Анализ собственного оборотного капитала
Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие должно располагать собственным капиталом (собственными оборотными средствами – Сос). Для определения суммы Сос отчетного года и расчета влияния факторов на изменение показателя составляется таблица (табл.2.5.)
Таблица 2.5 – Определение собственного оборотного капитала и расчет влияния факторов на его изменение
В таблице даны два способа определения наличия Сос. Первый из них используется для определения собственного оборотного капитала и расчета влияния факторов на его изменение. Величина собственного оборотного капитала, рассчитанная вторым способом, используется для характеристики платежеспособности предприятия. На основании данных аналитической таблицы (табл.2.5.) собственный оборотный (функционирующий) капитал увеличился на 442 т.р. Это произошло, в основном, за счет увеличения нераспределенной прибыли отчетного периода с -17554т.р. на начало года до -17112т.р к концу года. Такой фактор, как уставный капитал в части формирования оборотных средств не повлиял на изменение Сос, так как остался неизменным в течение отчетного периода (590 т.р.) Анализ собственных источников целесообразно начинать с оценки их структуры и состава по данным баланса и расшифровок к нему. Следует изучить, чем представлены источники собственных средств, объем фондов специального назначения, информацию о нераспределенной прибыли. Целесообразно изучить поэлементно каждый источник, имея в виду их различную роль в функционировании предприятия. Так, при анализе уставного капитала, прежде всего, оценивается полнота его формирования, выясняя, в случае необходимости, кто из учредителей не выполнил (частично выполнил) свои обязательства по вкладу в уставной капитал. Далее следует убедиться в стабильности величины уставного капитала в течение отчетного периода и её соответствии данным, зафиксированным в учредительных документах. Очевидно, что анализ уставного капитала имеет свою специфику в зависимости от организационно-правовой формы создания предприятия. При анализе нераспределенной прибыли предприятия следует оценить изменение её доли в общем объеме собственных источников. Тенденция к снижению этого показателя свидетельствует, как правило, о падении деловой активности и, следовательно, должна стать предметом особого внимания руководителя предприятия и его главного бухгалтера. Не меньшее значение для оценки эффективности деятельности предприятия имеет динамика величины фондов специального назначения (накопления и потребления). При этом анализ должен учитывать различную функциональную роль указанных фондов в механике финансирования деятельности предприятия. Поэтому анализ следует вести раздельно в части средств, направляемые на производственные нужды (инвестирование и пополнение оборотных средств) и нужды потребления. Для анализа обеспеченности предприятия Сос определяется их излишек или недостаток для покрытия запасов и дебиторской задолженности за товары, работы и услуги, не покрытые банком. В процессе анализа составляется специальная таблица (табл.2.6.), на основании которой дается оценка обеспеченности товарных операций собственным оборотным капиталом.
Таблица 2.6 – Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для покрытия запасов и дебиторской задолженности
* - под запасы
За прошедший период недостаток обеспеченности предприятия Сос для покрытия запасов и дебиторской задолженности увеличился с -69 262 т.р на начало года до -406 069 т.р на конец года, то есть на 336 807 т.р. Излишек обеспеченности предприятия Сос и приравненных к ним средств для покрытия запасов и дебиторской задолженности снизился на 7911 т.р. (20 104т.р на начало года до 12 193 т.р на конец года). Необходимо оценку состава и структуры источников собственных средств предприятия следует проводить в динамике за ряд лет с тем, чтобы выявить основные тенденции происходящих изменений. Анализ состава и структуры заемных средств целесообразно начинать с выяснения роли в деятельности предприятия роли долгосрочных и краткосрочных кредитов. Вполне очевидно, что для предприятия наличие в составе источников его имущества долгосрочных заемных средств является положительным явлением, поскольку это позволяет располагать привлеченными средствами длительное время. Важным вопросом в анализе структуры источников средств является оценка рациональности соотношения собственных и заемных средств. Финансирование за счет собственных источников связано с выплатой дивидендов по акциям (для предприятий, функционирующих в форме АО). При этом выбор той или иной политики выплаты дивидендов может быть решающим с точки зрения привлекательности предприятия для инвесторов. При расчетах с поставщиками и подрядчиками плата за временное пользование средствами кредиторов, как правило, не взимается, хотя в случае несвоевременной оплаты предприятию придется заплатить пени (в процентах от суммы договора) за каждый день просрочки. В условиях широко распространенного в нашей стране порядка предварительной оплаты продукции дополнительным бесплатным источником финансирования многих предприятий - товаропроизводителей стали суммы средств, поступающие от их покупателей. При этом практика показывает, что разрыв между временем поступления денег на расчетный счет предприятия и времени отгрузки во многих случаях измеряются месяцами.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |