Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению



2019-07-03 195 Обсуждений (0)
Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогический институт

САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра психологии и педагогики начальных классов

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

 

Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников

 

Выполнила:

студентка 3 курса факультета методики начального обучения

спец. учитель начальных классов

****************

 

Саратов – 2002


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………. 3

1. Возможности воспитывающего и развивающего

обучения природоведению …………………………………………... 6

2. Задачи и содержание курса природоведения в начальных

классах …………………………………………………………………….. 11

3. Экскурсия как форма ознакомления школьников с

окружающим миром …………………………………………………... 16

4. Принципы формирования экологического мышления:

воспитательный аспект ……………………………………………….. 22

Заключение …………….……………...…………………………………….. 27

Список использованных источников ………………………………….. 30


Введение

В период школьного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей – систематическая, целенаправленная воспитательно-образователь­ная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой.

Выдающиеся деятели прошлого видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Мысль об огромном вос­питательном значении материалистических представлений была сформули­рована А.И. Герценом: «Нам кажется почти невозможным без естество­ведения воспитать... мощное умственное развитие; никакая отрасль знаний не приучает так ума к твердому, положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду, и что еще важнее, к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение приро­ды...»[1].

Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило сред­ством формирования его мировоззрения. Природоведческое образова­ние стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природ­ный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.

Обучение в школе рассматривается большинством ученых как комплексная проблема формирования физических, эти­ческих, нравственно-волевых и интеллектуальных качеств личности до­школьника. Первоочередное значение придается достижению надлежащего умственного уровня, составляющего основу психической готовности детей к систематическому обучению. Ознакомление с природой при специаль­ной организации обучения приносит положительные результаты в разви­тии восприятия, мышления и речи каждого ребенка.

Очень важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положитель­ное воздействие природы на психику детей, на всесторон­нее, развитие их в процессе общения с природой. «Логика природы есть самая доступная для детей логика – на­глядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает воз­можность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изучен­ные виды под один род»1.

Наши психологи Л.С. Выготский, Б.Г. Анань­ев, Г.С. Костюк, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблин­ская, Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др. в своих исследованиях показали, что между обучением, раз­витием и воспитанием существует тесная связь Много сделано в решении проблемы соотношения обучения и раз­вития в дидактическом плане лабораторией, которой руко­водил Л.В. Занков. В исследованиях этой лаборатории ут­верждается, что обучение, направленное только на усвое­ние знаний и выработку навыков, не может результативно воздействовать на развитие школьников.

Развивающее обучение есть средство активизации по­знавательных процессов, направленных на осознанное, бо­лее быстрое усвоение знаний учащимися.

Когда говорят о развивающих возможностях обучения природоведению, то обращают внимание на содержание предмета, логику его построения; соответствуют ли они вы­явлению причинно-следственных связей, в раскрытии кото­рых развиваются многие черты личности школьников, их психическая деятельность, и, прежде всего, мышление.

Еще А.Я. Герд, разрабатывая предмет естествознания для младших классов школы, обращал внимание на уста­новление связей и взаимосвязей природных явлений, на логику построения предмета.

Содержание курса естествознания, разработанное А.Я. Гердом, послужило основой для последующих по­строений предмета. Эта основа принята и в новых програм­мах современной школы.

Ввиду комплексного содержания предмета природове­дения, базирующегося на многих науках, на первый план выдвигается задача приведения его в единую систему, установления строгой последовательности в изучении. По существу, все виды работы при изучении природоведения включают в себя возможности развития детей: мышления, памяти, воображения, интереса.

Сущность экологического образования и воспитания составляют целенаправленный процесс формирования ответственного отно­шения школьников к окружающей природной среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой. В связи с этим оно не может осуществляться в рамках отдельного и даже особого предмета, а требует участия всех школьных дисцип­лин в их взаимосвязи. Особое внимание должно уделяться деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, формированию их нравственно-эстетического отношения к приро­де.

Целью данной курсовой работы является изучение различных сторон формирования экологического сознания детей, становления ответственного отно­шения учащихся к природной среде. Объектом нашего исследования стали проблемы развития экологического образования, воспитание экологической культуры современных школьников. В работе рассматриваются экскурсии в природу как один из ключевых аспектов экологического воспитания детей младшего школьного возраста.


Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению

Младшим школьникам свойственны любознательность и эмоцио­нальная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе. Как и у дошкольников, преобладающим является эстети­ческий мотив, однако в большей части ответов младшие школьники оперируют нравственно-эстетическими мотивами отношения к природе: «Растения всех радуют»; «Они нам нравятся», «Украшают город»; «Делают нашу жизнь красивой»; «Лес – наш друг»; «Без птиц было бы скучно встречать весну». В этом возрасте дети осмысливают и переоценивают свой прежний опыт отношения к природе: «Я сделал плохо, когда был малень­ким»; «Когда был маленьким, не знал, что такое природа, теперь я понял, что природу надо беречь». Однако поведение объясняется на элементарном уровне, односложно и зачастую неточно. Для боль­шинства ответов характерна непосредственность и откровенность признаний в нехороших поступках, но младшие школьники не диф­ференцируют свои действия и действия других по степени значи­мости их влияний на природу. Допускаются неправильные сужде­ния при объяснении, почему надо беречь природу: «Деревья выраба­тывают кислород и уничтожают газ»; «Если бы не было муравьев, лес был бы грязным» и др.

Младшие школьники ценят похвалу, поддержку со стороны взрослых и товарищей и поэтому считают, что важно «научить детей любить природу». Учащиеся начальной школы имеют представ­ление о природоохранительной деятельности, но относят к ней самые различные мероприятия – от контроля за своим и чужим поведени­ем в природе до выполнения государственных законов и создания заповедников.

Ответы учащихся свидетельствуют о недостаточном понимании и ограниченности их личного участия в труде, связанном с заботой о живых объектах природы. Однако в ряде случаев десятилетние школьники высказывают умозаключения широкого плана, такие, например, как: «Человек – часть природы»; «Надо стремиться пре­вратить планету в цветущий сад»; «Надо беречь природу для наших потомков»; «Не надо воевать, если мы хотим, чтобы природа не гибла». В целом же младшим школьникам свойственны эмоциональный и утилитарный типы отношения к природе. Очевидно, в пределах возрастных возможностей есть еще не использованные резервы для повышения уровня сформированности экологической ответствен­ности.

В системе экологического воспитания важное место занимает природоведение. В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разно­образии окружающей природы, ее охране, знакомятся с картинами природы нашей Родины, получают общее представление об организме человека, на основе чего форми­руются гигиенические навыки, столь нужные в жизни каж­дого человека. Этим значение предмета не ограничива­ется. Основная идея школьного предмета природоведения состоит в раскрытии и установлении связей между компо­нентами неживой и живой природы, в объяснении влия­ния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, которая связана в значительной степени с исполь­зованием природы и в соответствии с этим – воспитанием бережного отношения к ней. В процессе реализации этой идеи создаются большие возможности комплексного подхода к обучению подраста­ющего поколения. Известно, что учитель, обучая, воспиты­вает и развивает детей.

Все формы работы с отстающими детьми при изучении природы, должны включать приемы по формированию таких ка­честв, как доброжелательность, справедливость, дружба, личная ответственность за общее дело. Большие возможности в этом плане заложены в экскурсиях, на которых дети проявляют себя с разных сторон. Здесь можно подметить эгоистические нотки в по­ведении отдельных учеников, недоброжелательность по от­ношению друг к другу, невыполнение норм поведения. За­дача учителя – вовремя заметить эти отрицательные чер­точки, а главное – предупредить нежелательные проявления. С этой целью учитель предусматривает такие прие­мы, которые воспитывают уважение учащихся друг к другу, доброту, справедливость, личную ответственность за вы­полняемую работу.

Проблема соотношения обучения и развития находится в стадии решения. Успешно решается она психологами, но еще не получила приемлемой конкретизации в отдельных учебных предметах, в том числе в природоведении. Развивающее обучение есть средство активизации по­знавательных процессов, направленных на осознанное, бо­лее быстрое усвоение знаний учащимися.

Когда говорят о развивающих возможностях обучения природоведению, то обращают внимание на содержание предмета, логику его построения; соответствуют ли они вы­явлению причинно-следственных связей, в раскрытии кото­рых развиваются многие черты личности школьников, их психическая деятельность, и, прежде всего мышление.

После установления зависимостей в неживой природе начинается работа по выявлению связей живой природы с неживой. В начальных классах выявляется зависимость изменения растительности от степени освещения данной тер­ритории солнцем и температуры воздуха. Наблюдения за жизнью растений в течение года позволяют детям сделать вывод, что с уменьшением солнечного освещения и пони­жением температуры воздуха листья на деревьях и кустар­никах начинают изменять свою окраску, их черешки подсы­хают и отламываются при дуновении ветра. Так начинает­ся листопад – одно из примечательных осенних явлений в природе.

Итак, программа по природоведению пре­дусматривает выявление простейших связей и взаимосвя­зей, доступных пониманию учащихся. В процессе установ­ления связей создаются благоприятные условия для раз­вития логического мышления детей.

В дальнейшем изучение природы своего края распада­ется на формирование отдельных групп понятий, в которых связи осуществляются непосредственно: поверхность – по­лезные ископаемые, погода – водоемы, погода – почвы и растительность, растительность – животный мир. При изучении природных поясов нашей Родины учи­тель руководствуется связями и зависимостями между по­ложением пояса по отношению к экватору, высотой солнца, продолжительностью зимы и лета и вытекающим отсюда своеобразием растительного и животного мира. Таким образом, установление связей между отдельными природными компонентами–важнейшее условие для фор­мирования осознанных научных знаний при изучении дан­ной темы.

Рассмотренные примеры связи и взаимосвязи, за­ложенные в предмете природоведения, представляют собой важнейшее средство развития мышления учащихся. Весь процесс мышления при выявлении связей выражен в обоб­щениях, степень которых постепенно усложняется по мере привлечения новых понятий. Первоначальная ступень обоб­щений проявляется в чувственном познании: от ощущений к восприятиям, от восприятии к представлениям. Чувствен­ный этап познания имеет важное значение в обучении младших школьников, являясь фундаментом формирова­ния понятий, суждений, умозаключений.

В решении проблемы воспитания и развития учащихся особое значение принадлежит уроку. На уроке, как извест­но, реализуются все поставленные перед школой задачи: познавательные, воспитательные, развивающие.

Прежде всего руководители школ и работники отделов на­родного образования следят за соответствием темы урока программе, наличием плана и четко поставленных задач развивающего и воспитывающего характера обучения, за доведением задач урока до учащихся. Мобилизовать вни­мание учащихся на изучение материала, поставить задачи урока, наметить основные пути решения этих задач – важнейшее требование современного урока. На уроках приро­доведения задачи урока формулируются учителем устно и письменно. Часто письменная форма выражена в виде плана, записанного на доске. План определяет содержание и последовательность работы. Это очень важный этап любо­го урока. Известно, что человек мыслит только в том слу­чае, если перед ним поставлена определенная задача. По­ставленные задачи определяют тип урока и в соответствии с ним – выбор методов и приемов, которые будут исполь­зованы в целях активизации познавательной деятельности детей для решения основных задач урока. Важнейшее зна­чение в развивающем и воспитывающем обучении придает­ся научности изучения учебного материала. Руководитель школы, методист определяет, на какой основе формируют­ся природоведческие представления, понятия, используют­ся ли наблюдения, опыты, практические работы, наглядные пособия, соблюдается ли последовательность рассмотрения того или иного явления или предмета, обращается ли вни­мание на плавность переходов от одного этапа к другому, на логичность изложения материала.

Ценность урока заключается и в том, что на нем реша­ются воспитательные задачи. Одним из важнейших требований к уроку является строго продуманная система в повторении и закреплении учебного материала. Можно говорить об осознанном усвоении материала в том случае, если ученик может не только воспроизвести, но и применить знания в новых си­туациях. Поэтому повторение и закрепление материала должно быть организовано всегда на новой основе. И если ученик сможет решить задачу в новых ситуациях, исполь­зовав уже изученный материал, тогда безошибочно можно утверждать, что знания им усвоены.

Итак, выше были изложены основные требования к развиваю­щему и воспитывающему обучению на уроках природове­дения. Выполнимы ли они? Да, но для этого учителю нуж­но серьезно готовиться к уроку, а самое главное – органи­зовать самоанализ работы. Часто мы пользуемся трафаретными или иными приемами и методами на уроке, применяем их по традиции, как нас учат методики, иногда не задумываясь над ними. Оказывается, такой самоанализ – дело очень сложное и не каждый учитель может от­ветить на вопрос, почему им применен тот или иной прием, почему ученикам задан такой-то вопрос, почему они долж­ны выполнить то или иное задание.


2. Задачи и содержание курса природоведения в начальных классах

Система природоведческих знаний, которой овладевают школьники в процессе обучения природоведению, включает систему познавательных задач. Наряду с содержанием знаний о природе, она является методическим (педагогическим) усло­вием формирования познавательных интересов. Именно путем введения постепенно усложняющихся заданий (познаватель­ных задач) реализуется обучение систематическим знаниям о предметах и явлениях природы. Кроме того, познавательные задачи повышают эффективность и осознанность усвоения учебного материала, развивают мыслительную деятельность школьников.                    

Познавательные задачи по природоведению включают задания, вопросы и проблемы, которые дети решают в процессе овладения природоведческими знаниями. Каждая познавательная задача содержит определенную цель, имеет определенное содержание и требование, оформленное часто в виде вопроса. По содержанию учебного материала по­знавательные задачи классифицируются на несколько групп: задачи о неживой природе (солнце, погода, водоемы, почвы), о растениях, о животных, о труде людей в разные времена года.

В учебном процессе следует выделить основные познава­тельные задачи, решаемые в течение всего учебного года, раз­дела программы или урока, и частные, решаемые на отдель­ных этапах урока:

1) принцип единого целого, т. е. содержание всех задач должно быть объединено одной идеей (природоведческой за­кономерностью). Такой идеей является зависимость сезонных явлений в неживой и живой природе от положения солнца на небосводе в разные времена года[2];

2) принципам усложнения познавательных задач: услож­нение учебного материала; повышение степени его обобще­ния; увеличение объема знаний, которыми должен овладеть ученик.

 

Усложнение природоведческого содержания познаватель­ных задач заключается в последовательном включении новых «порций» знаний о природе. Так, сначала изучается объект или явление с внешней стороны (признаки погоды сегодня форма, величина, окраска и другие внешние признаки растений и животных).

Более сложны задачи об образе жизни растений и животных, их развитии и размножении. Чтобы ученик мог решить задачу типа «Как развивается бабочка-капустница?», он дол­жен узнать это животное по внешним признакам, отличать его от других, похожих насекомых. Еще более сложны задачи, связанные с признаками природы в различные сезоны.

Сложны также задачи, отражающие условия жизни жи­вых организмов, которые влияют на строение, развитие, раз­множение, происхождение растений и животных. Примеры та­ких заданий: «Почему дятел может жить только в лесу?», «Докажи, что белка – житель леса» и т.п.

Другое направление в усложнении познавательных задач связано с повышением степени обобщения знаний учащихся о природе. Просты с этой точки зрения познавательные зада­чи, содержанием которых служат конкретные единичные яв­ления и предметы, например: «Как зимует белка?», «Опреде­лить температуру воздуха в классе».

Природоведческие представления характеризуют довольно высокую степень обобщения знаний учеников. Задания типа «На какие группы можно разделить животных: лисица, соро­ка, пчела, медведь, воробей, муравей?», используемые на пер­вых уроках природоведения требуют обоб­щенных знаний о животных.

Степень обобщения познавательных задач повышается, если для их выполнения ученику необходимо знать существен­ные признаки группы явлений (ученик должен оперировать понятиями): «Доказать, что утка – птица», «К какой группе животных относится еж?».

Задания, требующие умений устанав­ливать закономерности явлений, представляют самый высокий уровень обобщения. Задачи типа «Расскажите о жизни живот­ных в разные времена года» наиболее трудны для учеников. Они требуют владения такими понятиями, как «животные», «звери», «птицы», «насекомые», требуют знаний обобщенных признаков жизни животных осенью, зимой, весной, летом, спо­собов питания и развития животных.

Следующее направление в усложнении познавательных за­дач характеризуется количественно: задачи, содержащие больший объем знаний, необходимых для решения, – самые сложные. Например, задача «Что это?» (показывается изобра­жение растения) требует прямого ответа ученика. Но чтобы ответить на вопрос «Какие звери живут в наших лесах?», не­обходимо промежуточное знание: что такое звери? Для отве­та на вопрос о жизни растений или животных в разные сезо­ны ученики также должны иметь промежуточные знания о растениях или животных, их классификации в природе, о де­ревьях, кустарниках, травянистых растениях, зверях, птицах, насекомых, местах их распространения в наших лесах и охране.

Таким образом, программой пре­дусмотрено сообщение детям системы зна­ний, отражающих важнейшие зависимости и закономерности в той или иной области действительности. К ним относятся представления о физи­ческих изменениях агрегатного состояния веществ (например, воды), пере­мещении тел в пространстве, о приспосабливании растений и животных к условиям внешней среды, о некоторых формах экологических взаимо­связей в природе и т. п. В результате у детей совершенствуется наглядно-образное мышление (расширяется круг представлений, появляется способ­ность манипулировать ими, видоизменять их и пр.), развивается словесно логическое мышление (дети учатся устанавливать взаимосвязь явлений, видеть их причину и следствие, строить логические суждения, делать выводы и пр.). В нравственном плане понимание зависимости объектов и явлений в природе служит основой правильного отношения детей к рас­тениям и животным.

Школьники проявляют большой интерес к физическим явлениям не­живой природы. Поддерживая этот интерес детей, необходимо давать им определенные знания в данной области. Остановимся подробнее на содер­жании таких знаний.

Формирование представлений о различных состояниях веществ (твер­дом, жидком, газообразном), об их переходе из одного состояния в другое, например, при тепловом воздействии, о способах распространения тепла (теплопроводности и конвекции) позволяет показать характер и причины изменений некоторых предметов и явлений окружающей действительности.

Знакомство со свойствами воздуха (он есть повсюду, имеет вес, может сжиматься), магнита (притягивает к себе некоторые металлические предме­ты), которые обнаруживаются в лабораторных условиях, дает возможность продемонстрировать школьникам, как широко распространены скрытые от глаз физические явления. Воздух невидим, но легко обнаруживает себя, если им надувать воздушный шарик; магнитное поле также невидимо, но его интересное свойство отчетливо проявляется, как только вблизи появляются мелкие металлические предметы. Выявление скрытых свойств предметов в процессе обучения, которое происходит под руководством педагога, положительно влияет на формирование у школьников материалистических представлений о природе, служит основой понимания более сложных физических явлений, изучаемых в школе.

Сообщение школьникам знаний о живой природе идет по трем взаимо­обусловленным направлениям: взаимосвязь растений и животных со средой обитания, особенности их развития, многообразие видов живых существ. При этом главное – научить ребенка понимать связь между живым орга­низмом и средой обитания.

Рост и развитие есть не что иное, как упорядоченная во времени, строго последовательная цепочка взаимосвязей развивающегося организма с внеш­ней средой. Связь третьего понятия – «многообразие организмов» – с первыми двумя легко прослеживается, если рассматривать его как результат исторического развития. Это легко продемонстрировать на разных живых существах, приспособившихся к однотипным условиям жизни. Наблюдая и ухаживая за растениями и животными уголка природы, дети постоянно убеждаются в том, что все живое требует питания (животных надо кор­мить, растения – поливать и удобрять), надлежащих условий жизни (ры­бам нужна вода определенной температуры, освещение, растения и пр.; птицам необходимо воздушное пространство, песок, вода и пр.). В резуль­тате складывается реальное представление о живом организме.

Рассмотренные примеры связи и взаимосвязи, за­ложенные в предмете природоведения, представляют собой важнейшее средство развития мышления учащихся. Весь процесс мышления при выявлении связей выражен в обоб­щениях, степень которых постепенно усложняется по мере привлечения новых понятий. Первоначальная ступень обоб­щений проявляется в чувственном познании: от ощущений к восприятиям, от восприятий к представлениям. Чувствен­ный этап познания имеет важное значение в обучении младших школьников, являясь фундаментом формирова­ния понятий, суждений, умозаключений.




2019-07-03 195 Обсуждений (0)
Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)