Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение документов как метод сбора эмпирической информации. Традиционные и формализованные методы анализа документов.



2018-07-06 692 Обсуждений (0)
Изучение документов как метод сбора эмпирической информации. Традиционные и формализованные методы анализа документов. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Документальной в социологии называют любую ин­формацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. В этом смысле значение термина отличается от обще­употребительного: обычно документом мы называем лишь официальные материалы.

По способу фиксирования информации различают: рукописные и печатные документы; записи на кино- или фотопленке, на магнитной ленте.

С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые были провоцированы самим исследователем. Эти документы называют целевыми. Но социолог имеет дело и с материалами, составленными независимо от него, ради каких-то других целей, т. е. с наличными до­кументами. Обычно именно эти материалы и называют собственно документальной информацией в социологи­ческом исследовании.

По степени персонификации документы делятся на личные и безличные. К личным относят карточки инди­видуального учета (например, библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью), характери­стики и. рекомендательные письма, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи. Важный источник изучения политической жизии — документы поименного голосования в представительных органах власти.

Безличные документы — это статистические или со­бытийные архивы, данные прессы, протоколы собраний.

В зависимости от статуса документального источни­ка выделим документы официальные и неофициальные. К первым относятся правительственные материалы, по­становления, заявления, коммюнике, стенограммы офи­циальных заседаний, данные государственной и ведом­ственной статистики, архивы и текущие документы раз­личных учреждений и организаций, деловая корреспон­денция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и т. п.

Неофициальные документы — это многие личные материалы, упомянутые выше, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другими иссле­дователями на основе собственных наблюдений).Особую группу документов образуют многочисленные материалы средств массо­вой информации: газет, журналов, радио, телевидения, кино, видеоматериалы.

По источнику информации документы раз­деляют на первичные и вторичные.

Первичные состав­ляются на базе прямого наблюдения или опроса, на ос­нове непосредственной регистрации совершающихся со­бытий.

Вторичные представляют обработку, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников.

По их прямому содержанию, например литера­турные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований, видео хроники обще­ственных событий.

 

Традиционный (классический) анализ документов в отличие от простого ознакомления с ними или прочте­ния для приобретения нового знания — это именно ме­тод исследования, которое, как всякое научное исследо­вание, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материа­ла, логики текста, обоснованности и достоверности при­водимых сведений. Этот анализ "стремится как бы до конца проникнуть в глубь документа, исчерпать его со­держание. Традиционный анализ есть анализ интенсив­ный". Добавим, что огромную роль играют здесь опыт исследователя, глубина его знаний по пред­мету и интуиция.

Качественный анализ документов — необходимое условие для всех количественных операций. Но прежде следует заметить, что квантификация текстов далеко не всегда целесообразна.

Не следует обращаться к ко­личественному анализу, если перед нами описания весь­ма сложных явлений, если документальных данных не­достаточно для массовой обработки или они неполные (нерепрезентативны).

Наиболее целесообразно использовать количествен­ный анализ, если квантифицированные тексты сопостав­ляются с иными, также количественными характеристи­ками. Например, выраженные в статистических распреде­лениях особенности содержания газетных сообщений со­поставляются с численностью подписчиков, их мнениями об этих материалах, тоже выраженными в числах.

Квантификация текстового материала получила весьма широкое распространение, и в 40-х гг. для нее была разработана специальная процедура, названная "контент- анализ".

Контент-анализ — это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработа­ны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Важный вклад в развитие проце­дур контент-анализа внесли российские и эстонские со­циологи, особенно А. Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Виха-лемм, Б. А. Грушин, Т. М. Дридзе, М- Лауристинь.

Проблема достоверности документальной инфор­мации

Проверка подлинности документа, анализ мо­тивов, побуждений, условий его составления, целевой ус­тановки автора, ситуации, в которой он действовал, ха­рактера его окружения вот те факторы, от кото­рых зависит достоверность информации из личных до­кументов.

Анализ документов важный метод сбора инфор­мации при формулятивном плане исследования (для выдвижения гипотез и общей разведки темы) и на стадии работы по описательному плану. В эксперимен­тальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипо­тез, но, как показывает опыт, и эти затруднения мож­но преодолеть при умелом обращении с материалом.



2018-07-06 692 Обсуждений (0)
Изучение документов как метод сбора эмпирической информации. Традиционные и формализованные методы анализа документов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изучение документов как метод сбора эмпирической информации. Традиционные и формализованные методы анализа документов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (692)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)