Управляющая и управляемая подсистемы в системе управления организацией
Процессы управления осуществляются в системах, которые состоят из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Примерами таких систем являются предприятие, системы «руководитель – подчиненный», «собственник – менеджер», «государство – экономика» и др. Субъект и объект управления взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом. Связь осуществляется с помощью информации, которая передается по каналам прямой и обратной связи (рис. 1). Субъект управления осуществляет деятельность по принятию управленческих решений, которые в виде информации передаются по каналу прямой связи и должны восприниматься объектом управления как команда. Объект управления выполняет принятую команду. Для того чтобы управленческое решение стало командой, формулой, в соответствии с которой будет действовать объект управления, субъект управления должен организовать исполнение управленческих решений. Контроль за началом, ходом и результатами выполнения команды также производится субъектом управления на основе поступающей по каналу обратной связи учетно-контрольной информации.
(управляющее воздействие)
Обратная связь (информация о состоянии объекта)
Рисунок 1 – Система управления
На предприятии как управляющей подсистемой является аппарат управления предприятием. При этом аппарат управления предприятием рассматривается не только как дирекция предприятия. В акционерном обществе к субъекту управления относятся все органы управления обществом: общее собрание акционеров, совет директоров (правление), исполнительная дирекция, контрольно-ревизионная комиссия. На государственном унитарном предприятии функции субъекта управления выполняет не только дирекция предприятия, но также вышестоящий орган государственного управления. Управляемая подсистема для системы «предприятие» – это работники, соединенные со средствами производства, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных благ или оказания услуг. Принципы управления Принципы управления – основополагающие правила, нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры в своей практической деятельности. Принципы устанавливают правила осуществления управленческой деятельности. Они используются также для формирования, функционирования и развития систем управления различными объектами. В их основе лежат объективные законы и закономерности рационального осуществления совместной деятельности. Принципы управления объективны, так как в них обобщены законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления. Менеджеры обязаны следовать (руководствоваться) принципам, чтобы действовать эффективно. Принципы управления предприятием должны образовывать систему, и менеджеры организации должны руководствоваться всеми принципами, включенными в систему.Чтобы правильно руководствоваться принципами, менеджеры должны их признавать. В настоящее время можно выделить три группы принципов: общие, специальные, а также принципы управления предприятиями в целом. Общие принципы управления–это правила, которыми руководствуются при управлении разными социальными объектами, т. е. они присущи всем системам управления, поэтому они называются общими. Эта группа принципов отражает требования к качеству управленческой деятельности. К основным из них относятся следующие: -Научность. Управленческая деятельность, формирование, функционирование и развитие систем управления должны базироваться на данных науки. -Системность. Этот принцип базируется на системном подходе, имеющем в управлении исключительное значение. Имеется в виду, что управление охватывает всю систему с учётом внешних и внутренних взаимосвязей, а качество деятельности системы управления зависит от того, насколько её элементы соответствуют друг другу и целям управления. -Экономичность. Управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако не в ущерб его рациональности и результативности. Сопоставляя различные варианты результатов и затрат на управление, можно определить его экономичность. -Эффективность. Этот принцип – требование к управленческой деятельности обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления. Специальные принципы характеризуют правила формирования и функционирования отдельных элементов системы управления. К ним, например, относятся: принципы целеполагания; принципы разделения и кооперации управленческого труда; принципы кадровой работы; принципы проектирования организационных структур управления; принципы выбора стратегии предприятия; принципы выбора методов управления; принципы выбора управленческих решений и др. Отдельную группу принципов образуют принципы управления предприятиями в условиях рыночной экономики, среди которых следует особо выделить следующие: ориентация на клиента; лояльность ко всем работающим; ответственность как обязательная предпосылка успешного менеджмента; формирование психологического климата, помогающего раскрытию способностей работающих; быстрая и адекватная реакция на все изменения окружающей среды; нравственность; доверие ко всем сотрудникам; всемерная опора на качество, нововведения, контроль за ресурсами; отождествление сотрудников с фирмой, ее интересами и принципами: каждый сотрудник – это человек фирмы и др. Миссия и цели коммерческой организации
Миссия – это основная причина существования предприятия. Миссия намечает статус организации, устанавливает направление и ориентиры для определения целей и стратегий деятельности структурных подразделений организации. Миссия устремлена в будущее и показывает, на что будут направляться усилия и какие ценности в будущем будут для организации наиболее важными. В миссии не принято указывать в качестве цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором успеха любой организации. Миссия формулируется высшим руководством, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Цель управления - желаемое поведение управляемой системы, возможное и необходимое состояние объекта управления. Важную роль в постановке целей организации играет разработка миссии предприятия, то есть того, что выделяет предприятие среди других подобных ему. Главная цель управления состоит в том, чтобы делать объекты управления более производительными. Система целей организации формируется как результат согласования интересов собственников имущества (акционеров, участников, других частных собственников, государства), менеджеров высшего, среднего и нижнего уровней, трудового коллектива и субъектов внешней среды. В этой системе целей можно выделить три уровня: цели организации, цели структурных подразделений организации, цели работников организации. Цели организации могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Требования к постановке целей: четкость, реалистичность, гибкость, измеримость, совместимость, приемлемость. Формулировка цели организации, структурного подразделения или сотрудника должна иметь: · конкретное содержание, т.е. определять желаемый, необходимый и возможный результат, который должен быть достигнут; · размер, т.е. диапазон достигаемого результата должен быть задан количественно; · временные параметры, т.е. временной период, в течение которого должен быть достигнут ожидаемый результат; · персональную привязку, которая устанавливает исполнителя данной цели; · ранг, т.е. степень значимости в системе целей организации. Сами цели, особенно их количественные параметры, могут быть предметом споров и расхождений. Однако вовлечение объектов управления в процесс определения целей вызывает их активизацию и повышенную ответственность за достижение общих результатов.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3903)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |