Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Английская фонетическая школа



2019-05-24 1098 Обсуждений (0)
Английская фонетическая школа 0.00 из 5.00 0 оценок




История становления и развития фонетики

Первыми фонетистами считают древнеиндийских ученых, которые 2300 лет назад старались закрепить правильное произношение санскритских святых текстов, чтобы священные звуки не исказились при передаче текста.

В дальнейшем лингвистика мало обращала внимания на звуковую сторону языка. Исключением являются работы некоторых ученых, но даже еще в I половине 19 в. ученые плохо различали звуки и буквы, т.е. у них не было четкого определения звука (что называть звуком?)

Первые артикуляционные характеристики звуков появились в работах испанского филолога Хуана Пабло Бонета и нидерландского ученого Иоганна Конрада Аммана.

В конце 18 в. немецкий фонетист Христиан Амадей Готлиб Краценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита к середине 19 в. немецким ученым Германом Людвигом Фердинандом Гельмгольцем. Эта теория привела к появлению особого раздела в общей акустике – речевая акустика, изучающего структуру речевого сигнала, процессы речеобразования и восприятия речи.

Подлинное развитие фонетики началось в 19 в.

К середине 19 в. исследования в области анатомии и физиологии звуков были обобщены в трудах немецкого лингвиста Эрнста Вильгельма Брюкке. Учение о звуковой стороне языка во всех его разделах впервые было представлено в работе немецкого фонетиста Эдуарда Зиверса в 1876 г. «Общая фонетика».

Появляются закон Гримма, закон Вернера, закон Грассмана, закон Фортунатова-Соссюра, закон Зиверса-Эджертона и другие. В России идея строгой закономерности фонетических законов наиболее последовательно проводилась Филиппом Федоровичем Фортунатовым и московской лингвистической школой.

Подлинное развитие фонетики началось в 19 в. Оно было связано с необходимостью составлять грамматики туземных языков в колониях, с изучением бесписьменных диалектов и сравнительно-историческим описанием языков и их групп. А также со следующими открытиями: 1829 г. – изобретен ларингоскоп (позволил заглянуть в горло); 1852 г. – производятся первые наблюдения над работой голосовых связок (что положило начало артикуляторной фонетике); 1877 г. – изобретен граммофон (что позволило записать речь и прослушать запись; способствовало появлению экспериментальной фонетики); 1886 г. - впервые была организована Международная Фонетическая Организация (IPA – International Phonetic Association), которая начала издавать специальный фонетический журнал “Le Maitre Phonetique” (у ученых появилась возможность обмениваться опытом)

В конце 19 в. в России и Западной Европе начинает развиваться экспериментальная фонетика. Её расцвет приходится на 20-е гг. 20 в.

Сейчас фонетика является самостоятельной лингвистической дисциплиной, которая имеет свой предмет и задачи.

 

Английская фонетическая школа

Труды общефонетического характера в Англии в середине XIX в., в отличие от континентальной Европы, не были связаны с занятиями сравнительной грамматикой. Традиция фонетических описаний в Англии обязана своим возникновением в значительной мере вопросам реформы письменности. Изменение графики требовало фонетического анализа, который и осуществляли авторы XVII – XVIII вв. (см. раздел 3.6.). Эта традиция продолжалась и в дальнейшем. В 30 – 40 гг. XIX в. созданием фонетического алфавита занимался английский педагог И. Питман (Isaac Pitman, 1813 – 1897); его целью было разработать фонетическую систему стенографии, которая давала бы возможность быстрее записывать устную речь. Знакомство с Питманом подтолкнуло к занятиям фонетикой А. Эллиса, который стал автором первых специальных фонетических работ в Англии в XIX в.

Александр Джон Эллис (Alexander John Ellis, 1814 – 1890) учился в Итонском колледже и в Кембридже и получил ученую степень по математике, однако известность ему принесли лингвистические исследования, прежде всего капитальный труд «О ранне-английском произношении» («On early English Pronunciation» 1869 - 1889),

Классификация звуков По длительности Эллис различает три категории гласных: 1) долгие (long), которые можно тянуть сколь угодно долго; 2) краткие (bref), которые имеют лишь часть длительности долгих и 3) усеченные (stopped), когда делается усилие для прекращения гласного; при этом изменяется и переход к следующему согласному.

Согласные в парах p – b, t – d, s – z и т.д. Эллис по участию голоса и называет их «шепотными» (whispered) и «речевыми» (spoken), что соответствует современному делению на глухие и звонкие.

С точки зрения артикуляции, Эллис различает согласные, в целом достаточно традиционно, по способу образования как длительные (continuants), ртовые плавные (oral liquids), носовые плавные (nasal liquids) и взрывные (explodents), а в каждой группе – по органам речи, т.е. по месту образования.

Г. Суит (Henry Sweet, 1845-1912) начал интересоваться германской филологией в юности, а затем познакомился с «Видимой речью» Белла, что и пробудило в нем интерес к фонетике. Он учился в Оксфорде и еще до завершения курса стал заниматься исторической фонетикой английского языка, затем изучал английские диалекты и произношение живых европейских языков. Ему принадлежит ряд статей о фонетике датского, русского, португальского, шведского и некоторых других языков.

Однако у Суита был нелегкий характер (он послужил прототипом для профессора Хиггинса из «Пигмалиона» Б. Шоу); он был искренен и откровенно выражал свои мнения, нередко отрицательные, не заботясь о впечатлении, которое производят его высказывания. Особенности характера Суита мешали ему приобретать друзей и не позволили занять в ученой иерархии пост, подобающий его знаниям: он не считал необходимым обращаться за протекцией к нужным людям, отчего провалились две его попытки получить кафедру в Оксфорде.

В то же время научные заслуги Суита были высоко ценимы в Англии. Он был президентом английского «Филологического общества» (Philological Society), его считают основателем английской фонетической школы, основателем английской диалектологии и создателем наилучшего (в то время) описания английского произношения.

Основной фонетический труд Суита, в котором он в ясной форме изложил свои взгляды и развил идеи Белла относительно классификации гласных, вышел в 1877г. «Основы фонетики» («A Primer of Phonetics»)



2019-05-24 1098 Обсуждений (0)
Английская фонетическая школа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Английская фонетическая школа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1098)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)