Советские СМИ в годы НЭПа (1921 – 1927 гг.). Феномен «независимой печати».
«Военный коммунизм» и гражданская война привели к окончательному разрушению российской экономики. Начало НЭПа – X съезд РКП(б) Черты НЭПа: · Продналог:вместо продразверстки крестьянин отдавал строго оговоренную часть продукции гос-ву, а все, что выработал сверх того, было его собственностью и могло быть продано; · Некоторая свобода частного предпринимательстваограничивалась сильным государственным сектором экономики т.е. частники действовали преимущественно в сфере мелкорозничной торговли и услуг; · Изменение оплаты труда:возвращена система премирования, постепенное возвращение денежной формы заработной платы. Пресса в условиях НЭПа: · НЭП поставил прессу в условия конкуренции. · Основная задача прессы – объяснение новой политики.За время гражданской войны пресса приобрела лозунговый характер, направленный на примитивную агитацию - нехватка публицистов, способных грамотно разъяснить особенности нового экономического подхода; · Газет много, но качество их содежания и оформления в целом невысокое,это естественно в период войны, но недопустимо в мирное время – падает интерес к прессе и степень её влияния; Перевод прессы на хозрасчет и введение платной подпискипривели к резкому падению тиражей и сокращению числа изданий; В условиях либерализации режима возродилась идея независимой прессы. · Появляется явление частной печати – мелкие газетные редакции, выпускающие листково-желтые издания для «нэпманов». Чтобы бороться с лозунгами свободы печати, начинает устанавливаться цензура. Продолжается формирование советской цензуры: · 1919 – 1921 гг.:период диктата Государственного издательства, находящегося в структуре наркомата просвещения (больше разрешительных мер, чем запретительных); · 1922 г. – Главлит.Его первичная задача – охрана государственной тайны, на деле с начала 1930-х гг. оно начинает реализовывать функцию тотальной партийной цензуры; · 1923 г. – Главрепертком.Главная репертуарная комиссия осущ. цензурный контроль театров, концертов, массовых зрелищных мероприятий. · Происходит показтельный процесс над Эсерами. Расправа над ними вызывает массовый протест как внутри, так и вне госудатства. Тогда придумывают выслать инакомыслящих из страны – «философские пароходы». Все высылаемые подписывают документ, где клянутся никогда не возвращаться на родину. (Высланы: Бердяев, Булгаков, Зворыкин и др.) Меры по преодолению кризиса печати: · Государственная поддержка печати :субсидии прессе и построение системы подготовки квалифицированных журналистских кадров (1921 г. – Государственный институт журналистики в Москве); · Введение обязательств по подписке.В 1923 г. XIII съезд РКП(б) обязал каждого коммуниста подписаться на 1 партийную газету и каждые 10 крестьянских дворов одну крестьянскую газету. · План строительства местной прессы: Разработан в 1922 г., неполностью внедрен из-за экономического кризиса периода НЭПа В каждой губернии планировалось учредить три издания:массовая рабоче-крестьянская политическая и производственная газета; партийный еженедельник; "Известия" губисполкома в каждом уезде (популярная политическая газета для крестьянина). · Рабселькоровское движение. Основа – статья Ленина "С чего начать?". Система внештатных корреспондентов из числа жителей. Газета собирала огромное количество зачастую безграмотных заметок о своем селе, соседях и тп. – и сами же это читали. Установить живую связь с читателем и вовлечь его в процесс создания газетыявлялось целью многих советских изданий, число рабселькоров постоянно растет (1925 г. – 140 000, 1928 г. – 500 000, 1930 г. – 3 000 000); В ноябре 1923 г.проходит первое Всесоюзное совещание рабселькоров. Тираж «Крестянской газеты» достигнет нескольких миллионов. Она очень активно работала с рабселькорами. Крестьянсская газета добивалась, чтобы ее лучших рабселькоров отправляли на рабфаки и делали из них профессионалов. Т.о. советсткая пресса долгое время была делом дилетантов. Но государство очень поддерживает это движение и старается придать ему статус социального института. · Лагкоры.Своя печать выпускалась в 132 лагерях ГУЛАГа .Одной из наиболее популярных являлась газета «Перековка» выходившая как центральный орган Управления Соловецких лагерей. Газета выходила три раза в неделю на двух листах, редакция состояла из заключенных. Газета «Перековка» – людей надо перевоспитать. Тираж до 20-30 тыс. Для женской части населения лагерей будут издаваться специальные женские издания – «Каналоармейка». Выпускает «литературную» и «музыкальную библиотечку Перековки» Авторами были тоже зэки. Строго секретно – никакого выхода за пределы Гулага. Журнал «Соловецкие острова» – после его роста его вдруг переведут в систему всероссийской подписки. Там публиковался Лихачев. Тираж достигнет 3 тыс. экз. С 1934 г. (?) на Соловках работает даже радио. В ВОВ эта радиостанция будет стратегического значения – на ней будут транслироваться поддельные передачи на языке врага для деморализации вреажеских войск. Преодоление кризиса печати.Стабилизация числа газет и общего тиража. В конце 1922 г.: В Советской России выходит около 530 газет общим тиражом около 2 000 000 экземпляров; Благодаря НЭПу удалось модифицировать полиграфическую базу; Постепенно формируется пласт профессионально подготовленных журналистов. Новые формы работы с читателем.Анкетирования, приложения, выездные редакции. «Крестьянская газета» не только налаживала связи с читателем, но и издавала тематические приложения (при редакции свой агроном и свой юрист), обеспечивала работу агитационных автобусов. НЭП почти полностью свернут со смертью Ленина (1924).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1245)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |