Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История кафедры психотерапии



2018-07-06 436 Обсуждений (0)
История кафедры психотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Харьковская академическая школа психотерапии начала доминировать в 30-х годах, и прежде всего — с появлением профессора К.И. Платонова. Его вклад в психотерапии исключительно широк, однако главнейшая заслуга состоит в теоретическом обосновании психотерапии как общемедицинской клинической специальности, широко прежставленной не только в психоневрологии, но и в терапии, акушерстве, гинекологии, хирургии, стоматологии, дерматологии, санаторно-курортной медицине. Его ученики, профессор И.З. Вельвовский и другие, подняли украинскую психотерапию на мировой уровень и, в частности, в ранг ведущей в бывшем СССР, что дало возможность в 1962 году впервые в мире и в стране создать кафедру психотерапии.

Как самостоятельная кафедра она была легализована Министерством зравоохранения Украины с февраля 1968 года, но фактически работа кафедры на общественных началах санкционирована в Украинском институте усовершенствования врачей (УИУВ) в 1948 году, а в 1958 году она была оформлена как внештатный доцентский курс при кафедре нервных болезней УИУВ, затем в течение года числилась в составе кафедры психиатрии и, наконец, получила самостоятельный статус в 1962 году. Формирование кафедры и ее деятельность осуществлялись на базе отделения неврозов и психотерапии Центральной клинической психоневрологической и нейрохирургической больницы № 5 МПС (ЦПНБ).

Важной вехой в развитии кафедры явился приказ Министерства здравоохранения Союза № 142 от 13 февраля 1951 г., регламентировавший циклы по психопрофилактическому обезболеванию родов для акушеров гинекологов. Группа преподавателей, образовавшаяся в ЦПНБ МПС, в состав которой входили И.З. Вельвовский (руководитель), психоневрологи-психотерапевты К.И. Лаврова, М.И. Кашпур, а позже — М.И. Раенко, невропатолог Д.А. Каплан, физиолог М.Д. Линецкий и акушеры-гинекологи Э.А. Шугом и Б.А. Плотичер,— в своем стремлении сформировать кафедру опиралась на поддержку Правления Харьковского общества психотерапевтов, психопрофилактиков и психогигиенистов, почетного председателя этого общества заслуженного деятеля науки К.И. Платонова, руководителей харьковского общества невропатологов и психиатров профессора Г.Д. Лещенко (председатель) и Н.П. Татаренко (зам. председателя).

Историческим моментом явился третий Всеукраинский съезд невропатологов и психиатров, проходивший в Харькове. На этом съезде харьковские психотерапевты, по докладу И.З. Вельвовского, получили большую поддержку московских психоневрологов (проф. В.М. Банщиков, Л.Л. Рохлин, М.С. Лебединский и др.) и горячую поддержку председателя съезда академика Б.Н. Маньковского. Выступивший в конце съезда Министр здравоохранения УССР П.Л. Щупик подтвердил правильность требований о развертывании психотерапевтической помощи населению и в качестве первого шага узаконил штатный курс психотерапии в УИУВ с тем, чтобы далее он вырос в кафедру. Однако и после этого идея кафедры, которая настойчиво поддерживалась ректором УИУВ И.И. Овсиенко и ученым советом, встречала препятствия и даже протесты со стороны некоторых психиатров в Киеве. Однако поддержка руководства Союзного общества невропатологов и психиатров и первоначально В.М. Банщикова, а также председателя Украинского общества академика Б.Н. Маньковского, целого ряда указанных выше руководящих общественных деятелей и особенно настойчивость ректора УИУВ И.И. Овсиенко, обеспечили идее поддержку работников Министерства здравоохранения УССР т. Шумада и приказ о выделении самостоятельной кафедры психотерапии, психопрофилактики и психогигиены при Украинском институте усовершенствования врачей.

Возникновение первой кафедры психотерапии именно в Харькове не было случайностью. Оно было определено тем, что Харьков, этот крупнейший центр медицинской науки на Украине, издавна стал центром развития психотерапии. Следы первых исканий в области психотерапии восходят в Харькове еще к первым этапам месмеризма, когда в Харькове о естественно-научных, а не мистико-метафорических корнях месмеризма высказывался проф. Зелинский. Характерно, что эти мнения имели место тогда, когда Парижская академия наук вообще отвергала всякую научную ценность явлений «животного магнетизма». Следует также упомянуть, что уже в 1815 году в Харькове выходит первое пособие по психотерапии, выпущенное неким П. Лобовским под названием «Краткое руководство к опытному душесловию».

В конце XIX века в Харькове с появлением трудов В.Я. Данилевского было положено начало экспериментальному научно-физиологическому изучению гипнотизма.

Харьковский журнал «Архив психиатрии, неврологии и судебной психопатологии» в конце XIX столетия публикует ряд материалов по психотерапии. Именно на страницах этого журнала появляется классический труд москвича А.А. Токарского «Гипнотизм и внушение» (1888); публикуются материалы И.Я. Платонова (1889). Далее, 1911 год знаменуется появлением работы Б.С. Грейденберга «Психологические основы психической терапии». В 1912 году ученик В.М. Бехтерева, харьковчанин К.И. Платонов выпускает свою диссертацию. Можно перечислить и ряд других авторов, работавших до Октябрьской революции в области психотерапии в Харькове (А.Я. Анфилов, Т.И. Юдин, В.М. Гаккебун, С.Н. Давиденков и др.). Однако настоящий рассвет работ в области психотерапии в Харькове начинается в период становления советской психотерапии. С 1920 года разворачивается работа К.И. Платонова и ряда его учеников из возглавляемого им студенческого кружка (И.З. Вельвовский, Е.С. Катков и др.).

В студенческой больнице и поликлинике в 1921 году возникает официальная структурная единица — психотерапевтический кабинет (И.З. Вельвовский). Большой психотерапевтический кабинет открывается в Психоневрологическом институте. Этим кабинетом лично руководит К.И. Платонов; при нем образуется группа молодых психотерапевтов (П.П. Истомин, И.М. Аптер, К.О. Катков, А.Н. Мацкевич, Е.А. Попов, Н.П. Татаренко и мн. др.). Далее, в 1923 году возникает психотерапевтический кабинет в заведуемой К.И. Платоновым клинике нервных болезней Харьковского мединститута (И.З. Вельвовский, а далее П.П. Истомин), вокруг которого вырастает большой кружок ординаторов, ассистентов и студентов (Д.С. Губер-Гриц, Я.Н. Болдырев, П.Я. Гальперин, А.М. Цынкин, Я.Р. Шлифер и мн. др.). Значительную работу проводят ученики В.П. Протопопова — Е.А. Попов, Н.П. Татаренко, А.Л. Альтман, в университете Е.С. Катков, а далее — ученики А.И. Ющенко — В.П. Браиловский, М.А. Чалисов, Арутюнов, Переверзев и др.

Ядро психотерапевтов создается и в психоневрологическом диспансере Южной железной дороги в 1928 — 1930 годах. Здесь, под руководством И.З. Вельвовского, и при активном участии К.И. Платонова, работает большая группа психотерапевтов (М.И. Холоденко, М.М. Хаимович, А.Е. Бреслав, Г.Э. Рихтер, М.Я. Вербук и целый ряд других).

Наряду с психотерапией в Харькове активно начинают развиваться психопрофилактика и психогигиена. Так, в составе института по изучению труда и быта ученых и учащихся возникает работа по психогигиене (Г.А. Залевский, И.З. Вельвовский). Но особенно большая деятельность в этой области развивается — под руководством Л.Л. Рохлина — в институте социальной психоневрологии Украинской Психоневрологической академии. Здесь, под руководством Л.Л. Рохлина, работают А.И. Плотичер, Фурманов, Лещинский. В то же время в Психоневрологическом институте ЮЖД разворачиваются сектор психологии, в котором под руководством М.С. Лебединского, Шаряева, Горелик, Е.Н. Казас и др. развивают работу по промышленной психологии и психогигиене.

Наряду с исследовательской и практической работой К.И. Платонов, Е.А. Попов, И.З. Вельвовский, Л.Л. Рохлин, А.И. Ющенко, В.В. Браиловский, Е.С. Катков проводят лекционную работу в клинике нервных болезней ХМИ, на кафедрах психоневрологического факультета Санитарно-гигиенического института, Института усовершенствования врачей и университета. Однако преподавание психотерапии, психопрофилактики и психогигиены еще не организовано в систему; не узаконен предмет психотерапии как програмной дисциплины. Более определенные шаги возникают в послевоенный период в Центральной психоневрологической больнице МПС.

Именно коллектив этого учреждения, поскольку на его базе работает институт усовершенствования врачей, привлекает внимание директора этого института доцента И.И. Овсиенко. Глубоко оценив значение вопроса, он санкционирует целую серию учебных мероприятий в области психотерапии, психопрофилактики и психогигиены. Так, им санкционируется проведение циклов по двум разделам:

1) психопрофилактическому обезболиванию родов (И.З. Вельвовский, Э.А. Шугом, В.А. Плотичер, Д.А. Каплан и М.Л. Линецкий);

2) психотерапии и антиалкогольному делу (И.З. Вельвовский, К.И Лаврова, М.И. Кашпур, а далее — М.И. Раенко и др.).

Эти циклы стали функционировать с 1948 — 1949 гг., будучи оформлены как внештатные при кафедре нервных болезней УИУВ (зав. проф. Ф.Ф. Харченко) на базе ЦПНБ МПС.

Успехи психопрофилактического обезболевания родов вызвали узаконение этих циклов как всесоюзных Минздравом СССР № 142 от 18.02.1951 г. С тех пор такие курсы проводились периодически на внештатных основаниях, а далее — при поддержке психоневрологической общественности — были созданы внештатная, а затем штатная доцентура и, наконец, самостоятельная кафедра психотерапии, психопрофилактики и психогигиены. Первыми педагогами после сформирования курса являлись — на общественных началах — Б.И. Лаврова, М.И. Кашпур, М.И. Раенко (под руководством И.З. Вельвовского).

Сформированная в 1962 году кафедра уже имела следующий штатный состав: заведующий кафедрой профессор, доцент и четыре ассистента.

Персонально заведующим кафедрой был избран И.З. Вельвовский. Должность доцента, по его ходатайству, была переименована в должность профессора для доктора мед. наук М.Э. Телешевской, так как он стремился развернуть психиатрический раздел. Ассистентами стали психиатры Е.Н. Мейтина, Е.И. Кучерова, невропатолог М.И. Раенко и по линии психотерапии в акшерстве и гинекологии акушер-гинеколог Г.Н. Балтпурвин-Безуглова. В дальнейшем персональный состав кафедры изменился. Вместо должности второго профессора была восстановлена должность доцента, которую занял кандидат медицинских наук А.Т. Филатов. В 1967 году был открыт курортный филиал кафедры; соотвественно вырос штат. В 1968 году штат кафедры выглядел следующим образом: заведующий кафедрой, профессор, доктор медицинских наук, невропатолог и психотерапевт Илья Захарович Вельвовский, доцент кафедры, кандидат медицинских наук, психиатр Аркадий Тимофеевич Филатов, ассистенты — психиатры Елизавета Николаевна Мейтина, выполнявшая функции завуча, Валентина Ивановна Кучерова и Василий Михайлович Паламарчук, невропатолог Игорь Михайлович Перекрестов, терапевт Леонид Иосифович Большин и акушер-гинеколог Галина Николаевна Балтпурвин-Безуглова.

В эти годы кафедра состоит как бы из двух частей: из основной, расположенной на базе Центральной клинической психоневрологической больницы МПС, где обеспечивается подготовка врачей общей системы здравоохранения и здравоохранения транспорта; и курортного филиала, расположенного в базовом по психотерапии санатории «Березовские минеральные воды» под Харьковом, где обеспечивается подготовка врачей курортной медицины.

Естественно, что кафедра, не имевшая аналогов, должна была провести огромную работу по подготовке теоретических, методических и программных материалов. Прежде всего было определено место психотерапии в медицине и создана доктрина кафедры, согласно которой психотерапия трактовалась с одной стороны как общемедицинская дисциплина, с другой — как отдельная специальность.

Наряду с развитием психотерапии в неврологии, психиатрии, акушерстве и гинекологии шло внедрение ее в практическую работу курортных врачей, что позволило уже в 1962, 1964, 1965 гг. провести конференции по применению психотерапии на курортах.

Как профессор И.З. Вельвовский, так и сменивший его в должности зав. каф. с 1971 г. проф. А.Т. Филатов всячески способствовали внедрению пои­хотерапии и психопрофилактики в различные разделы медицины (терапия, фтизиатрия, физиотерапия, стоматология, хирургия, урология и т. д.)

В последние десятилетия кафедра вела работу в следующих направлениях.

1. Развитие психопрофилактики и психотерапии в спорте.

Проф. А.Ф. Филатов особое внимание направил на развитие психогигиены в спорте, промышленности и на транспорте. В 1969 г. проф. И.З. Вельвовский и А.Т. Филатов начали работу по психологической подготовке спортсменов-велосипедистов. Продолжая разработки И.З. Вельвовского, А.Т. Филатов в последующем развернул психопрофилактическую работу и в других видах спорта. Им с 1970 г. проводится обучение спортсменов-велосипедистов психической саморегуляции к чемпионатам мира и Олимпийским играм. А.Т. Филатов провел большую работу по повышению психологической устойчивости спортсменов-велосипедистов перед и во время Олимпиады-80, за что Спорткомитетом СССР ему была объявлена благодарность.

Показательные результаты, полученные после подготовки проф. А.Т. Филатовым спортсменов-велосипедистов сборной команды СССР, послужили основанием для открытия впервые в стране циклов «Психотерапия в спортивной медицине» при кафедре психотерапии. Помощником А.Т. Филатова в плане практической подготовки спортсменов стал принятый в 1973 году ассистент (ныне профессор) А.А. Мартыненко.

2. Разработка системы психогигиены, психопрофилактики в промышленности.

В 1974 г. проф. А.Т. Филатов предложил министерству угольной промышленностн УССР развернуть психогигиеническую работу на шахтах. Предложение был принято и по программе, составленной А.Т. Филатовым, была разработана система психогигиенических мероприятий на угольных шахтах Донбасса.

Впервые в мировой практике при шахтах были организованы психогигиенические кабинеты с целью сохранения и укрепления нервно-психического здоровья шахтеров. Проводимая работа позволила уменьшить травматизацио, временную нетрудоспособность, получить экономический эффект, в последующем психогигиенические мероприятия консультативной помощи кафедры начали организовываться и в других видах промышленности (металлургической, коксохимической, судостроительной).

В г. Харькове кафедрой психогигиеническая работа проводилась на заводе им. Дзержинского (проф. А.А. Мартыненко, психотерапевт З.А. Добровольский), турбинном заводе (психологи Н.К. Агишева, Е.В. Голынкина), заводе им. Шевченко (ст. н. сотрудник К.И. Мировский). Сотрудники кафедры А.Т. Филатов, А.А. Мартыненко были удостоены золотых (А.Т.Филатов) и серебряных (две — А.А.Мартыненко) наград.

3. Учебная, организационная, лечебная работа в наркологии.

При кафедре были организованы курсы по подготовке специалистов по наркологии; основной упор делался на изучение личности больных и овладение методиками психотерапевтического воздействия,— в частности, по методике внушения наяву, разработанной В.М. Паламарчуком. В плане борьбы с алкоголизмом кафедра проводила не только учебную и лечебно-практическую работу, но и большую научную работу. По предложению проф. А.Т. Филатова асс. В.П. Бугаенко и психолог Т.В. Селюкова впервые в стране провели научное изыскание, направленное на изучение возможности проведения лечения в условиях медицинского вытрезвителя. Указанная работа повысила выявляемость лиц, страдающих алкоголизмом, снизила число повторных поступлений в медицинский вытрезвитель. Вопросам первичной психопрофилактики алкогольной зависимости на промышленных предприятиях была посвящена диссертация А.А.Мартыненко (первая на эту тему в стране и за рубежом).

4. Работа в сексопатологии.

С 1971 г. расширилась профилизация кафедры за счет пополнения циклами «Сексопатология». 3а эти годы в крупного специалиста в этой области вырос зачисленный в штат кафедры асс. В.В. Кришталь, который в настоящее время является профессором, заслуженным деятелем науки Украины, заведующим кафедрой медицинской психологии и сексологии.

5. Разработка системы психотерапевтических мероприятий в кардиохирургии.

Коллектив кафедры отмечает постоянное стремление к поиску, творческий новаторский подход к сложным проблемам современной медицины. Одной из наиболее актуальных социально значимых из них является создание эффективных методов реабилитации кардиологических больных. В 1976 г. академик АН УССР H.М. Амосов предложил организовать психотерапевтическую помощь в возглавлемой им клинике сердечной хирургии Киевского НИИ туберкулеза и грудной хирургии. Эту сложную и кропотливую работу под научным руководством проф. А.Т. Филатова осуществил В.А. Скумин, с 1980 г. ассистент кафедры, ныне доктор медицинских наук.

Применение разработанных им способов психотерапии и психопрофилактики обеспечивает коррекцию проявлений психической и социальной дезадаптации, что дает возможность возвратить к трудовой общественно полезной деятельности дополнительно свыве 30% пациентов, перенесших операции на сердце. В настоящее время эти методы широко используются в Республиканском Центре сердечно-сосудистой хирургии, во многих медицинских учреждениях страны.

С 1999 года кафедрой заведует доктор медицинских наук, профессор, главный психотерапевт МОЗ Украины, проректор по научной работе Харьковской медицинской академии последипломного образования Борис Владимирович Михайлов.

Психиатр по специальности, профессор Б.В. Михайлов в своей научной и практической деятельности большое внимание уделяет организационным и научно-практическим вопросам развития психотерапии в нашей стране. Под его руководством были разработаны ряд документов по законодательному упорядочению развития психотерапии в Украине.

Не меньшее внимание профессор Б.В. Михайлов уделяет научным исследованиям в области психотерапии. Под его руководством на кафедре разработано и издано большое количество методических рекомендаций и учебных пособий, в том числе руководство по внедрению в практику МКБ-10. Большое внимание проф. Б.В. Михайлов уделяет и научным публикациям в периодической медицинской прессе.

За это время на кафедре подготовлены ряд учебных программ по психотерапии, которые отвечают современным требованиям и были утверждены МЗ Украины.

Большое внимание профессор Б.В. Михайлов уделяет улучшению лечебного процесса на базах кафедры — в частности, Центральной клинической больнице №5. Широко идет внедрение новых методов психотерапии в лечебную практику. Сотрудники кафедры активно участвуют в лечебном процессе в клинике. Осуществляются также консультации и на других клинических базах, число которых за последние годы значительно возросло.

Серьезное внимание профессор Б.В. Михайлов уделяет подготовке кадров. Под руководством проф. Б.В. Михайлова идет успешная подготовка научных кадров: кандидатов и докторов медицинских наук. Б.В. Михайлов подготовил 1 доктора и 8 кандидатов медицинских наук.

В настоящее время на кафедре работают: профессор, доктор мед. наук А.А. Мартыненко, доцент, кандидат мед. наук Г.П. Андрух, ассистент, кандидат мед. наук В.В. Чугунов, ассистенты Т.В. Серик, В.А. Федосеев, И.Н. Сарвир, ст. лаборант Т.В. Селюкова, лаборант О.В. Телерман. На кафедре успешно трудятся научные сотрудники академии М.В. Гавриленко, О.В. Окара (Нигерия).

В настоящее время на кафедре завершена работа над первым отечественным учебником по психотерапии, написанном в соответствии с разработанной на кафедре и утвержденной программой цикла специализации по этой специальности.

Научно-практическая деятельность кафедры реализуется по следующим направлениям:

— разработка единой концептуальной базы (интрадисциплинарной концепции психотерапии) и дисциплинарной атрибутики психотерапии как самостоятельной клинической дисциплины;

— разработка клинической психотерапии соматоформных расстройств;

— создание системы психотерапии для лиц, работающих в структурах МВД и МО Украины;

— изучение нейробиологических механизмов реализации психотерапии;

— разработка проблем фармакопсихотерапии;

— клинико-патофизиологические механизмы и терапия нарушений сна;

— разработка обучающих и аттестационных программ по психотерапии;

— создание нормативной базы в области психотерапии и психиатрии;

— реконструкция дисциплинарной истории психотерапии и её периодизация;

— формирование представлений о сфере пато-нозологической компетенции (клинике) психотерапии;

— формулировка понятия диагноза в психотерапии;

— описание клинических эффект-синдромов в психотерапии и исследование их коррелят-механизмов;

— определение пато-нозологической конгруэнтности и разработка критериев выбора методов и методик психотерапии;

— создание новых методов и методик психотерапии (в частности, симультанно-мнестической психотерапии);

— выработка принципов психотерапии психозов;

— разработка и использование специальной психотерапии (психотерапия в дефектологии; психотерапия в спорте);

— разработка и внедрение социальной психотерапии (в частности, пенитенциарной и промышленной психотерапии);

На кафедре подготовлен и выпущен в центральных научных издательствах ряд монографий, в частности «Психотерапия в общесоматической медицине», «Посттравматические стрессовые расстройства», «Психотерапия в системе оказания медицинской помощи женщинам», «Клиника и дисциплинарная история психотерапии», «Клиника и дисциплинарная эволюция сексологии».

В настоящее время значительно расширились клинические базы кафедры. В настоящее время клиническими базами кафедры, помимо Центральной клинической больницы № 5, в частности, являются:

— Харьковская городская поликлиника №8;

— Харьковская областная гимназия-интернат для слепых детей;

— Областной психоневрологический интернат;

— Киевская городская психоневрологическая больница № 2;

— Украинский центр спортивной медицины;

— Липецкий психоневрологический интернат;

— Областная детская клиническая больница № 1;

— Центр психического здоровья (Дергачевская ЦРБ);

— Центр психического здоровья Областной студеньческой больницы.

Разработаны оригинальные комьютеризованные телемедицинские диагностические и экспертные системы психических заболеваний и расстройств, а также базы данных для профильных контингентов и программы клинико-статистического анализа.

 

 



2018-07-06 436 Обсуждений (0)
История кафедры психотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История кафедры психотерапии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)