Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эволюция научных подходов к моделированию потребления. Функция потребления Дж. М. Кейнса.(12/1)



2018-06-29 1845 Обсуждений (0)
Эволюция научных подходов к моделированию потребления. Функция потребления Дж. М. Кейнса.(12/1) 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучение совокупного потребления домашних хозяйств явля­ется одной из важнейших задач современной макроэкономической теории. Оно необходимо по следующим причинам. Во-первых, потребление составляет наибольшую часть совокупных расходов, поэтому для объяснения колебаний дохода, т.е. для понимания природы дело­вых циклов и достижения макроэкономического равновесия, необходимо проанализировать, под влиянием каких факторов оно изменяется. Во-вторых, от потребительских реше­ний зависит сберегательное поведение частного сектора, а значит, и объем инвестиций в экономике. Инвестиции вызывают рост запаса капитала, который является одним из основных источни­ков экономического роста. Таким образом, изучение детерминант потребительского спроса необходимо также для понимания про­цессов экономического роста.

Под моделями потребления понимаются уравнения или их система, отражающая зависимость показателей потребления товаров и услуг от комплекса социально-экономических факторов (совокупного расхода или дохода домохозяйства, уровня цен, размера и состава семьи и пр.).

Другими словами, модель, объясняющая формирование потребления, должна описывать факторы, от которых зависит объём потребления, и механизм влияния этих факторов на потребление.

Существует множество моделей потребления, различающихся методами оценки их показателей, направлениями использования, включенными в модель переменными и т. д. Начиная с 1-й половины ХХ века, ученые сосредоточили свое внимание на построении модели формирования потребления в зависимости от дохода как единственного фактора.

Выделим предположения, на которых строится модель потребления Кейнса:

1. Значение предельной склонности к потреблению, то есть доля потребления в каждой дополнительной единице дохода, находится между нулем и единицей. Кейнс установил, что «основной психологический закон состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход».

2. Отношение потребления к доходу, называемое средней склонностью к потреблению APC = C/(Y – T), уменьшается по мере роста дохода. Кейнс полагал, что сбережения – это роскошь, и поэтому богатые семьи сберегают большую часть своего дохода по сравнению с бедными.

Так как 0 < МРС < 1, это означает, что, во-первых, с ростом располагаемого дохода потребление растет, а с падением уменьшается; во-вторых, из ка­ждой дополнительной единицы располагаемого дохода на потреб­ление тратится только часть, а остаток сберегается.

Кейнс считал, что если доход падает, то люди пытаются сохра­нить привычный уровень потребления, поэтому снижают его в меньшей степени, чем снизился доход. Если же доход растет, то потребление растет в меньшей степени, так как сбережения – это предмет роскоши, и с ростом дохода люди тратят большую его часть на сбережения, чем раньше.

Статистические данные показывают, что по мере роста текущего дохода МРС имеет тенденцию к снижению, а МРS – к росту. Но эту закономерность искажают многие обстоятельства, среди которых:

- нестабильность экономического положения, которая ослабляет стимулы к инвестированию;

- инфляция, обесценивающая сбережения населения и провоцирующая высокую потребительскую активность;

- отсутствие защищенности вкладов населения, когда усиливается ажиотажный спрос, накапливаются специфические виды сбережений в виде товаров долгосрочного потребления и роскоши.

3. Располагаемый доход является основным фактором, который определяет потребление, и полагал, что процентная ставка не играет значительной роли.

Эта предпосылка отличалась от классических представлений об определяющем влиянии на потребление ставки процента. Класси­ческий подход к анализу потребления исходил из идеи первично­сти сберегательных решений, на которые влияет ставка процента. Потребление, с этой точки зрения, падает с ростом ставки и с ее снижением растет. Кейнс считал, что влияние ставки незначительно и им можно пренебречь, полагая, что процентные ставки могут оказывать влияние на потребление лишь в теории. Ученый писал, что «главный вывод, который, как мне кажется, вытекает из предшествующего опыта, состоит в следующем: применительно к короткому периоду влияние процентных ставок на индивидуальное потребление при данном уровне дохода следует признать второстепенным и сравнительно небольшим».

На основании этих трех предпосылок, функция потребления Кейнса записывается следующим образом:

C = Ca + сy∙Yd

0 <сy < 1,

где С – потребление;

Са – автономное потребление (a);

cу – предельная склонность к потреблению (b).

Часто в экономических моделях употребляют вариант этой функции, обладающей перечисленными свойствами C = a + b∙(Y – T). В целом, линейный вид функ­ции потребления использует предположение о неизменности для каждой конкретной экономики предельной склонности к потреб­лению, которое соответствует эмпирическим наблюдениям.

Графическое представление функции потребления представлено на рисунке 1.

Рисунок 1.1 – Функции потребления и сбережения от дохода (по Кейнсу)

При Y < Y0 потребление превышает доход, и поэтому сбережение – величина отрицательная. При Y < Y0 доход целиком расходуется на текущее потребление и сбережение равно нулю. Если Y > Y0, часть располагаемого дохода сберегается.

Вскоре после того, как Кейнс предложил свою интерпретацию функции потребления, экономисты начали собирать и анализировать данные для проверки его предположений. Появились работы, по­священные статистической проверке выдвинутых им гипотез.

В других исследованиях ученые анализировали показатели потребления и дохода в период между двумя мировыми войнами. Эти данные также подтверждали правильность выведенной функции потребления. В годы, когда доходы первоначально были низкими, как, например, во время «Великой депрессии», низкими были и потребление, и сбережения, т.е. значение предельной склонности к потреблению находилось между нулем и единицей. Кроме того, в эти годы низких доходов отношение объема потребления к доходу было высоким, что подтверждало вторую догадку Кейнса. Наконец, поскольку связь между доходом и потреблением была столь прочной, никакая другая переменная не имела существенного значения для определения потребления. Таким образом, полученные данные также подтвердили третье предположение Кейнса о том, что размер потребления, прежде всего, определяется размером дохода.

На основе этих исследований была выдвинута гипотеза так на­зываемой вечной стагнации. Суть ее можно проиллюстрировать следующим образом. Из условия равновесия на рынке товаров и услуг в закрытой экономике (Y = С + I + G) следует, что

C/Y + I/Y + G/Y = 1. (1.1)

Из (1.1) видно, что если доля потребления в доходе будет па­дать, то для поддержания равновесия на уровне полной занятости должна адекватно вырасти доля инвестиций. Поскольку нет при­чин считать, что такой рост произойдет на самом деле, нужно, чтобы государственные закупки росли быстрее дохода.

Так как подтверждение гипо­тез Кейнса было получено на основе ис­следования коротких временных рядов, возникло предположение, что средняя склонность к потребле­нию в краткосрочном периоде и долгосрочном периоде различа­ются, т.е. что функция потребления в долгосрочном периоде кру­че, чем функция потребления в краткосрочном периоде (рис. 1.2).

Рисунок 1.2 – Краткосрочная и долгосрочная функции потребления



2018-06-29 1845 Обсуждений (0)
Эволюция научных подходов к моделированию потребления. Функция потребления Дж. М. Кейнса.(12/1) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эволюция научных подходов к моделированию потребления. Функция потребления Дж. М. Кейнса.(12/1)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1845)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)