Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Шкала оценки устных вопросов для дисциплины



2019-07-03 183 Обсуждений (0)
Шкала оценки устных вопросов для дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




Уровень оценки

Характеристика ответа

Выше базового

Отлично Дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине; в ответе прослеживается четкая структура и логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий. Ответ изложен литературным языком с использованием современной терминологии. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа.
Хорошо Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопросы. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком с использованием современной терминологии. Могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя.
Базовый Удовлетворительно Даны недостаточно полный и недостаточно развернутый ответы. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть значение обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
Ниже базового Неудовлетворительно Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросам. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная, гистологическая терминология не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента. Или ответ на вопрос полностью отсутствует, или отказ от ответа

Шкала оценки ответа студента на экзаменационный билет:

В билете 2 вопроса: 2 теоретических вопроса на которые студент должен дать устный (или) письменный) ответ.

Шкала оценки – 50-балльная - это подразумевает, что студент за ответ на билет может максимально получить 50 баллов.

Максимально за правильный ответ на один теоретический вопрос студент может получить 25 баллов.

Уровень оценки вопроса Критерий оценки Набранные баллы
Выше базового Дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине; в ответе прослеживается четкая структура и логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий. Ответ изложен литературным языком с использованием инструментария изучаемой дисциплины. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно или с помощью преподавателя в процессе ответа. 50
Базовый Дан недостаточно полный и развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Умение раскрыть значение обобщенных знаний не показано, слабое владение инструментарием учебной дисциплины Речевое оформление требует поправок, коррекции. 25
Ниже базового Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная, гистологическая терминология не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента. Или ответ на вопрос полностью отсутствует, или отказ от ответа менее 25

Шкала перевода баллов, набранных студентом, в традиционную оценку:

Баллов 100 - 95 94 - 90 89 - 85 84 - 80 79 - 75 74 - 70 69 - 65 64 - 60 59 - 50 49 и менее
Традиционная оценка

5

4

3

2

 

Требования для студентов бакалавриата:

1. Прочитать и отреферировать одну из книг из списка литературы.

2. Иметь общее представление об основных темах курса.

3. Написать (по желанию) творческую работу на одну из тем, согласованных с преподавателем).

 

Итоговая оценка складывается из следующих показателей (указаны максимально возможные):

Посещаемость 20 баллов
Активная работа на семинарах 20 баллов
Устный ответ на зачете (экзамене) 50 баллов
Творческая работа 20 баллов
Реферат по книге 20 баллов
Тест 20 баллов

Всего максимум 150 баллов.

Оценка «отлично» - 90-100 баллов.

Оценка «хорошо» - 70-90 баллов.

Оценка «удовлетворительно» - 50-69 баллов.

 

Разработчики:

РХГА, кафедра философии, религиоведения

и педагогики

 

Ректор, д.ф.н., профессор

 

 

Богатырев Д.К.

(место работы)

 

(должность, уч. степень, звание)

 

(подпись)

 

(ФИО)

Приложение 1

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:

 

  1. Типовые контрольные задания по дисциплине
  2. Вопросы для самопроверки

Тема 1.

1. Каковы различия между основными видами знания – житейским, эстетическим, этическим, религиозным, научным?

2. Что сближает философское знание с указанными его разновидностями, а что отличает?

3. Укажите важнейшие особенности научного знания.

4. Что такое саморефлективность?

5. Различите внутреннюю форму и внешнюю конфигурацию философского знания.

6. Соотнесите понятия «гнозис» (гносеология) и «эпистимэ» (эпистемология).

7. Соотнесите понятия «метод», «методика», «методологическая установка», «методология».

 

Тема 2.

1. В чем особенность гносеологического подхода к изучению сознания и познания (сравните с онтологическим и аксиологическим ракурсами)?

2. Каковы важнейшие структурные элементы (этапы) познавательного процесса?

3. Что творится (создается, производится) в результате познания?

4. Каково значение познания в жизни человека и человечества?

5. Раскройте значение понятий абстрактное и конкретное, их диалектическую связь в познании.

6. Каковы основные трактовки перехода от явления к сущности в процессе познания?

7. Каковы основные формы реализации закона переоценки оснований в познании?

8. Соотнесите процесс познания и процесс жизни, выявите общее и различное.

9. Укажите эпистемологические подходы, тесно сближающие познание и жизнь.

10. Охарактеризуйте потенциальных участников (деятелей, агентов, субъектов) познания.

11. Оцените сильные и слабые стороны различных субъектных ориентаций в эпистемологии.

 

Тема 3.

1. В чем сущность иерархических классификаций процесса познания?

2. Каковы возможные результаты познания с точки зрения их успешности?

3. Раскройте принцип классификации познания, исходя из базовых когнитивных способностей.

4. Каковы возможные интерпретации субъекта познания?

 

Тема 4.

1. Охарактеризуйте основные ступени познания и соотнесите их со строением человеческой личности или уровнями организации социокультурной жизни.

2. Каковы особенности и основные формы чувственного познания?

3. Каковы особенности и основные формы рационально-логического познания?

4. Что подразумевается под «духовным» познанием в философии и теологии?

5. Охарактеризуйте основные формы и особенности духовного познания.

6.    Какова роль ценностей (аксиологических категорий) в духовном познании?

 

Тема 5.

1. Какова основная идея эмпиризма?

2. Соотнесите эмпиризм как методологию и философию.

3. Охарактеризуйте историю и основные формы эмпиризма.

4. Раскройте основные значения понятия «опыт».

5. Соотнесите понятия «эмпиризм» и «сенсуализм».

6. Обозначьте потенциальные онтологические экспликации эмпиризма, укажите более и менее обоснованные среди них.

7. Как эволюционировало понятие опыта? Обозначьте современные трактовки.

 

Тема 6.

  1. Сформулируйте базовые (классические) определения мышления.
  2. Каковы современные представления о видах человеческого интеллекта?
  3. Что такое теоретическое и практическое мышление?
  4. Сформулируйте типологию мышления исходя из способов производства информации.
  5. Очертите типологию форм мышления исходя из их антропологической локализации.
  6. Сформулируйте базисный принцип рационализма.
  7. Соотнесите рационализм эпистемологический (методологический) и метафизический (онтологический).
  8. Каковы онтологические экспликации рационализма?
  9. Очертите основные разновидности рационалистических эпистемологий.
  10. В чем сходство рационализма и эмпиризма?
  11. Обозначьте уязвимые места рационалистических подходов и основные направления их критики.

 

Тема 7.

1. Что такое интуиция?

2. Обозначьте основные формы интуитивного познания.

3. Охарактеризуйте интуитивизм как специфическое течение философской мысли.

4. Очертите возможные онтологические экспликации интуитивистских гносеологий.

5. Отметьте уязвимые места интуитивизма.

 

Тема 8.

1. Соотнесите понятия «трансцендентное», «имманентное», «трансцендентальное».

2. В чем суть трансцендентального поворота Канта?

3. Почему К.-Г. Юнг назвал трансцендентальную философию «матерью всей современной психологии»?

4. Что такое трансцендентальное пространство и время?

5. Какова роль категорий в познании?

6. Каковы трансцендентальные элементы морали?

7. Что внесло в трансцендентальную проблематику неокантианство?

8. Предложите трансцендентальную интерпретацию понятий «ценности», «архетипы», «экзистенциалы».

9. Являются ли ценности аксиологическими категориями?

 

Тема 9.

1. Что такое практика, сформулируйте расширительное и узкое понимание, приведите примеры.

2. Укажите предшественников новоевропейских праксеологических подходов в эпохи Античности и Средневековья.

3. Сравните марксизм и прагматизм.

4. Соотнесите понятия практики и опыта.

5. Отметьте уязвимые места праксеологических гносеологий.

6. Может ли практика выступать «критерием истинности»?

7.    Раскройте влияние праксеологических доктрин на психологию.

 

Тема 10.

1. Раскройте понятие социокультурного контекста.

2. Каковы основные значения термина «герменевтика»?

3. В чем сильные и слабые стороны контекстных эпистемологических моделей.

4. Что такое культурологический релятивизм?

5. Укажите на общее и различное в контекстных и праксеологических моделях.

6. Укажите методологические посылы философской герменевтики.

7. Каковы возможные «тексты» культуры?

8. Является ли мир «текстом»?

 

Тема 11.

1. Рубрицируйте теории познания по способу (источнику) происхождения знания.

2. Проклассифицируйте гносеологические подходы по онтологическим основаниям.

3. Как осмысливалось познание с точки зрения оценок его успешности?

4. Какие сферы культурно-исторического бытия человека принимались в качестве образцовых для познания?

5. Охарактеризуйте идеализм и его основные разновидности.

6. Что такое субъективный идеализм, кто его представители и каковы проблемы?

7. Что такое объективный идеализм, кто его представители?

8. Раскройте понятие трансцендентального идеализма.

9. Что такое абсолютный идеализм?

 

Тема 12.

1. Раскройте сущность натуралистического подхода к обоснованию познания и его основные разновидности.

2. Что такое наивный реализм – «здравый смысл» или философия?

3. Рассмотрите методологический редукционизм и его разновидности.

4. Раскройте понятие эволюционной эпистемологии.

5. Охарактеризуйте аксиологическое измерение познания.

6. Каковы возможные ответы на вопрос: «познаваем ли мир?»

7. В чем проблематичность тотального агностицизма?

8. Охарактеризуйте основные формы агностицизма.

9. Укажите и оцените основные варианты оптимистических (гностических) решений в сфере эпистемологии.

 

Тема 13.

1. Укажите место науки в строении социо-культурного пространства.

2. Раскройте значение науки в развитии человечества.

3. Проанализируйте основные этапы эволюции понятия науки.

4. Охарактеризуйте основные группы наук по их предметности.

5. Как эволюционировала топография научного знания ( научных специальностей) ?

6. Раскройте основные модели описания связи между философией и положительными науками.

7. Какова роль категориального знания в философии, научной картине мира и в частных науках?

8. Каковы классификации наук по их методологическим основаниям?

 

Темы 14-15.

1. Что такое метод, методика, методология?

2. Как сформировалось понятие о научном методе познания?

3. Соотнесите общенаучные и частнонаучные методы.

4. Можно ли назвать философию опытной наукой?

5. Что такое верификация и фальсификация? Применимы ли критерии верификации и фальсификации к философскому познанию и в какой мере?

6. Насколько эксклюзивна саморефлективность философского мышления?

7. Обозначьте основные модели влияния частных наук на философию.

8. Как исторически изменялся идеал научности?

9. Каковы современные представления о научности?

 

Тема 16.

1. В чем суть широкого и узкого понимания науки?

2. Раскройте понятие «положительных наук».

3. Раскройте исторические источники и суть сциентизма.

4. Сформулируйте ключевой принцип позитивизма.

5. Соотнесите позитивизм и агностицизм.

6. Кого считают предшественником позитивизма и кто его основные представители?

7. Что такое неопозитивизм?

8. Кто «убил» логический позитивизм?

9. Что такое постпозитивизм?

10. Охарактеризуйте основные понятия постпозитивистской философии науки.

11. Что такое аналитическая философия, ее проблематика и пограничные области?

 

Тема 17.

1. Сформулируйте основополагающую интуицию иррационализма.

2. Соотнесите иррационализм эпистемологический и метафизический.

3. Проведите различие между слабым, умеренным и сильным иррационализмом.

4. Каковы причины возникновения системного иррационализма новейшего времени?

5. Каковы уязвимые места иррационалистических гносеологий?

6. Какое влияние оказал иррационализм на культуру ХХ века?

7. Раскройте влияние философского иррационализма на психологию.

 

Тема 18.

1. Сформулируйте общее представление о личности.

2. Что такое откровение?

3. Рассмотрите откровение в его связи с метафизикой, экзегетикой и мистикой.

4. Каковы особенности понимания откровения в монотеистических религиях?

5. Раскройте специфику христианского понимания откровения.

6. Раскройте метод истолкования и интерпретации.

7. Основные аспекты соотношения знания и веры в теологии и философии.

8. Что такое апофатизм и катафатизм?

 

Тема 19.

1. Опишите основные тенденции понимания личности в секулярном обществе.

2. Что такое экзистенциализм, кто его представители, каковы основные направления?

3. Что такое экзистенциал?

4. Перечислите основные экзистенциалы.

5. Соотнесите понятия: экзистенциал, ценность, смысл.

6. В чем отличие «экзистенциальной диалектики» от логической, исторической, софистической?

7. Что привнес психоанализ в эпистемологию?

 

Тема 20.

1. Что такое дискурс?

2. Какие революции и как повлияли на современные представления о познании?

3. Как менялось понимание места субъекта познания в процессе познания?

4. Сформулируйте антропный принцип (сильную и слабую версии) и раскройте его влияние на современные гносеологии.

5. Очертите понятия модерн и постмодерн.

6. Что такое «эпистемологический разрыв»?

7. Соотнесите в общих чертах феноменологическую, герменевтическую и диалектическую методологии.

 

Тема 21.

1. Укажите ключевую идею диалектического подхода к явлениям.

2. Охарактеризуйте исторически сформулировавшиеся разновидности диалектики.

3. Кого из философов можно назвать диалектиком по преимуществу?

4. Проанализируйте «законы диалектики», сформулированные Ф. Энгельсом.

5. Сформулируйте ключевые принципы гегелевской диалектики познания.

6. Что такое «трансцендентальная видимость»?

7. Что такое «экзистенциальная диалектика»?

8. Что такое «диалектическая теология»?

 

Тема 22.

1. Что такое «феномен» в трактовках Канта и Гегеля?

2. Как предлагает понимать «феномен» Э. Гуссерль?

3. Перечислите основные элементы феноменологического метода по Гуссерлю.

4. Каких мыслителей можно считать предшественниками Гуссерля?

5. Кто из философов поддерживал, развивал и критиковал феноменологию?

6. Каковы влияния феноменологии на методологию научного познания?

 

Тема 23.

1. Сформулируйте базовый принцип герменевтической методологии.

2. Расскажите об эволюции понятия герменевтики.

3. Опишите теологический, философский и культурологический подходы к герменевтике.

4. Каково значение герменевтики в культурологических исследованиях?

5. Возможна ли игровая модель герменевтики?

6. Каковы возможные онтологические экспликации герменевтики?

7. Что такое контекст и гипертекст?

8. Что такое герменевтический круг?

 

Тема 24.

1. Соотнесите понятия «анализ», «аналитическая философия», «аналитическая традиция».

2. Каковы исторические предпосылки появления современной аналитической традиции?

3. Как повлияли на аналитическую традицию позитивизм, неопозитивизм и философия языка?

4. Какова роль когнитивных наук в современной эпистемологической ситуации?

5. Оцените превалирующие в современности настроения в отношении успешности познания.

  1. Примерные вопросы к экзамену /зачету

1. Место гносеологии и онтологии в составе философского знания.

2. Проблема классификации эпистемологических моделей.

3. Проблема успешности познания.

4. Проблема субъектности познания.

5. Онтологический смысл познания.

6. Подходы к классификации онтологий.

7. История понятия «опыт».

8. Современные представления о разновидностях опыта.

9. Эмпиризм: основные представители, достижения, проблемы.

10. Ключевые аспекты понятия мышления.

11. Рационализм: разновидности, представители, достижения, проблемы.

12. Современные представления о разновидностях интеллекта.

13. Проблема интуиции в философии.

14. Интуитивизм: представители, достижения, проблемы.

15. Трансцендентальная философия: основные этапы, представители, достижения, проблемы.

16. Философская история понятия «практика».

17. Значение культурного контекста в познании.

18. Основные аспекты понятия «идеализм».

19. Материализм как тип мировоззрения: история и современность.

20. Иррационалистические гносеологии и онтологии.

21. Позитивизм: исторические предпосылки, стадии эволюции, представители, постпозитивистский этап.

22. Постпозитивизм и философия науки.

23. Проблема интерпретации и истолкования в философии и герменевтике.

24. Феноменология: история понятия и феноменологическое движение.

25. Аналитическая философия: источники формирования, представители, достижения, проблемы.

26. Диалектика: основные интерпретации и подходы.

27. Теистические онтологии.

28. Персоналистические онтологии.

29. Понятие категорий: гносеологические и онтологические интерпретации.

30. Виды категорий, их роль в познании.

31. Сциентистские подходы в гносеологии.

32. Скептицизм, релятивизм, агностицизм.

33. Постмодернистские представления о познании и бытии.

34. «Онтологизм» русской философии: основные подходы.

35. Гносеологизм и гносеологический редукционизм.

36. Соотношение понятий «онтология» и «картина мира», фундаментальные и региональные онтологии.

Тестовые задания

Слова «Познание умножает скорбь» приписывают:

1. Аристотелю

2. Л. Толстому

3. Соломону

4. У.Шекспиру

 

К числу представителей эмпиризма относятся:

1. Ф.Бэкон и Р.Декарт

2. Дж. Локк, Дж. Беркли, Дж.Юм

3. И.Кант и О. Конт

4. Д. Юм и К. Г.Юнг

 

К представителям рационализма относятся:

1. Дж. Локк и Г.Лейбниц

2. Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц

3. Г.Гегель и А.Шопенгауэр

4. А.Бергсон и Н.Лосский

 

К представителям интуитивизма относятся:

1. И.Кант и Г.Гегель

2. Сократ, Платон, Аристотель

3. Н.Лосский и С.Франк

4. М.Шелер и М.Хайдеггер

 

Трансцендентальную философию развивали:

1. И.Кант и Г.Гуссерль

2. В.Соловьев и Н.Бердяев

3. В.Дильтей и Г.Гадамер

4. Карл Поппер и Людвиг Витгенштейн

 

Особую роль контекста в познании подчеркивали:

1. Платон и Аристотель

2. Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц

3. Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм

4. Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, Г.Гадамер

 

Понятие «практика» играет центральную роль в эпистемологии:

1. И.Канта и Г.Гегеля

2. Демокрита и Эпикура

3. К.Маркса и К.Поппера

4. Г.Гуссерля и М.Хайдеггера

 

Идеализм означает (выберите главное):

1. Веру в Бога

2. Доброжелательное отношение к людям

3. Критический взгляд на мир

4. Признание мышления первопричиной

 

Материализм означает

1. Любовь к жизни

2. Признание мира вечным

3. Признание материи первоначалом

4. Убеждение в познаваемости мира

 

Теизм означает:

1. Веру в совершенство

2. Признание Бога творцом мира

3. Убеждение в познаваемости мира

4. Признание бытия вечным

 

Позитивизм означает:

1. Любовь ко всему хорошему

2. Убеждение в познаваемости только явлений

3. Веру в разум

4. Признание мира в сущности абсурдным

 

Признание опыта основным источником познания – это:

1. Эмпиризм

2. Рационализм

3. Теизм

4. Волюнтаризм

 

Признание интуиции главным элементом познания – это:

1. Трансцендентализм

2. Интуитивизм

3. Рационализм

4. Экзистенциализм

 

Рационализм означает:

1. Любовь к познанию

2. Веру в разум

3. Критическое отношение к жизни

4. Признание человека разумным существом

 

Термин «категория» означает…

 

Соотнесите позиции философов

· Всеобщие формы бытия и мышления · Д.Юм
· Трансцендентальные формы рассудка · И.Кант
· Продукты практического мышления · Г.Гегель
· Результаты опыта · Дж. Дьюи

 

Соотнесите мыслителей по направлениям философии:

· Диалектика

· Н.Бердяев, С.Кьеркегор, Г.Гегель, Г.Гуссерль, В.Дильтей, П.Рикер, М.Шелер, Г.Гадамер, Ф.Шлейермахер, Б.Рассел, Л.Витгенштейн, Р.Декарт.

· Герменевтика
· Феноменология
· Аналитическая философия

 

 

Тезис «Одно и тоже – мысль и бытие» принадлежит:

1. Пармениду

2. Софистам

3. Сократу

4. Аристотелю

 

Тезис о «забвении бытия» в современной философии отстаивал:

1. А.Бергсон

2. Н.Бердяев

3. М.Хайдеггер

4. Б.Рассел

 

Признание науки высшей ценностью – это:

1. Рационализм

2. Эмпиризм

3. Догматизм

4. Сциентизм

 

Представление о служебной функции философии наиболее подходит для:

1. Материалистов

2. Рационалистов

3. Идеалистов



2019-07-03 183 Обсуждений (0)
Шкала оценки устных вопросов для дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Шкала оценки устных вопросов для дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)