Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возникновение философии и ее культурно-исторические типы



2018-07-06 303 Обсуждений (0)
Возникновение философии и ее культурно-исторические типы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

• Западная философия и ее культурно-исторические типы

• "Восточная философия" и ее культурно-исторические типы

• Философская мысль в России в XI-XIX веках

• Современная философия: синтез культурных традиций

 

В предшествующем изложении в постановочной форме уже затрагивался ряд вопросов,

относящихся к истории философии. Задача этого раздела - дать представление о

логике развития мировой философской мысли, о важнейших проблемах, которые

ставились и по-разному решались в истории философии на протяжении двух с

половиной тысяч лет. Именно проблемный анализ позволит подойти к истории

философии не как к музейному экспонату, а как к живому и по сей день актуальному

богатству человеческой мысли.

 

Рассмотрение центральных проблем, встававших перед философами того или иного

периода, поможет в то же время дать представление о культурно-исторических типах

философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их

истории.

 

Так, античная философия возникает и живет в "силовом поле", полюсами которого

являются, с одной стороны, мифология, а с другой - формирующаяся прежде всего в

Древней Греции наука. Средневековая философская мысль развивается в тесной связи

с религиозной формой сознания, господствующей в этот период. Связь эта, однако,

носит сложный характер, и через полемику и взаимодействие разных направлений

легко увидеть ее неоднозначность. В эпоху Возрождения (XIV-XVI века) философское

мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в частности через новое

прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной культуры;

эстетический подход играет здесь доминирующую роль, особенно у тех, кого

называют гуманистами. Это связано с процессом секуляризации, постепенным

освобождением мысли от церковного авторитета. В отличие от Возрождения,

Реформация (то есть отделение от католической церкви различных течений

протестантизма) выдвигает на первый план нравственно-этическую тематику и

акцентирует внимание на практическом аспекте как в человеческой деятельности,

так и в мышлении, подвергая критике спекулятивный рационализм схоластики и

светский эстетизм гуманистической культуры Возрождения.

 

Для философии Нового времени (XVII-XIX века), если брать ее в целом, характерна

ориентация на науку, с одной стороны, и юридически-правовую сферу - с другой.

Необходимо подчеркнуть, что под наукой в Новое время подразумевается прежде

всего экспериментально-математическое естествознание, которое существенно

отличается от античной и средневековой науки, еще не знавшей эксперимента

(правда, зачатки экспериментального подхода к изучению природы можно встретить в

эпоху эллинизма, например, у Архимеда). Поэтому ведущие философы Нового времени

считают важнейшей именно задачу обоснования научного знания, всякий раз пытаясь

уточнить понятие "наука". В XVII и особенно в XVIII веке происходит

переориентация мировоззрения: теологию вытесняют, с одной стороны, развивающаяся

наука, а с другой - правовое сознание, тесно связанное с учением о государстве,

с так называемой договорной теорией государства (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо

и другие).

 

Существенную роль в философии Нового времени играла идеология Просвещения,

представленная в XVIII веке в Англии прежде всего Дж. Локком, во Франции -

Вольтером и плеядой материалистов: Д. Дидро, П. Гольбахом, К. А. Гельвецием, в

Германии - И. Гердером, Г. Лессингом. Критика религии, теологии и традиционной

метафизики составляла - особенно во Франции - основной пафос просветителей,

идейно подготовивших Французскую революцию. Убеждение в том, что разум, понятый

главным образом как новая наука, является источником и двигателем общественного

прогресса, определяет умонастроение XVIII века. Анализ прежде всего данного

умонастроения, а не подробный разбор учений отдельных философов этого периода

составляет содержание параграфа о просветителях.

 

С конца XVIII века начинается критический пересмотр принципов Просвещения. Одним

из наиболее глубоких критиков просветительского понимания науки и разума

выступил родоначальник немецкого идеализма И. Кант, чье мировоззрение, впрочем,

формировалось как раз в русле просветительских идей. Философское мышление XIX

века, особенно в Германии, где определяющую роль сыграл немецкий идеализм (И.

Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель), существенно определяется принципами историзма и

диалектики: не случайно именно в XIX веке мы наблюдаем расцвет истории культуры,

права, науки, религии и т.д.

 

Анализ специфики философского знания в каждый из указанных периодов позволяет

показать, во-первых, в какой мере философия в своем развитии обусловлена

социально-историческими факторами, воздействием других сфер культуры, а во-

вторых, каким образом специфика стиля мышления, господствующего в данную эпоху,

накладывает свою печать на способы решения философских проблем и на их характер,

видоизменяя старые и выдвигая новые проблемы. Важно, однако, также иметь в виду,

что, несмотря на своеобразие философских учений в разные исторические периоды, в

развитии мысли сохраняется и существенная преемственность, позволяющая говорить

о единстве историко-философского процесса.

 

Материал, излагаемый в данном разделе, представлен четырьмя относительно

самостоятельными частями. В первой рассматривается западная философская традиция

от ее зарождения до конца Нового времени, т. е. до конца XIX века включительно.

При этом выделяются четыре основных культурно-исторических типа западной

философии обозначенного огромного периода: космоцентричная античная философия,

теоцентричная средневековая философия, антропоцентричная философия эпохи

Возрождения и наукоцентричная философия Нового времени.

 

Наряду с западной философией существовала и так называемая "восточная философия"

- относительно самостоятельный феномен мировой духовной культуры, имеющий свою

специфику и отличительные черты. Ее рассмотрению посвящена вторая часть данного

раздела, где выделяются три культурно-исторических типа "восточной философии" -

индийская, китайская и арабо-мусульманская.

 

Третья часть раздела отведена отечественной философской мысли от ее зарождения и

до конца эпохи Нового времени. Будучи относительно самостоятельным течением

мировой философской мысли, философия в России, в силу ее культурно-исторической

специфики, связанной в первую очередь с принятием христианства византийского

образца, больше тяготела к западной философии, нежели к "восточной". Поэтому ее

иногда считают представительницей восточноевропейской философской традиции.

 

Наконец, четвертая часть раздела посвящена рассмотрению современной философии,

которая, будучи принципиально новым образованием, впитала в себя все

предшествующие культурные традиции мировой философской мысли, образовав некий

синтез, характеризующийся доминированием западного стиля философствования. В

современной философии выделяются семь основных философских течений, каждое из

которых рассматривается в отдельной главе. Начинается рассмотрение с

неокантианства и философии жизни, а завершается характеристикой новейших течений

в философской мысли конца XX - начала XXI века: постмодернизма и биофилософии.

 

 

Часть I



2018-07-06 303 Обсуждений (0)
Возникновение философии и ее культурно-исторические типы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возникновение философии и ее культурно-исторические типы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)