Пожарная опасность пассажирских вагонов и основные причины возникновения пожаров в вагонах пассажирских поездов
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Настоящая инструкция разработана в соответствии с «Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов», утвержденной МПС России от 04.04.1997 № ЦЛ-ЦУО/448 и другими нормативно-правовыми актами в области пожарной безопасности и распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги, предназначена для обеспечения пожарной безопасности в пассажирских вагонах, в том числе двухэтажных, вагонах-ресторанах, багажных, вагонах-электростанциях, служебно-технических, вагонах для перевозки легковых автомобилей, вагонах сочлененного типа и в других вагонах эксплуатируемых акционерным обществом «Федеральная пассажирская компания» (далее − АО «ФПК»). 1.2 Пожарная безопасность пассажирских вагонов обеспечивается системой предотвращения пожара включающей в себя: оборудование противопожарной защиты; готовность к действию средств пожаротушения; подготовку поездных бригад в объеме пожарно-технического минимума. Система предотвращения пожара должна: - исключать возникновение пожара; - обеспечивать безопасность пассажиров, обслуживающего персонала и материальных ценностей в случае пожара. Оборудование противопожарной защиты пассажирских вагонов включает в себя обустройство и содержание в технически исправном состоянии: – автоматической установки пожарной сигнализации; – противопожарных (огнезадерживающих) перегородок, фрамуг, междуэтажных перекрытий двухэтажного вагона; – противопожарных разделок дымовытяжных труб (котлов, бойлеров, кипятильников и плит для приготовления пищи); – противопожарных заслонок в воздуховодах, автоматически и (или) вручную перекрывающих воздуховод; – установок водяного пожаротушения с запасом воды не менее 90 л или других установок пожаротушения. 1.3 Инструкция обязательна для всех работников АО «ФПК» связанных с техническим обслуживанием и эксплуатацией вагонов, ремонтом и модернизацией вагонов на вагоноремонтных предприятиях, в пунктах формирования и оборота, на станциях по пути следования пассажирского поезда, при обслуживании вагонов, находящихся в отстое. 1.4. Вновь разрабатываемые документы по ремонту и эксплуатации пассажирских вагонов, перечисленных в п. 1.1, в части обеспечения пожарной безопасности, должны соответствовать требованиям настоящей Инструкции. 1.5 Ответственность за выполнение требований настоящей Инструкции по обеспечению пожарной безопасности, а также за наличие и готовность к действию средств пожаротушения возлагается на руководителей ремонтных и эксплуатационных предприятий, лиц выполняющих ремонт и техническое обслуживание вагонов. 1.6 Ответственность за обеспечение пожарной безопасности, а также за организацию тушения пожаров и эвакуацию пассажиров в пути следования пассажирских поездов возлагается на: 1) начальников пассажирских поездов (далее – начальник поезда); 2) поездных электромехаников; 3) бортмехаников поездов; 4) проводников пассажирских вагонов (далее – проводники); 5) приёмосдатчиков груза и багажа багажных вагонов; 6) директоров вагонов-ресторанов и вагонов-буфетов; 7) начальников тормозоиспытательных вагонов; 8) начальников (почтового вагона на линиях, состава почтовых вагонов). 1.7 Работники железнодорожного транспорта, виновные в нарушении требований пожарной безопасности, установленных для выполняемой ими работы, в зависимости от характера нарушений и их последствий несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 1.8 Правом проверки противопожарного состояния поездов и вагонов в пунктах формирования, оборота и в пути следования обладают представители: 1) Ведомственной пожарной охраны на железнодорожном транспорте, при наличии договора с АО «ФПК»; 2) Департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» ОАО «РЖД», по согласованию с АО «ФПК»; 3) акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК»); 4) органов Государственного железнодорожного надзора при наличии предписания на проверку (далее – Госжелдорнадзора). Проверки пассажирских поездов в пути следования осуществляются по согласованным графикам, утверждённым в установленном порядке. Результаты проверки в пути следования и пунктах оборота записываются в рейсовый журнал. 1.9 Вагоны, поступившие с вагоностроительных и вагоноремонтных заводов и предназначенные для обращения в поездах, должны быть укомплектованы первичными средствами пожаротушения в соответствии с Таблицей 1 и 2 настоящей инструкции.
Предотвращение возникновения и распространения пожара в вагонах пассажирских поездов Пожарная опасность пассажирских вагонов и основные причины возникновения пожаров в вагонах пассажирских поездов 2.1.1. Пожарная опасность пассажирских вагонов обусловлена наличием: 1) в конструкциях вагонов строительных и отделочных материалов способных гореть и распространять пламя по поверхности; 2) систем электроснабжения и электрооборудования, 3) систем отопления, вентиляции, а также кухонных плит для приготовления пищи; 4) человеческого фактора, в части неисполнения нормативных требований документов в области пожарной безопасности (низкое качество технического обслуживания и ремонта, несанкционированный провоз легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, пиротехнических изделий, курение и употребление алкогольной продукции и др.). Кроме перечисленных выше причин пожарную опасность пассажирских вагонов может повысить содержание в неисправном состоянии: 5) противопожарных (огнезадерживающих) перегородок, фрамуг, междуэтажных перекрытий двухэтажных вагонов, путей эвакуации; 6) противопожарных разделок, дымовытяжных труб котлов, бойлеров, кипятильников и плит для приготовления пищи; 7) противопожарных заслонок в воздуховодах; 8) установок водяного пожаротушения; 9) первичных средств пожаротушения; 10) автоматической пожарной сигнализации и оповещения. Потенциальную пожарную опасность в пассажирских вагонах представляют: 11) неисправности в системе электроснабжения (короткое замыкание в электропроводке и электроприборах из-за повреждения изоляции, ослабление контактов, неисправность приборов защиты); 12) отсутствие дополнительной изоляции в местах крепления проводов и приборов к металлическим частям; 13) отсутствие изоляционных втулок в местах выхода проводов из металлических труб и клеммных коробок, а также в местах прохода через отверстия в металлических листах; 14) попадание влаги на электропроводку в местах ввода проводов внутрь вагона; 15) применение нетиповых предохранителей и автоматических выключателей; 16) нарушение порядка отключения потребителей электроэнергии при обнаружении неисправности электрооборудования вагона». 2.1.2 Основные причины возникновения пожаров в пассажирских вагонах: 1) Нарушение правил монтажа и эксплуатация неисправного электрооборудования: - нарушения правил прокладки проводов, особенно при выходе их из электротехнических труб или металлорукавов, а также соединение проводов пайкой или скруткой; - установки аппаратов токовой защиты без проверки на соответствие номинальным данным плавких вставок предохранителей и без испытания автоматических выключателей и магнитных пускателей; - отказ в электрической цепи или потребителе электроэнергии с перегрузкой проводов при завышенных номиналах или при нетиповых плавких вставках предохранителей, а также неисправном состоянии автоматических выключателей или магнитных пускателей; - наличия в защищаемой цепи предохранителей с прогоревшими фибровыми корпусами или без наполнителя; - неисправности дугогасящих устройств коммутационных аппаратов, приводящих к выбросу пламени; - нарушения и пониженного сопротивления изоляции электрических цепей потребителей и систем электроснабжения, в том числе и источников питания; - перенапряжения, возникающего при отказах регуляторов напряжения и неисправной защите; - подключения к системе электроснабжения бытовых электроприборов, мощность которых выше установленной электросхемой вагона или не предусмотренных схемой вагона; - слабой затяжки контактных соединений, приводящей к чрезмерному их нагреву. К возникновению пожаров могут привести также и неисправности в подвагонном электрооборудовании: - короткозамкнутые аккумуляторы в аккумуляторной батарее; - пониженный уровень электролита в аккумуляторах; - пониженная емкость аккумуляторной батареи; - пониженное сопротивление изоляции аккумуляторной батареи; - повышенный зарядный ток аккумуляторной батареи по причине неисправности блока управления зарядом или ограничителя тока батареи или генератора; - неудовлетворительное состояние контактных соединений, выводов батареи; - засоренность вентиляционных дефлекторов аккумуляторных боксов; - неисправная работа генератора (короткозамкнутые витки обмоток, износ электрических щёток и коллектора); - ослабление контакта в пинцетах ножевых предохранителей аккумуляторной батареи и несоответствие номинала их плавких вставок; - несоответствие плавких вставок и предохранителей, установленных в подвагонном высоковольтном ящике; - ветхое состояние высоковольтных и низковольтных проводов или наличие на них поврежденной изоляции; - наличие больших переходных и неплотных соединений проводов с аппаратами и приборами; - наличие нагаров и копоти на контакторах, реле и других контактных аппаратов; - отсутствие дугогасительных камер или неправильная их установка. 2) Неисправность разделки отопительных и нагревательных приборов: - отсутствие или несоответствие технической документации на вагон противопожарных разделок дымовытяжных труб (котлов, бойлеров, кипятильников и плит для приготовления пищи). 3) Недосмотр за приборами отопления и электрооборудованием, неосторожное обращение с огнем проводников и пассажиров: - нарушение правил пользования отопительными установками – растопки котлов, кипятильников без воды или с водой ниже допустимого уровня, с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; - хранение около котла, кипятильника, кухонной плиты, печи, на электропечах и под ними обтирочных и других горючих материалов; - оставление без присмотра действующих кухонных плит вагонов-ресторанов, печей для приготовления пищи и котлов отопления; - использование газового оборудования, не предусмотренного конструкцией вагона; - применение открытого огня для отогревания труб; - удаления шлака и золы при движении поезда, в том числе и с межвагонных переходных площадок; - использование электроприборов превышающих номинал электросети вагона, не предусмотренных конструкцией вагона; - курение; - провоз легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. 4) Причиной возникновения пожаров также является выпуск из ремонта вагонов без испытания на правильность функционирования электрических аппаратов, определения выходных параметров систем электроснабжения (первичных и вторичных) и устройств защиты от перенапряжения непосредственно на вагоне.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1053)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |