Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Омега-Л, 2007.



2018-07-06 598 Обсуждений (0)
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Омега-Л, 2007. 0.00 из 5.00 0 оценок




Метод анализа документов

Документы как источник социологической информации

Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.

С документами социолог сталкивается в самом начале абсолютного большинства исследований независимо от того, какие методы он будет использовать при сборе первичной информации. На этой стадии документы, как правило, представляют собой не объект самостоятельного социологического исследования, а лишь вспомогательный источник информации. Такую функцию могут выполнять четыре группы документов: статистические и вербальные документы об объекте исследования, массивы первичной статистической информации, протоколы и стенограммы, документы личного характера. Вспомогательные источники информации об объекте исследования – это прежде всего документы, содержащие либо статистические сведения о нем, либо его вербальную характеристику; данные предшествующих социологических исследований на аналогичную тему; аналитические отчеты и другие материалы, откуда можно получить информацию для более глубокого уяснения исследуемой проблемы, повышения качества методического инструментария, точности модели выборки; эти материалы могут стать основой для формирования выборочной совокупности. Подобная документация хранится в органах государственной и ведомственной статистики, в архивах, библиотеках и др. Сведения, содержащиеся в этих источниках, могут быть также использованы для проверки устойчивости информации, полученной в результате социологического исследования, для сопоставления, сравнения либо построения динамических рядов распределения данных. Массивы первичной статистической информации или статистической отчетности хранятся в официальных статистических управлениях, в различных ведомствах и учреждениях и представляют собой: бланки со стандартизованной отраслевой информацией, ежеквартальные и годовые отчеты предприятий в налоговой инспекции, годовые балансы банков; данные о здоровье населения, хранящиеся в медицинских учреждениях; документы по учету преступлений, хранящиеся в правоохранительных органах, и т.д. За исключением «санкционированных» случаев (когда исследования заказаны собственниками соответствующих документов либо иными организациями, имеющими к ним доступ) такие документы трудно доступны для исследователя. Протоколы и стенограммы судебных или арбитражных заседаний, расследований, собраний, индивидуальные характеристики школьных психологов на учащихся и другие аналогичные документы могут служить источником тематических зондажей. Но, как правило, для репрезентативных исследований они не пригодны из-за ограниченности массива документов. Кроме того, эти документы не всегда доступны для исследователя ввиду своей конфиденциальности. Используемые в зондажных целях личные документы – письма, дневники, автобиографии и т.д. – также не всегда могут составить репрезентативный массив для полномасштабного исследования. К тому же доступ к личным документам затруднен не в меньшей степени, чем к протоколам и стенограммам. Наряду с решением таких вспомогательных задач, как сбор сведений об объекте, предмете исследования, уточнение модели выборки, методического инструментария сбора информации, документы могут составить источниковую основу самостоятельного социологического исследования. Анализ документов как поисковый научный метод лежит в основе двух видов исследования – количественного семантического анализа и главного метода, используемого в прикладной социологии, – анализа содержания документов (контент-анализа).

Виды документов

Прикладная социология в первую очередь рассматривает различные печатные и рукописные материалы, созданные для хранения и передачи информации. При более широком подходе в состав документов включают также теле, кино, фотоматериалы, звуковые записи и т.д. («видео и аудиодокументы»). Документы классифицируют по следующим основаниям:

по статусу – официальные и неофициальные;

по форме изложения – письменные и (более широко – вербальные) аудиальные, визуальные, аудиовизуальные и статистические;

по функциональным особенностям – информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-просветительские;

по целевому назначению – документы, созданные независимо от исследователя, т.е. все документы, существование которых ни прямо, ни косвенно не обусловлено техникой проведения социологического исследования (связанные с темой исследования официальные документы, статистические сведения, материалы прессы, личная переписка и т.д.), и документы целевые, т.е. подготовленные в точном соответствии с программой и задачами социологического обследования – ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнение и поведение респондентов и экспертов;

справки официальных и общественных организаций, выполненные по инициативе, заказу исследователей;

собранную и обобщенную статистическую или вербальную информацию. Естественно, при этом подчеркивается основная, ведущая направленность документа, однако чаще всего он выполняет одновременно несколько функций (рис. 8.1).

Р и с. 8.1. Логическая схема классификации документов для контент-анализа

Официальные документы имеют принципиальное значение для исследователя. В их число входят: постановления правительственных органов, директивы ведомств, приказы и распоряжения администрации предприятий и учреждений, которые преимущественно отражают общественные связи и выражают коллективные точки зрения. Эти документы составляются и утверждаются государственными или общественными органами, коллективными или частными учреждениями и могут выступать в качестве юридического доказательства. Ведущее назначение данных документов – управленческое. Их основные функции – информирование о состоянии дел, достижении намеченных целей, а также регулирование институциональных отношений. Полезная информация для систематизированного изучения и статистического обобщения контроля за деятельностью организаций содержится в текущих планах работы. Анализ этих материалов в динамике позволяет выявить роль различных управленческих акций в организации производства, обнаружить и ликвидировать имеющиеся трудности, недостатки в работе. Ведущее назначение такого рода документов – коммуникативное и культурное, но при этом они информируют членов коллектива и регулируют отношения между ними. Неофициальные документы. Среди них выделяются личные документы – дневники, мемуары, письма, семейные фото и кинодокументы, архивы и т.д., содержащие почти ничем не ограниченные высказывания людей по свободно выбранной теме, и поэтому представляющие собой незаменимый источник изучения общественного сознания, мнений и установок на индивидуальном уровне. Они позволяют вскрывать глубинные социальные механизмы образования ценностных ориентаций, понять историческую обусловленность мотивов поведения, найти основу для выделения социальных типов личности. Особое значение имеют письма населения в различные властные организации, в редакции средств массовой информации. К неофициальным документам относятся также материалы прессы, отражающие все стороны жизни общества, – важнейший источник документальной информации. Публикации газет синтезируют черты документов различных типов – «словесную», цифровую и изобразительную информацию, официальные сообщения, авторские выступления и письма граждан, документы истории и репортажные материалы о современности. Об эффективности газетных выступлений многое может сказать изучение языка публикаций.

Информацию, содержащуюся в документах, принято разделять на первичную – описание конкретных ситуаций, освещение деятельности отдельных лиц или органов – и вторичную, которая носит более обобщенный, аналитический характер, как правило, она отражает более глубокие социальные связи.



2018-07-06 598 Обсуждений (0)
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Омега-Л, 2007. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Омега-Л, 2007.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)