Процесс управления физической культурой и спортом и его информационное обеспечение.
Фундаментальные науки, в том числе и теория физической культуры, опираются на логику объективных законов. Информациология как сформировавшаяся наука имеет свои категории и законы. Ее категории (информация, информатизация и др.) вполне применимы и в физической культуре, и в спорте. Под информациологиейв физической культуре и спорте понимается система информационного обеспечения, средства и методы, ее обслуживающие. Она представляет собой мощный инструментрешения конкретных задач в деятельности преподавателей, студенческих коллективов и отдельныхличностей. Информациология как специфическая сфера деятельности в физической культуре и спорте имеет следующие направления: - регистрация и изучение спортивных мероприятий в вузе, проведение учебных занятий, соревнований и др.; - классификация, типизация и стандартизация упражнений, применяемых для проверки и оценки физической подготовленности студентов различных вузов; - создание информационных моделей и технологий обучения физическим упражнениям и внедрение их в практику; - систематизация информационных кодов и доступа к ним; - правовое обеспечение; - создание межведомственной вычислительной системы коммуникационных и информационных технологий для обеспечения физкультурно-оздоровительных услуг с использованием спутниковой, сотовой и мобильной связи; - исследование компьютерного моделирования отдельных компонентов физической культуры и спорта в образовательном процессе страны; - создание базы данных объектов физической культуры и спорта (сведения о специалистах и их квалификации; состоянии учебно-спортивных баз в вузах, состоянии международного студенческого спорта, законодательные акты, нормативы для проверки и оценки физической подготовленности студентов и др.). Учеными сформулирован ряд законов информациологии, отражающих политические, общественные, экономические процессы и явления, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. Рассмотрим некоторые из них. Так, закон сохранения информации неотъемлем от жизнедеятельности физкультурно-спортивных организаций. Государственные структуры наиболее активны, от них информационная компетенция распространяется на нижестоящие уровни: регионы, спортивные общества и клубы, вузы, сборные команды и отдельных спортсменов. Суммарная информация (входящая или исходящая) характеризуется постоянством (равновесием и балансом). В нижестоящих организациях происходит материализация и систематизация информации в целях принятия управленческих решений. Информация обладает такими свойствами, как энергия, движение, масса, пространство и время. Энергия информации (энергетический заряд) постоянно ощущается. Например, информация о проведении чемпионата по боксу среди студентов сильно воздействует на психофизиологические процессы как самих участников, так и на судейскую коллегию, зрителей. Находясь в постоянном движении, информация перемещается из одного места в другое с определенной скоростью, имея свой конкретный вектор и адрес. Например, в вузе проводится спартакиада, включающая зимние и летние виды спорта. Между спортивным комитетом вуза и спортивными организаторами факультетов, спортивными командами и отдельными спортсменами постоянно происходит обмен информацией (например, уточняется дата проведения соревнований). После завершения соревнований в ректорат вуза поступает итоговая информация (отчет о количестве участвующих в данном соревновании, лучших результатах, победителях и т.д.). Закон информационного равновесия. Информация может увеличиваться или уменьшаться, переходить из одной формы в другую или из одного состояния в другое – этим обеспечивается прием-передача ее из одной структуры (например, от преподавателей кафедры физического воспитания) в другую (спортивным организаторам факультетов), а общая информация остается постоянной. Закон постоянного изменения информации в физической культуре и спорте проявляется в следующем. Материальная база, например, физкультурно-спортивного клуба вуза определяется постоянными изменениями функций его отдельных звеньев. Одни объекты, благоприятнофункционирующие ранее (бассейн или тренажерный зал), из-за необходимости их модернизации прекратили прием посетителей. Другие (площадки для спортивных игр или стадион) стали популярными, и в них появилась острая необходимость. Это повлечет за собой изменения информации о потребности в других специалистах. Эффективность информатизации в физической культуре и спорте зависит от инфраструктуры, которая предполагает: мониторинг, кадровое, научно-методическое и правовое обеспечение, материально-техническое и финансовое регулирование и структурно-организационные мероприятия. Мониторингсодержит несколько видов получения информации: сбор, анализ и обобщение материалов - в физической культуре и спорте на всех уровнях (министерства и ведомства, спортивные федерации, кафедры физического воспитания вузов, физкультурно-оздоровительные клубы и др.). Диагностика позволяет обнаружить позитивные и негативные стороны проблемы в физической культуре и спорте. Экспертиза накопленного материала дает оценку состояния физической культуры по различным направлениям, выявляет специфические особенности. Прогнозирование позволяет: предвидеть перспективу развития информатизации в физической культуре и спорте; осуществлять оптимальное планирование учебного процесса в вузах; выявлять закономерности и тенденции развития информатизации. В рыночных условиях информатизация в физической культуре и спорте может быть предметом маркетинга. К примеру, преподаватели вуза готовят для коммерческих структур физкультурно-оздоровительные программы и методические пособия, создают оригинальные тренажеры для оказания услуг потребителю. Их авторы могут выступать в качестве владельцев собственности на свои проекты и технологии. Учитывая процессы, происходящие на отечественном и зарубежном рынке, они могут участвовать как в создании прибыли, так и в ее получении. Благодаря информатизации можно определять рейтинг спортивных команд и отдельных спортсменов, сборных команд страны, отдельных спортивных клубов, кафедр физического воспитания вузов, физкультурно-спортивных деятелей, ученых и специалистов в стране и регионах. Сравнительный анализ и экспертные оценки позволят вскрыть положительные и отрицательные факторы в системах физической культуры и спорта разных стран, выявить закономерности в международном спортивном сотрудничестве студентов и др. Правовое обеспечениепредусматривает выработку нормативных документов: договоров и деклараций, хартий и кодексов, рекомендаций и соглашений. Если сотрудничество, например, между вузом и фирмой, разрабатывающей информатизационные системы, осуществляется на постоянной основе, то правовые отношения могут регулироваться договором. В документе отражаются регламентация отношений сторон, учитываются особенности национальных законодательств в сфере информационной деятельности, международные правила и нормы. В целях предотвращения нарушений в области информатизационной деятельности обеспечиваетсяее надежная защита от несанкционированного доступа, повышается правовая культура заинтересованных лиц. Научно-методическое обеспечениепредполагает исследования и разработку методологий информатизации в физической культуре и спорте, обмен опытом ученых и специалистов (форумы, конгрессы и конференции). Общение сопровождается выставками, ярмарками, конкурсами и презентациями. Материально-техническое и финансовое регулированиепо внедрению информационных проектов и программ в образовательном учреждении основывается на финансово-кредитной, инвестиционной и страховой политике, спонсорстве, а также закреплении прав собственности на информатизационные ресурсы, автоматизированные средства, системы, технологии и услуги. Поддержка информационного предпринимательства предполагает защиту авторских прав, приобретение патентов, знание системы ценообразования. Кадровое обеспечениеозначает подготовку высококвалифицированных специалистов в области информатизации. В этих целях осуществляется обучение, подбор, сертификация и повышение квалификации персонала. При необходимости проводятся обучение, обмен опытом в процессе деловых и творческих связей участников процесса информатизации разных стран и др. Структурно-организационные мероприятияпредполагают создание эффективно функционирующих компьютерных сетей в вузе и благоприятных условий для управления физической культурой и спортом. В целях эффективного функционирования телекоммуникаций в физической культуре и спорте необходимы: - развитие информационно-аналитической деятельности и координация между физкультурно-спортивными организациями; - внедрение новых программ в создании локальных и региональных компьютерных сетей; - обработка и защита информации. Имеющийся опыт показывает, что в процессе информационной деятельности в сфере физической культуры и спорта необходимо решать проблемы: - материально-технического обеспечения и финансовой поддержки программ и проектов; - формирования информационного сервиса; создания, интеграции и координации информационного рынка, получения прибыли; - оказания помощи в создании телекоммуникационных сетей; - обучения специалистов в вузах, подготовки научных кадров и обмена информацией; - получения и опровержения ложной информации. Осуществление указанных планов в области информатизации позволит более целенаправленнорешать текущие и стратегические задачи по физической культуре и спорту. Известно, что студенческий спорт высших достижений во многих странах развивается по законам предпринимательской деятельности и является товаром. В современных условиях физическая культура и спорт в вузах России нуждаются в финансовой поддержке. 9. Современная система нормативно-правовых актов, регулирующих развитие физической культуры и спорта.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1654)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |