Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы организации внеклассной работы по русскому языку



2018-06-29 2420 Обсуждений (0)
Принципы организации внеклассной работы по русскому языку 5.00 из 5.00 3 оценки




Внеурочная работа по русскому языку., принципы её организации.

Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку

Внеклассная работа по русскому языку в национальной школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка,-- обучение речевому общениюнарусском языке, что предусматривает пополнение активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирование умений правильного построения предложений, сообщение знаний о грамматическом строе русского языка, привитие орфографических и пунктуационных навыков и т.д. Это единство целей делает внеклассную работу серьезным дополнением к урокам русского языка.

Целью внеклассной работы определяются ее конкретные образовательные и воспитательные задачи, основными из которых являются:

1) закрепление программного материала по русскому языку;

2) углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его закономерностях;

3) развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления;

4) формирование первичных орфоэпических, орфографических к пунктуационных навыков;

5) пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка;

6) воспитание интереса к чтению книг на русском языке, формирование первоначальных умений работать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;

7) развитие индивидуальных способностей учащихся;

8) воспитание чувства патриотизма, формирование интернационалистского сознания, развитие нравственного и эстетического идеала и т. д., которые в совокупности составляют сущность воспитания учащихся.

Перечисленные задачи внеклассной работы по русскому языку могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принци-пов ее организации и при удачном определении ее содержания.

Принципы организации внеклассной работы по русскому языку

В основе организации внеклассной работы по русскому языку лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемствен-ности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие специфические методические принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой -- формы, виды и методы проведения внеклассной работы по русскому языку. Основными из них являются следующие:

Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеклассной работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершен-ствует речевые навыки учащихся. Подобно урокам русского языка, внеклассные мероприятия по русскому языку должны способствовать привитию навыков практической русской речи. С этой целью необхо-димо создавать во внеклассной работе благоприятные условия для речевой практики.

Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Взаимосвязь внеклассных и классных занятий обеспечивает систематичность в усвоении языков, материала и в выработке речевых навыков.

Принцип учета индивидуальных интересов и спо-собностейучащихся. Согласно этому принципу содер-жание внеклассной работы должно составлять в пер-вую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребное как сильных, так и слабых учеников. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников. Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность учащихся: каждый ученик получает задание по вкусу и по своим спо-собностям.

Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания инте-реса к внеклассной работе. Занимательность дости-гается главным образом путем использования мате-риалов занимательной грамматики -- игр, шарад, ре-бусов, загадок, а также путем широкого привлече-ния средств наглядности -- картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность --этото, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уча-щихся, развивает у них любознательность, это увле-ченность выполняемой работой. Для учащихся началь-ных классов занимательно все то, что имеет прак-тическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком.

Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы. Интерес к внеклассной работе поддержи-вается не только содержанием проводимых меро-приятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необыч-ностью формулировки тем занятий, формы препод-несения языкового и речевого материала. Чем разно-образнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней.

Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по русскому языку, гдекаждое мероприятие имеет свое определенное место.

Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе должно быть добровольным, а не принудительным. Но, чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно.

Принцип массовости. С учетом того, что участие во внеклассной работе по русскому языку благотворно сказывается на развитии речи учащихся, ускоряет процесс практического овладения ими русским язы-ком, желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возмож-ность их участия во внеклассной работе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком.

Таковы основные методические принципы орга-низации внеклассной работы по русскому языку, соблюдение которых является обязательным условием, определяющим успех этой работы.

Содержание внеклассной работы по русскому языку

Одним из центральных вопросов организации вне-классной работы по русскому языку является опре-деление ее содержания. В соответствии с принципомсвязи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, из-учаемого по программе.

Наряду с этим на внеклассных занятиях можно рассматривать и такие вопросы, которые непосред-ственно не связаны с программой по русскому языку, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их лингвистического кругозора.

Таким образом, содержание внеклассной работы по русскому языку составляют два круга вопросов: 1)вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку и способствующие привитию практи-ческих навыков русской речи; 2) вопросы, не связан-ные с учебным материалом, предусмотренные про-граммой, способствующие расширению общего кругозора учащихся, представляющие дополнительный ма-териал для речевой тренировки на русском языке.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского язы-ка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках, но в целях пробуждения у уча-щихся интереса к ним формулируются они несколько иначе, например: «Сколько слов в русском языке?» (беседа о словарном богатстве русского языка, ко-торую можно проводить в III или в IV классе), «В мире слов», «В музее слов» (беседы о происхождении слов), «Как рождаются новые слова?», «Кладовые слов» (беседы о словарях), «Можно ли сломать язык?» (бе-седа об артикуляции русских звуков), «Звуковые за-коны» (беседа об орфоэпических нормах русского языка), «Пульс слова» (беседа о словесном ударении), «Молчаливые буквы» (беседа о функциях букв ъ и ь), «Можно ли усвоить правописание всех слов?» (бесе-да об орфографическом словаре), «Как делаются слова?» (беседа о способах словообразования в рус-ском языке), «Кто или что?» (беседа о существительных одушевленных и неодушевленных), «Все растет из корня» (беседа об однокоренных, или родственных, словах) и др. Беседы на перечисленные и подобные темы сопровождаются выполнением упражнений и за-даний, способствующих привитию практических навы-ков употребления рассматриваемого языкового мате-риала в речи.

Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встре-чаются. Поэтому ученики не только старших, но и младших классов с интересом слушают беседы на темы: «Как люди научились говорить?», «Почему люди говорят на разных языках?», «Русский язык на земном шаре», «Как люди научились писать?», «Язы-ки и народы», «Говорят ли животные?» и др.

Тематика вопросов обеих групп может быть очень разнообразной. В выборе и подаче этого разнообраз-ного материала должно быть чувство меры, дик-туемое возрастными особенностями учащихся. Разу-меется, в начальных классах можно сообщить только те сведения, которые доступны учащимся 6--9-лет-него возраста. Сведения по некоторым темам могут быть даны в несколько приемов, в разныхклассах.

В та-ком случае каждая последующая информация будет шагом вперед в раскрытии содержания рассматри-ваемого вопроса. Например, беседы из циклов «В мире слов», «В музее слов», «Почему мы так говорим?», «Правильно ли мы говорим?» могут проводиться во всех классах и не один раз в каждом классе, но со-держание этих бесед каждый раз должно быть новым.

Подбор конкретного языкового и речевого мате-риала к каждому очередному внеклассному меро-приятию должен осуществляться на основе принципа практической направленности, т. е. работа с этим материалом должна способствовать привитию нерус-ским учащимся навыков практической русской речи.



2018-06-29 2420 Обсуждений (0)
Принципы организации внеклассной работы по русскому языку 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Принципы организации внеклассной работы по русскому языку

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)