Требования к детским книгам на разных этапах внеклассного чтения, требования к книгам.
Основные требования к отбору детских книг в качестве учебного материала для уроков внеклассного чтения — это требования количественные и качественные. Количественные требования досконально выверены и апробированы методической наукой. На вопрос, сколько детских книг может, а потому должен освоить любой ребенок за время, отведенное на занятие внеклассным чтением (20 мин на подготовительном этапе), на уроке внеклассного чтения (45 мин на последующих этапах) и даже в течение недели, четверти, полугодия, года или всего срока обучения, можно ответить абсолютно точно. Оптимальные нормы таковы:
Подготовительный этап — одна новая детская книга на каждое занятие.
Начальный этап — группа книг (от двух до пяти в зависимости от цели); при этом две книги читаются и рассматриваются на уроке, а остальные даются детям в ознакомительном плане. Основной этап — группа книг (10—12 и более), которыми, учитывая реальные возможности школы, класса, может быть представлено творчество того или иного писателя или тема чтения. Заключительный — круг чтения без ограничения, представленный не только книгами, но и карточками на прочитанные детьми книги, выписками из книг; обязательна детская справочная литература по теме (одна-две книги) и периодика (газеты, журналы).
Кроме того, любое занятие внеклассным чтением, побуждает детей самостоятельно обращаться к книгам из доступного круга чтения (дома, в классной, школьной, районной детской библиотеках, у знакомых и т. п.), рыться в них, отыскивая и выбирая книги, аналогичные тем, что читались и рассматривались на уроке: такие же, или о том же, или того же автора (на подготовительном этапе); хорошо знакомые книги, отвечающие на вопросы, поставленные учителем (начальный этап); новые для ребенка книги на тему по цели и приметам, заданным учителем, но исходя из собственных читательских возможностей, т. е. прежде всего посильные (основной этап); любые доступные книги по теме предстоящего урока по собственному выбору, но в аспекте ее раскрытия, избранном ребенком и предпочтительном именно для него (заключительный этап).
Все книги — и те, которые соответствуют заданию, и те, которые просто заинтересовали ребенка, пока он отыскивал книгу нужную, соответствующую заданию,— дети с 1-й недели обучения приучаются приносить, хотя бы на день, в классный уголок чтения, чтобы показать учителю и товарищам (поделиться с ними общим духовным богатством). Практика показывает, что таким образом через уголок чтения у детей появляется возможность познакомиться в неделю не менее чем с четырьмя-пятью интересными книгами (и теми, что запланированы обучением, и теми, что выходят за рамки тематики занятий, в частности совершенно новыми, только что вышедшими в свет). Разумеется, в зависимости от этапа обучения детские книги осваиваются учащимися по-разному: на подготовительном этапе дети слушают, как книги читает им учитель, и самостоятельно рассматривают книги, пробуют их читать (но только по желанию) сами. На начальном этапе одну книгу дети по-прежнему слушают в чтении учителя и рассматривают коллективно, другую непременно читают под наблюдением учителя в классе сами, а дома перечитывают, если хотят, те книги, с которыми уже знакомы. Конечно, если ребенок умеет читать (научился до школы) и хочет, он читает любые книги по собственному выбору, но это чтение не является запланированным результатом обучения. Значительное накапливание читательского кругозора на этом этапе происходит путем ознакомления детей с книгами, которые они целенаправленно (в упражнениях) обучаются различать по содержанию на уроке, а также во внеурочное время, когда интересуются, какие книги приносят в уголок чтения товарищи. Знание книг — это основа интереса к книгам, к чтению. О знании детьми книг можно говорить тогда, когда они овладели в результате обучения замкнутой (системной) группировкой доступного круга чтения в целом (в данном случае — группой книг, заданных уроками внеклассного чтения) и каждый из детей может теперь в случае необходимости мгновенно воссоздать по памяти содержание знакомых книг, название и образ нужной книги, чтобы при выборе легко найти и отграничить от всех прочих книгу нужную и аналогичные ей (о том же, того же автора), чтобы не пропустить, не «узнав», новых книг, в частности о том же, если это «то же» интересует ребенка, или о том, чего еще не знал, не читал. На основном и заключительном этапах обучения учащиеся читают книги по собственному выбору к предстоящему уроку внеклассного чтения дома и учатся быстро и точно рассказывать о прочитанном, используя всю имеющуюся читательскую подготовку (обязательно и ту, которая получена на уроках классного чтения!), исходя из следующих норм: Основной этап:I полугодие- одна книга в неделю, из которой прочитывается не менее одного произведения объемом 3—5 страниц. II полугодие- одна книга в неделю, из которой прочитывается несколько произведений объемом 7— 10 страниц. Заключительный этап:Iполугодие - две-три книги в месяц, газета, журнал для детей (постоянно).IIполугодие - одна «толстая» книга (100 и более страниц) или несколько «тонких» того же объема и непременно справочная литература по теме, а также номера текущих журналов и газет для детей (систематически).
Требования к книгам.
Терминологический словарик Абзац – компонент текста, соответствует подтеме, относительно самостоятелен, обладает единством содержания и законченностью.
Беглое чтение – правильное и осознанное чтение, которое характеризуется определенным количеством слов, произносимых за минуту.
Выборочный пересказ – вид устного пересказа как прием развития речи; воспроизводится одна из частей текста или материал по заданной теме.
Выразительное чтение – чтение, передающее идейное содержание произведения, соответствующее орфоэпическим нормам с соблюдением условий и использование средств выразительности.
Озаглавливание – методический прием. Учащиеся подбирают к тексту заголовок, который связан с темой или идеей произведения.
Осознанное чтение – понимание содержания текста, его идеи, образов и роли изобразительных средств языка писателя.
Правильное чтение – чтение без искажений: правильно ставится ударение, соблюдаются грамматические нормы языка, не допускается пропусков букв, перестановки слов.
Рассказ – малая форма эпической литературы, повествовательное произведение небольшого размера.
Стилистический эксперимент – прием работы с текстом, связанный с заменой или пропуском авторского слова с целью анализа изобразительных средств.
Устное словесное иллюстрирование – прием развития речи, связанный с созданием словесной картины на основе прочитанного текста.
Учебная задача анализа – проблемный вопрос, который ставится после первичного чтения текста и выявления читательского восприятия с целью пробуждения у учащихся потребности в перечитывании произведения и его анализе.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (560)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |