Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема возникновения психики.



2018-07-06 1077 Обсуждений (0)
Проблема возникновения психики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Принцип сигнальности и принцип сигнификации. Их соотношение и роль в поведении животных и деятельности человека.

Основное в условно-рефлекторной д-ти человека – принцип сигнальности. Условный раздражитель «сигнализирует» о наступлении тех или иных событий, подготавливая организм к ним, вызывая в нем все те реакции, которые обычно возникают при действии соответствующего безусловного раздражителя. Бренчание миски, из которой обычно кормят собаку, или звонок, вслед за которым всегда следует мясо, обобщаются с пищей, вызывая секрецию слюны и др. проявления пищевой реакции. Но поведение человека отличает то, что он создает искусственные раздражители (# речь). Сигнификация– создание и употребление знаков, т.е. искусственных сигналов. Выготский формулирует принцип сигнификации так: человек извне создаёт связи в мозгу, управляет мозгом и через него собственным телом. # человек завязывает узелок на память, т.е. конструирует извне процесс воспоминания, заставляет внеш предмет напоминать ему, т.о. выносит процесс запоминания наружу, превращая его во внеш д-ть. Сама сущность цивилизации – мы специально воздвигаем памятники, чтобы не забыть.

Специфическое своеобразие чел поведения, кот проявляется не только в усложнении и развитии, количественном и качественном совершенствовании БП, а прежде всего в соц природе чел и в ином, по ср-ю с жив, сп-бе приспособления.

Самая общая основа пов-я, одинаковая у чел и жив, - сигнализация. Павлов: «основная и самая общая деятельность больших полушарий есть сигнальная, с бесчисленным количеством сигналов и с переменной сигнализацией». Это наиболее общая формулировка всей идеи условных рефлексов, лежащей в основе физиологии ВНД.

Но пов-е чела отличает то, что он создаёт искусственные раздражители (прежде всего речь), и т. о. овладевает сигнальной Д. БП. Сигнификация – создание и употребление знаков, т. е. искусственных сигналов.

Этот новый принцип Д. (сигнификацию) нельзя противопоставлять сигнализации, т. к. сигнализация – основа сигнификации.

Сигнализация — отражение природной связи явлений, всецело созданная природными условиями, не может быть адекватной основой поведения человека. Для человеческого приспособления хар-но активное изменение природы. Оно лежит в основе всей человеческой истории. Оно необходимо предполагает активное изменение и поведения человека. Активное приспособление человека к среде, изменение природы человеком не могут основываться на сигнализа­ции, пассивно отражающей природные связи всевозможных агентов. Оно тре­бует активного замыкания такого рода связей, которые невозможны при чисто натуральном, т. е. основанном на природном сочетании агентов, типе поведения. Человек вводит искусственные стимулы, сигнифицирует поведение и при помощи знаков создает, воздействуя извне, новые связи в мозгу.

Возможность подобного регуляторного принципа содержится в строении усл рефлекса. Средства психоло­гической связи по самой природе и функции своей суть знаки, т. е. искусственно созданные стимулы, назначение которых состоит в воздействии на поведение, в образовании новых условных связей в мозгу человека.

Переход от социального воздействия вне личности к социальному воздей­ствию внутри личности. Соединение в одном лице активной и пассивной роли, заключается просто в установлении наличия этой формы поведения, в подчеркивании и выдвижении на передний план того, что нами уже найдено в анализе рудиментарных функций. Человек, завязывающий узелок на память или бросающий жребий, реально, на деле являет пример по­добного соединения ключа и аппарата в одних руках.

Если вдуматься глубоко в тот факт, что человек в узелке, завязываемом на память, в сущности конструирует извне процесс воспоминания, заставляет внешний предмет напоминать ему, т.е. выносит процесс запоминания наружу, превращая его во внешнюю деятельность. В одном случае нечто запоминается (временная связь устанавливается благодаря совпадению двух раздражителей, одновременно воздействующих на организм), в другом – человек запоминает нечто (человек сам создает с помощью искусственного сочетания стимулов временную связь в мозгу).

Человек активно запоминает с помощью знаков. Человек активно вмешивается в свои отношения со средой и через среду сам изменяет свое поведение, подчиняя его власти. Сама сущность цивилизации – мы нарочно воздвигаем памятники, чтобы не забыть. В узелке и в памятнике проявляется самое глубинное, самое характерное, самое главное, что отличает память человека от памяти животного.

В общем, так:

Сигнальность – пассивное образование связей на внешние биологические раздражители.

Сигнификация – активное образование опосредованных речь связей на небиологические раздражители с целью регуляции поведения.

Буриданов осёл и иже с ним.

Проблема возникновения психики.

Проблема возникновения психики

Движущая сила всякого развития – борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым. Именно в этом источник развития психики. Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы (НС), особенно головного мозга. НС у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т.д. Благодаря НС организм начинает функционировать как единое целое. По мере своего развития НС погружается под мышечную ткань, продольные тяжи становятся более выраженными. Все большее значение начинает приобретать передний конец тела, в нем происходит скопление нервных элементов – постепенно возникает мозг.

Чувствительность возникает на базе раздражимости как всеобщего свойства живой материи. Чувствительность – первое проявление психики и показатель ее возникновения. «Чувствительность ориентирует организм в среде, выполняя сигнальную функцию» (А.Н.Леонтьев), т.е. организм начинает реагировать на биологически нейтральные раздражители, лишь сигнализирующие о биологически значимых раздражителях.

А.Н. Леонтьев выделяет три стадии развития психики животных. Согласно современной т.з. (К.Э.Фабри), в пределах каждой стадии могут быть различные уровни: низший, высший, наивысший.

Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:

1. Возникновение и развитие психики в животном мире.

2. Возникновение и развитие человеческого сознания.

3. Развитие психики в онтогенезе человека, т.е. начиная от рождения и до конца жизни.

Движущая сила всякого развития – борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым. Именно в этом источник развития психики. Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы (НС), особенно головного мозга. НС у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т.д. Благодаря НС организм начинает функционировать как единое целое. По мере своего развития НС погружается под мышечную ткань, продольные тяжи становятся более выраженными. Все большее значение начинает приобретать передний конец тела, в нем происходит скопление нервных элементов – постепенно возникает мозг.

Чувствительность возникает на базе раздражимости как всеобщего свойства живой материи. Чувствительность – первое проявление психики и показатель ее возникновения. «Чувствительность ориентирует организм в среде, выполняя сигнальную функцию» (А.Н.Леонтьев), т.е. организм начинает реагировать на биологически нейтральные раздражители, лишь сигнализирующие о биологически значимых раздражителях.

А.Н. Леонтьев выделяет три стадии развития психики животных. Согласно современной т.з. (К.Э.Фабри), в пределах каждой стадии могут быть различные уровни: низший, высший, наивысший.

Развитие психики животных:

1. Стадия элементарной сенсорной психики (стадия элементарной чувствительности): Животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира.

Возникновение чувствительных живых организмов связано с усложнением их жизнедеятельности. Выделяются процессы внешней деятельности, опосредствующие отношения организмов к жизненно важным свойствам среды. Выделение этих процессов обусловлено появлением раздражимости к воздействиям, выполняющим сигнальную функцию. Т.О., возникает способность отражения организмами воздействий окружающей действительности в их объективных связях и отношениях – психическое отражение. Развитие форм психического отражения совершается вместе с усложнением строения организмов и в зависимости от развития той деятельности, вместе с которой они возникают.

Главная особенность простейшей формы психики: организм начинает реагировать на биологически нейтральные раздражители (отдельно воздействующие свойства), лишь сигнализирующие о биологически значимых раздражителях. Например: реакция паука на вибрацию.

Отношение воздействующего свойства к удовлетворению одной из биологических потребностей называется биологическим смыслом данного воздействия. Биологический смысл воздействия может изменяться и развиваться в процессе деятельности животного в зависимости от объективных связей соответствующих свойств среды.

Смысловые связи, возникающие в процессе деятельности животных (качества):

1. Представляют собой условные связи:

1) связи первого рода: вид пищи – пища (образуются очень быстро и очень быстро разрушаются); 2) связи второго рода: преграда – обходное движение (возникают и исчезают постепенно).

2. Смысловые связи имеют «двусторонний» характер:

В результате образования такой связи не только воздействие данного раздражителя начинает вызывать определенную реакцию, поведение, но и соответствующая потребность теперь «узнает себя» в данном предмете-раздражителе, конкретизируется в нем и вызывает активное поисковое поведение по отношению к нему.

Единство отражения среды и деятельности:

1. Всякое отражение формируется в процессе деятельности животного.

2. Всякая деятельность животного, опосредованная ощущаемыми им воздействиями, совершается в соответствии с тем, как отражается данное воздействие в ощущениях животного.

Материальную основу развития деятельности и чувствительности животных составляет развитие их анатомической организации.

Органы чувствительности животных все более дифференцируются, их число увеличивается, дифференцируются их ощущения.

Развиваются органы движения, органы внешней деятельности: 1) в связи с переходом к жизни в условиях наземной среды; 2) в связи с переходом к активному преследованию добычи.

Развивается орган связи и координации процессов – нервная система (НС). Типы НС:

1. Первоначально – простая сеть, волокна которой, идущие в различных направлениях, соединяют заложенные на поверхности чувствительные клетки непосредственно с сократительной тканью животных.

2. Выделение нейронов, образующих центральные ганглии (нервные узлы):

А) (У иглокожих животных) нервные ганглии образуют окологлоточное кольцо с отходящими от него нервными стволами – нервный центр, который позволяет осуществляться относительно очень сложно согласованными движениями.

Напр.: открывание двустворчатых раковин морскими звездами.

Б) (От первичных червей – ракообразным и паукам; от первичных червей – насекомым) образование более массивного переднего (головного) ганглия, который подчиняет себе работу нижележащих нервных ганглиев.

Возникновение этого типа НС обусловлено выделением ведущего органа, опосредствующего жизнедеятельность организма.

Происходит все большая дифференциация, связанная с сегментированием тела животного.

Изменение деятельности внутри этой стадии развития заключается во все большем ее усложнении, происходящем вместе с развитием органов восприятия, действия и НС.

Деятельность побуждается и регулируется отражением ряда отдельных свойств; восприятие действительности не является восприятием целостных вещей. У более низкоорганизованных животных (червей) деятельность побуждается воздействием одного свойства (без содействия других органов чувств).

Усложнение деятельности в пределах этого общего типа происходит в двух главных направлениях:

(1) черви – насекомые – паукообразные: деятельность приобретает характер иногда весьма длинных цепей, состоящих из большого числа реакций, отвечающих на отдельные последовательные воздействия.

Механизмом такой деятельности является механизм элементарных рефлексов – врожденных, безусловных и условных. Эта линия усложнения деятельности не является прогрессивной, не ведет к качественным изменениям.

(2) червеобразные – первичные хордовые – позвоночные: изменение самого строения деятельности, и на этой основе возникновение новой формы отражения внешней среды, характеризующей более высокую стадию в развитии психики животных – стадию перцептивной (воспринимающей) психики.

Прогрессивное направление. Усложнение деятельности и чувствительности – поведение управляется сочетанием многих одновременных воздействий. Пример: рыбки – запах мяса – марлевая перегородка.

Инстинктивное (врожденное, безусловно рефлекторное) поведение и поведение, изменяющееся под влиянием внешних условий существования животного (под влиянием индивидуального опыта).

Ж.Леб: теория тропизмов

Тропизм – вынужденное автоматическое движение, обусловленное неодинаковостью физико-химических процессов в симметричных частях организма вследствие односторонности падающих на него воздействий.

Напр.: корневая система растений направлена вниз в силу притяжения. Все объясняется физическими процессами.

Фабр (естествоиспытатель): «слепой инстинкт»

Инстинктивное поведение – наследственное поведение, не требующее никакого научения, совершаемое под влиянием определенных раздражителей и раз навсегда определенным образом, совершенно одинаково у всех представителей данного вида животных. Оно является поэтому «слепым», не учитывающим особенностей внешних условий жизни отдельного животного и способным изменяться только в процессе биологической эволюции.

Леонтьев:

(*)Строго фиксированное инстинктивное поведение вовсе не составляет начальной ступени в развитии деятельности животных.

Напр.: у большинства более высокоразвитых животных есть такие процессы, являющиеся проявлением сложившегося в истории вида, наследственно закрепленного поведения (врожденное «умение» строить соты), с др. стороны, такие процессы поведения возникают в ходе «научения» (пчелы научаются правильно выбирать кормушки с сиропом, отмеченные изображением определенной фигуры).

(*)На более высоких ступенях развития деятельности не существует такого инстинктивного поведения, которое не изменялось бы под влиянием индивидуальных условий животного.

(*)Различие в типе механизмов, осуществляющих приспособление животных к изменениям среды, не может служить единственным критерием развития их психики. Существенным является не только путь, преимущественно которым изменяется деятельность животных, но и: 1) содержание, 2) внутреннее строение, 3) формы отражения действительности, которые с ней закономерно связаны.

2. Стадия перцептивной психики (стадия предметного восприятия): деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов.

3. Стадия интеллекта: характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной на этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовленных действий для своего решения.

Возникновение сознания человека:

1. Условия возникновения сознания:

2. Становление мышления и речи:

 



2018-07-06 1077 Обсуждений (0)
Проблема возникновения психики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема возникновения психики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1077)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)