласно исламу в мире (природе) есть нечто скрытое Богом от людей и запретное. С этим миром нельзя соперничать, он сам по себе, как сам по себе Бог, самостоятелен по отношению к человеку.

Иудаизм утверждает, что мир представляет собой единую сущность, и что жизнь является ценностью, которая должна сохраняться во всех живых существах также, как и в человеке. Иудаизм, как и христианство, рассказывает очень экологическую историю о Ное, первом защитнике биоразнообразия, который спас все виды вне зависимости от их полезности для человека. Согласно одной раввинской притче, Ной и его семья были спасены только из-за сострадания к диким животным, за которых они отвечали. Часто, гласит притча, они отказывали себе во сне по ночам из-за того, чтобы покормить своих подопечных. Согласно иудаизму, любое творение хорошо, ибо отражает славу своего творца.

Анализируя экологические идеи в христианстве, первым делом нужно упомянуть святого Франциска Ассизского (1182--1226), основателя Францисканского ордена монахов римо-католической церкви. По мнению американского историка Линн Уайт, его можно назвать таким же революционным реформатором в христианстве, как и Христа (15).

Франциск подчеркивал присутствие Бога в разнообразии существ и его желание того, чтобы люди радовались этому разнообразию и восхваляли Бога за это. Он считал, что восхваление должно выражаться действиями, согласующимися с уважением к созданному биоразнообразию, а не просто соблюдением строгого правила воздержания от причинения вреда живым существам. Франциск полагал, что не существа должны служить человеку, а человек существам. В этом, как полагает известный американский экотеолог Д. Хьюджес, он стал радикальнее джайнистов (14).

Франциск настаивал на изначальном добре и считал животных одной семьей с людьми. Святой ко всем существам обращался, как к своим братьям и сестрам. Родство ценно своей связью, но не менее ценен в нем элемент индивидуальности. Как следует обращаться с братом или сестрой? -- Их не следует эксплуатировать, их надо любить и уважать из-за родственной связи. Расширение этой концепции до включения всего сущего и стало проявлением гениальности святого.

Его забота о животных привела к тому, что он не убивал их, хотя строгим вегетарианцем не являлся. Он выступал в защиту зверей в неволе, заботился о них или освобождал. Он уважал и неживую природу: старался не наступать на воду и почитал скалы. Он заставил людей кормить волка, взяв с него клятву не красть овец. Он просил садовников оставлять в садах место для диких трав, дабы "красота цветов могла возвещать о возможностях Отца всех существ", создав своего рода прообразы заказников для дикой природы (14).

Список литературы

1. Закон США о дикой природе, 2001. В кн. Борейко В.Е. Современная идея дикой природы, К., КЭКЦ, стр. 78

2. Porteous A. Forest folklorе, mythology, and romance, London, George Allоn, Unwin Ltd, 1928, 290 p.

3. Нижегородские марийцы, сост. Н.В. Морохин, Йошкар-Ола, Министерство культуры республики Марий Эл, 1994, стр. 207- 208.

4. Налимов В.П., Священные рощи удмуртов и мари. В кн. Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле, К., КЭКЦ, 1999, стр. 99-100, издание второе дополненное.

5. Snyder G. Good, wild, sacred, Fivе Seasons Press, Madley, 1984, pp. 14-15.

6. Кожевников Г.А., О необходимости устройства заповедных участков. В кн. Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле, К., КЭКЦ, издание второе, дополненное, 1999, стр. 75

7. Кожевников Г.А., Вопрос об охране природы на Естественно- историческом совещании Центрально-промышленной области, там же, 1999, стр. 84.

8. Семенов-Тян-Шанский А.П., Задачи момента в деле охраны природы в России, там же, 1999, стр. 196.

9. Семенов-Тян-Шанский А.П., Свободная природа, как великий живой музей, требует неотложных мер ограждения, там же, 1999, стр. 64.

10. Успенский П.Д., Сознание в природе, там же, 1999, стр. 198.

11. Щербина Н.Ф., Избранные произведения, Л. Советский писатель, 1970, стр. 154.

12. Львов А.В., "Я знаю, есть в мире частичка моя...", Иркутск, Иркутская областная типография, 1999, стр. 283).

13. Основы социальной концепции Русской Провославной Церкви. ХШ Церковь и экология. Гуманитарный экологический журнал, т. 3, вып. 2, 2001, стр.51.

14. Hughes D., Francis of Assisi and the diversity of creation, Environmental ethics, 1996, pp. 311-320

15. Уайт Линн, Исторические корни нашего экологического кризиса, Гуманитарный экологический журнал, т. 2, вып. 1, 2000, стр. 54.

 



2019-05-24 229 Обсуждений (0)
Охрана дикой природы с позиций мировых религий. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Охрана дикой природы с позиций мировых религий.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)