Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов



2019-07-03 215 Обсуждений (0)
Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Изучение тезауруса музыкального формообразования является не изолированной, а составной частью формирования музыкального тезауруса школьников в целом. Его характерной особенностью является постепенное освоение и закрепление понятий касающихся этой сложной области музыкознания. Помимо проблемы введения понятия в обучении существует проблема его удержания и углубления. Важную роль при этом играет знание учителем психофизиологических особенностей школьников средних классов.

Период обучения в средних классах приходится на подростковый (ранний подростковый) период. Это возраст от 11 до 14-15 лет.

Процесс развития высших психических функций образует сложную иерархическую систему, где центральной или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Все остальные функции вступают в сложный синтез с этим новым образованием, они интеллектуализируются, перестраиваются на основе мышления в понятиях.

Подросток впервые в этом возрасте "овладевает процессом образования понятий. Он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности - к мышлению в понятиях". [2, стр.275] Это центральное явление всего переходного возраста. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка. Как отмечает Л.С. Выгодский "мышление в понятиях приводит к вскрытию глубоких связей, лежащих в основе действительности, к познанию закономерностей, управляющих действительностью, к упорядочению воспринимаемого мира с помощью набрасываемой на него сетки логических отношений" [2, стр.277]

Изменения в переходном возрасте обнаруживает и память. "Если у ребенка интеллект - это функция памяти, то у подростка память - функция интеллекта. Так же как примитивное мышление ребенка опирается на память, память подростка опирается на мышление". [2, стр.280] В основе развития памяти в этом возрасте лежит сближение памяти и интеллекта. Подросток переходит к запоминанию в понятиях, а не в образах. Рост логической памяти происходит не только количественно, не только со стороны содержания - память заполняется не столько образами конкретных предметов, сколько их понятиями, связями, отношениями. Происходит и рост качественного характера самой функции запоминания со стороны ее состава, строения, способов деятельности. Дальнейший путь ее развития изменяется коренным образом. [2, стр.280] Подросток становится способным управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию постоянно, но еще медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 наблюдается быстрый рост памяти.

Внимание в младшем подростковом возрасте становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. Но это возраст повышенной утомляемости и в школе, на уроках внимание учащихся нуждается в поддержке учителя со стороны учителя. Интерес, возможность проявить себя, утвердить себя среди сверстников являются стимулом для поддержания произвольного внимания во время длительного процесса обучения. Так же как и память, внимание интеллектуализируется и становится зависимым от мышления.

Интерес к учебным предметам напрямую связан с особенности развития мышления в этом возрасте. Одним из интересных предметов становится музыка.

Восприятие музыки занимает особое, приоритетное место в подростковом периоде. Исследования воздействия музыки на физиологию и психику человека показали, "что именно подростки и юношество наиболее сенситивны к воздействию музыки" [7, стр.454] Музыка - искусство абстрактное и именно оно становится самым любимым видом искусства в подростковом возрасте. Так как в этом возрасте начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, хотя абстрактное мышление еще далеко от полной зрелости, но оно интенсивно формируется и продолжает развиваться в юношеском возрасте.

Полноценное, "адекватное" восприятие музыки - это не только общее впечатление от нее, не только непосредственная эмоциональная реакция, порождающая то или иное настроение у слушателя; это одновременно и восприятие - более или менее осознанное - формоструктуры музыкального произведения, его конструкции, его композиционного устройства. В процессе занятий с учащимися средних классов общеобразовательной школы необходимо дать представления о наиболее распространенных в традиционной европейской культуре музыкальных формоструктурах и композиционных схемах. Для этого процесс усвоения знаний должен быть постоянным и целенаправленным. Формирование тезауруса является, необходимым условием для боле или менее "адекватного" восприятия музыки.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Частью мышления является и мышление музыкальное. Уровень развития музыкального мышления, как и каждого из видов мышления человека, прямо и непосредственно зависит от качества овладения соответствующими понятиями, содержательности и емкости последних. Формирование соответствующих представлений и понятий, их подчинение определенной системе важнейшая задача музыкальной педагогики. Через систему представлений и понятий, усвоение правильно сформированного и составленного музыкального тезауруса и в частности тезауруса формообразования отражается мышление музыканта. Музыкальное мышление имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. "…вне эмоций музыки нет; вне эмоций нет, следовательно, и музыкального мышления; связанное прочнейшими узами с миром чувств и переживаний человека, оно эмоционально по самой своей природе…" [11, стр.246] Зачастую учителя, преподаватели - музыканты, концентрируют свое внимание только на эмоциональной стороне постижения музыки при исполнении, слушании музыкальных произведений. Это происходит из-за ошибочного мнения о том что музыкальное мышление "…какое-то особое и отличается от обычного мышления человека, включающего в себя, наряду с остальным, и понятийно-логический компонент…" [11, стр.247] Цыпин Г. М., уделяющий особое внимание этой проблеме указывает что эмоциональная природа отнюдь не препятствует оперированию определенными системами теоретических категорий и понятий. Обобщенно абстрактное, "понятийное" также находит место в процессах художественно-образного мышления, а следовательно и музыкального мышления.

Как уже отмечалось ранее, мышление школьников средних классов отличается своей теоретической направленностью. Логическое мышление развивается интенсивно и становится преобладающим. Это "благодатный" возраст для развития мышления и частности мышления музыкального. Это возраст когда возможно добиться наиболее качественного усвоения понятийного аппарата какой либо области и особенно области музыкальной, музыковедческой области формообразования. Одновременное сочетание нескольких факторов характерных для этого возраста (понятийное мышление, логическое мышление, повышенный интерес к музыкальному искусству в связи с его абстрактностью, наличие эмоциональной стороны) дает прекрасную возможность для формирования музыкального тезауруса формообразования у учащихся средних классов. Для избежания схоластических знаний, формул и сведений формоструктура музыки, ее мелодические, полифонические, гармонические, метроритмические, тембродинамические и иные особенности должны быть опробованы в музыкальной деятельности (исполнительской, слушательской, творческой). Понятия должны быть подкреплены практической деятельностью. "Именно "ощущение изнутри" и проясняют логические абстракции, сопряженные с теми или иными музыкальными явлениями, создают оптимальные условия для протекания музыкально-интеллектуальной деятельности учащегося, возводят последнюю на более высокую в качественном отношении ступень". [11, стр.249]

Несомненно, такое отношение к музыкальному искусству, направленности обучения на уроках музыки требуют от учителя большей компетентности и уровня профессионализма. Учитель должен довести до ученика не только так называемое "содержание" произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, фактуры. Таким образом, учитель музыки в общеобразовательной школе должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, и хорошим музыкантом-исполнителем. Это задача весьма не из легких. Но только преподавание на высоком уровне профессионального мастерства может сделать уроки музыки интересными, глубокими, содержательными, насыщенными интеллектуальной деятельностью в которой в полной мере могли бы себя реализовать учащиеся - подростки. Ведь в их возрасте происходит самоутверждение. Именно в этом возрасте наиболее престижно быть успешным, эрудированным. В возрасте обучения в средних классах закладываются предпосылки для дальнейшего саморазвития уже во взрослой жизни. Ведь "непонятое" никогда уже не будет привлекать к себе. "Не понятая" классическая музыка будет восприниматься как скучная и не интересная. Общение с музыкой не может происходить без знания того языка, на котором она основана, без знания музыкального языка. А музыка это и есть язык, средство коммуникации.

Таким образом, центральным явлением младшего подросткового периода является процесс образования понятий, переход к новой высшей форме интеллектуальной деятельности - к мышлению в понятиях. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка

Уровень развития музыкального мышления, как и каждого из видов мышления человека, прямо и непосредственно зависит от качества овладения соответствующими понятиями, содержательности и емкости последних. Формирование соответствующих представлений и понятий, их подчинение

определенной системе важнейшая задача музыкальной педагогики. Через систему представлений и понятий, усвоение правильно сформированного и составленного музыкального тезауруса и в частности тезауруса формообразования отражается мышление музыканта. В возрасте обучения в средних классах закладываются предпосылки для дальнейшего саморазвития ребенка уже во взрослой жизни.



2019-07-03 215 Обсуждений (0)
Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)