Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 7. Структура душевной жизни



2018-07-06 241 Обсуждений (0)
Глава 7. Структура душевной жизни 0.00 из 5.00 0 оценок




 

5. Жизненная единица (личность) обусловлена средою, в которой живет, и которая на нее влияет, - возникает расчленение ее внутренних состояний, это я называю структуры душевной жизни. Благодаря тому, что описательная психология постигает эту структуру, ей открывается связь, объединяющая психические ряды в одно целое. Это целое есть жизнь.

Психическое состояние возникает к данному времени и вновь исчезнет. У него есть определенное течение: начало, середина и конец. Оно – процесс.

В смене процессов пребывает то, что составляет форму нашей сознательной жизни: взаимосоотносительное отношение между "я" и предметным миром. Сознание этого мира – не процессы и не агрегат процессов. Процессы эти следуют один за другим во времени. Я подмечаю внутреннюю связь между ними. Одни из них вызываются другими /например, чувство отвращения вызывает стремление удалить внушающий отвращение предмет из моего сознания/. Предпосылки ведут к заключению. Сравнивая между собой эти временные состояния сознания, я прихожу к заключению, что всякое из них включает в себя одновременно представление, чувство и волевое состояние.

Связи душевной структуры: переходы одного состояния в другое, воздействия, ведущие от одного ряда к другому, относятся к области внутреннего опыта. Структурная связь переживается. Процессы или составные части могут войти в качестве факторов в связь, не вызывая отражения во внутреннем опыте. Но переживаемая связь является основой.

Эта душевная структурная связь есть связь телеологическая. Связь, клонящаяся к достижению полноты жизни, удовлетворения побуждений и счастья, есть связь целевая. Поскольку части в структуре связаны таким образом, что соединение их способно давать удовлетворение побуждениям и счастье или отклонять страдания, мы называем ее целесообразной.

Биология во многом перешла от этой субъективной имманентной целесообразности к целесообразности объективной. Ее понятие возникает из отношения жизни побуждений и чувств к сохранению индивида и рода. Отношение это представляет собой гипотезу. Природа приспособила живую особь она к окружающей ее обстановке. Указанное соотношение легче всего проследить на физических радостях и страданиях живого существа: приятные телесные ощущения возникают вследствие нормального функционирования органов в живом теле. Недостаточное питание, или чрезмерная деятельность и разрушительные внешние влияния ведут к острым или хроническим страданиям.

Наиболее мощными являются три основных физических побуждения, основанных на рефлекторных механизмах: питание, половое влечение и заботы о потомстве и защита /природа установила чувство резкого неудовольствия за воздержание от еды; за правильный же прием пищи она выдает премию в виде чувства удовольствия. Природа принудила людей и животных выбирать полезную для них пищу и овладевать ею. Так же бурно выражаются половое влечение и забота о потомстве - первый служит для сохранения особи, то последние направлены к сохранению рода; и тут побуждение, желание, настроение находятся в телеологическом соотношении с целями природы/. Форма реакции на раздражение двоякая. На вредные вмешательства они либо отвечают движениями, отражающими нападение, либо реагируют путем движений спасательного бегства.

Моральное воспитание человечества основывается на том, что в общественном порядке его эти всемогущие инстинкты подвергаются регулированию. Во обширной области духовных побуждений, стремлений и чувств, боль и радость всюду находятся в телеологическом соотношении на пользу особи и общества.

Целесообразность не есть объективное природное понятие; оно обозначает испытываемый в побуждении, удовольствии и боли род жизненной связи в животном или человеческом существе. Объединение различных процессов представления, чувствования и воления в такого рода связь составляет структуру душевной жизни. Притом соединение разнородных процессов является наиболее жизненным опытом. Целесообразность есть переживаемое основное свойство этой связи, соответственно которому эта связь имеет тенденцию выявить жизненные ценности в удовлетворении и в радости.

 

6. Во всяком состоянии сознания заключаются прежде всего, как составная часть, представления. Процесс побуждения, внимания или хотения содержит в себе содержание, только оно определяет направление волевого процесса (так, физическая боль содержит резкое чувство неудовольствия, органическое ощущение изменения качества).

Понимание наличности чувственного возбуждения включает удовольствие и неудовольствие, одобрение и неодобрение, нравится ли что-либо или не нравится.

При хотении образ сопровождается чувством удовольствия; в нем, кроме того, часто заключается неудовольствие от настоящего состояния; двигателями его всюду являются чувства. (если мы будем рассматривать один и тот же пейзаж сквозь различно окрашенные стекла, это придаст пейзажу совершенно различное настроение; разное влияние, оказываемое на наши чувства высотой звука или его тембром, например, действие трубы или флейты).

наличие волевой деятельности в психических процессах. начала волевого – в длительных направлениях духа, и самодеятельного – как условия испытываемого давления или воздействия.

Чувство, волевой процесс, или представление - такого рода общее состояние (в восприятии красивого пейзажа господствует представление; при тщательном рассмотрении я обнаруживаю состояние внимания, т. е. связанную с представлением волевую деятельность, все вместе проникнуто глубоким чувством наслаждения). Внутреннее отношение этих различных сторон моего поведения, - есть структура. Во всяком состоянии, где господствует представление, внимания и возбуждения сознания подчинены развитию представления; волевой процесс, обнаруживает совершенно иное соотношение между представляющим содержанием и волением, здесь дело идет о совершенно своеобразном соотношении между намерением, образом и будущей реальностью. Предметный образ здесь является оком желания, обращенным на реальность.

Мы устанавливаем ряд между восприятиями, воспроизводимыми памятью представлениями и словесными процессами мышления, причем члены этого ряда будут находиться между собою во внутренней связи. в которой сравниваются и взвешиваются мотивы, производится выбор, и целесообразно захватывающие друг друга процессы движения определяются решением воли. Впечатление, реакция и механизм рефлексов находятся между собою в целесообразной связи.

Ценность возникает лишь в жизни чувств и побуждений, и в этой жизни заключается то, что связывает игру раздражений и смену впечатлений с силой произвольных движений, и что ведет от одних к другим. Смотря по тому, вызывают внешние условия в сфере чувств депрессию или подъем, из этого состояния чувств возникает стремление удержать или изменить данное состояние (образы или мысли связаны с представлениями и чувствами удовлетворения, полноты жизни и счастья, этими чувствами и представлениями вызываются целевые действия, направленные к приобретению благ. Если образы и мысли связаны с чувствами и представлениями о страдании и задержке, то возникают целевые действия, направленные к защите от возможного вреда).

 

7. Вся система животного и человеческого мира представляется развитием простой основной структуры душевной жизни в возрастающей дифференциации, увеличении самостоятельности отдельных функций и частей, в усовершенствовании их соединений между собой.

Здесь автор проводит сравнение между простейшими организмами с их рефлекторными реакциями и позвоночными, в т.ч. человеком. Тут налицо высокоразвитая нервная система; центральные части ее устанавливают и поддерживают весьма совершенную связь между чувствительными и двигательными нервами, и система эта является носительницей высокоразвитой душевной структуры.

Наиболее общие свойства этой внутренней структуры душевной жизни:

- Изначально и всюду, от элементарнейших до высших форм, психический жизненный процесс есть единство. - Душевная жизнь не слагается из частей, не составляется из элементов; она не композитум, не результат ощущений или чувств, – изначально и всегда она есть объемлющее единство. Из этого единства дифференцировались душевные функции, остающиеся связанными с их общей душевной связью. Единство сознания и единство личности отличает душевную жизнь от всего телесного мира.

Психическая внутренняя связь обусловливается положением жизненной единицы в окружающей ее среде. Жизненная единица находится во взаимодействии с внешним миром; особый род этого взаимодействия может быть обозначен с помощью весьма общего выражения, – как приспособление к обстоятельствам, при которых протекает ее жизнь.

В этом взаимодействии совершается соединение ряда сенсорных процессов с рядом двигательных. Жизнь человеческая подчинена этому важному закону всей органической природы. Окружающая нас действительность вызывает ощущения. Мы видим себя постоянно обусловленными, телесно и душевно, внешними причинами; согласно приведенной гипотезе, чувства выражают ценность воздействий, идущих извне, на наш организм и на нашу систему побуждений. В зависимости от этих чувств интерес и внимание производят отбор впечатлений. Усиленное возбуждение сознания само уже является процессом. Оно состоит в процессах различения, отождествления, соединения, разделения, апперцепции. В этих процессах возникают восприятия, образы, а в дальнейшем – процессы мыслительные. Постепенно образуется прочная связь воспроизводимых представлений, оценок и волевых движений. С этого момента жизненная единица не предоставлена более игре раздражений. Там, где личность не может определить действительность, она к ней приспособляет собственные жизненные процессы и владычествует над страстями и над игрой представлений благодаря внутренней деятельности воли. Это и есть жизнь.

Третьим основным свойством жизненной связи является то, что члены в ней связаны между собою, они не могут быть выведены один из другого согласно господствующему во внешней природе закону причинности, т.е. закону о количественном и качественном равенстве причины и следствия. В чувствах не заключается достаточного основания для перехода их в волевые процессы.

 



2018-07-06 241 Обсуждений (0)
Глава 7. Структура душевной жизни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 7. Структура душевной жизни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)