Проблема возникновения психики.
Принцип сигнальности и принцип сигнификации. Их соотношение и роль в поведении животных и деятельности человека. Основное в условно-рефлекторной д-ти человека – принцип сигнальности. Условный раздражитель «сигнализирует» о наступлении тех или иных событий, подготавливая организм к ним, вызывая в нем все те реакции, которые обычно возникают при действии соответствующего безусловного раздражителя. Бренчание миски, из которой обычно кормят собаку, или звонок, вслед за которым всегда следует мясо, обобщаются с пищей, вызывая секрецию слюны и др. проявления пищевой реакции. Но поведение человека отличает то, что он создает искусственные раздражители (# речь). Сигнификация– создание и употребление знаков, т.е. искусственных сигналов. Выготский формулирует принцип сигнификации так: человек извне создаёт связи в мозгу, управляет мозгом и через него собственным телом. # человек завязывает узелок на память, т.е. конструирует извне процесс воспоминания, заставляет внеш предмет напоминать ему, т.о. выносит процесс запоминания наружу, превращая его во внеш д-ть. Сама сущность цивилизации – мы специально воздвигаем памятники, чтобы не забыть. Специфическое своеобразие чел поведения, кот проявляется не только в усложнении и развитии, количественном и качественном совершенствовании БП, а прежде всего в соц природе чел и в ином, по ср-ю с жив, сп-бе приспособления. Самая общая основа пов-я, одинаковая у чел и жив, - сигнализация. Павлов: «основная и самая общая деятельность больших полушарий есть сигнальная, с бесчисленным количеством сигналов и с переменной сигнализацией». Это наиболее общая формулировка всей идеи условных рефлексов, лежащей в основе физиологии ВНД. Но пов-е чела отличает то, что он создаёт искусственные раздражители (прежде всего речь), и т. о. овладевает сигнальной Д. БП. Сигнификация – создание и употребление знаков, т. е. искусственных сигналов. Этот новый принцип Д. (сигнификацию) нельзя противопоставлять сигнализации, т. к. сигнализация – основа сигнификации. Сигнализация — отражение природной связи явлений, всецело созданная природными условиями, не может быть адекватной основой поведения человека. Для человеческого приспособления хар-но активное изменение природы. Оно лежит в основе всей человеческой истории. Оно необходимо предполагает активное изменение и поведения человека. Активное приспособление человека к среде, изменение природы человеком не могут основываться на сигнализации, пассивно отражающей природные связи всевозможных агентов. Оно требует активного замыкания такого рода связей, которые невозможны при чисто натуральном, т. е. основанном на природном сочетании агентов, типе поведения. Человек вводит искусственные стимулы, сигнифицирует поведение и при помощи знаков создает, воздействуя извне, новые связи в мозгу. Возможность подобного регуляторного принципа содержится в строении усл рефлекса. Средства психологической связи по самой природе и функции своей суть знаки, т. е. искусственно созданные стимулы, назначение которых состоит в воздействии на поведение, в образовании новых условных связей в мозгу человека. Переход от социального воздействия вне личности к социальному воздействию внутри личности. Соединение в одном лице активной и пассивной роли, заключается просто в установлении наличия этой формы поведения, в подчеркивании и выдвижении на передний план того, что нами уже найдено в анализе рудиментарных функций. Человек, завязывающий узелок на память или бросающий жребий, реально, на деле являет пример подобного соединения ключа и аппарата в одних руках. Если вдуматься глубоко в тот факт, что человек в узелке, завязываемом на память, в сущности конструирует извне процесс воспоминания, заставляет внешний предмет напоминать ему, т.е. выносит процесс запоминания наружу, превращая его во внешнюю деятельность. В одном случае нечто запоминается (временная связь устанавливается благодаря совпадению двух раздражителей, одновременно воздействующих на организм), в другом – человек запоминает нечто (человек сам создает с помощью искусственного сочетания стимулов временную связь в мозгу). Человек активно запоминает с помощью знаков. Человек активно вмешивается в свои отношения со средой и через среду сам изменяет свое поведение, подчиняя его власти. Сама сущность цивилизации – мы нарочно воздвигаем памятники, чтобы не забыть. В узелке и в памятнике проявляется самое глубинное, самое характерное, самое главное, что отличает память человека от памяти животного. В общем, так: Сигнальность – пассивное образование связей на внешние биологические раздражители. Сигнификация – активное образование опосредованных речь связей на небиологические раздражители с целью регуляции поведения. Буриданов осёл и иже с ним. Проблема возникновения психики. Проблема возникновения психики Движущая сила всякого развития – борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым. Именно в этом источник развития психики. Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы (НС), особенно головного мозга. НС у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т.д. Благодаря НС организм начинает функционировать как единое целое. По мере своего развития НС погружается под мышечную ткань, продольные тяжи становятся более выраженными. Все большее значение начинает приобретать передний конец тела, в нем происходит скопление нервных элементов – постепенно возникает мозг. Чувствительность возникает на базе раздражимости как всеобщего свойства живой материи. Чувствительность – первое проявление психики и показатель ее возникновения. «Чувствительность ориентирует организм в среде, выполняя сигнальную функцию» (А.Н.Леонтьев), т.е. организм начинает реагировать на биологически нейтральные раздражители, лишь сигнализирующие о биологически значимых раздражителях. А.Н. Леонтьев выделяет три стадии развития психики животных. Согласно современной т.з. (К.Э.Фабри), в пределах каждой стадии могут быть различные уровни: низший, высший, наивысший. Проблема развития психики имеет три аспекта изучения: 1. Возникновение и развитие психики в животном мире. 2. Возникновение и развитие человеческого сознания. 3. Развитие психики в онтогенезе человека, т.е. начиная от рождения и до конца жизни. Движущая сила всякого развития – борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым. Именно в этом источник развития психики. Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы (НС), особенно головного мозга. НС у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т.д. Благодаря НС организм начинает функционировать как единое целое. По мере своего развития НС погружается под мышечную ткань, продольные тяжи становятся более выраженными. Все большее значение начинает приобретать передний конец тела, в нем происходит скопление нервных элементов – постепенно возникает мозг. Чувствительность возникает на базе раздражимости как всеобщего свойства живой материи. Чувствительность – первое проявление психики и показатель ее возникновения. «Чувствительность ориентирует организм в среде, выполняя сигнальную функцию» (А.Н.Леонтьев), т.е. организм начинает реагировать на биологически нейтральные раздражители, лишь сигнализирующие о биологически значимых раздражителях. А.Н. Леонтьев выделяет три стадии развития психики животных. Согласно современной т.з. (К.Э.Фабри), в пределах каждой стадии могут быть различные уровни: низший, высший, наивысший. Развитие психики животных: 1. Стадия элементарной сенсорной психики (стадия элементарной чувствительности): Животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Возникновение чувствительных живых организмов связано с усложнением их жизнедеятельности. Выделяются процессы внешней деятельности, опосредствующие отношения организмов к жизненно важным свойствам среды. Выделение этих процессов обусловлено появлением раздражимости к воздействиям, выполняющим сигнальную функцию. Т.О., возникает способность отражения организмами воздействий окружающей действительности в их объективных связях и отношениях – психическое отражение. Развитие форм психического отражения совершается вместе с усложнением строения организмов и в зависимости от развития той деятельности, вместе с которой они возникают. Главная особенность простейшей формы психики: организм начинает реагировать на биологически нейтральные раздражители (отдельно воздействующие свойства), лишь сигнализирующие о биологически значимых раздражителях. Например: реакция паука на вибрацию. Отношение воздействующего свойства к удовлетворению одной из биологических потребностей называется биологическим смыслом данного воздействия. Биологический смысл воздействия может изменяться и развиваться в процессе деятельности животного в зависимости от объективных связей соответствующих свойств среды. Смысловые связи, возникающие в процессе деятельности животных (качества): 1. Представляют собой условные связи: 1) связи первого рода: вид пищи – пища (образуются очень быстро и очень быстро разрушаются); 2) связи второго рода: преграда – обходное движение (возникают и исчезают постепенно). 2. Смысловые связи имеют «двусторонний» характер: В результате образования такой связи не только воздействие данного раздражителя начинает вызывать определенную реакцию, поведение, но и соответствующая потребность теперь «узнает себя» в данном предмете-раздражителе, конкретизируется в нем и вызывает активное поисковое поведение по отношению к нему. Единство отражения среды и деятельности: 1. Всякое отражение формируется в процессе деятельности животного. 2. Всякая деятельность животного, опосредованная ощущаемыми им воздействиями, совершается в соответствии с тем, как отражается данное воздействие в ощущениях животного. Материальную основу развития деятельности и чувствительности животных составляет развитие их анатомической организации. Органы чувствительности животных все более дифференцируются, их число увеличивается, дифференцируются их ощущения. Развиваются органы движения, органы внешней деятельности: 1) в связи с переходом к жизни в условиях наземной среды; 2) в связи с переходом к активному преследованию добычи. Развивается орган связи и координации процессов – нервная система (НС). Типы НС: 1. Первоначально – простая сеть, волокна которой, идущие в различных направлениях, соединяют заложенные на поверхности чувствительные клетки непосредственно с сократительной тканью животных. 2. Выделение нейронов, образующих центральные ганглии (нервные узлы): А) (У иглокожих животных) нервные ганглии образуют окологлоточное кольцо с отходящими от него нервными стволами – нервный центр, который позволяет осуществляться относительно очень сложно согласованными движениями. Напр.: открывание двустворчатых раковин морскими звездами. Б) (От первичных червей – ракообразным и паукам; от первичных червей – насекомым) образование более массивного переднего (головного) ганглия, который подчиняет себе работу нижележащих нервных ганглиев. Возникновение этого типа НС обусловлено выделением ведущего органа, опосредствующего жизнедеятельность организма. Происходит все большая дифференциация, связанная с сегментированием тела животного. Изменение деятельности внутри этой стадии развития заключается во все большем ее усложнении, происходящем вместе с развитием органов восприятия, действия и НС. Деятельность побуждается и регулируется отражением ряда отдельных свойств; восприятие действительности не является восприятием целостных вещей. У более низкоорганизованных животных (червей) деятельность побуждается воздействием одного свойства (без содействия других органов чувств). Усложнение деятельности в пределах этого общего типа происходит в двух главных направлениях: (1) черви – насекомые – паукообразные: деятельность приобретает характер иногда весьма длинных цепей, состоящих из большого числа реакций, отвечающих на отдельные последовательные воздействия. Механизмом такой деятельности является механизм элементарных рефлексов – врожденных, безусловных и условных. Эта линия усложнения деятельности не является прогрессивной, не ведет к качественным изменениям. (2) червеобразные – первичные хордовые – позвоночные: изменение самого строения деятельности, и на этой основе возникновение новой формы отражения внешней среды, характеризующей более высокую стадию в развитии психики животных – стадию перцептивной (воспринимающей) психики. Прогрессивное направление. Усложнение деятельности и чувствительности – поведение управляется сочетанием многих одновременных воздействий. Пример: рыбки – запах мяса – марлевая перегородка. Инстинктивное (врожденное, безусловно рефлекторное) поведение и поведение, изменяющееся под влиянием внешних условий существования животного (под влиянием индивидуального опыта). Ж.Леб: теория тропизмов Тропизм – вынужденное автоматическое движение, обусловленное неодинаковостью физико-химических процессов в симметричных частях организма вследствие односторонности падающих на него воздействий. Напр.: корневая система растений направлена вниз в силу притяжения. Все объясняется физическими процессами. Фабр (естествоиспытатель): «слепой инстинкт» Инстинктивное поведение – наследственное поведение, не требующее никакого научения, совершаемое под влиянием определенных раздражителей и раз навсегда определенным образом, совершенно одинаково у всех представителей данного вида животных. Оно является поэтому «слепым», не учитывающим особенностей внешних условий жизни отдельного животного и способным изменяться только в процессе биологической эволюции. Леонтьев: (*)Строго фиксированное инстинктивное поведение вовсе не составляет начальной ступени в развитии деятельности животных. Напр.: у большинства более высокоразвитых животных есть такие процессы, являющиеся проявлением сложившегося в истории вида, наследственно закрепленного поведения (врожденное «умение» строить соты), с др. стороны, такие процессы поведения возникают в ходе «научения» (пчелы научаются правильно выбирать кормушки с сиропом, отмеченные изображением определенной фигуры). (*)На более высоких ступенях развития деятельности не существует такого инстинктивного поведения, которое не изменялось бы под влиянием индивидуальных условий животного. (*)Различие в типе механизмов, осуществляющих приспособление животных к изменениям среды, не может служить единственным критерием развития их психики. Существенным является не только путь, преимущественно которым изменяется деятельность животных, но и: 1) содержание, 2) внутреннее строение, 3) формы отражения действительности, которые с ней закономерно связаны. 2. Стадия перцептивной психики (стадия предметного восприятия): деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов. 3. Стадия интеллекта: характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной на этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовленных действий для своего решения. Возникновение сознания человека: 1. Условия возникновения сознания: 2. Становление мышления и речи:
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1077)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |