III .Работа с родителями
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветы»
Возраст детей – 5-6 лет. Срок реализации – 1 год.
Автор-составитель: Музыкальный руководитель Курноскина Надежда Александровна
с.Дмитровский Погост,2016г.
Пояснительная записка
Программа фольклорного кружка «Цветы» направлена на решение задач духовно-нравственного и эстетического развития личности ребенка. Это знакомство с народной философией, народной педагогикой, музыкальным фольклором, прикладным творчеством и др. Актуальность. Программа «Цветы» особенно актуальна в наше время, так как именно сейчас наблюдается падение духовных ценностей, происходит их подмена. Сознание человека не успевает за потоком информации, формируется безразличие, неуверенность в завтрашнем дне. А новые идеи, взгляды в культуре, так же иностранное влияние не всегда лучшим образом сказывается на формировании личности ребёнка. Отличительные особенности Программа даёт новое представление о целостности мира, культуре русского народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления, разделить духовную и материальную культуру. Это комплекс знаний о традиционной культуре, ее многообразии. Занятия по данной программе развивают у детей способности воспринимать, чувствовать творческий процесс, наслаждаться им, и проживать его в настоящем времени, а не наблюдать со стороны. Эта программа даёт уверенное осознание себя в окружающем мире, обществе, наделяет знаниями родной культуры и оптимистичным взглядом на жизнь.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического образования, развитие его художественно-творческих умений, нравственное становление. Задача: 1. Содействовать в самоопределении, социальной адаптации. 2. Формировать духовно-нравственные качества личности. 3. Формировать определенное мировоззрение о традиционной культуре. 4. Закреплять знания о традиционной культуре: музыкальному фольклору, декоративно- прикладному искусству, устному народному творчеству.
Условия реализации. Программа «Цветы» позволяет развивать индивидуальные творческие способности, а также воспитывать чувство коллективизма, общего творческого процесса, учит анализировать и понимать целостность народной культуры, её актуальность. Поскольку программа «Цветы» рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, предполагается и обширная материально – техническая база: 1. Музыкальные инструменты (шумовые, ударные, балалайка, баян или гармонь) 2. Различные материалы: ткани для пошива кукол и костюмов, нитки мулине и шерстяные, канва, пяльцы, вышивки, бисер, фломастеры, глина, цветная бумага. 3. Инструменты: ножницы, линейка, карандаши. 4. Аппаратура: проигрыватель, магнитофон, видеомагнитофон, фотоаппарат, аудио и видео кассеты, CD-диски, видеокамера.
Программа фольклорного кружка «Цветы» рассчитана на 1год с детьми 5-6лет. В группе занимаются 7-10человек, занятия проходят 1раз в неделю по 25 минут. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастом и психологическими возможностями и особенностями детей. Значимым моментом является воспитательная работа, где главное – это создание и укрепление творчества коллектива. Этому способствуют общие занятия, подготовка и проведение праздников, выступлений, совместные посещения выставок, музеев прикладного творчества, знакомство с историей родного посёлка, совместные чаепития. Дружный творческий коллектив помогает детям чувствовать себя единым целым. Большое значение имеет работа с родителями. Привлечение родителей к общим мероприятиям, занятиям по декоративно-прикладному творчеству, совместные чаепития. Также помощь родителей в оформлении выставок, пошива костюмов, к совместным экскурсиям. Такая работа способствует развитию общих интересов детей и родителей, служит эмоциональному и духовному сближению. Ожидаемые результаты Ожидается, что в результате освоения данной программы дети приобретут знания о традиционной культуре, навыки музыкального фольклора, приёмах народного пения, а также научатся работать с тканью, бисером, нитками и глиной и природными материалами. Надеемся, что впоследствии дети будут применять полученные знания в жизни и передавать их другим.
Учебный план программы дополнительного образования
П /п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля | |||||||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||||||||
Музыкальный фольклор: 1.Вокально- хоровое пение 2. Индивидуальная работа | 5 3 | - - | 5 3 | |||||||||||
Народный календарь 1.Земледельческий календарь, обрядовые песни 2. Зимние Святки. Рождество; 3.Масленица; 4. Великий Пост; 5. Светлое Христово Воскресение. | 3 4 3 3 3 | - - - 1 - | 3 4 3 2 3 | |||||||||||
Работа с родителями: 1. Значение традиционной культуры в современном мире. 2. Помощь в подготовке фольклорных праздников. | 2 3 | 2 - | - 3 |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество занятий | Время одного занятия | Всего часов |
I 1 2 | Музыкальный фольклор: Вокально-хоровое пение. Индивидуальная работа. | 5 3 | 25мин 25мин | 2ч05мин 1ч15мин . |
II 1 2 3 4 5 | Народный календарь: Земледельческий календарь, обрядовые песни; Зимние Святки. Рождество; Масленица; Великий пост; Светлое Христово Воскресение; | 3 4 3 3 3 | 25мин 25мин 25мин 25мин 25мин | 1ч15мин 1ч40мин 1ч15мин 1ч15мин 1ч15мин |
III 1 2 | Работа с родителями Значение традиционной культуры в нашей жизни. Помощь в подготовке фольклорных праздников. | 2 3 | 25мин. 25мин | 50мин. 1ч15мин |
Содержание учебного плана дополнительного образования
№ п /п | Название раздела, темы | Теория | Практика |
Музыкальный фольклор | |||
1. | Ансамблевое пение | ||
1.1. | Развитие основных певческих навыков | - | Развитие певчих навыков: звукообразование, знакомство с вокальными приёмами пения в народной манере, близкими к разговорной речи. Формирование лёгкого, звонкого и открытого звука, разучивание попевок, построенных на терцовой ячейке, квартовом трихорде и двух звуках, сочетание пения с движением, работа над дыханием, артикуляцией, дикцией. Яркое эмоциональное исполнение малообъёмных обрядовых песен, закличек, пестушек, потешек, песен-игр. Использование наглядного метода, а так же слушание песен в исполнении носителей традиции. Знакомство детей с особенностями народного пения. |
1.2. | Развлечение "Утки -прибаутки" | - | Создание обстановки эмоционального благополучия, возможности отдохнуть и получить новые впечатления. Вовлечение в процесс подготовки, формирование желания активно участвовать в творческом процессе. |
1.3. | Народные игры | - | Изучение целого комплекса разнообразных игр: хороводных, подвижных, игр на скамейке, игр в семью и др.Знакомство с народным этикетом в детских играх, нормами взаимоотношений между людьми, нормами поведения в семье и обществе. |
1.4. | Материнский фольклор | - | Обучение детей с самого раннего возраста понимать главные семейные ценности. Развитие таких черт характера, как забота о ближнем, любовь, теплота, взаимопонимание. Побуждение при исполнении колыбельных песен к варьированию мотива, сочинению собственных мелодий. Знакомство с предыстории песен : зачем песня, кто пел, когда пел, для чего... |
2. | Индивидуальная работа | - | Беседа, слушание, подражание, импровизация, развитие голосовых данных, умение владеть голосовым аппаратом, умение выразить и эмоционально исполнять песенный материал. |
Народный календарь | |||
1. | Земледельческий календарь, обрядовые песни | - | Изучение земледельческого народного календаря. Разучивание детских обрядовых песен, знакомство с детской календарной обрядностью. |
2. | Зимние Святки. Рождество. | ||
2.1. | Святые вечера. Страшные вечера. | - | Знакомство с обрядностью Зимних Святок. Рассказ о главных православных праздниках в период Зимних Святок. |
2.2. | Рождество Христово | - | Знакомство с православным праздником Рождества Христова, его значением. Изготовление Рождественского вертепа. |
2.3. | Обряд колядования | - | Знакомство с обрядом колядования. Слушание и исполнение колядок, участие в обряде колядования. |
2.4. | Святочные игры | - | Рассказ о том, как люди весело проводили время в период от Рождества до Крещения, называемый - Зимние Святки. Игровые занятия. |
3. | Масленица | ||
3.1. | Обрядовые песни, игры | - | Знакомство с праздником масленицы – одним из самых веселых, шумных, озорных народных праздников, который посвящен встрече весны и прощанию с зимой. Слушание и исполнение масленичных песен, использование наглядного метода и элементов импровизации. |
3.2. | Праздник "Масленица-вертихвостка" | - | Проведение Масленицы на улице. "...О том, как дети с горушек на санках катались, блинами с медом и маслом лакомились..." |
4. | Великий пост | ||
4.1. | Воспитание души | Чтение и разбор православной литературы. Что такое Великое говенье и страстная седмица? "...Как ребята прослышали, когда пост ломается, да пошли по домам крестики просить..." | Занятия по прикладному творчеству. Слушание и пение духовных стихов. |
5. | Светлое Христово Воскресение | ||
5.1. | Пасхальные песни, игры. | - | Знакомство детей с первыми весенними праздниками, с весенним аграрным периодом жизни русского народа. Пение пасхальных песен, игры, потешки. |
5.2. | Рукодельные подарки | - | Приобщение детей к традиции изготовления «писанок» (роспись пасхальных яиц ). Изготовление тряпичных кукол, пасхальных открыток. |
5.3. | Светлый праздник | - | Дать представление о главном православном празднике Воскресения Христова. Рассказ о том, почему солнышко на Пасху играет да радуется? Проведение праздника Пасхи. |
6. | Работа с родителями | ||
6.1. | Значение традиционной культуры в современном мире. | Развитие интереса и отзывчивости к традиционной культуре, привлечение к выступлениям, экскурсиям, совместному творчеству | - |
6.2 | Помощь в подготовке фольклорных праздников | - | Приобщение родителей к творческому процессу, организация совместных праздников, посиделок с рукоделием, чаепития. |
Содержание дополнительной образовательной программы
№ пр/п | Название темы | Программное содержание |
I. Музыкальный фольклор
| ||
1. 1.1 | Ансамблевое пение: Развитие основных певческих навыков. Песенный фольклор. Особенности народного пения | Развитие певчих навыков: звукообразование, знакомство с вокальными приёмами пения в народной манере, близкими к разговорной речи. Формирование лёгкого, звонкого и открытого звука, разучивание попевок, построенных на терцовой ячейке, квартовом трихорде и двух звуках, сочетание пения с движением, работа над дыханием, артикуляцией, дикцией. Яркое эмоциональное исполнение малообъёмных обрядовых песен, закличек, пестушек ,потешек, песен-игр. Использование наглядного метода, а так же слушание песен в исполнении носителей традиции. Знакомство детей с особенностями народного пения. |
1.2 | Развлечение«Утки- прибаутки» | Создание обстановки эмоционального благополучия, возможности отдохнуть и получить новые впечатления. Вовлечение в процесс подготовки, формирование желания активно участвовать в творческом процессе. |
1.3 | Народные игры | Изучение целого комплекса разнообразных игр: хороводных, подвижных, игр на скамейке, игр в семью и др.Знакомство с народным этикетом в детских играх, нормами взаимоотношений между людьми, нормами поведения в семье и обществе. |
1.4 | Материнский фольклор | Обучение детей с самого раннего возраста понимать главные семейные ценности. Развитие таких черт характера, как забота о ближнем, любовь, теплота, взаимопонимание. Побуждать при исполнении колыбельных песен к варьированию мотива, сочинению собственных мелодий. Знакомство с предыстории песен : зачем песня, кто пел, когда пел, для чего… |
2. | Индивидуальная работа. | Беседа, слушание, подражание, импровизация, развитие голосовых данных, умение владеть голосовым аппаратом, умение выразить и эмоционально исполнять песенный материал. |
II . Народный календарь:
| ||
1 | Земледельческий календарь, обрядовые песни | Изучение земледельческого народного календаря. Разучивание детских обрядовых песен, знакомство с детской календарной обрядностью. |
2 2.1 | Зимние Святки. Рождество. Святые вечера. Страшные вечера. | Знакомство с обрядностью Зимних Святок. Рассказ о главных православных праздниках в период Зимних Святок. |
2.2 | Рождество Христово. | Знакомство с православным праздником Рождества Христова, его значением. Изготовление Рождественского вертепа. |
2.3 | Обряд колядования | Знакомство с обрядом колядования. Слушание и исполнение колядок, участие в обряде колядования. |
2.4 | Святочные игры | Рассказ о том, как люди весело проводили время в период от Рождества до Крещения, называемый - Зимние Святки. Игровые занятия. |
3 3.1 | Масленица Обрядовые песни, игры | Знакомство с праздником масленицы – одним из самых веселых, шумных, озорных народных праздников, который посвящен встрече весны и прощанию с зимой. Слушание и исполнение масленичных песен, использование наглядного метода и элементов импровизации. |
3.2 | Праздник «Масленица-вертихвостка» | Проведение Масленицы на улице. "...О том, как дети с горушек на санках катались, блинами с медом и маслом лакомились..." |
4 4.1 | Великий пост Воспитание души | Чтение православной литературы, прикладное искусство. Что такое Великое говенье и страстная седмица? "...Как ребята прослышали, когда пост ломается, да пошли по домам крестики просить..." |
5 5.1 | Светлое Христово Воскресение; Пасхальные песни | Знакомство детей с первыми весенними праздниками, с весенним аграрным периодом жизни русского народа. Пение пасхальных песен, игры, потешки. |
5.2 | Рукодельные подарки | Приобщение детей к традиции изготовления «писанок» ( роспись пасхальных яиц ). Изготовление тряпичных кукол, пасхальных открыток. |
5.3 | Светлый Праздник. | Дать представление о главном православном празднике Воскресения Христова. Рассказ о том, почему солнышко на Пасху играет да радуется? Проведение праздника Пасхи. |
III .Работа с родителями | ||
1 | Значение традиционной культуры в современном мире. | Развитие интереса и отзывчивости к традиционной культуре, привлечение к выступлениям, экскурсиям, совместному творчеству. |
2 | Помощь в подготовке фольклорных праздников. | Приобщение родителей к творческому процессу, организация совместных праздников, посиделок с рукоделием. |
2019-05-24 | 173 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: III .Работа с родителями |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы