Имперфект глаголов с первым корневым йод (I- y ).
Глаголы с I-y корневым обычно образуют перфект точно так, как если бы они были с I-ālaᵽ в корне, и, даже, пишутся с ālaᵽ в качестве первого корневого в перфекте. Единственная разница заключается в форме императива, в которой написание первого корневого возвращается к йод-начальному.
Исключениями в этой категории (глаголы с I–y) являются формы глаголов iṯeḇ ܝܺܬܶܒ «он сидел» и ܝܺܕܰܥ iḏaʕ «он узнал, познал», которые в имперфекте меняют начертание первого корневого с йод на нун (I-n): ܢܶܬܶܒ neṯteḇ и ܢܶܕܰܥ neddaʕ (см. выше, §14.2).
Имперфект глаголов с III- слабым корневым.
Все глаголы со третьим слабым корневым в перфекте спрягаются по модели из bnā « строить »:
Строить, соорудить | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ед.ч |
Мн.ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 ед. | м. | ܢܶܒܢܶܐ | nebnē | Построит | ܢܶܒܢܽܘܢ | nebnõn | построят | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ж. | ܬܶܒܢܶܐ | tebnē | ܢܶܒܢܝ̈ܳܢ | nebnyān | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 ед. | м. | ܬܶܒܢܶܐ | tebnē | построите | ܬܶܒܢܽܘܢ | tebnõn | построите |
ж. | ܬܶܒܢܶܝܢ | tebneyn | ܬܶܒܢܝ̈ܳܢ | tebnyān | |||
1 ед | общ | ܐܶܒܢܶܐ | ebnē | построю | ܢܶܒܢܶܐ | nebnē | построим |
м.р. | ж.р. | м.р. | ж.р. |
императив | ܒܢܺܝ | bni | Построй | ܒܢܳܝ | bnāy | Построй | ܒܢܰܘ | bnaw | ܒܢܰ̈ܝ | bnāyēn | постройте |
III-слабые глаголы, введенные до сих пор:
ܢܺܐܬܶܐ | < | ܐܶܬܳܐ | eṯ | > | nêṯē | придет, приедет |
ܢܶܒܢܶܐ | < | ܒܢܳܐ | bn | > | neḇnē | построит |
ܢܶܒܥܶܐ | < | ܒܥܳܐ | bʕ | > | neḇʕē | отыщет |
ܢܶܗܒܶܐ | < | ܗܘܳܐ | hw | > | nehwē | будет |
ܢܶܚܕܶܐ | < | ܚܕܺܝ ܚܕܳܐ | ḥḏi | > | neḥdē | он счастлив |
ܢܶܚܙܶܐ | < | ܚܙܳܐ | ḥz | > | neḥzē | увидит, посмотрит, поймёт |
ܢܺܚܶܐ ܢܚܽܘܐ | < | ܚܝܳܐ | ḥy | > | neḥḥē | будет жив, жить |
ܢܶܪܥܶܐ | < | ܪܥܳܐ | rʕā | > | nerʕē | позаботится, будет пасти |
Обратите внимание, что перфект от etā образуется по модели спряжения с I-ālaps (nêtē).
Однако, императивы etā нерегулярны:
м | ܬܳܐ | tā |
Приди | ܬܰܘ | t aw |
Придите |
ж | ܬܳܝ | tāy | ܬܰܝܝܶܢ | tāyēn |
Собственный императив от hwā не используется; вместо этого, в качестве императива служат формы парадигмы перфекта, как hwayt yādaʕ d -... «знай (теперь), что...».
Обратите внимание также на неправильный имперфект от ḥyā - neḥḥē, образованный, как если бы это был глагол I- n.
Имперфект пустых глаголов.
Пустые глаголы спрягаются в перфекте с характерной гласной -u-, вместо -о-. Таким образом, от qām мы имеем следующее спряжение:
Лицо | Род | ܩܳܡ | qām |
Встать, воскресать, возникать
Ед.ч
Мн.ч
3 ед.
Встанет, воскреснет
ܢܩܽܡܽܘܢ
ܢܶܩܡܽܘܢ
Встанут воскреснут
ܢܩ̈ܽܡܳܢ
ܢܶܩ̈ܡܳܢ
2 ед. | м. | ܬܩܽܘܡ | tqum | Встанешь, воскреснешь | ܬܩܽܡܽܘܢ ܬܶܩܡܽܘܢ | tqumun | Встанете, воскреснете |
ж. | ܬܩܽܡܺܝܢ ܬܶܩܡܺܝܢ | tqumin | ܬܩ̈ܽܡܳܢ ܬܶܩ̈ܡܳܢ | tqumān | |||
1 ед | общ | ܐܶܩܽܘܡ | equm | Встану, воскресну | ܢܩܽܘܡ ܢܶܩܽܘܡ | nqum | Встану, воскресну |
Обратите внимание, что в длинном гласном основы пустых глаголов нет сокращения.
Императивы образуются регулярно, например
м | ܩܘܽܡ | qum |
Встань | ܩܘܽܡܘ(ܢ) | qum (un) |
Встаньте |
ж | ܩܘܽܡܝ | qum | ܩܘܽܡ(ܝܢ̈) | qum (ēn) |
Единственный из всех пустых глаголов - это sām, который образует свой перфект с гласной в основе - i - вместо - u -; во всем остальном спряжение точно такое же, как и по модели выше:
образом, от s ām мы имеем следующее спряжение:
Лицо | Род | ܣܳܡ | s ām |
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |