Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пожарная опасность пассажирских вагонов и основные причины возникновения пожаров в вагонах пассажирских поездов



2018-07-06 1053 Обсуждений (0)
Пожарная опасность пассажирских вагонов и основные причины возникновения пожаров в вагонах пассажирских поездов 0.00 из 5.00 0 оценок




ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящая инструкция разработана в соответствии с «Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов», утвержденной МПС России от 04.04.1997 № ЦЛ-ЦУО/448 и другими нормативно-правовыми актами в области пожарной безопасности и распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги, предназначена для обеспечения пожарной безопасности в пассажирских вагонах, в том числе двухэтажных, вагонах-ресторанах, багажных, вагонах-электростанциях, служебно-технических, вагонах для перевозки легковых автомобилей, вагонах сочлененного типа и в других вагонах эксплуатируемых акционерным обществом «Федеральная пассажирская компания» (далее − АО «ФПК»).

1.2 Пожарная безопасность пассажирских вагонов обеспечивается системой предотвращения пожара включающей в себя: оборудование противопожарной защиты; готовность к действию средств пожаротушения; подготовку поездных бригад в объеме пожарно-технического минимума.

Система предотвращения пожара должна:

- исключать возникновение пожара;

- обеспечивать безопасность пассажиров, обслуживающего персонала и материальных ценностей в случае пожара.

Оборудование противопожарной защиты пассажирских вагонов включает в себя обустройство и содержание в технически исправном состоянии:

– автоматической установки пожарной сигнализации;

– противопожарных (огнезадерживающих) перегородок, фрамуг, междуэтажных перекрытий двухэтажного вагона;

– противопожарных разделок дымовытяжных труб (котлов, бойлеров, кипятильников и плит для приготовления пищи);

– противопожарных заслонок в воздуховодах, автоматически и (или) вручную перекрывающих воздуховод;

– установок водяного пожаротушения с запасом воды не менее 90 л или других установок пожаротушения.

1.3 Инструкция обязательна для всех работников АО «ФПК» связанных с техническим обслуживанием и эксплуатацией вагонов, ремонтом и модернизацией вагонов на вагоноремонтных предприятиях, в пунктах формирования и оборота, на станциях по пути следования пассажирского поезда, при обслуживании вагонов, находящихся в отстое.

1.4. Вновь разрабатываемые документы по ремонту и эксплуатации пассажирских вагонов, перечисленных в п. 1.1, в части обеспечения пожарной безопасности, должны соответствовать требованиям настоящей Инструкции.

1.5 Ответственность за выполнение требований настоящей Инструкции по обеспечению пожарной безопасности, а также за наличие и готовность к действию средств пожаротушения возлагается на руководителей ремонтных и эксплуатационных предприятий, лиц выполняющих ремонт и техническое обслуживание вагонов.

1.6 Ответственность за обеспечение пожарной безопасности, а также за организацию тушения пожаров и эвакуацию пассажиров в пути следования пассажирских поездов возлагается на:

1) начальников пассажирских поездов (далее – начальник поезда);

2) поездных электромехаников;

3) бортмехаников поездов;

4) проводников пассажирских вагонов (далее – проводники);

5) приёмосдатчиков груза и багажа багажных вагонов;

6) директоров вагонов-ресторанов и вагонов-буфетов;

7) начальников тормозоиспытательных вагонов;

8) начальников (почтового вагона на линиях, состава почтовых вагонов).

1.7 Работники железнодорожного транспорта, виновные в нарушении требований пожарной безопасности, установленных для выполняемой ими работы, в зависимости от характера нарушений и их последствий несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.8 Правом проверки противопожарного состояния поездов и вагонов в пунктах формирования, оборота и в пути следования обладают представители:

1) Ведомственной пожарной охраны на железнодорожном транспорте, при наличии договора с АО «ФПК»;

2) Департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» ОАО «РЖД», по согласованию с АО «ФПК»;

3) акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК»);

4) органов Государственного железнодорожного надзора при наличии предписания на проверку (далее – Госжелдорнадзора).

Проверки пассажирских поездов в пути следования осуществляются по согласованным графикам, утверждённым в установленном порядке.

Результаты проверки в пути следования и пунктах оборота записываются в рейсовый журнал.

1.9 Вагоны, поступившие с вагоностроительных и вагоноремонтных заводов и предназначенные для обращения в поездах, должны быть укомплектованы первичными средствами пожаротушения в соответствии с Таблицей 1 и 2 настоящей инструкции.

 

Предотвращение возникновения и распространения пожара в вагонах пассажирских поездов

Пожарная опасность пассажирских вагонов и основные причины возникновения пожаров в вагонах пассажирских поездов

2.1.1. Пожарная опасность пассажирских вагонов обусловлена наличием:

1) в конструкциях вагонов строительных и отделочных материалов способных гореть и распространять пламя по поверхности;

2) систем электроснабжения и электрооборудования,

3) систем отопления, вентиляции, а также кухонных плит для приготовления пищи;

4) человеческого фактора, в части неисполнения нормативных требований документов в области пожарной безопасности (низкое качество технического обслуживания и ремонта, несанкционированный провоз легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, пиротехнических изделий, курение и употребление алкогольной продукции и др.).

Кроме перечисленных выше причин пожарную опасность пассажирских вагонов может повысить содержание в неисправном состоянии:

5) противопожарных (огнезадерживающих) перегородок, фрамуг, междуэтажных перекрытий двухэтажных вагонов, путей эвакуации;

6) противопожарных разделок, дымовытяжных труб котлов, бойлеров, кипятильников и плит для приготовления пищи;

7) противопожарных заслонок в воздуховодах;

8) установок водяного пожаротушения;

9) первичных средств пожаротушения;

10) автоматической пожарной сигнализации и оповещения.

Потенциальную пожарную опасность в пассажирских вагонах представляют:

11) неисправности в системе электроснабжения (короткое замыкание в электропроводке и электроприборах из-за повреждения изоляции, ослабление контактов, неисправность приборов защиты);

12) отсутствие дополнительной изоляции в местах крепления проводов и приборов к металлическим частям;

13) отсутствие изоляционных втулок в местах выхода проводов из металлических труб и клеммных коробок, а также в местах прохода через отверстия в металлических листах;

14) попадание влаги на электропроводку в местах ввода проводов внутрь вагона;

15) применение нетиповых предохранителей и автоматических выключателей;

16) нарушение порядка отключения потребителей электроэнергии при обнаружении неисправности электрооборудования вагона».

2.1.2 Основные причины возникновения пожаров в пассажирских вагонах:

1) Нарушение правил монтажа и эксплуатация неисправного электрооборудования:

- нарушения правил прокладки проводов, особенно при выходе их из электротехнических труб или металлорукавов, а также соединение проводов пайкой или скруткой;

- установки аппаратов токовой защиты без проверки на соответствие номинальным данным плавких вставок предохранителей и без испытания автоматических выключателей и магнитных пускателей;

- отказ в электрической цепи или потребителе электроэнергии с перегрузкой проводов при завышенных номиналах или при нетиповых плавких вставках предохранителей, а также неисправном состоянии автоматических выключателей или магнитных пускателей;

- наличия в защищаемой цепи предохранителей с прогоревшими фибровыми корпусами или без наполнителя;

- неисправности дугогасящих устройств коммутационных аппаратов, приводящих к выбросу пламени;

- нарушения и пониженного сопротивления изоляции электрических цепей потребителей и систем электроснабжения, в том числе и источников питания;

- перенапряжения, возникающего при отказах регуляторов напряжения и неисправной защите;

- подключения к системе электроснабжения бытовых электроприборов, мощность которых выше установленной электросхемой вагона или не предусмотренных схемой вагона;

- слабой затяжки контактных соединений, приводящей к чрезмерному их нагреву.

К возникновению пожаров могут привести также и неисправности в подвагонном электрооборудовании:

- короткозамкнутые аккумуляторы в аккумуляторной батарее;

- пониженный уровень электролита в аккумуляторах;

- пониженная емкость аккумуляторной батареи;

- пониженное сопротивление изоляции аккумуляторной батареи;

- повышенный зарядный ток аккумуляторной батареи по причине неисправности блока управления зарядом или ограничителя тока батареи или генератора;

- неудовлетворительное состояние контактных соединений, выводов батареи;

- засоренность вентиляционных дефлекторов аккумуляторных боксов;

- неисправная работа генератора (короткозамкнутые витки обмоток, износ электрических щёток и коллектора);

- ослабление контакта в пинцетах ножевых предохранителей аккумуляторной батареи и несоответствие номинала их плавких вставок;

- несоответствие плавких вставок и предохранителей, установленных в подвагонном высоковольтном ящике;

- ветхое состояние высоковольтных и низковольтных проводов или наличие на них поврежденной изоляции;

- наличие больших переходных и неплотных соединений проводов с аппаратами и приборами;

- наличие нагаров и копоти на контакторах, реле и других контактных аппаратов;

- отсутствие дугогасительных камер или неправильная их установка.

2) Неисправность разделки отопительных и нагревательных приборов:

- отсутствие или несоответствие технической документации на вагон противопожарных разделок дымовытяжных труб (котлов, бойлеров, кипятильников и плит для приготовления пищи).

3) Недосмотр за приборами отопления и электрооборудованием, неосторожное обращение с огнем проводников и пассажиров:

- нарушение правил пользования отопительными установками – растопки котлов, кипятильников без воды или с водой ниже допустимого уровня, с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

- хранение около котла, кипятильника, кухонной плиты, печи, на электропечах и под ними обтирочных и других горючих материалов;

- оставление без присмотра действующих кухонных плит вагонов-ресторанов, печей для приготовления пищи и котлов отопления;

- использование газового оборудования, не предусмотренного конструкцией вагона;

- применение открытого огня для отогревания труб;

- удаления шлака и золы при движении поезда, в том числе и с межвагонных переходных площадок;

- использование электроприборов превышающих номинал электросети вагона, не предусмотренных конструкцией вагона;

- курение;

- провоз легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

4) Причиной возникновения пожаров также является выпуск из ремонта вагонов без испытания на правильность функционирования электрических аппаратов, определения выходных параметров систем электроснабжения (первичных и вторичных) и устройств защиты от перенапряжения непосредственно на вагоне.



2018-07-06 1053 Обсуждений (0)
Пожарная опасность пассажирских вагонов и основные причины возникновения пожаров в вагонах пассажирских поездов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пожарная опасность пассажирских вагонов и основные причины возникновения пожаров в вагонах пассажирских поездов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1053)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)