Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам



2019-07-03 222 Обсуждений (0)
Методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Музыка воздействует благодаря целому комплексу выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм. Они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.

Освоение простейших музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности возможно только через восприятие музыкальных произведений. Освоение тезауруса, как понятийного словаря (заучивание, запоминание терминов и определений) без поры на музыкальный материал не дает представления о самих явлениях. Учащий должен уметь применять тезаурус на практике, а не только знать его теоретически, хотя и это тоже имеет значение." В основе же восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как членораздельную речь. Важным условием развития умения мыслить, по убеждению Б.Л. Яворского, является непосредственное эмоциональное восприятие. Лишь после него можно переходить к детальному разбору произведения". [4, стр.79]

Освоение понятийного аппарата по музыкальным формам способствует более тонкому и глубокому музыкальному восприятию, а следовательно и пониманию содержания не только на эмоциональном уровне, но и на смысловом, содержательном. При этом необходимо использовать доступную для ребенка терминологию. Важным условием для этого является поэтапное, постепенное освоение тезауруса.

На начальном этапе (в младших классах) понимание содержания произведения и средств выразительности начинается с осмысления жанровых особенностей музыкальных произведений. Происходит первое знакомство с терминами относительно средств выразительности. Постепенно накапливается слуховой опыт, музыкальный "багаж". После осознания жанровых особенностей произведений, происходит понимание выразительности и изобразительности в музыке. После этого начинается ознакомление учащихся с элементами музыкального языка, их выразительной сущностью. Теперь их знания углубляются, расширяются, пополняются новыми понятиями. Так обучение в младших классах должно подготавливать хорошую "базу" для дальнейшего расширения и усвоения тезауруса в средних классах. Знакомясь с музыкой разных народов "…ребята должны прийти к выводу о том, что чувствовать и понимать музыку разных народов можно, только освоив их музыкальный язык…" [4, стр.92] Очень важным, ключевым понятием должно стать то, что музыка - это язык.

Ядром музыкальной мысли является интонация. Представление школьников о музыкальной интонации происходит через сравнение с речевой интонацией. Так, одно и тоже слово можно произнести, изменяя звучание голоса и внося различное эмоциональное содержание. Необходимо чтобы школьники ощущали и осознавали выразительное и изобразительное содержание музыкальной интонации, ее изменение в развитии образа. Для усвоения понятия интонация, для более яркого ощущения ее выразительности необходимо чтобы учащиеся "прочувствовали" ее "изнутри". Для этого предлагается использовать следующие упражнения:

проговорить слово, предложение с разной интонацией. Это может быть интонация радости, скорби, ожидания, возмущения, жалобы и т.д. Учащийся может сам выбрать интонацию и тогда другие учащиеся должны ее определить и назвать, или учитель предложит интонацию и учащийся будет должен ее произнести.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся разучить с разной интонацией одно небольшое стихотворение.

Также выразительность интонации школьники ярче прочувствуют пропевая мелодию и исполняя ее ритмический рисунок на ударных инструментах. После такого разучивания интонации учащимся следует предложить послушать всю тему или произведение, если оно небольшое.

Первые представления о теме ассоциируются у ребят с целостным выражением музыкальной мысли, которая, развиваясь в одночастной форме, создает один музыкальный образ.

При изучении простой двух - и трехчастной формах возможно использовать иллюстрации. Предложить детям подобрать иллюстрацию к данному произведению или же предложить выбрать подходящие из предложенных учителем.

Освоение формы вариаций может происходить в различных видах музыкальной деятельности учащихся. Например, раскрыть принцип построения вариаций помогут выразительные движения, сопровождающие исполнение музыки русской народной песни (возможно в жанре хороводной, которая строится по принципу вариаций). Также усвоить форму и принципы строения возможно в творческой деятельности учащихся. Одним из таких заданий может быть сочинение ритмического аккомпанемента к знакомой мелодии.

Лучшему восприятию развития музыкального образа произведения помогает графическая запись. Например, план развития образа в простой трехчастной форме может быть изображен так:

А так может быть изображена форма рондо:

Для изображения формы вариаций используется последовательность фигурок, одинаковых по форме, но разных по цвету. В качестве домашнего задания можно предложить нарисовать простые рисунки, в которых бы боли отражены принципы формы вариации. Будут ли это абстрактные изображения или же изображения живой природы (например, одно и тоже дерево, но в одном случае с зелеными листьями, в другом с желтыми, в третьем без листьев и т.д.) дело творчества самих учащихся. Используя абстрактное изображение по аналогии с вариационной формой, задание может быть усложнено следующим образом. Отразить в рисунке цветовую гамму, характер линий музыкального произведения. Цвет в данном случае отображает эмоциональную сторону. А линия особенности мелодического движения.

Изучение произведений крупной формы на урок музыки связано с определенными трудностями. Прежде всего это временные рамки. Прослушивание даже одного произведения занимает много времени на уроки, и весь материал не может быть охвачен. Знакомство с произведениями крупной формы необходимо проводить во внеурочное время. Это может быть посещение концертов, музыкальные гостиные, классные часы. На уроке же важно познакомить учащихся с основными частями, построениями таких форм.

Для усвоения крупной формы необходимо первоначально усвоить музыкальный синтаксис. Для этого, возможно, использовать самые различные приемы, направленные на формирование представлений о музыкальном синтаксисе. Вот некоторые из них:

При ходьбе по кругу (держась за руки) ребята изменяют направление движения на каждую музыкальную фразу. Это задание сначала исполняется вместе с учителем под его пение, а потом под музыкальное сопровождение, но без подсказки педагога.

Дети сидят, образуя круг. Вызванный ученик двигается с каким либо предметом под музыку внутри круга. В конце фразы он передает мяч следующему ребенку.

Ученик рисует на доске (или воображаемой доске)"кривую" фразы из звучащего музыкального фрагмента. Важно, чтобы движения ученика соответствовали темпу, характеру музыки.

На доске или бумаге графически изображены схемы музыкальных фрагментов, которые будут исполнены детьми. Они внимательно слушают музыку и выбирают к каждой пьесе соответствующую схему, а затем придумывают свою танцевальную импровизацию

Как уже отмечалось ранее, огромное значение имеет творческая и исполнительская деятельность на уроках музыки, активизирующая и углубляющая восприятие музыки. Специальные педагогические исследования показали, что чувство музыкальной формы (чувство целого) наиболее активно формируется у детей в инструментальном сотворчестве. Развитие у учащихся чувства музыкальной в процессе игры на простейших инструментах целесообразно строить на основе наблюдений за развитием элементов музыкального языка. [4, стр.163]

Развитие чувства музыкальной формы осуществляется в определенной последовательности.

Развитие у учащихся наблюдательности в процессе игры на ритмических и звуковысотных инструментах. Так, в игре "Эхо", где "зов" исполняет учитель, а "эхо" - дети, структура полученной фразы записывается на доске с помощью двух маленьких геометрических фигур разного цвета, например

Активизация внимания, памяти, наблюдательности в игре "Перестановка мотива". Сначала перестановка мотива осуществляется с помощью ритмической записи, а затем по памяти. Структуру получившейся фразы (исходная интонация и ее перестановка) следует изобразить на доске двумя одинаковыми маленькими геометрическими фигурами, разными по цвету.

Сочинение детьми "музыки" для самостоятельного проведения вышеназванных игр. Когда учитель выступает в роли исполнителя, возможны его преднамеренные ошибки. Это заставляет учащихся быть более внимательными, а педагогу позволяет оценивать уровень их музыкального развития.

сочинение инструментально-ритмических и мелодических "ответов" на "вопрос" учителя, досочинение ритмических и мелодических фраз при игре на инструментах.

Исполнение мелодий знакомых песен на металлофоне или ксилофоне с фиксацией на ритмических инструментах начала каждой песенной строфы. Причем одинаковые фиксируются ударом одного и того же инструмента, а построенные на новом материале - другим.

Осознание деления музыкального периода на фразы, предложения:

при игре партитур для звуковысотных и ритмических инструментов, построенных на неоднократном повторении мелодической или ритмической фигуры; последние должны подчеркивать деление произведения на фразы, предложения, фиксировать окончания фраз

в ансамблевом исполнении инструментальных пьес, где детям поручается партия, построенная на известных ритмических мотивах и ладовых интонациях; строение ее микроформы соответствует развитию музыкального образа в фортепианной партии.

Исполнительские и творческие задания могут расширены и дополнены. Это область творческого подхода к урокам самого преподавателя.


Заключение

 

Постижение музыкального произведения во всей глубине и тонкости передаваемого в нем содержания - суть "искусства слушания", восприятия музыки. Как всякое искусство, слушание музыки содержит эмоциональный компонент, связанный с индивидуальными особенности восприятия музыки каждым отдельным человеком. Но в тоже время, как всякому искусству, восприятию музыки можно и нужно обучать.

Путь к достижению цели - воспитанию обученного слушателя - может быть успешным только при условии равной опоры музыкального образования на такие противоположные понятия как теория и практика, чувство и разум, непосредственно-эмоциональное и формально-логическое.

Развитие эмоциональной сферы, эстетического вкуса, чувства прекрасного предполагает не абстрактные, а вполне конкретные знания о музыкальном искусстве, умение облечь свои впечатления в слова, конкретизировать их с помощью соответствующих понятий. Поэтому формирование музыкального тезауруса должно считаться одной из задач методики преподавания предмета "Музыка" в общеобразовательной школе.

Формирование тезауруса является, необходимым условием для более или менее "адекватного" восприятия музыки. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Частью мышления является и мышление музыкальное. Уровень развития музыкального мышления, как и каждого из видов мышления человека, прямо и непосредственно зависит от качества овладения соответствующими понятиями, содержательности и емкости последних.

Формирование соответствующих представлений и понятий, их подчинение определенной системе важнейшая задача музыкальной педагогики.

Музыкальный тезаурус включает самые различные области понятийных знаний. Среди них тезаурус музыкального формообразования занимает особое место, поскольку в особенной степени требует системного подхода в формировании знаний о музыке.

Для того, чтобы сделать это процесс целенаправленным, превратить его в систему нужно определить необходимый и достаточный набор элементов системы. То есть круг понятий, обязательных при изучении формообразования в школе.

Несомненно, отношение к музыкальному искусству, как самоценности, направленности в обучении на постижение искусства музыки с помощью средств самой же музыки требуют от учителя большей компетентности и уровня профессионализма. Но только преподавание на высоком уровне профессионального мастерства может сделать уроки музыки интересными, глубокими, содержательными, насыщенными интеллектуальной деятельностью в которой в полной мере могли бы себя реализовать учащиеся - подростки. Ведь в их возрасте происходит самоутверждение. Именно в этом возрасте наиболее престижно быть успешным, эрудированным. В возрасте обучения в средних классах закладываются предпосылки для дальнейшего саморазвития уже во взрослой жизни. Ведь "непонятое" никогда уже не будет привлекать к себе. "Не понятая" классическая музыка будет восприниматься как скучная и не интересная. Общение с музыкой не может происходить без знания того языка, на котором она "говорит".

Задачей музыкального воспитания является воспитание грамотного, образованного слушателя, умеющего воспринимать, понимать и осмысливать художественные произведения музыкального искусства.


Список литературы

 

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 336с.: ноты

2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацкпин. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 368с.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671,. с.

4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 240с.

5. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. - М., Советский композитор, 1991. - 376. с.

6. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для муз. фак. и отд. Высш. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 2322с.

7. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 11-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 640с.

8. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248с.: ноты.

9. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1998,254с., нот.

10. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич - Мн.: "Современ. слово", 2005. - 721с.

11. психология музыкальной деятельности6 Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Издателький центр "Академия", 2003. - 368с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 713с.: ил

13. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для стед. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред.В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 576с.

14. Способин И. Музыкальная форма. - М., Музыка, 2007. - 400с., нот.

15. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 541, с.

16. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, В.В. Медушевский. - М.: Флинта: Наука, 1990. - 336с.: ил.

17. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. - СПб.: Издательство "Лань", 2006. - 496с.

 



2019-07-03 222 Обсуждений (0)
Методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)