Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль художественной детали в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».



2018-07-06 3602 Обсуждений (0)
Роль художественной детали в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». 4.33 из 5.00 3 оценки




Художественная деталь– изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера, портрета, несущая повышенную смысловую нагрузку, характеризующая не только сам предмет, но и определяющая во многом отношение читателя к нему.

Художественная деталь помогает раскрыть идейный смысл произведения. Пример - контрастное сопоставление цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа), контрастное сопоставление звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части). Улыбка полковника – благопристойный гражданин, заботливый отец. И как не приятен этот человек Ивану Васильевичу во второй части рассказа. В рассказе “После бала” особенно силен обличительный пафос.

В своем произведении Л. Н. Толстой поднимает общечеловеческие проблемы. Всё мастерство писателя направлено на то, чтобы воспитать в читателе гуманиста, человека, неравнодушного к окружающим, человека с высокими нравственными идеалами.

3.В.П. Астафьев основную мысль рассказа «Фотография, на которой меня нет» выразил в финале: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Объясните, как вы понимаете смысл этой фразы.

История – это не только войны, перевороты, эпохальные события; история страны, ее судьба складываются из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, уже ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории. Проходит время, мы взрослеем, в далёкое прошлое уходят воспоминания, покидают земной мир наши близкие, и лишь на фотографиях остаётся всё так, как это было много лет назад. Но не только они способны запечатлеть эпоху, создать ее портрет, но и память человека, а если этот человек ещё и писатель, то его воспоминания становятся художественным произведением. В этом смысле рассказ В.П.Астафьева – это своеобразный портрет довоенной эпохи, деревенской жизни, созданный средствами искусства.

 

Билет № 13

Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Появление в 1836 году комедии «Ревизор» стало знаменательным событием в общественной жизни 19 века. Автор не только критиковал и высмеивал пороки царской России, но и призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях

Говоря коротко, тема— изображение типического русского уездного города, где - чиновники и известные деятели большей частью ведут себя неподобающе (например, берут взятки) и лишь с приездом высокопоставленного лица начинают прикрывать свои грешки. Главная идея "Ревизора" - мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек. Основную можно проиллюстрировать цитатой: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива".

Основные проблемы:
- чинопочитание;

- взяточничество;

- морально-нравственное обнищание.

Преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях А.С. Пушкина («Во глубине сибирских руд...»).

Главной ценностью человеческой жизни для Пушкина была дружба. Он сам был наделен не только поэтическим даром, но и замечательным даром дружбы. Особое место в пушкинской «дружеской» лирике занимают два стихотворения, вдохновленные стремлением поэта поддержать товарищей в час тяжких испытаний. В стихотворении «Во глубине сибирских руд» поэт выражает не только утешение и сочувствие, но и твердую уверенность в правоте дела декабристов и в конечной победе их идеи.

«Храните гордое терпенье». Как ясно выражена в этом коротком слове мысль о достоинстве революционера, о его действительно гордом презрении ко всем преследованиям царских палачей!

«Не пропадет ваш скорбный труд /И дум высокое стремленье». Труд- это великая цель – грядущее освобождение России.

«Бодрое веселье» – это деятельность революционера, полная сил, твердости, уверенности в будущем. Поэт надеется, что придет желанная пора: «Любовь и дружество до вас / Дойдут сквозь мрачные затворы».

В словах А. С. Пушкина звучит гордость за своих решитель­ных и непокоренных товарищей, уверенность в святости их на­чинаний. Поэт верит, что мечты декабристов обязательно испол­нятся.

Особенного подъема и силы стихи достигают в заключительной строфе, где поэт выражает пылкую и страстную уверенность в том, что Родина будет свободной: «Оковы тяжкие падут, / Темницы рухнут – и свобода / Вас примет радостно у входа, / И братья меч вам отдадут!»

Как вы считаете, какие черты, приметы в своём «Осеннем вечере» «подсмотрел» Ф.И.Тютчев? Какими особенностями личности должен, по вашему мнению, обладать человек, чтобы уметь «подсмотреть» такие черты?

Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь,
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!

Октябрь 1830

Ф. И.Тютчев воспринимает осень как краткое страдание, болезненную улыбку природы. Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается с радостным чувством — ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестреет сочными весенними красками. Поэт сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость, мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни. Двустишие, которым заканчивается стихотворение, не быстрый переход от явления в мире неодушевлённости к миру человеческому, а только новый оттенок одухотворенности.
Ф.И.Тютчев воспринимает природу как нечто живое, пребывающее в постоянном движении. Каждый её миг проявляется конкретно, необычно, слово только что происшедшее и никогда ранее не происходившее событие.
Чтобы подсмотреть такие черты, на мой взгляд, человек должен обладать талантом, должен быть высоконравственным, одухотворенным, способным к сопереживанию и сочувствию

 

Билет № 14

1.«Ты хочешь знать, что делал я на воле?» («Мцыри»). Ответьте на вопрос, опираясь на содержание поэмы М.Ю. Лермонтова.

Юноша рассказывает о том, что видел на воле: поля, просторы Кавказа. Ему вспоминается родной аул, сидящие на пороге старики, затем – длинные кинжалы и другое оружие.

Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него чист и глубок. Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри. Он мог бы так сидеть бесконечно, но наступает полдень, и его начинает мучить жажда. Юноша спускается вниз, к потоку. Это опасно, но «..юность вольная сильна, / И смерть, казалось, не страшна!».

Затем у ручья раздается волшебный голос – это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен.

Пробудившись ночью, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родной страны. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу. В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка, на груди Мцыри – раны. Однако он выходит победителем.



2018-07-06 3602 Обсуждений (0)
Роль художественной детали в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». 4.33 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Роль художественной детали в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3602)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)