Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы и виды внеклассной работы по русскому языку



2018-06-29 1022 Обсуждений (0)
Формы и виды внеклассной работы по русскому языку 0.00 из 5.00 0 оценок




В отличие от уроков внеклассная работа по рус-скому языку характеризуется многообразием форм и видов.

Выделяются следующие формы внеклассной ра-боты: по способу подачи языкового материала -- устные и письменные; по частоте проведения -- сис-тематические (постоянные) и эпизодические (разо-вые); по количеству участников -- индивидуальные, групповые, массовые.

Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

Во внеклассной работе по русскому языку преоб-ладают, особенно в младших классах, устные формы, что объясняется оперативностью устной речи и задачей развития в первую очередь устной речи.

К письменным формам внеклассной работы по рус-скому языку относятся стенная газета, листки рус-ского языка, стенды. Все они характеризуются мас-совостью: вывешенные на видном месте, они стано-вятся достоянием учащихся всей школы. Все остальные виды внеклассной работы по рус-скому языку проводятся в устной форме.По охватуучащихся они могут быть индивидуальными, груп-повыми и массовыми. К индивидуальным видам внеклассной работы от-носятся; заучивание наизусть стихотворений и про-заических отрывков, работа над ролью (при подго-товке инсценировок к утреннику), подбор языкового материала (эта работа выполняется преимущественно в письменной форме), чтение детских книг, сказок на русском языке и некоторые другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу под-готовительным этапом к проведению групповых и. массовых внеклассных мероприятий.

К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка, экскурсии (в библиотеку, на природу, на производство и т. д.), викторины и некоторые другие. Среди них наиболее приемлемым видом работы на начальном этапе обучения русскому языку является работа в кружке.

К массовым видам внеклассной работы относятся: утренники русского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги, праздник поэзии), выставки (например, выставка детских книг, выставка лучших тетрадей, детских рисунков), кон-курсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую письменную работу, на лучшего чтеца), радиопереда-чи на русском языке, олимпиады, дни русского языка, кукольный театр и некоторые другие.

Одни из видов работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие -- эпизодически, один-два раза в год. Например, регулярно -- один раз в две недели -- проводятся занятия кружка русского языка; регулярно -- раз в месяц -- выпускаются лист-ки русского языка и стенная газета; ежедневно или один-два раза в неделю организуются передачи по школьному радио на русском языке. Такие массовые виды внеклассной работы, как утренник русского языка, праздник поэзии (или другие праздники), выставка лучших тетрадей, конкурсы, проводятся обычно эпизодически, один-два раза в год.

Все перечисленные и другие индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы по русскому языку тесно связаны между собой. При планировании внеклассной работы необходимо учитывать частоту проведения, а также методику под-готовки тех или иных видов мероприятий. Планировать работу следует так, чтобы она не создавала перегрузки учащихся и в то же время обеспечивала их равномерную, регулярную работу над овладением русским языком в течение всего периода обучения в школе

8. Современные средства оценки достижений учащихся по русскому языку.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Оценка – это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочныхситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков,установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления какучебной деятельностью учителя, она должна служить также целисовершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе инравственного воспитания учащихся. Но достижимо это только тогда когда оценкабудет иметь высокий престиж вообще и особенно в создании учащихся. Ксожалению в настоящее время вследствие ряда неправильных приемов пользованияоценкой и престиж значительно снизился.Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения.На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной цельюобучения является развитие личности школьника, определяются следующиепараметры оценочной деятельности учителя:- качество усвоения предметных знаний – умений – навыков, ихсоответствие требованиям государственного стандарта начального образования;- степень сформированности учебной деятельности младшего школьника(коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);- степень развития основных качеств умственной деятельности (умениянаблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связноизлагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения кучебной деятельности; степень прилежания и старания.Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные –словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особоевнимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнемпознавательных интересов и самостоятельностью обучающегося. ФУНКЦИИ ОЦЕНКИ Под оценкой успеваемости учащегося подразумевают систему определенныхпоказателей, которые отражают объективные знания и умения учащегося.В Педагогической энциклопедии оценка рассматривается как определение степениусвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями,предъявляемыми к ним школьными программами.Оценка учитывает объем, уровень и качество овладения учеников знаниями,умениями и навыками. Объем знаний по определенному предмету – это переченьведущих понятий, законов, идей теорий, которые лежат в основе данной науки иинтерпретируются в школьных программах.Овладение объемом ведущих теоретических знаний предшествует формированию уучащегося определенных целенаправленных действий: то ли воспроизведениеусвоенного или применение его по образу, в сходных условиях; толииспользование усвоенного для решения нестандартных сложных мыслительныхзадач. Все это и задает тот или иной уровень усвоения знаний, т.е. характерприменения усвоенных знаний, обеспечивающий ту или иную степень мыслительныхусилий (уровень мыслительной деятельности). Различные уровни усвоения знанияопределяются его качеством, под которым подразумевают определенные характеры,характеристик усвоенных знаний, умений и навыков (например полнота,прочность, глубина, оперативность, гибкость, действенность и т.д.) крометого; оценка отражает не только объем, уровень и качество усвоения знаний. Еефункции сложны и разнообразны. Социальная функция проявляется в требованиях предъявляемых обществом куровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данномслучае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровеньразвития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности егопознавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУНустановленным государством эталоном (стандартом), а оценка выражает реакциюна степень и качество этого соответствия, т.е. в конечном счете системаконтроля и оценки для учителя становится инструментом оповещенияобщественности и государства о состоянии и проблемах образования в данномобществе и на данном этапе его развития это дает основания дляпрогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленнойперспективах, внесения необходимых корректировок в систему образованияподрастающего поколения оказания необходимой помощи как ученику, так иучителю. Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемогоэффекта обучения с действительным результатом усвоения учащимися учебногоматериала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания внестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства длявыполнения учебной задачи: устанавливается динамикауспеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности,необходимых как для школьной жизни так и вне ее, степень развития основныхмыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляетсявозможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы иприемы проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, акакое исключить из учебной программы.Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретныерезультаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а чтонуждается в повторении, углублении, какие стороны учебной деятельностисформированы а какие необходимо сформировать. Воспитательная функция выражается в рассмотрении формированияположительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как факторупреодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх передконтрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильныецелевые установки, ориентируют на самостоятельность и самоконтроль. Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая иотметки) создает определенный эмоциональную реакцию ученика. Действительно,оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказатьподдержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкуюсамооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучениязаключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствоватьэмоциональной реакции школьника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе сним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данныерезультаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с однимиз главным законов педагогики начального обучения младший школьник долженучиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия –предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализируетвместе с ним ошибки и наметит пути их устранения. Информационная функция является основой диагноза планирования ипрогнозирования. Главная ее особенность – возможность проанализировать причинынеудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процессакак со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого. Функция управления очень важна для самоконтроля школьника, его уменияанализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно приниматьоценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы инедостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности(«что я делаю не так.», «что нужно сделать чтобы.») и осуществить корректировкуучебно-воспитательного процесса. Таким образом устанавливается обратная связьмежду педагогом и обучающимся Требования к оцениванию Прежде всего необходимо учитывать психологические особенности ребенкамладшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своейдеятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценкиучителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемомранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется прежде всегов том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношениеучителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важнопотому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечникови невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии сэтим делением: отличнику – завышает, а троечнику – занижает.Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степенисформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особоезначение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношенияк учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценкеявляется его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только сам имеетправо оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия вэтой деятельности. Более того: его участие часто наказывается (“неподсказывай” – а он нашел у соседа ошибку; “исправил” – а он у себя нашелошибку.). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка –проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочнойдеятельности является формирование у школьников умений оценивать своирезультаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования кработам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенногообщественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на“отлично”, правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление отработы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросыстановятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитиюоценочной деятельности школьников.Приведем пример. Учитель проводит диктант, перед сдачей предлагает егопроверить. Ученик находит в своей работе ошибки и исправляет их. Всоответствии с инструкцией учитель снижает оценку на балл. Проанализируем этуситуацию. Ученик сам нашел ошибку, что означает наличие у него навыкасамоконтроля. Естественно, в данном случае требуется не наказание, апоощрение. Но найдется учитель, который скажет: “Ученик должен сразу писатьбез ошибок”. Однако процесс перехода умения в навык (а именно этого требуетпедагог) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученик еще неможет сразу применить правило написания, скорее, его беда, а не вина. И покау школьника не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право наисправление ошибки, на совместный с педагогом анализ причин своих неудач.Кроме того, непедагогична эта ситуация еще и потому, что у школьникаформируется негативное отношение к действию самоконтроля, безразличноеотношение к оцениванию (“Зачем искать у себя ошибки, если учитель все равноснизит отметку?” ). Противоречие, образующееся при такой ситуации,отрицательно отражается на всем учебно-воспитательном процессе, так каквносит дискомфорт в отношении между обучаемым и обучающим, междуодноклассниками, детьми и родителями.В процессе реализации воспитательной функции создаются условия дляформирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительногоотношения к учению. Это касается прежде всего умения и желания осуществлятьсамоконтроль, Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельностис эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способаучебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своейработах, анализ их причин и определение путей исправления.Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношенийшкольника и учебной среды. ученик превращается в равноправного участникапроцесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний,к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение. Характеристика цифровой отметки и словесной оценки Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговыхотметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следуетобратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочныхсуждений учителя, увлечение “процентоманией”, субъективность выставляемыхотметок.Следует не допускать тенденции формального “накопления” отметок, ориентировкуна “среднюю” отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Итоговаяотметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущейпроверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки,достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получаетправо исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить своюуспеваемость. Например, школьник получил за диктант по русскому языку “2”,так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил орфографии.Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующем диктанте ихне нарушил. Такое положение означает, что первая “2’ недействительна,исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки.Таким образом, следует бороться с фетишизацией отметки как единственного“орудия” формирования прилежания и мотивов учения и поощрять отказ отформализма “процентомании”. Необходимо совершенствовать прежде всегометодику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции.Еще одной важной проблемой деятельности оценивания являются разные подходы киспользованию отметки в первом классе. Необходимо отказаться от выставленияотметок учащимся первого класса в течение всего первого года. Отметка какцифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьникизнают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставиться “5”, вкаких случаях отметка снижается). До введения отметок не рекомендуетсяприменять никакие другие знаки оценивания – звездочки, цветочки, разноцветныеполоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки беретна себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению кцифровой оценке.Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети тольконачинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процессучения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксируетне устоявшиеся умения и неосознанные знания, Исходя из этого оцениватьотметкой этот этап обучения нецелесообразно.С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школевводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяетсяоценка “очень плохо” (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметкав начальной школе практически не используется и оценка “плохо’Отменяетсяоценка “посредственно” и вводится оценка “удовлетворительно”. Формирование контроля и самооценки Дело в том, что обычно ребята, поступающие в 1 класс, достаточно хорошомогут контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют толком держатьпод контролем свою умственную деятельность. И причина этого не столько влегкой переключаемости детей (то, что взрослые иногда называют «скачкоймыслей»).сколько в непонимании ими задач контроля и самооценки. Обычная вэтом смысле ошибка, допускаемая школьниками, заключается в следующем. Длятого чтобы выучить, скажем, правило, ребенок садится и пытается запомнить егов ходе многократного прочитывания. Он не замечает пропущенного илиизмененного им слова, хотя при этом нередко искажается смысл самого правила.Прочитав материал 5-6 раз ребенок откладывает книгу и заявляет: «Выучил». Приэтом ребенок не пользуется активным воспроизведением материала ни каксредством запоминания, ни как средством контроля, он не пытается самповторить нужное правило, чтобы убедиться, знает он его или нет. Он говорит:«Выучил», когда чувствует близость того, что он запомнил, к оригиналу. То,что при этом могло выпасть какое-то слово и измениться смысл правила онсамостоятельно обнаружить не в состоянии.Иногда у школьника возникает убеждение, что он»понял» и «знает» на томосновании, что в классе после объяснения учителя он смог привести верныйпример и заслужил одобрение.Очень часто – особенно в старших классах – ощущение понятности, возникающеепри первом знакомстве с материалом, смешивается учащимися с эффектомусвоения.А дело заключается в том, что прочитав один раз материал, ученик закрылучебник и больше к этому предмету не возвращался, не попытался сам убедиться,запомнил он заданный урок или нет.Но ведь само по себе понимание еще не гарантирует успешного воспроизведения.Иначе установка на запоминание, о которой шла речь выше, была бы простоизлишней. Школьник, который не понимает этого, естественно и не пытаетсяубедиться, запомнил ли он то, что учил.Все эти случаи характерны одним и тем же моментом – отсутствием контроля зарезультативностью своего труда. По существу дела учащийся не знает, выучил онурок или нет. Он может сказать, что он прочитал его столько – то разно когдапытается оценить, каков же результат этого чтения, здесь его оценки сплошь дарядом бывают ошибочны.Несформированность контроля приводит еще и к неумению оценить, в чемзаключаются встреченные им трудности в учебе. Ученик может толькоконстатировать факт: «Я не умею решать задач», «Я плохо выучиваюстихотворения» – и не понимать, что же именно вызывает трудность, что мешаетрешить задачу или выучить стихотворение. Если начать их расспрашивать, детиназывают причины, подчас очень далекие от действительности, ссылаясь наплохую память, на собственную неспособность. Иногда в этих случаях онивоспроизводят ответы, невольно подсказанные взрослыми. Например, простоговопроса: «Ты, что, торопишься, что ли?» – бывает достаточно, чтобы ребеноквсе свои неудачи начал объяснять излишней торопливостью, хотя на самом делеон вовсе не склонен к поспешной работе.Необходимость сформировать у ребят – школьников контроль и самооценку невызывает никаких сомнений. Помощь родителей в этом деле может быть простонеоценимой. С чего здесь следует начинать? Речь идет о начальных классахи прежде всего необходимо довести до сознания ребенка со всей ясностью однупростую истину: только повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можноубедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующуюфункцию повторения. Необходимо приучить ребенка все время (и впроцессе работы и по ее окончании) сравнивать свою работу с каким-тообразцом: если это стихи, то с текстом, напечатанным в книге; если «письмо»,то с прописями и т.д. Нередко случается так, что в классе ребенок действуетсовершенно правильно, потому что учитель постоянно напоминает об этом. Но,готовя домашние уроки, словно забывает о необходимости сравнения выполняемойработы с образцом. В качестве образца для сравнения может выступать не толькото, что демонстрировал учитель в классе, но и ответы лучших учеников.Учителя в школе специально обучают ребят приемам самоконтроля.Самостоятельная проверка своих действий и сверка результата с ответом привсем их различии выполняют одну и ту же функцию – функцию контроля. Но тутважно подчеркнуть, что первый навык самоконтроля может быть использовантолько по прямому назначению, а второй иногда используется ребятами длябессистемных манипуляций данными.Вообще, чем раньше поймет школьник необходимость постоянно самоконтроля, темлучше. Учитель должен предупредить родителей, что очень большую ошибку делаютте из них, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можнодольше удержать ее за собой. Они заставляют ребенка отвечать им устные уроки;просматривают его тетради с домашними заданиями беспокоятся, все ли он взял ссобой, когда уходит в школу и собирают ему портфель ; следят за тем, чтобы онвовремя сел за уроки и выучил все, что задано, и т.д.Слов нет, на первых парах подобная помощи бывает нужна маленькому школьнику.Но, оказывая ее взрослые должны все время помнить, что главная цельзаключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка. Впротивном случае ребенок, как правило, не чувствует ответственности за плоховыполненное задание. Ну и что же их того, что учительница поставила тройку, -рассуждает первоклассница. – Ведь эту работу вчера просмотрела мама и быладовольна». Аналогично ученик не чувствует вины, если забыл что-то дома: идействительно, при чем тут он, если портфель ему собирает бабушка. Еслиродители задержались на работе и вовремя не посадили ребенка за уроки, онсчитает их виноватыми в плохой отметке и заявляет им: «Из-за Вас получилдвойку».Короче говоря, помогать ребенку с первых дней обучения овладевать контролем,показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить егосамого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встаетперед взрослыми.Необходимо, далее, предупредить родителей о том, что с течением времени,когда ребенок овладеет наиболее простыми формами контроля, им необходимобудет проследить, чтобы первичное впечатление понятности урока он не началпринимать за свидетельство того, что материал уже усвоен. Вот обычныепризнаки кажущейся понятности задания: заявление ребенка, что он может делатьупражнения раньше, чем выучит правила; утверждения, что в классе было такпонятно объяснено, что учить и повторять совершенно не требуется; уверения,что плохую отметку в классе он получил случайно, так как забыл в момент,когда вызвали, но вообще-то он все знает хорошо и т.к. В последнем случаеребенок иногда действительно может после опроса припомнить дома забытыйматериал, а родители легко идут на поводу у своих детей и часто готовыспорить с педагогом, доказывая, что их сын или дочь знали заданное.Необходимо довести до родителей и самих учащихся ту простую психологическуюистину, что такое непроизвольное припоминание не может служить показателемтого, насколько хорошо был в действительности выучен урок. Крометого, нужно, чтобы ребенок понял, что само по себе первоначальное пониманиееще не обеспечивает уверенного ответа, когда его вызывают на уроке. Если этотмомент упустить из виду, то может получиться парадоксальное явление, котороенередко ставить взрослых в тупик: чем лучше объясняет учитель в классе новыйматериал, тем меньше начинают работать ребята дома. А ведь по существу деланичего странного нет. Это логически вытекает из отождествления понимания сусвоением: зачем же учить, если все понятно?Такую ситуацию учителю вообщетрудно выявить без взаимодействия с родителями. Без контакта с ними он врядли сможет узнать, что у некоторых ребят появилось мнение, что он, учитель,настолько хорошо все объясняет, что учить что-либо дома уже излишне.По мере того как ученик переходит из класса в класс, меняется и объем икачественное содержание изучаемого материала. Соответственно этому меняютсяи приемы умственной работы школьника. Понятно, что и приемы контроля должнытакже измениться. Вначале пересказ материала был одновременно и способомзаучивания, и способом контроля с течением времени пересказ вслух или просебя становится по преимуществу методом разобраться, выучил он урок или нет,а что касается самого материала, то решающее значение имеют разные видыактивной работы над ним.Затем полный развернутый контроль начинает постепенно сокращаться и учениквсе чаще проверяет прочность запоминания, воспроизводя только логическуюопорную схему материала. Повторять несколько раз заданный урок во всей егополноте, как это требуется при ответе в классе, становится приемомнерациональным, трудоемким и отнимающим в силу большого объема материалаочень много времени. Поэтому старшеклассники, овладевшие правильными учебныминавыками и привыкшие самостоятельно работать над рационализацией своегоумственного труда, контролируют себя, намечая в уме план ответа. Если ученикмысленно представляет себе схему ответа, значит, он хорошо помнит содержание.Со всем этим учителю следует познакомить родителей, чтобы они были всостоянии в нужный момент прийти своим детям на помощь. Конечно, многиешкольники осваивают все эти приемы самостоятельно. Но многим требуется помощьвзрослых. Причем разная. Иногда достаточно бывает натолкнуть мысль школьникана рациональные приемы самоконтроля. Иногда же нужно объяснять все подробнотратить время на освоение этих приемов. Наконец, нужно иметь в виду, чтонекоторые из учеников, хорошо овладевшие приемами учебной работы, контроля исамооценки, основываясь на своем большом индивидуальном опыте, иногда вообщеотказываются от контроля как специального действия, завершающего работу надматериалом. Текущий контроль осуществляемый ими в ходе приготовления урока,подчас даже не осознанный, дает им вполне надежное представление о том,насколько хорошо выучен сегодняшний урок. Как правило, такие ученики безвсяких попыток воспроизведения материала могут точно сказать, на какуюотметку они выучили урок. Полное повторение заданного урока самому себе, какбудто бы это ответ в классе, становится резервным приемом, используемымтолько в случае возникающих трудностей. К сожалению, это момент междушкольников и его родителями. Заметив, что сын или дочь перестали видимымобразом проверять себя, родители решают, что те просто обленились и начинаютхалтурить в учебе. А потому со всей силой родительского авторитета начинаюттребовать, чтобы дети вернулись к развернутому действию самоконтроля. Посуществу своему это требование, чтобы школьник вернулся к способу работы,который он давно перерос. Естественно, что требования родителей кажутся емубессмысленными. Учитель и здесь должен быть готов прийти на помощь своимграмотным советом, убедительно разъяснить родителям, в чес заключается дело.И все таки проблема контроля и самооценки постоянно остается на повестке днядаже в тех случаях, когда старшеклассники полностью овладели этим умением.Только эта проблема несколько меняет свое содержание. Теперь важно уже непросто научить школьника контролировать и оценивать себя, а добиваться того,чтобы эта оценка отражала действительное положение дел и была насколько этовозможно, устойчивой. Ведь в подростковом и юношеском возрасте внутренний мирчеловека только формируется, он переменчив и противоречив. В этом периодочень часто глубокая неуверенность в себе причудливым образом сочетается сосвоеобразным гонором, с непомерно высокой оценкой своих достижений.Естественно, что это распространяется и на дела связанные со школой. Поэтомуи получается, что из всех компонентов учебной деятельности контроль исамооценка являются наиболее уязвимыми для всех посторонних влияний. § 2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различаютпредварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки. По формепроведения эти виды проверки могут быть устными, письменными икомбинированными. Предварительный контроль Некоторые учителя осуществляют предварительную проверку.Проводится она в основном с диагностирующей целью перед изучением новой темыили в начале года, четверти. Цель ее – ознакомится с общим уровнем подготовкиучащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладенияучащимися исходными категориями предмета (или отдельной темы, раздела),устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученныхрезультатов учитель планирует, если необходимо повторение (объяснение)материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников. Предварительную проверку проводяттакже учителя первых классов, комплектуя учащихся. Задолго для учебного годаони изучают готовность детей к обучению в школе, знакомят родителей стребованиями которые будут предъявлены их детям в 1 классе, советуют каклучше подготовить малышей в школе.Если ответ или работа учащегося в начале учебного года будет заслуживатьотличной, хорошей или удовлетворительной оценки (при сопоставлении сэталоном) то отметка выставляется и сопровождается оценочным суждением, изкоторого были бы ясно видны достоинства ответа, работы ученика или ихнедостатки. Если же ответ ученика окажется слабым и будет заслуживатьнеудовлетворительной оценки, то целесообразно применить метод отсроченнойотметки, т.е. неудовлетворительную отметку пока не выставлять, чтобы напервых порах не травмировать ученика, а ограничиться соответствующимоценочным суждением или тактичным внушением. Такая педагогическая мерадиктуется следующим. Если слабый ответ или работа ученика еще не оцененыучителем, ему предоставляется возможность улучшить качество своего учебноготруда, чтобы получить желаемую оценку. Таким образом, у ученика возникаетстремление воспользоваться этой возможностью, лучше овладеть учебнымматериалом и получить положительную оценку, т.е. этой мерой приводится вдействие стимулирующая функция оценки. Текущий контроль Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается всистематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностьюучащегося на каждом уроке. Главное его назначение – оперативное получениеобъективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательнойработы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том,как ученики усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки,помогает учителю наметить рациональные методы и приемы учебной работы.Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работыучеников, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью,активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому.В течение учебного года действия учителя в момент оценки будут иными, чем приоценке в начале года. Если ответ или работа ученика обычно получает за своиответы и работы или более высокой, то отметка выставляется и сопровождаетсясоответствующим оценочным суждением.Если же ответ или работа учащегося заслуживают хотя и положительной, но болеенизкой оценки, чем он обычно получал (т.е. хорошей или удовлетворительнойвместо обычной хорошей), то учитель сначала выясняет почему ученик ответилхуже обычного, а затем тщательно взвешивает, окажет ли намеченная оценканужное воздействие на ученика, т.е. будет ли она служить стимулом получению вбудущем более высокой оценки. И если это так, выставляет отметку, а воценочном суждении указывает слабую сторону ответа или работы.Если же учитель придет к выводу, что ответ не производит нужного воздействияна ученика (не станет стимулирующим или воспитывающим фактором) он невыставляет ее. В таком случае учитель ограничивается оценочным суждением, изкоторого ученик должен ясно понять, что отметка не выставлена ему на этот разпотому, что она ниже той, которую обычно получает за свои ответы, а такжеосознавать, что ему необходимо сделать, чтобы получить более высокую отметку.Когда ответ или работа учащегося будет заслуживать удовлетворительной оценки,то необходимо выяснить причину плохой работы и только после этого решать:выставлять отметку или применить метод отсроченной оценки.В последнем случае следует учитывать, что причины плохого ответа могут бытьуважительными и неуважительными. К неуважительными причинам следует отнестиленость или халатное отношение ученика к учебному труду. Выставлениенеудовлетворительной отметки нерадивым ученикам должно принудить их к болееприлежному учебному труду.Учителю следует иметь в виду, что полученная «двойка» у одного ученикавызывает огорчения, другой же воспринимает ее безразлично; одного ученика онаможет стимулировать к активному труду, направленному на повышениеуспеваемости, на другого действует парализующе, и он совсем «опускает руки»,будучи уверен в безысходности создавшегося положения и в своей неспособностинаверстать упущенное.Учитель – не контролер и не фиксатор достижений или неудач учащихся в учебномтруде. Ему необходимы не только знания, но и поиски методических приемов,применение которых пробуждало бы и развивало у учащихся интерес к учению делалобы обучение действительно развивающим и воспитывающим. Приведем пример из опытаработы Г. Солдатова[1]:Учащиеся одного класса учились описывать предметы и картинки. После некоторойтренировки на уроках им было предложено дома описать какую-либо картинку илипредмет. При том учитель пояснил ученикам, что за самостоятельную домашнююработу все они пол


2018-06-29 1022 Обсуждений (0)
Формы и виды внеклассной работы по русскому языку 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы и виды внеклассной работы по русскому языку

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1022)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)