Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование двигательных навыков (по Н.А. Бернштейну). (стр.106)



2018-07-06 288 Обсуждений (0)
Формирование двигательных навыков (по Н.А. Бернштейну). (стр.106) 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема формирования навыка очень важна, т. к. она составляет основу всякого обучения.

Стадии формирования навыка по Бернштейну:

1. Определение ведущего уровня построения движений. Формируется понятие и зрительное представление о движении в целом. Главный канал получения информации – зрительный (показ) и слуховой (объяснения). Возникающее представление о движении носит обобщённый характер и не подкреплено мышечно-двигательными ощущениями.

2. Выявление и роспись коррекций. Человек начинает выполнять действия, пытаясь найти такие, которые будут соответствовать задаче. Задача этого периода – научиться следовать предъявленному образцу. Эта стадия характеризуется широкой иррадиацией возбуждения (массовое возбуждение всего тела), т.е. включаются почти все группы мышц, даже не нужные для выполнения этого движения.

Психологическое сопровождение: эмоциональная реакция на новизну, возбуждение волевого усилия, наличие неуверенности и даже боязни.

На этом этапе мышечный контроль за выполнением движения ещё слабый, поэтому представление о двигательном действии уточняется за счёт внешней обратной связи (с экстерорецепторов).

3. Развёрстка фонов. Характеризуется концентрацией возбуждения в тех нервных центрах, которые участвуют в управлении данным двигательным актом. Па этом этапе действуют экстероцептивный и проприоцептивный контроль. Начинает формироваться динамический стереотип, хотя ошибки в выполнении ещё возможны. Человек уже понимает способы выполнения действия, но его внимание ещё напряжено и концентрируется на движениях, а при переключении внимания на окружающую обстановку качество действия падает.

4. Автоматизация движений. Техника движения выполняется стабильно. Контроль осуществляется за счёт проприорецепторов.

5. Срабатывание фоновых коррекций между собой. Человек начинает изменять детали двигательного акта в зависимости от изменившихся условий. Таким образом, высшим уровнем владения двигательным умением является его вариативность.

6. Стандартизация. Приобретение навыков стереотипности, т. е. одно и тоже движение может повторяться много раз и абсолютно одинаково. Это достигается за счет динамически устойчивой траектории это особая уникальная линия, при движении по которой развиваются механические силы, способствующие продолжению движения в выбранном направлении.

7. Стабилизация. Движение не распадается ни при каких условиях.

Гиппенрейтер предлагает попробовать на схеме кольца изобразить процесс подключения нижележащих уровней, но она делает такую ремарку: к сожалению, Н.А. Бернштейн только вербально соединил основные части своей концепции — схему кольца управления и теорию уровней, указав, что совместно работающие уровни можно представить себе как иерархическую систему колец. Он, однако, не оставил соот-ветствующей схемы. И Гиппентрейтер гипотетически пытается восполнить этот пробел. На рисунке изображены два кольца: верхнее принадлежит ведущему уровню, а нижнее — одному из фоновых уровней. На самом деле система колец должна быть более сложной: содержать не два, а несколько этажей и в каждом уровне — не одно, а много колец.

Однако рассмотрим только два соподчиненных кольца, как представляющих отношения ведущего и любого из нижележащих уровней.

Кольцу ведущего уровня принадлежит общая программа движения, все остальные блоки дублируются в кольце фонового уровня. В частности, у него свой «рецептор», через который поступают сигналы об аспектах движения, адекватных данному уровню, и часто сигналы другой модальности, чем сигналы ведущего уровня. Эффектор же у обоих колец общий — это, условно говоря, мышца, на которую сходятся сигналы управления с разных уровней.

Теперь рассмотрим какой-нибудь простой пример процесса формирования навыка, в котором явно видно подключение нижележащего уровня.

Обычно вы входите в свою комнату и включаете свет, не глядя на руку. Это движение для вас слишком привычно, и вы о нем специально не заботитесь. Однако раньше, только осваивая это движение, вы, конечно, зрительно контролировали его. Оно строилось у вас на уровне С как движение, учитывающее метрику внешнего пространства и нуждающееся в зрительном контроле. Если ваша рука двигалась не совсем точно по направлению к выключателю, зрительные сигналы о ее отклонении перешифровывались в сигналы коррекции.

Однако одновременно вы получали сигналы обратной связи от мышечных рецепторов проприоцептивной модальности. Вначале они не несли функциональной нагрузки. Однако постепенно, по мере повторения движения, происходило формирование мышечного чувства правильного движения. Это было прояснение «внутренней картины» движения. На схеме оно означает формирование SW нижнего кольца, которое должно отвечать SW кольца ведущего уровня. Теперь в нижнем кольце может начать функционировать прибор сличения и отрабатываться соответствующие перешифровки. Однако для этого в течение некоторого времени необходима полная задействованность ведущего уровня. В нашем примере это соответствует фазе, когда вы более уверенно и более точно протягиваете к выключателю руку, но все-таки вынуждены еще на нее посматривать.

Итак, события, которые завершают первый период, а именно прощупывание и роспись коррекций по фоновым уровням, на схеме изображаются подключением кон-туров управления нижележащих уровней.

Этот процесс непосредственно подходит ко второму периоду – автоматизации движения.

В течение этого периода происходит полная передача отдельных компонентов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней. В результате ве-дущий уровень частично или полностью освобождается от заботы об этом движении.

В этот же второй период происходят еще два важных процесса: во-первых, увязка деятельности всех низовых уровней, ведь, как уже говорилось, должна отладиться сложная иерархическая система многих колец; во-вторых, «рекрутирование» готовых двигательных блоков. Дело в том, что низовые уровни всякого организма, имеющего за плечами большую двигательную историю, не немы и не пусты. В них уже существуют функциональные системы (блоки), которые выработались по другим поводам. Если при освоении нового движения организм обнаруживает необходимость вопределенного типа перешифровках, то он иногда ищет их в буквальном смысле, ищет и находит их в своем готовом словаре. Этот словарь Н. А. Бернштейн называет «фонотекой», причем первую половину слова он предлагает понимать не как латинский корень, означающий «звук», а буквально как «фон». Каждый организм имеет свою «фонотеку», т. е. набор фонов, и от его объема зависят его двигательные возможности и даже способности.

Показательно, что рекрутируемый блок может быть извлечен из движения, которое совершенно не похоже на то движение, которое осваивается. Например, при обучении езде на двухколесном велосипеде, как показывает анализ, очень полезен оказывается навык бега на коньках, потому что в обоих типах движений имеются внутренние одинаковые элементы.

Именно рекрутированием готовых блоков объясняются те качественные скачки и «ага-реакции», которые иногда наблюдаются при овладении новым движением.

Наконец, в последний, третий, период происходит окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации.

Что такое стабилизация? Это более или менее понятно: навык обретает такую прочность, что не разрушается ни при каких обстоятельствах. Если в период первоначальной автоматизации движение могло выполняться чисто только находясь «под стеклянным колпаком», т. е. в стандартных условиях, то в этот период оно приобретает высокую помехоустойчивость. Например, футболист может играть при дожде на скользкой траве, теннисист — при ветре, слаломист может проходить трассу по ледяному склону или по буграм и т. п.

Что касается стандартизации, то под ней имеется в виду приобретение навыков стереотипности. В этот период при многократном повторении движения получается серия абсолютно одинаковых копий, напоминающих, по образному выражению Н. А. Бернштейна, «гвардейцев в строю». Стереотипность навыков появляется благодаря тому, что организм научается эффективно использовать реактивные и инерционные силы. Достигается это за счет нахождения динамически устойчивой траектории. Ди-намически устойчивая траектория — это особая, уникальная линия, при движении по которой развиваются механические силы, способствующие продолжению движения в выбранном направлении. Благодаря им движение и приобретает легкость, непринужденность и стереотипность.



2018-07-06 288 Обсуждений (0)
Формирование двигательных навыков (по Н.А. Бернштейну). (стр.106) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование двигательных навыков (по Н.А. Бернштейну). (стр.106)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)