Принципы формирования экологического мышления: воспитательный аспект
Реформа общеобразовательной школы ориентирует школьную практику и педагогическую науку на поиск путей интеграции теоретических знаний, усиления связи обучения с жизнью. Целью и планируемым результатом экологического образования является сформированность экологического сознания, умения понимать и ценить красоту и богатство родной природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде. Воспитательные задачи предполагают формирование: ü потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов; ü установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы; классового характера природопользования; ü убеждений в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья; ü потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей. Реализация данных воспитательных задач тесно связана с обучением школьника, решением ряда общеобразовательных задач, которые включают в себя формирование: ü системы знаний о единстве человека, общества и природы и способах оптимизации природопользования как практической задаче коммунистического строительства; ü системы идеологических, нравственных и эстетических экологических ценностных ориентации; ü умений использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила отношения к природе в реальном поведении; ü умений использовать знания о способах охраны природы и бережного отношения к ней в трудовой, общественно полезной и пропагандистской деятельности. В соответствии с целями и задачами экологического образования формируются в педагогической теории и развиваются на практике принципы, которые определяют процесс становления и развития ответственного отношения школьников к окружающей среде. В них раскрываются требования общества к содержанию экологического образования и характеру учебно-воспитательной деятельности. Рассмотрим ряд принципов, специфических для экологического образования и воспитания. Единство познания, переживания, действия. Этот принцип отражает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде. Формирование экологической культуры в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство усвоения научных знаний о взаимодействии человека, общества и природной среды с чувственным восприятием его результатов. Взгляды и убеждения человека, в том числе и в отношениях с окружающей средой, так или иначе, всегда опосредованы личной практикой. Формируясь на основе опыта, они определяют духовный мир личности, ее чувства, потребности, мотивы поведения. Для воспитания общественно ценных черт необходимо не только воздействовать на сознание, чувства, волю учащихся, но и организовывать накопление ими определенного социально значимого личного опыта действия и поведения. Совершенно очевидно, что для этого требуются педагогически организованные виды ученической деятельности, моделирующие в игровых и реальных ситуациях определенное отношение, к окружающей среде. Принцип прогностичности на практике в первую очередь предполагает формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции в общественной деятельности людей – повседневной заботы каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений. Тем самым принцип прогностичности объективно ставит перед педагогической наукой и практикой задачу отражать в содержании школьного образования государственные планы природопотребления и природовосстановления как две стороны единого процесса взаимодействия человека с природной средой. Принцип прогностичности ориентирует учащихся на ознакомление с вариантами перспективного состояния окружающей среды, в которой им предстоит жить, со взглядами людей, которые своей деятельностью преобразуют эту среду. Чтобы усилить доказательность реальности прогнозов тех или иных изменений в окружающей природной среде, необходимо не только знакомить учащихся теоретически с конечными выводами науки, но и вовлекать в доступные для школьников способы научного исследования. Взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем; реализация этого принципа усиливает связь школы с жизнью, способствует развитию у детей широкого комплексного взгляда на проблемы взаимодействия человека со средой обитания и трудовой деятельности. Это требует включения в содержание различных учебных предметов таких фактов, понятий, закономерностей, которые бы позволили ученику сопоставлять экологические проблемы разного масштаба. Рассуждения школьников оказываются формальными, если они не могут конкретизировать глобальные экологические проблемы, равно как и обобщить конкретные явления локального характера до уровня национальных и глобальных экологических проблем. Важно подвести учащихся к выводу о том, что возникновение многих экологических проблем зависит практически от поведения и поступков каждого человека в том месте, где он живет и трудится. Знание этих проблем выступает своего рода мотивацией к соблюдению экологически целесообразных ограничений в личном поведении. Все это содействует развитию потребности экологически грамотного поведения в повседневной жизни. Междисциплинарный подход – один из руководящих принципов экологического образования. Объективной предпосылкой междисциплинарного подхода является интеграция научного знания. Усиление взаимосвязи общественных, естественных и технических наук представляет собой одну из магистральных тенденций развития современного научного познания. Формирование ответственного отношения к природе, в основе которого лежит понимание ее универсальной ценности, не может происходить в рамках только отдельного учебного предмета. Экологическое образование должно способствовать преодолению разобщенности учебных предметов за счет интегрированного характера своего содержания. В условиях школьного образования такой подход получает свое отражение в системе межпредметных связей, которые рассматриваются в дидактике как один из принципов и как условие, позволяющее вычленять наиболее ценные для формирования мировоззрения учащихся обобщенные компоненты образования. Актуальность межпредметных связей обусловлена задачами всестороннего развития личности, тенденциями интеграции наук, развитием системного метода познания. Междисциплинарность применительно к экологическому образованию употребляется в широком смысле. Она распространяется на процесс не только обучения, но и воспитания. Все это содействует вычленению главного содержания экологического образования (познавательного, ценностного, нормативного и деятельностного аспектов), его распределению в отдельных учебных предметах. Целенаправленность общения школьников с окружающей средой. Подлинно экологичное отношение к природе связано с развитием чувственно-эмоциональной сферы личности и требует упражнения в практических действиях. Эти действия могут правильно реализовываться лишь при педагогически организованных ситуациях взаимодействия школьников как с природной средой, так и с людьми, осуществляющими различные виды природопользования. Такое общение осуществляется в ходе познавательной, игровой, организационно-практической, трудовой и других видов деятельности. Содержательная сторона этой деятельности основывается на требованиях учебных программ по природоведению, физической и экономической географии, биологии, химии, касающихся умений определять объекты природы, устанавливать связи между ними; владеть способами фиксации и оформления результатов измерений, определений, наблюдений; изучать и оценивать деятельность человека. Таким образом, психолого-педагогические основы формирования ответственного отношения школьника к природе включают в себя: ü единство целей, задач и принципов экологического образования; ü определение цели экологического образования как сформированности ответственного отношения школьника к природной среде и умений понимать и ценить богатство и красоту родной природы; ü конкретизацию цели экологического образования в системе воспитательных и образовательных задач, направленных на преодоление утилитарно-потребительского отношения к природе и формирование ответственного отношения к ней; ü раскрытие экологического содержания, дидактических принципов и принципов коммунистического воспитания; ü обоснование специфических для экологического образования принципов; ü раскрытие сложной структуры экологической ответственности как системы знаний, мотивов, взглядов, убеждений, ценностных ориентации и готовности к деятельности по охране и улучшению окружающей среды; ü характеристику отношения к природе как составного элемента мировоззрения личности. Заключение Познавательные интересы младших школьников не устойчивы и не дифференцированы. Они находятся в стадии развития и становления. Детей занимают все стороны жизни: природа, техника, космос, спорт, искусство, события в мире и т. д. Младшие школьники одинаково увлекаются одновременно всем, они быстро переключаются с одних увлечений на другие. Но именно младший школьный возраст благоприятен для развития любознательности и познавательных интересов. Поэтому учителю начальных классов важно не упустить время для интенсивного формирования этих важных черт личности. Задача состоит в том, чтобы создать в процессе обучения, воспитания и развития условия, которые бы наиболее активно способствовали становлению личности школьника. Формирование экологической культуры отношения к окружающей среде осуществляется в процессе комплексного психолого-педагогического воздействия на личность ученика, предполагающего взаимосвязанное усвоение системы научных знаний, развитие ценностных ориентации, практических умений по охране природы, желания и воли для осуществления конкретных экологически грамотных и социально значимых поступков. Экологическое мышление – одна из характеристик личностных качеств, входящих в формирование экологической культуры человека. Это качество проявляется в способности к самостоятельному анализу взаимодействия общества и природы, творческом мышлении, в решении задач оптимизации природопользования. Экологическая воспитанность согласуется с высокими гражданскими и нравственными качествами: умением следовать принципам бережливости и экономии природных богатств, соблюдением моральных и правовых норм по отношению к природе. Ценны в воспитательном отношении трудовые задания по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей природной среды, знакомству с природоохранительными профессиями. Обеспечение единства всех сторон воспитания – социально-политической, нравственно-эстетической и трудовой – предполагает формирование отношения к природе в тесной связи с отношением к людям, к труду, к материальным и духовным ценностям общества. Деятельность учащихся по изучению и охране природной среды направлена на овладение приемами причинного и целевого мышления в области социальной экологии, приобретение опыта принятия экологических решений, внесение реального вклада в изучение и охрану экосистем, пропаганду экологических идей. Учебная деятельность способствует освоению теории и практики взаимодействия общества и природы, игровые ситуации формируют опыт принятия экологически целесообразных решений и, развивают понимание психологии отношения к природе людей разных профессий. Труд реально закрепляет интеллектуальный и эмоциональный аспекты отношения к природе. Школа и внешкольные учреждения должны придавать высокую общественную значимость экологизации всех видов труда учащихся. Общественно полезная деятельность, организованная с опорой на межпредметные связи, разнообразна. Она может включать оценку состояния ландшафта и экосистем родного края, уход за природной средой (инвентаризацию охраняемых природно-территориальных комплексов, экосистем и отдельных видов, а также памятников природы), поддержание оптимального состояния природной среды (защита от эрозии, лесовосстановление, биотехнология, очистка территорий), пропаганду экологических знаний, норм и правил отношения к природной среде и природным ресурсам, техническое творчество в области экологизации природопользования. Практический вклад школьника в улучшение окружающей среды, наряду с осознанностью, глубиной и прочностью знаний о взаимодействии общества и природы, является показателем эффективности экологического образования и воспитания. Формирование экологического сознания школьников способствует выполнению важнейших требований реформы школы: укреплению связи школы с жизнью, соединению обучения с производительным трудом, повышению качества учебно-воспитательного процесса, направленного на всестороннее развитие личности. Проблемы экологии благодатны для использования активных методов и приемов в обучении: семинаров, дискуссий, диспутов, ситуативных игр, экологических задач и т.п. Все это усиливает развивающую и воспитывающую функции обучения, активизирует самостоятельную деятельность учащихся, способствует формированию теоретических и практических умений и навыков школьников. Целенаправленное и успешное решение воспитательно-образовательных задач в процессе знакомства детей с природой зависит не только от содержания усваиваемых ими знаний. Немалую роль играет правильное сочетание форм и методов работы с детьми.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |