Дуга большого круга, ее уравнение и основные параметры
Вопрос 15 I. Выбор пути Одной из главных задач судоводителя является обеспечение бе- Оптимальным называют такой безопасный в навигационном отношении путь, который удовлетворяет заданному критерию оптимальности. В качестве критериев оптимальности могут быть выбраны: · продолжительность (время) перехода; · величина (расстояние) плавания; · расход топлива не переходе и др. Если в качестве критерия оптимальности выбрано минимальное время перехода, тo минимальным будет путь, кратчайший по времени. Если в качестве критерия выбрана минимальная величина плавания то оптимальным будет путь, кратчайший по расстоянию. Во всех случаях при выборе критерия оптимальности путь судна должен проходить свободно от навигациоиных опасностей и должна быть соблюдена сохранность перевозимых rpyзов. Эксплуатационные расходы за рейс, как правило, пропорциональны его продолжительности, noэтому необходимо сокращать ходовое время. Общие расходы на содержание судна где Qх и Qс - средние суточные расходы судна на ходу и вo время стоянки в порту; tх и tс -время (ходовое и стояночное), сут. Так как всегда QХ > Qс , то уменьшение ходового времени Поэтому наиболее часто за определяющий показатель эффективности выбирают минимальное время перехода и путь, кратчайший по времени, называют наивыгоднейшим путем. И так наивыгоднейшим путем можно считать тот путь который будет завершен в возможно кратчайшее время, не будет связан с необоснованным риском посадки на мель или опасностью столкновения с другими судами, который соответствует рекомендованному маршруту и будет выбран с учетом гидрометеорологических факторов, обеспечивающих сохранность
Основой для выбора наивыгоднейшего пути как правило, является кратчайшее расстояние между двумя точками.
Дуга большого круга, ее уравнение и основные параметры Прежде чем совершить плавание по ДБК, необходимо проложить ее на морской навигационной карте и убедиться в том, что она проходит чисто от опасностей, и снять с карты или рассчитать промежуточные локсодромические курсы. На рис.4.3 кривая ОABVH представляет собой большой круг, проходящий через две денные точки А и В и центр земного шара. Так как два больших круга (ДБК и экватор) взаимно делят дуги пополам, то точки пересечения большого круга с экватором (О и H) отличаются по долготе на I80о. Посредине между этими точками симметрично лежат точки V и V′ (на рис. 4.3 точка V' не показана), в которых большой круг достигает наибольшей северной и южной широт соответственно. В этих точках ( V и V' ) большой круг пересекает меридиан под прямым углом и имеет направление Е или W . Эти точки называются точками вертексов. Большой круг пересекает экватор в точке О, долгота которой λо ,а курс пересечения Ко . Таким обрааом, зная φv и λv или λо и Ко, можно решать задачи, связанныt с плаванием по ДБК, т. к указанные параметры однозначно определяют положение данного большого круга на сфере. Как видно из рис.4.3, параметры большого круга λо , Ко и φv , λv , взаимно связаны между собой следующими соотношениями: Для расчета ДБК и ее прокладки на карте меркаторской проекции существуют точные и приближенные методы. Рассмотрим один из точных методов, основанный на уравнении дуги большого круга, связывающей текущие координаты точки Мι ( φι и λι ) с параметрами дуги λ0иК0. Из сферического треугольника ОМι Мι по формуле котангенсов получим уравнение ортодромии
Для определения параметров ортодромии λо и Ко запишем выражение для вычисления еще одного параметра Кн - начального курса, которым надо начинать плавание из точки А. Из сферического треугольника АР В по формуле котангенсов получим
Из сферического треугольника ОРN А по теореме синусов определи Ко:
Из этого же треугольника по формуле котангенсов определим При расчете разностей долгот входящих в формулы (4.5), (4.6) и (4.8), следует обращать внимание на наименование географических координат, учитывая их знаки. Так как ДБК пересекает экватор в двух точках, то получим два значении λо , отличающиеся друг от друга на 180°. Курс в любой точке ортодромии можно определить из сферического треугольнике О М1 М1´ no формуле котангенсов
Зная параметр Ко и используя простые формулы, можно рассчитать и плавание Д по ортодромии. Если обозначить ﻥОА=Д и ОВ =Д , то из сферических треугольников ОАА′ и ОВВ′ по формуле cинусов получим При расположении, точек А и В по одну сторону от экватора Д= Для того чтобы получить полный выигрыш в плавании по ДБК, необходимо регулярно изменять курс, т.е. совершать плавание по ортодромическому курсоуказателю или иметь на борту судна ЭВМ, связанную с авторулевым, которая должна периодически с точностью до 0,1о корректировать курс судна. Так как выполнить это требование нe всегда можно, то на практике поступают следующим образом: pacсчитав Кн, λо и Ко и задавшись разностью долгот двух соседних промежуточных точек РДпí в соответствии с рекомен
дацией (4. 4) по промежуточным долготам
рассчитываем широты промежуточных точек по формуле (4.5). Нанеся на навигационную карту промежуточные точки, соединяют их и снимают локсодромические курсы.
Локсодромия Если судно совершает переход одним и тем же неизменным курсом, то его путь изобразится на поверхности Земли кривой линией, которая называется локсодромией. Локсодромия – это принятое в навигации название одной из самых замечательных кривых, известной в математике как логарифмическая спираль. На сфере локсодромия – это кривая, пересекающая все меридианы под постоянным углом, равным курсу судна. Лаксодромия пересекает каждый меридиан много раз, причем широта пересечения локсодромии с данным меридианом последовательно увеличивается, Она спиралеобразно асимтотически стремится к полюсу. Требования к навигационной карте а) линия курса судна – локсодромия должна изображаться на карте прямой линией; б) картографическая проекция должна быть равноугольной. Ортодромия Наивыгоднейший путь судна совпадающий с кратчайшим расстоянием между точками на Земле, т.е Дугой Большого Круга. Трудность заключается в том, что ортодромия на меркаторских картах в виде прямой не изображается, на них для прокладки курсов удобней использовать локсодромию.
Вывод уравнения локсодромии и его анализ
Меркарторская проекция.
Если судно, совершая плавание между двумя пунктами, идет постоянным курсом, то оно пересекает все меридианы под постоянным между длиной локсодромии и длиной ортодромии, соединяющими порт отхода и порт прихода, значительна, и плавание по ортодромии дает определенный экономический эффект на морской навигационной карте приходится прокладывать линии курсов судна (локсодромии)
тальное хорошо читаемое изображение рельефа морского дна со всеми опасностями для плавания: элементами навигационной обстановки, фарватеры, формы рельефа суши и береговые объекты приметные с моря.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1853)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |