Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характерной особенностью развития рынка лизинговых услуг в последние несколько лет стало расширение числа компаний, бизнес которых масштабен даже по европейским меркам.



2018-06-29 320 Обсуждений (0)
Характерной особенностью развития рынка лизинговых услуг в последние несколько лет стало расширение числа компаний, бизнес которых масштабен даже по европейским меркам. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основным принципом дифференциации лизинговых компаний является деление их на две группы: специализированные и универсальные. Среди лидеров рынка только 11 можно отнести к первой группе и 17 — ко второй. Анализ показал, что за последние два года характерным стал процесс роста универсализации лизинговых компаний.

Важной особенностью российского лизинга стали возросшая конкуренция и как следствие сокращение стоимости лизинговых услуг для конечного потребителя. Это проявилось в уменьшении стоимости привлекаемых кредитных ресурсов (до 17,8% в руб. и 14% в валюте), сокращении маржи лизинговых компаний (в среднем до 3,6%) и использовании более выгодных условий со стороны поставщиков оборудования.

Анализ рынка позволил также выявить структуру финансирования лизинговых операций. Доля банковских кредитов хоть и велика, но не является доминирующей при финансировании лизинга. Удельный вес этого источника составляет всего 47,3%. Кредиты поставщиков оборудования превысили 8,1% в общем объеме финансирования. Причем здесь важны не только объемы, но и сроки кредитования. Каждой пятой лизинговой компании удавалось договориться с поставщиками о возврате средств в срок от 3 до 36 мес. Эти сроки сопоставимы с продолжительностью самих договоров лизинга.

Авансы лизингополучателей в структуре финансирования лизинга составляют около 12% стоимости закупаемого оборудования. Таким образом, помимо одной из форм обеспечения сделок авансы выполняют финансовую функцию. Имеется много примеров того, что лизинговые компании пошли по пути существенного сокращения величины авансов, а в отдельных случаях вообще не берут авансового платежа.

В качестве источника финансирования все больше используются собственные средства лизинговых компаний (около 8%). Нередко компании рискуют значительными суммами. Так, 34,5% лизинговых компаний используют для приобретения оборудования собственные средства в объеме до 1 млн долл.; 17,2% компаний финансируют лизинговые сделки в пределах от 1 до 3 млн долл.; 5,7% вкладывают свои средства в размере от 3 до 7 млн долл.; 4,6% вложились в инвестиционные проекты на суммы, превышающие 7 млн долл.

Бюджетное финансирование лизинговых сделок имеет место только в отдельных случаях и у небольшого количества лизингодателей, созданных с участием федеральных или региональных органов государственной власти. Однако удельный вес этого источника весьма внушителен — 14,2%. В основном бюджетное финансирование касается лизинга сельхозтехники.
Оставшаяся часть — 10,4% — приходится на другие источники.

В тройку лидеров рынка в 1 полугодии 2013 г. вошла компания «ТрансФин-М», при этом компания «Сбербанк Лизинг» поднялась с 3-го на 2-е место. Крупнейшей компанией по объему новых сделок остался «ВЭБ-лизинг» - 159 130 млн. руб. (таблица 2.3) В совокупности на тройку лидеров пришлось около 37% от всего объема нового бизнеса (40% в 2012 году, 47% в 2011 году). В таблице 2.3 приведен рэнкинг лизинговых компаний России по итогам 9 месяцев 2013 года.

Таблица 2.3. – Рэнкинг лизинговых компаний России по итогам 9 месяцев 2013 года

№ п\п Компания Объем нового бизнеса, млн. руб. Текущий портфель, млн.руб.
"ВЭБ-лизинг" 159 130= 592 542=
"ТрансФин-М" 99 586-10 178 779-20
"СБЕРБАНК ЛИЗИНГ" (ГК) 92 358-10 229 504-90
ВТБ Лизинг 82 413-50 363 227-40
Газпромбанк Лизинг (ГК) 44 262-30 97 950-50
Europlan 43 000= 45 840=
"Государственная транспортная лизинговая компания" 38 689-90 114 711-60
«Газтехлизинг» 23 356= 104 118=
Альфа-Лизинг (ГК) 23 303= 70 846=
Балтийский лизинг 20 643-10 27 124-70

Ожидается, что в 2013-2017 гг в РФ, в среднем, будет заключаться 109 тыс. договоров финансового лизинга в год. Рост численности заключенных договоров ожидается, прежде всего, за счет роста спроса на дорожно-строительную технику, обусловленным увеличением числа крупных инвестиционных проектов.

Таким образом, результаты анализа свидетельствуют о том, что лизинг в России динамично развивается и становится существенным элементом инвестиционной деятельности многих производственных предприятий, нацеленных на коммерческий успех. Объем нового бизнеса, согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», за январь-сентябрь 2013 года составил 940 млрд руб. Совокупный лизинговый портфель на 01.10.2013 года составил 2,65 трлн рублей (+12,8% по сравнению с 01.10.2012, годом ранее +47%). Лизинговые компании, все активнее работают в регионах и все больше ориентируются именно на малый и средний бизнес, как на один из гибких секторов реальной экономики. Характерной особенностью развития рынка лизинговых услуг в последние несколько лет стало расширение числа компаний, бизнес которых масштабен даже по европейским меркам. В тройку лидеров рынка в 1 полугодии 2013 г. вошла компания «ТрансФин-М», при этом компания «Сбербанк Лизинг» поднялась с 3-го на 2-е место. Крупнейшей компанией по объему новых сделок остался «ВЭБ-лизинг» - 159 130 млн. руб. (таблица 2.3) В совокупности на тройку лидеров пришлось около 37% от всего объема нового бизнеса (40% в 2012 году, 47% в 2011 году). В следующем параграфе предлагаю рассмотреть перспективы развития лизинга в Российской Федерации.

 

3. Перспективы развития лизинга в Российской Федерации

3.1. Обобщение зарубежного опыта

 

Мировой опыт показывает, что в последние годы лизинговые операции стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. Темпы прироста объема лизинга в них значительно превышают темпы прироста частных капиталовложений в производство машин и оборудования. Лизинг широко используется при сбыте продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках.

По регионам мира объемы лизинга распределяются следующим образом: Северная Америка - 45%, Европа - 31%, Азия - 17%.

Отраслевая структура лизинговых операций варьируется в зависимости от конкретного региона мира.

Так, например, в Европе широко используется лизинг автомобилей, причем как в личное пользование, так и в производственных целях. По данным издания, «Европейский лизинг», до 50% общего объема закупок имущества на европейском рынке лизинговых услуг приходится на автомобили, остальное – на производственное оборудование, лизинг морских судов, самолетов и т.д. Приоритет лизинга автомобилей в Западной Европе объясняется тем, что автомобильные компании вынуждены искать пути реализации своей продукции именно через этот механизм, как наиболее эффективный.

Рынок лизинговых услуг США превосходит страны Европы и СНГ, как по масштабам, так и по уровню развития. Широкое использование лизинга в США, да и в странах Европы, объясняется более благоприятными экономическими условиями, поскольку в этих странах (начиная с 50-х годов в США и с 60-х годов в Европе) осуществляется поддержка предпринимательского бизнеса, которая в основном развивается за счет инвестиций в лизинг

Высокоразвитую систему лизинговых операций, успешно использующую все современные формы лизинга, имеет Великобритания. Однако в последние годы налоговые льготы для лизинговых компаний в Великобритании были существенны снижены. Кроме этого, нормативная база этой страны не поощряет предоставление налоговых освобождений по лизинговым операциям, ориентированным на оказание лизинговых услуг за пределами Соединенного Королевства.

До последнего времени Азия переживала бум развития лизинговых операций. Штаб-квартиры крупнейших лизинговых компаний расположены в Гонконге, Филиппинах, в Южной Корее, на Тайване, в Сингапуре и в Малайзии. Активно развивался лизинг в Индонезии. Китай пошел по пути создания лизинговых компаний в виде совместных предприятий с иностранными инвесторами.

В Австралии успешно развивается лизинг, ориентированный в основном на обслуживание внутреннего рынка, а также лизинг с дополнительным рычагом в отношении недвижимости городского значения и строительства муниципального жилья. В стране большое значение придается пакету документов, определяющих условия банковского кредитования коммерческой и жилой недвижимости, в том числе ипотечного кредитования физических лиц.

Наибольшее развитие лизинга, ориентированного на использование налоговых льгот, наблюдается во Франции, Германии и Швеции. В большинстве европейских стран лизингодатель может требовать льгот, обоснованных правом собственности на лизинговое имущество, даже в том случае, если лизингополучатель имеет номинальное право возобновления лизингового договора, что не допускается, например, американским налоговым законодательством

25 стран Европы, которые являются членами ассоциации Евролизинг, формируют лизинговый рынок, определяют его состояние и тенденции развития. Российская Федерация также входит в состав Европейской ассоциации лизинговых компаний. В ежегодных докладах Евролизинга наряду с информацией о деятельности стран-членов Ассоциации отражается также и лизинговая деятельность России, что способствует обмену опытом работы российских лизинговых компаний и европейских, выявлению перспективных направлений лизинговой деятельности.

Лизинговый рынок Европы весьма неоднороден. На нем имеется несколько стран, лизинговая деятельность которых определяет состояние рынка, его структуру, темпы развития. На рынке движимости ведущую роль выполняют Великобритания, Германия, Франция, Италия, доля которых в общем объеме в лизинговых операциях с движимостью соответственно 27,0; 25,0; 11,0 и 10,0 %. Объемы лизинговых операций этих стран достигают 73% от всего рынка. Эти же страны, но только с другими соотношениями объемов сделок, занимают господствующее положение и на рынке недвижимости: Германия – 35%, Франция – 21%, Италия – 19% и Великобритания – 5%. Суммарная доля их на лизинговом рынке Европы достигает 80% [5].

Основными объектами рынка лизинга движимости являются автомобили (37-38% от общего объема лизинговых операций); машины, оборудование, устройства (24-26%); средства дорожного транспорта (12-14%); компьютеры, оргтехника для офисов (4-6%); самолеты, суда, грузовой и железнодорожный транспорт и прочие объекты (5-6%).

Основными объектами лизинга недвижимости на рынке являются промышленные здания. На эти объекты лизинга приходится 25,7% от всех лизинговых операций. Существенными объектами являются магазины (22,4%). Ведущей группой среди объектов недвижимости являются офисы, лизинговые сделки с ними составляют 34,2%. Далее следуют помещения общественных служб (6,8%), гостиницы (1,9%) и прочие объекты (9,0%).

Таким образом, как следует из изложенного, рынок лизинга в Европе ежегодно прирастает существенными темпами. На нем приблизительно равными темпами развиваются как объекты движимости, так и недвижимости. На ближайшую перспективу эти темпы, по-видимому, сохранятся, поскольку большие возможности для развития лизинга имеются у более двух десятков стран, занимающих сегодня только 20-25% этого сектора рынка. Следует ожидать, что объективные преимущества лизинга как инструмента инвестирования будут побуждать эти страны к более активному участию на рынке лизинга Европы.

По-разному решается во многих странах и вопрос о субъектах лизинговых отношений. Так, во Франции лизинговые сделки могут осуществлять банки и связанные с ними специализированные финансовые организации. В Бельгии заниматься лизингом могут только организации, получившие специальное разрешение Министерства экономики. В Италии лизингодатель должен иметь определенный размер капитала. В США получили распространение четыре вида лизинговых компаний: банки или их отделения, специализированные отделения по лизингу фирм-производителей техники; независимые лизинговые фирмы; другие организации (страховые, брокерские, инвестиционные и др.).

Вместе с тем исследование рынка лизинговых услуг в России говорит о том, что использовать полностью зарубежный опыт нельзя без учета национальных особенностей и процессов, происходящих в нашей стране. Адаптация международного опыта лизинговых отношений для российской экономики приведет к более полному раскрытию потенциала в этом виде хозяйственных отношений.

 

3.2. Проблемы рынка лизинга в Российской Федерации

 

Лизинг не только содействует расширению импорта капитального оборудования, но и представляет собой один из каналов, обеспечивающих передачу промышленных технологий из промышленно развитых стран в развивающиеся. Лизинг является более надежным инструментом, чем предоставление страной-экспортером банковских кредитов в пользу страны-импортера.

Россия характеризуется менее благоприятным климатом для развития лизинга, так как экономическая политика не учитывает потенциальные возможности лизинга как инструмента промышленной и инвестиционной политики и поэтому у нее имеется ряд проблем, сдерживающих развитие лизинговых отношений.

Во-первых, кредитование в России крайне ограничено, и улучшение в этой области зависит от всей российской экономики в целом и развития внутренней банковской и финансовой систем в частности. Развитие лизинговых компаний сдерживается ограниченным доступом к "длинным и дешевым" инвестиционным ресурсам. Для решения этой проблемы необходимо разработать схему разделения лизинговых рисков, "бэк-ап" соглашений.

Между тем, ожидается постоянное участие правительственных и околоправительственных кругов в лизинговом секторе, особенно, в "стратегических" отраслях, таких как сельское хозяйство, авиация и, в значительно меньшей степени, в поддержке малых и средних предприятий. Однако до сих пор бюджетные средства, выделяемые на развитие лизинга, зачастую использовались неэффективно - не на создание специальных лизинговых гарантийных фондов, а на конкретные проекты.

Во-вторых, лизинговые компании все еще испытывают серьезные трудности с возвратом оборудования в случае нарушения лизингополучателем условий договора лизинга. За редким исключением лизингодатели по-прежнему не верят, что суды смогут защитить их право собственности.

Существующая юридическая система и судебная практика, с учетом склонности судов принимать решения в пользу должника приводят к сокращению доступности кредитов для всех потенциальных заемщиков. Укрепление уверенности кредиторов (включая, в первую очередь, лизингодателей) в том, что их права будут защищены, является главным условием обеспечения дальнейшего роста кредитования.

В-третьих, сама лизинговая отрасль все еще относительно невелика, ей не хватает хорошо подготовленных профессионалов, и, кроме того, лизинговый механизм не совсем понятен потенциальным лизингополучателям (т.е. всем предприятиям и предпринимателям).

В-четвертых, рост рынка лизинга оборудования также серьезно ограничен неразвитостью вторичных рынков оборудования. Это создает большие трудности для лизинга, т.к. ни лизингополучатель, ни лизингодатель не испытывают доверия к остаточной (или перепродажной) стоимости лизингового оборудования. До тех пор, пока вторичный рынок оборудования не будет достаточно развит, лизингополучатели не смогут в полной мере оценить преимущества лизинга.

На это уйдет больше всего времени, т.к. вторичные рынки, как часть лизингового рынка, традиционно развиваются в последнюю очередь. Кроме того, огромные масштабы технологического переоснащения в России в ходе замены старого оборудования (часто по частям в связи с нехваткой денежных средств) означают, что прогноз будущих рыночных цен на оборудование скорее сродни гаданию на кофейной гуще, чем науке. Некоторые поставщики начали решать эту проблему, предоставляя российским лизинговым предприятиям "гарантии выкупа", таким образом, принимая на себя часть риска.

Несмотря на принятие закона "О финансовой аренде (лизинге)" в новой редакции, законодательство, касающееся лизинга, все еще недостаточно согласовано. Недостаточно согласованы между собой вопросы, регулирующие организацию лизинга, включая юридические, экономические, финансовые, таможенные, налоговые и бухгалтерские вопросы. Недостаточно четко и документальное регламентирование лизинговых отношений.

Также принятие нового закона не устранило существенные проблемы, препятствующие развитию лизинга, а именно проблема таможенного регулирования. Необходимо внесение изменений в Таможенный кодекс, чтобы таможенные органы стали выполнять предписания закона "О финансовой аренде (лизинге)".

Значительным препятствием для развития лизингового рынка в России является не полностью сформировавшаяся инфраструктура этого рынка. Это касается и недостаточно согласованного законодательства, и неразвитости вторичных рынков оборудования, и отсутствия опыта взаимодействия по лизинговой схеме у инвесторов и лизингополучателей. Далее, рассматривая основные характеристики лизингового рынка, можно наблюдать позитивные изменения всех основных показателей - прежде всего, благодаря постепенному развитию инфраструктуры рынка.

Вместе с тем практически отсутствует лизинг коммерческой недвижимости, водных и воздушных судов, признанные самыми сложными для работы сегментами, по мнению лизинговых компаний.

Кроме того, как показывает практика, явно не достаточно внимания уделяется вовлечению в лизинговые сделки продукции отечественных производителей, а поставка оборудования в основном ограничена отраслями ТЭК, хотя потребность в перевооружении высока во всех отраслях реального сектора и такая ситуация требует адекватных мер государственной поддержки.

Негативное влияние оказывает действующий порядок взимания НДС на развитие экспорта на предприятиях, производящих экспортную продукцию на оборудовании, взятом в лизинг. Экспортная продукция освобождена от уплаты НДС. При экспорте продукции, произведенной предприятиями на собственном оборудовании, уплаченные поставщикам суммы НДС засчитываются в счет предстоящих налоговых платежей или возмещаются из средств федерального бюджета. Однако НДС на взятое оборудование в лизинг входит в стоимость лизинговых платежей, включается в издержки и его возмещения не происходит. Сложившаяся ситуация нуждается в корректировке.

Складывающаяся система государственной поддержки развития малого предпринимательства в России, в том числе в области лизинга, пока еще не носит целостного характера. Не до конца отработан механизм взаимодействия между федеральными и региональными звеньями по осуществлению единой политики в области формирования и поддержки малого предпринимательства через систему лизинга как фактора ресурсной поддержки малых предприятий.

Таким образом, несмотря на множество проблем, потенциал лизинга в России очень велик, и государством и лизинговыми компаниями проделана огромная работа, и, безусловно, существуют множество перспектив для развития столь привлекательного финансового инструмента, как лизинг

 

3.3. Предложения по совершенствованию лизинга в России

 

В качестве основного фактора развития лизинга в России следует отметить продолжающийся экономический рост и макроэкономическую стабилизацию. В последнее время российские банки проявляют все больший интерес к предприятиям реального сектора экономики. Вложения в производство в той или иной форме постоянно растут, и, как предсказывают эксперты, процесс этот будет продолжаться: при оптимистическом варианте развития событий в экономике нашей страны за ближайший год инвестиции банковского капитала в российскую промышленность вырастут в полтора-два раза. Параллельно с этим растет заинтересованность банков в лизинговой деятельности, что подтверждает появление таких масштабных проектов, как, например, оборудование завода на Урале на условиях лизинга.

Мощным стимулом для развития отрасли стало внесение изменений в закон "О финансовой аренде (лизинге)" - был существенно либерализован целый ряд его положений, убраны лишние ограничения по содержанию и форме договора, а также ненужные с практической точки зрения определения и понятия (например, определения различных видов лизинга, помимо финансовой аренды как таковой).

Проанализировав факторы, влияющие на развитие российского лизингового рынка, можно отметить, что ключевым аспектом, определяющим тенденции развития рынка, является ликвидность лизингового оборудования. Основной тенденцией развития российского лизингового рынка остается развитие секторов, наиболее надежных с точки зрения инвестора. И наоборот, медленно или лишь при помощи государства развиваются сегменты менее ликвидных объектов лизинга. Именно ликвидность оборудования и становится определяющей для развития тех или иных сегментов лизингового рынка. Характером проектных рисков определяются и те инвесторы, которые финансируют этот проект. Однако далеко не все оборудование ликвидно. Например, во всем портфеле компании "Райффайзен-Лизинг", больше других российских лизинговых компаний ориентирующейся на ликвидность оборудования, лишь в 60% сделок само оборудование является основным обеспечением. В случае Московской лизинговой компании этот показатель еще меньше - 15%-18%.

Главной тенденцией рынка лизинга в последнее время стало явное усиление конкуренции между лизингодателями. Рост конкуренции на рынке, безусловно, благоприятный фактор для лизингополучателей - у них есть возможность выбирать более выгодные условия для работы.

Растущая конкуренция заставила лизинговые компании искать незанятые рыночные ниши. Новые лизинговые продукты появлялись преимущественно в сегменте лизинга автотранспорта - самом развитом и конкурентном на российском рынке. Рынок автолизинга во многом представляет собой передний фронт всего рынка лизинга, и происходящие в этом сегменте изменения и инновации указывают то направление, в котором дальше будет развиваться весь российский лизинговый бизнес.

Подтверждение этому является появление такого продукта, как Full-service leasing. Этот продукт предполагает, что лизинговая компания помимо своей основной функции - приобретения транспорта и передачи его лизингополучателю - берет на себя еще ряд задач, а именно уплату всех налогов, регистрацию транспортного средства, страхование и техническое обслуживание автомобиля. Лизингодатель может брать на себя и более широкий круг обязательств - от услуги по подбору автомобиля исходя из производственных задач покупателя, планирования структуры и порядка обновления автопарка клиента до предоставления автомобилей в случае непредвиденного выхода полученной техники из строя, техобслуживания, ремонта, замены зимней резины, предоставления топливной карты.

Этот вид сделки пользуется широкой популярностью в развитых странах. В настоящее время лизинг автотранспорта с полным набором услуг предлагают и многие российские операторы автолизинга.

Приход зарубежных гигантов - не только «встряска» состава лидеров лизингового рынка, но и начало принципиально нового этапа развития российского рынка лизинга. Дело в том, что до сих пор большинство лизинговых компаний действовало преимущественно «под банками». Привлекая ресурсы от банков, они обслуживали отдельные сегменты рынка, по ряду причин труднодоступные для самих банков. Предоставляя кредит, банки часто оценивали как заемщика не лизинговую компанию, а конечного лизингополучателя. Это ставило лизинговые компании в неприглядное положение агентов при банках. Однако в течение последних лет постепенно сформировалась новая концепция лизингового бизнеса.

Ведущие лизинговые компании уже достигли таких объемов бизнеса, которые позволяют им выйти из подчиненного положения по отношению к банкам и конкурировать с ними на равных. Важнейшее значение в этом смысле имеет размер собственного капитала, поскольку он является главным ориентиром для инвесторов. По этому показателю многие лизинговые компании уже не уступают банкам. Другие важные показатели, такие как объем портфеля, региональная сеть, диверсификация источников финансирования у ряда ведущих лизингодателей, также уже не хуже, чем у банков. Приход иностранных лизинговых компаний закрепляет эту тенденцию. С одной стороны, потому что эти компании сами - крупные игроки, способные на равных конкурировать с банками. С другой стороны, потому что их приход стимулирует дальнейшее укрупнение российских лизинговых компаний. Высокая надежность лизинговых сделок, независимость компаний от банков, значительная конкуренция, экономия на масштабе у крупных лизингодателей уже скоро приведут к тому, что условия лизинга в среднем будут значительно выгоднее условий кредитов.

Еще одной типичной характеристикой рыночно ориентированных компаний является наличие долгосрочных отношений с поставщиками. Дело в том, что такие отношения дают лизинговой компании множество преимуществ - это и доступ к товарным кредитам, гарантии обратного выкупа оборудования в случае нарушения договора лизингополучателем, скидки на партию продукции и обеспечение сервисного обслуживания поставленного оборудования и т.д.

Эти факторы обуславливают значительный рост привлекательности лизинга для всех заинтересованных сторон и обуславливают ускорение темпов роста этого рынка.

На наш взгляд, оправданным было бы снижение налоговой нагрузки для объектов налогообложения в период их возникновения и становления, путем предоставления налоговых инвестиционных льгот, освобождения от налога на прибыль и ускоренной амортизации.

С некоторых пор были отменены льготы по налогу на прибыль, предприятиям, производящим производственные инвестиции. Таким образом, лизинговая форма привлечения средств уравнялась с приобретением имущества за счет собственных или заемных средств. По мнению автора, эти льготы, в целях стимулирования инвестиций, следовало бы восстановить.

Сегодня лизинг перестал быть лицензируемым видом деятельности, для ее осуществления необходима лишь соответствующая запись в учредительных документах. Однако, предоставление излишней свободы действий экономическим субъектам при осуществлении лизинговой деятельности наряду с положительными тенденциями может возникать ряд негативных моментов для действующих специализированных компаний. Во-первых, опасность увеличения числа псевдолизинговых сделок, не имеющих ничего общего с реальным инвестированием, поскольку нормативно-правовая база, регулирующая данный вид бизнеса всесторонне все еще не проработана. Во-вторых, увеличивается число компаний, занимающихся лизингом, что обостряет конкуренцию между ними. В-третьих, фактически нормативно закреплена практика создания «карманных» лизинговых компаний.

В целях стимулирования экономического развития страны, в том числе, для выравнивания экономических условий хозяйствования в регионах, по нашему мнению, необходима разработка и реализация финансовых схем государственных гарантий по лизинговым сделкам. Образцом в данном случае может служить система страхования вкладов, реализованная Центральным Банком России в банковской сфере страны. Конкретными формами реализации государственных гарантий могут выступать: страховой фонд, регулируемый государством и созданный на основе обязательных отчислений лизинговых компаний, в зависимости от объема заключаемых лизинговых сделок; страховое объединение, в состав которого входят крупнейшие национальные страховые компании, с участием государства в уставном капитале.

Реализация указанных мероприятий в рамках государственной поддержки лизинга способна расширить границы его применения в экономике нашей страны.

Дальнейшему развитию лизинга могло бы содействовать и совершенствование практики работы конкретной лизинговой компании. Как показал анализ, особое внимание следует уделить расчету стоимости лизинговой сделки, предусматривающей достижение допустимого размера прибыли лизинговой компании, при котором сохраняется привлекательность лизинга для производственного предприятия.

Немаловажным является также снижение рисков лизинговой деятельности, среди которых в числе наиболее значимых можно выделить маркетинговый риск и риск неплатежей. С этой целью рекомендуется усилить маркетинговое направление в компании и определить оптимальный размер резерва, достаточный для покрытия непредвиденных расходов.

Несмотря на позитивные тенденции в российской экономике, в настоящее время предпринимательский климат для развития малого бизнеса в России остается всё ещё неблагоприятным, а открытие бизнеса и последующая хозяйственная деятельность связаны с решением ряда сложных проблем. Одной из основных причин относительно небольшого количества малых фирм в России яв­ляется низкий уровень инвестиций в основной капитал: малые предприятия имеют ограниченный доступ к внешним источни­кам финансирования, в частности к кредитам. Предоставление финансовых средств малым предприятиям продолжает рассмат­риваться банками как рискованный вид деятельности, что свя­зано с отсутствием кредитной истории, неспособностью предос­тавить дополнительные гарантии обеспечения сделки. Банки предпочитают иметь дело с крупными заемщиками, а для сни­жения своих рисков при кредитовании малых предприятий ус­танавливают более высокий процент. Лизинг может стать действенным элементом поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства в России. В современных условиях функционирования малого бизнеса для его субъектов чрезвычайно важно, что при использовании лизинговой схемы можно не использовать кредиты (т.е. начать дело, не приобретая имущество в собственность) или привлекать кредиты меньших объемов в сочетании с лизингом (приобретая в собственность только часть автотехники). Лизинговая схема, где не требуется единовременной оплаты стоимости всего имущества, высвобождает ликвидные средства предпринимателя, одновременно позволяя использовать более дорогую автотехнику.

В секторе малого предпринимательства у многих хозяйствующих субъектов отсутствует возможность стать полноценными участниками инвестиционной деятельности. Применительно к автомобильной отрасли можно использовать установление системы лимитов финансирования для конкретного лизингополучателя.

Мировой опыт свидетельствует, что обеспечить эволюционное изменение экономической структуры общества можно на основе приоритетного развития малого предпринимательства. Многие государства, включая Россию, приняли развернутые государственные программы поддержки и развития малого бизнеса, всячески облегчая ему выход на внутренний и внешний рынки. Было бы разумно закрепить отдельными положениями льготы лизинговым компаниям и их заимодавцам, участвующим в лизинге автотранспортных средств и специальной техники. При этом желателен долгосрочный характер действия этих льгот.

Создание разветвленной сети лизинга для поддержки малого предпринимательства в России и ее регионах невозможно без финансового и материально-технического обеспечения со стороны государства на всех уровнях. Сегодня малому предпринимательству необходимы свои общественные объединения (союзы, ассоциации) как общероссийского уровня, так и территориальные объединения в субъектах Федерации. Самоорганизация лизинговых компаний, обеспечивающая развитие малого предпринимательства, должна поддерживаться государством и являться одной из актуальных задач федеральных и региональных властей.

Для того чтобы сделать лизинг более привлекательным, логичными также выглядели бы следующие изменения в налогообложении:

- отмена НДС с лизинговых платежей по договорам, предметом которых является имущество, покупка которого осуществляется без НДС;

- возврат НДС, уплаченного в составе лизинговых платежей, из бюджета, когда лизингополучатель не имеет возможности зачесть его по причине отсутствия достаточного “входящего” потока НДС от собственной реализации;

- разрешить лизинговым компаниям засчитывать НДС, уплаченный при покупке легковых автомобилей и микроавтобусов, передаваемых в дальнейшем в лизинг. В настоящее время нужно прийти к полному согласию в вопросах налогообложения лизинговых операций и как можно скорее решить все проблемы. На мой взгляд, нашей стране не хватает комплексной программы в рамках которой был бы один из следующих элементов:

-была бы продуманна и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;

- предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);

- развитие системы гарантий, чтобы избежать 100% залога при лизин ге (например, страхование).

- наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.

Такая программа смогла бы подтолкнуть коммерческие банки вместо получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в российскую экономику для получения уверенной прибыли.

Разрешение этих проблем возможно как путем совершенствования правовой базы лизинга, так и в результате улучшения макроэкономической, ситуации в стране, позволяющей снизить риски предпринимательской деятельности и увеличить доступность лизинга для широкого круга предпринимателей.

На мой взгляд, на государственном уровне должен быть разработан четкий механизм предоставления лизинга для поддержки малого и среднего бизнеса. Отдельными нормативными правовыми актами должны быть формализованы критерии вы­бора и формы использования тех или иных мер по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, разработаны программы по налоговым льготам для start-upов, которые планируют начинать дело с выбора производственной базы, которую они будут брать в лизинг.

Должен быть создан единый информационного центр, предоставляющий субъектам малого и среднего бизнеса исчерпывающую и актуальную информа­цию об условиях существующих государственных программ по лизингу, адресах банков-участников и лизинговых компаний, правилах оформления документов. На постоянной основе должны формироваться и публиковаться статистические данные о финансовой устойчивости и рентабельности субъектов малого и среднего бизнеса в различных аналитических разрезах, а так же рейтинг банков и лизинговых компаний, предоставляющих различные услуги лизинга. За счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов должны организовываться программы по повышению финансовой и юридической грамотности представителей малого и среднего бизнеса.

Все эти меры, по-моему мнению, не только облегчат ведение бизнеса в нашей стране, но и поднимут с колен основные крупные отрасли нашей промышленности, металлургическую, сферу АПК, горнодобывающую и т.д. Российский предприниматель не будет смотреть за горизонт, и пытаться вывести свой бизнес из государственного ведения, все эти предпосылки будут иметь свой результат: от повышения уровня жизни наших граждан до развития научной мысли.

 

Заключение

 

В данной дипломной работе рассмотрен лизинг и его особенности в Российской Федерации. На основании проведенного анализа были сделаны следующие обобщающие выводы.

Лизинг – эффективный финансовый инструмент, как экономическая форма деятельности, несет в себе элементы кредита, аренды и инвестиций. Как любая форма заимствования денежных средств, лизинг имеет свои преимущества и недостатки. Основными преимуществами, на мой взгляд, являются с<



2018-06-29 320 Обсуждений (0)
Характерной особенностью развития рынка лизинговых услуг в последние несколько лет стало расширение числа компаний, бизнес которых масштабен даже по европейским меркам. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характерной особенностью развития рынка лизинговых услуг в последние несколько лет стало расширение числа компаний, бизнес которых масштабен даже по европейским меркам.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)