Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реакция психоаналитиков



2018-06-29 485 Обсуждений (0)
Реакция психоаналитиков 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Защитная реакция и дистанцирование от событий были приняты в психоаналитических кругах, чтобы не позволить себе ужаснуться нацистскому преследованию. Джудит С. Кестенберг говорила о «латентном периоде», который был необходим, чтобы психоанализ смог приблизиться к этой теме. Казалось, что терапевты и пациенты заключили пакт о неразглашении, дали обещание больше не говорить об ужасах прошлого. Одиночество и изоляция, разрыв с остальным обществом стали из-за этого еще значительнее, а работа скорби об утраченном невозможной.

Выражение «заговор молчания» стало модным, прежде всего, в связи с тем, что Флоренс Раш назвала фрейдовским укрывающим маневром. Тема инцеста также умалчивается и скрывается. Программа Корнелии Кацис на радио DRS (Швейцария) и одноименная книга называются «Конец молчанию». Сегодня появилось множество публикаций, в которых женщины нарушают молчание, а мужчины постепенно начинают со многими колебаниями нарушать молчание и больше не скрывают сексуальную эксплуатацию детей со стороны отцов, отчимов, братьев, домашних педагогов и пасторов. Благодаря женскому движению и некоторым феминистским психотерапевтам тема инцеста у многих на устах. Но и сегодня есть о чем беспокоиться – чтобы СМИ не оставили этот вопрос без внимания, когда мода закончится и тема больше не будет пользоваться ажиотажным спросом, когда публика перенасытится статистикой сексуального насилия над детьми. Даже если так случится, всяческой благодарности заслуживают те храбрые женщины, которые не постыдились нарушить табу, даже если они сами стали табуированы как нарушители табу. Поразительно, что терапевт, имеющий дело с инцестом, и журналистка К. Кацис[78]испытали это на себе, они были стигматизированы, и их собственная сексуальная неприкосновенность была поставлена под сомнение.

Чем объясняется страх профессионалов по отношению к обеим темам? Почему психоаналитики смогли приблизиться к этим двум сферам лишь с отсрочкой?

В научной литературе, посвященной специфическим проблемам и трудностям, с которыми психотерапевты сталкиваются в своей работе с пережившими Холокост и их потомками, всегда обнаруживается описание характерных видов контрпереноса. Под этим понимают все те трудности и чувства терапевтов, которые работают именно с такого рода клиентами. Сильные реакции контрпереноса обычно ожидаются везде, где специалисты имеют дело с долгосрочными последствиями тяжелых травм. Все, кто когда-либо встречался с выжившими в концлагерях и с их потомками, знают, что наши учебные программы предлагают довольно скудную подготовку к работе с такими пациентами. То же самое касается работы с людьми, которые в детстве подверглись мощной эксплуатации, в том числе инцестуозным эксцессам с ритуализированными и сатанистскими практиками. Как пишет в своем исследовании Даниэли, сильные реакции контрпереноса и тактика избегания относятся не столько к конкретному клиенту, сидящему напротив терапевта, сколько к Холокосту как таковому, к сексуальной эксплуатации как фактам злонамеренности людей и их чудовищности. Чувство безнадежности и состояние выгорания особенно часто встречаются среди терапевтов, работающих с такими людьми.

Во время супервизий обсуждаются, прежде всего, следующие темы контрпереноса: вина, ярость, стыд, ужас, печаль, беспомощность, защита терапевта. Опишу некоторые из этих реакций более подробно[79].

 

Вина

Терапевты часто чувствуют себя виноватыми в том, что у них было благополучное детство, когда они узнают об ужасе, который пришлось пережить в детстве другим людям. Такое чувство вины по отношению к жертвам нацистских преследований может приводить нас к тому, чтобы не задавать уточняющих вопросов о прошлом. У терапевта возникает чувство, что ему нельзя касаться такой больной раны, и он считает, что пострадавший не вынесет воспоминаний о прошлом. Слишком часто это оказывается на самом деле способом защитить себя. Точно так же обстоит дело с жертвами инцеста. «Только это не задевать», «слишком опасно» – так раньше в ходе обучения кандидатов подталкивали не ввязываться заново в травму инцеста. Подчеркивалось, что жертвы якобы являются слабыми и многого не могут вытерпеть, что в терапии нельзя от них многого ожидать. Это может привести к почти покровительственному, сверхзаботливому отношению, потому что хочется уменьшить и утолить любую боль клиентки. Чувство вины может также привести к тому, что терапевт больше не сможет удерживать границы, а ведь это самая центральная тема при инцесте. Неспособность пострадавшего установить границы действует так, что терапевты втягиваются в эту безграничность и больше не могут ощутить пределы своих собственных сил.

Чувство вины и конфликт также активируются, когда в терапии уточняются отсроченные последствия травмы у тех, кого преследовали нацисты и переживших инцест. Даниэли описывает страх терапевтов, что после усиления осведомленности о психологическом ущербе они вовлекутся в переживание триумфа гитлеровской разрушительности[80]. В рамках темы инцеста я также слышала тревожные вопросы: не приведет ли раскрытие отсроченных последствий травмы к усилению мучений? Но можно задать вопрос иначе: если я как терапевт подчеркиваю действие, силу и мощь механизмов выживания, то разве при этом я не говорю, что все это было на самом деле не таким уж травмирующим и разрушительным? Разве этим не выражается нечто вроде обесценивания? Многие женщины боятся, что никто им не поверит, насколько разрушительным было их детство, потому что они все-таки все это пережили и не сошли с ума.

Вина, с которой взаимодействуют терапевты, также имеет прямое отношение к беспомощности и страху не суметь исцелить этих клиентов по-настоящему. Опыт пребывания в концлагере или сексуальной эксплуатации представляет собой переживания на пределе человеческих сил, который также приближает терапевта к его собственным ограничениям. Полный крах психологических структур и безнадежность, которым мы часто становимся свидетелями во время встреч с клиентами, становится болезненным испытанием терапевтического искусства и нашей веры в саморегулирование психики.

Мое внимание привлекли аргументы, выдвинутые Эйслером. В своем эссе «Убийство скольких из своих детей должен суметь выдержать человек без формирования симптомов, чтобы сохранить нормальную структуру личности?»[81]он ищет психоаналитических объяснений для коллективных защитных реакций. Он предполагает, что конфронтация с собственной беспомощностью является также угрозой верованиям и нападением на систему ценностей личности, поэтому так трудно ее выдерживать. У каждого из нас сохраняется потребность даже при самых травмирующих внешних воздействиях все же оставаться душевно незатронутыми, неповрежденными в глубине своей личности. Инсайт, что можно спастись лишь физически, если душа изнасилована – я вспоминаю выражение «убийство души» – болезненным образом ставит под сомнение веру в автономию и нерушимость души. Тут мы имеем дело с такой нарциссической раной, которая серьезно угрожает нашему самопониманию.

Часто используемое в Германии выражение «сплав вины и стыда» было истолковано Хоркхаймером как «нарциссическая рана немцев»[82], хотя Грубрих-Симитис справедливо указывает на то, что зажатость и напряжение, которые возникают при обсуждении нацистской эпохи, не являются только немецким феноменом. В реакциях контрпереноса в ходе терапии инцеста тоже обнаруживается такая смесь вины и стыда.

Чувства вины и стыда очевидны везде, где переживания собственного детства с опытом сексуальности и насилия в семье не были проработаны. Структура комплексов и защитных механизмов у терапевтов влияют при этом на личность разрушительным образом.

Мне кажется, очень важно обратить особое внимание на стыд, который констеллируется в такой работе. В терапии возможна спекулятивная позиция, что пострадавшие кое-что делают, чтобы получить какую-либо выгоду или льготы. В связи с Холокостом бытовал миф, что жертвы должны были и могли защищаться; было неявным обвинением то, что они не предприняли никаких попыток к побегу, может быть, даже каким-то образом сотрудничали с угнетателями, продавали себя. В терапевтической работе с жертвами инцеста старые мифы оживают, с чем мы хорошо знакомы в рамках темы изнасилования: «Они могли бы защищаться, так или иначе они сами хотели этого, они же молчали…» Такие мысли могут возникать и у терапевта. В то же время он разоблачает эти предубеждения и стыдит себя за них.

Также страх контакта с темой инцеста очевиден у педагогов. С учетом статистики нужно исходить из того, что в каждой учебной группе, по крайней мере, один учитель или учительница является жертвой сексуального насилия, причем эта тема осталась психологически непроработанной. И в каждом классе есть несколько детей, подвергшихся насилию, которые не распознаются учителями как жертвы инцеста из-за непережитых травм собственного детства. Конфронтация с сексуальной эксплуатацией затрагивает собственные раны и запускает стратегии избегающего поведения.

В целом можно сказать, что все профессиональные группы, которые имеют дело с Холокостом или инцестом, сталкиваются с одними и теми же чувствами, которые уже описаны здесь как терапевтические реакции контрпереноса. Это способствовало тому, что обе темы долгое время оставались табуированными.

 

Ярость

Чувство мощного гнева является важной темой при работе с жертвами насилия. Ужасающие нацистские преступления и акты сексуального насилия в отношении детей вызывают ярость. Профессионалы справляются с ней по-разному. Некоторые злятся на жертву, так как преступник отсутствует. Отчеты о том, что происходило в лагерях смерти, а также рассказы об аде в семье могут оживлять у слушателя глубоко подавленные садомазохистские влечения и угрожающим образом активировать собственную склонность к антисемитизму, фашизму и сексуальной эксплуатации. Мы должны осознавать, что у каждого из нас есть фашистские тенденции и импульсы к насилию, которые не соответствуют нашей этической системе ценностей и поэтому вытеснены в бессознательное. Тем не менее при контакте с соответствующими темами мы слышим внутри их звучание и должны учесть это в работе. Модель простых отношений «агрессор – жертва» является в пределах этой темы ложной и вводящей в заблуждение.

Переживаемая терапевтом ярость может проявляться в виде идентификации с агрессором. Это, естественно, ведет к отрицанию эмпатии по отношению к клиентам. Эйслер упоминает очень архаичный мотив, созвучный этому явлению, – пренебрежительное обесценивание страдающих людей, своего рода примитивное презрение к слабым. Презирая якобы слабого, мы оказываемся в самой сердцевине нацистской идеологии, а презрение к сексуально эксплуатируемым женщинам помещает нас в центр патриархального уклада общества.

Однако сильный гнев терапевта имеет и другой аспект. Некоторые из них сообщают, что их приводит в ярость то, когда жертвы нацистов, обобщая, называли их нацистами. Такие обобщения они понимали как сообщение «Я ненавижу всех немцев» и не могли преодолеть свою ненависть и предрассудки. Терапевты, которые работают с жертвами инцеста, говорят о том же. Их приводит в ярость, когда женщины валят все в одну кучу; они сердятся, когда женщины отвергают всех мужчин в принципе и совершенно отказываются воспринимать мужской пол более дифференцировано. Терапевты впадают в гнев на матерей и отцов, склонны к мощной идентификации с жертвой и тем самым иногда делают невозможным для клиентов выражение их амбивалентных чувств. Неспособность справиться с собственным гневом также может выражаться в отказе от клиентов или привести к преждевременному обрыву терапии. Иногда гнев – отражение страха перед огромной непрожитой яростью клиентов и клиенток. Необходимо, чтобы терапевт не отыгрывал свои контрпереносные эмоциональные реакции, а мог использовать их с помощью осознанного наблюдения и проживания для лучшего понимания того, что внутренне движет клиенткой.

К типичным терапевтическим реакциям на темы Холокоста и травмы инцеста также относится почти невыносимое мученическое чувство, перепроживаемое во время сессий. Некоторые терапевты ощущают шок и вынуждены бороться с тошнотой и позывами к рвоте, когда слышат описания, как складывали тела детей и взрослых, чтобы огонь лучше горел, как насильник при инцесте засовывал вязальную спицу во влагалище ребенка. Страх самого терапевта впасть в глубокую депрессию, слишком сильно втянуться в бездну зла и утратить работоспособность также приводит к срабатыванию защитных механизмов.

 

Синдром выжившего

 

После того как я уделила немало внимания страхам, неразрывно связанным с нашей тематикой, я хотела бы описать «синдром выжившего». Для него характерны:

 

– внезапно возникающие состояния интенсивной тревоги и возбуждения, которые могут привести к утрате способности себя контролировать;

– трудное для выражения чувство «бытия иным по сравнению с другими людьми»;

– чувство глубинной вины, своего рода вина выжившего.

Вина и стыд за то, что вообще удалось вытерпеть такое унижение и выжить после всего этого, вина еще и за предательство прежнего идеала Супер-Эго. Удивительно, как интенсивно жертва принимает на себя вину преступника вследствие идентификации с агрессором;

– состояние психической перегруженности и сужения сознания, иногда сопоставимое с полным параличом, с депрессивными состояниями, уходом от контактов и апатией;

– теневое, пугающее и подавленное поведение в сочетании с бледностью, как у призрака, которые возникают после встречи со смертью и называются «печать смерти». Пережившие инцест пережили также и угрозу смерти. В бесчисленных отчетах мы снова и снова читаем об угрозах преступника: «Если ты скажешь хоть что-нибудь, я тебя убью»;

– во внутреннем мире образов и мыслей выживших такие состояния сознательно или бессознательно доминируют, и это оставляет заметный след на их отношениях с окружающими, в том числе имеет психосоциальные последствия для следующего поколения;

– дети выживших так или иначе участвуют в судьбе своих родителей и развивают симптомы, похожие на симптомы пострадавших. В своей практике я часто наблюдала динамику семейной традиции инцеста и то, как часто возникала сексуальная эксплуатация в последующих поколениях.

 

Из этой краткой характеристики основных черт синдрома выжившего можно прийти к клинической картине, которая каждым своим аспектом хорошо знакома всем, кто работает с жертвами инцеста. Я имею в виду такие типичные отсроченные симптомы, как психосоматические жалобы, депрессивные состояния, страхи, нарушения сна, ночные кошмары. Типичным является неуверенное различение между реальностью и фантазией, генерализованное ощущение деперсонализации, что «ничто из того, что со мной происходит, на самом деле ко мне отношения не имеет». Некая апатичность, роботоподобное состояние захватывает Эго, и оно функционирует автоматически, без аффектов, однако бывает и противоположная реакция: человек становится раздражительным, нестабильным, крайне ранимым. На фоне глубинного нарушения способности доверять почти любая коммуникация становится мучительной, обратиться за чем-либо самому к другим людям кажется невыполнимой задачей, такой человек чувствует себя фрагментированным и никому не интересным.

Часто оказывается, что у жертв концлагерей серьезно нарушены память и чувство времени из-за того, что тогда отсутствовало какое-либо структурированное измерение времени (под рукой не было календаря и часов). У жертв инцеста снова и снова мы встречаемся с этим феноменом. Кажется, что время остановилось, планы на будущее невозможны. Такие клиентки часто приходят на сессию слишком рано или слишком поздно, ощущается нечто вечное. Те, кто годами должен был беспокоиться лишь о том, удастся ли пережить сегодняшний день или ночь без насилия, не имеет внутренней концепции периодичности времени, которая могла бы быть осмысленной. О трудностях вспомнить точную дату, когда начался инцест и как клиентка чувствовала себя до этого, уже сообщалось многими людьми. Им все кажется омраченным, так что нет никаких «до и после», а вместо этого – временной континуум, поглощающий все остальное как черная дыра.

Я считаю оправданным сопоставление опыта сексуальной эксплуатации в детстве с тем, что Бруно Беттельгейм называл «экстремальными ситуациями»[83]. Под этим он понимал жизненные обстоятельства, которые лишают человека всей его системы защит и ценностных представлений и при которых привычные способы адаптации больше не могут функционировать как защита. В экстремальных ситуациях все структуры, составляющие нашу личность, оказываются под угрозой. Все, что было для нас важным и верным, оказывается ненадежным. Происходит тотальное нападение на психику.

 



2018-06-29 485 Обсуждений (0)
Реакция психоаналитиков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реакция психоаналитиков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (485)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)