Цель, задачи, организация исследования
Целью эксперимента является изучение особенности наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения исследования необходимо решать следующие задачи: - отбор психодиагностических методик для экспериментального изучения особенностей наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР; - экспериментальное изучение наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР; - сравнить особенности наглядно-образного мышления детей с ОНР и их нормально развивающихся сверстников; -анализ результатов исследования наглядно-образного мышления; - определить уровень интеллектуальных способностей детей 5-7 лет; Экспериментальной базой явился МДОУ «Детский сад комбинированного вида №23» г. Череповца. В исследовании приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста с ОНР (составляли экспериментальную группу) и 5 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (составляли контрольную группу). Нами была использована методика Н.Ф.Лысановой, Р.И.Айзман, Я.Я.Завьяловой, В.М.Ширшовой., направленной на изучение компонентов наглядно-образного мышления. Ход проведения: эксперимент проводился в двух группах детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (контрольная группа) и ОНР (экспериментальная группа). Список обеих групп представлен в приложении №1. Методика состоит из 6 субтестов. Субтест 1. Продолжение рядов геометрических фигур по установленной закономерности. Направлен на определение уровня способности действовать с заданной логикой, выявлять закономерности. Включает пять постепенно усложняющихся заданий. Ребенку нужно внимательно рассмотреть геометрические фигуры и нарисовать вместо точек нужную фигуру. Если он справился с заданиями а, б, в, то можно попробовать нарисовать недостающие фигуры в заданиях г и д. Время на выполнение этого задания – 5 мин. За правильное выполнение заданий а, б, в дается по 2 балла (норма для детей пяти лет). Задание г оценивается в 4 балла (высокий уровень). Задание д – 6 баллов – очень высокий уровень способности к выявлению закономерностей для данного возраста. Субтест 2. Рисование по ассоциациям. Ребенку необходимо закончить рисунок так, чтобы изображенное пятно стало похоже на реальный объект. Основной критерий – оригинальность. Задание позволяет определить гибкость мышления и способность проводить аналогии. на задание дается 6 мин. Если изображения представляют собой близкородственные и не отличающиеся по внешнему виду предметы, но при этом для каждой группы пятен характерна некая оригинальность, то это является нормой. Сумма баллов в этом случае варьирует от 6 до 12, за изображение – 1 балл. свидетельствует о высоком уровне развития способности делать аналогии и гибкости мышления. За данные изображения дают 13-14 баллов, по 2 балла за изображение. За полностью оригинальное, не повторяющееся в рисунках других детей изображение – 3 балла. Сумма баллов может быть от 30 до 60, что свидетельствует об очень высоком уровне развития данной способности. Субтест 3. Геометрический аналогии. Направлен не определение уровня логического мышления. Ребенку предлагаются квадратики с самыми разнообразными фигурками. Однако эти фигурки нарисованы только в трех углах квадрата. Ребенок должен понять, какая фигурка должна быть в четвертом углу, и дорисовать ее. Время заполнения – 7 мин. За каждое правильно выполненное задание дают 3 балла. Верное решение трех-четырех заданий (9-12 баллов) – норма для детей 5 лет; 5-6 заданий (15-18 баллов) – высокий уровень логического мышления; 7 правильно выполненных заданий (21 балл) – очень высокий уровень. Субтест 4. Выявление общих понятий. Ребенку предлагается четыре изображения, три из которых объединены общим понятием. Одно изображение к данному понятию не относится, его нужно вычеркнуть. Субтест направлен на выявление способностей к установлению конкретных связей и зависимостей. На задание дается 2 мин. Верное выполнение двух заданий – норма для ребенка пяти лет (2 балла); трех заданий – высокий уровень (3 балла); четырех заданий – очень высокий уровень (4 балла). Субтест 5. Гибкость мышления. Ребенку предлагаются кружку и треугольники. Необходимо дорисовать их так, чтобы полученные изображения были похожи на реальные объекты. основной критерий – ригинальность. Направлен на выявление уровня гибкости мышления. Время выполнения – 5 мин. За часто встречающиеся в рисунках детей изображения дают 1 балл; за относительно редко встречающиеся изображения – 2 балла; за оригинальные, не встречающиеся в рисунках других детей, изображения – 3 балла. По сумме баллов норма составляет 10-15 баллов, высокий уровень – 20-40 баллов, очень высокий уровень – 50-60 баллов. Субтест 6. Вербальные аналогии. необходимо дописать нужное слово во второй паре по аналогии с первой. Это задание помогает выявить особенности понятийного мышления, определить уровень логических абстракций. Если ребенок не умеет читать и писать или делает это очень плохо, задание выполняется индивидуально. За каждое правильно выполненное задание группы а – 2 балла; группы б – 3 балла. По сумме баллов: 6 – норма для детей пяти лет, 10 – высокий уровень, 15 – очень высокий уровень установления логических связей [11].
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |