Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Онтология и теория познания



2019-07-03 274 Обсуждений (0)
Онтология и теория познания 0.00 из 5.00 0 оценок




ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Русская христианская гуманитарная академия

 

 

Рабочая программа дисциплины

Б1. Б.30 ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

По направлению

ФИЛОСОФИЯ

 

 

Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР

 

Утверждено на заседании кафедры философии, религиоведения и педагогики Протокол № 8 от «24» августа 2018 г.   Зав. кафедрой_________ / Богатырев Д.К./   Утверждено на заседании УМС ____________________________ Протокол № 1 от «28» августа 2018 г. Председатель Совета   ________________ /А.И.Сальников/

 

 

Санкт-Петербург

2018 г.

 

Дисциплина

«ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ»

1. Место дисциплины в структуре ООП: Б1.Б.30. Базовая часть, обязательные дисциплины. Данная дисциплина взаимосвязана со следующими дисциплинами: Философские проблемы конкретно-научных дисциплин и гуманитарного знания, Введение в философию, История философии (по периодам и/или регионам), Систематическая философия.

 

2. Структура и содержание дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа

Дисциплина

(учебные курсы) / семестр

Трудоемкость

Аудиторная нагрузка, часы:

Форма итоговой аттестации / семестр

Всего кредитов /

Из них на экзамен

Всего часов на теоретическое обучение

из них:

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Онтология и теория познания /1 4 144 36 90 (+18) 18 18 - Э/1

3. Перечень планируемых результатов освоения дисциплины: студент должен обладать следующими компетенциями:

· логики (логический анализ естественного языка, классическая логика высказываний и предикатов, основные типы неклассических логик, правдоподобные рассуждения, основные формы и приемы рационального познания)  (ОПК-1).

· способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: онтологии и теории познания (природа философского знания, функции философии, методология философского познания, основные категории философии) (ОПК-2).

Цель учебного курса – сформировать у студента представление об основных школах и тенденциях в классической и современной философии в сфере онтологии и теории познания, а также компетенций для применения полученных знаний в теоретической и практической деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:

Знали:

Умели:

· выявлять особенности решения эпистемологических и онтологических проблем в различные исторические эпохи развития европейской философии – в Античности, Средних веках, Новом времени и современности.

· соотносить гносеологические и онтологические подходы при построении философских систем и картин мира.

· выявлять философско-методологические основания конкретных (положительных) наук и социокультурных стратегий и практик.

Владели:

· понятийным и категориальным аппаратом онтологии и теории познания;

· способами формирования знания человека об окружающей действительности с точки зрения их адекватности, эффективности и результативности.

4. Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

№ п/п

Название темы с кратким содержанием

Виды занятий, часы

Самостоятельная работа, часы

Всего часов

Лекции Практические занятия
1 Тема 1. Структура философского знания. Внутренняя форма и внешнее строение философского знания. Онтология – гносеология – аксиология. Гносеология и эпистемология. Онтология и космология. Онтология как теория сущего и/или теория бытия. Аксиология и этика. Общее и различное в философском знании с искусством, религией, наукой. Особая роль гносеологии. Проблема эпистемологического редукционизма (гносеологизма) в современной философии. 1 1 5 7
2 Тема 2. Основная проблематика и строение курса. От познания к бытию (сущему) и от бытия к познанию: взаимная корреляция гносеологической и онтологической проблематики. Наивный реализм и его критика. Познание как опыт, мышление и интуиция. Три базовые когнитивные модели: эмпиризм, рационализм, интуитивизм. Деривативные (синкретические и синтетические) модели: трансцендентализм, праксеологизм и культурологизм (социоморфизм). 0,5 0,5 5 6
3 Тема 3. Проблема классификации эпистемологических моделей. Структура познания. Проблема классификаций: когнитивные способности, уровни познания, субъект познания, успешность познания. Иерархия и/или взаимодополнительность. Базовые способности – опыт, мышление, интуиция. Варианты иерархических классификаций. Результативность познания: пессимизм (агностицизм) и оптимизм (гностицизм). 0,5 0,5 5 6
4 Тема 4. Опыт и эмпиризм. Концептуализация феномена опыта. Опыт как встреча с сущим. Опыт и опытность. Непосредственность опыта. Опыт и чувственность. Виды опыта: повседневный, жизненный, научный, эстетический, этический, религиозный, мистический, экзистенциальный. Внешний и внутренний опыт. Опыт животных. История понятия. Античность – Средневековье – современность. Классический эмпиризм: Ф.Бэкон, Дж.Локк, Э.Кондильяк, Дж.Беркли, Д.Юм. Онтологические выводы: материализм (примат внешнего чувства над внутренним) и субъективный идеализм (примат внутреннего чувства над внешним). Солипсизм и агностицизм. Полемика с рационализмом. Трансцендентальная философия И.Канта как попытка преодоления эмпиризма и рационализма. Расширение понятия опыта в немецкой классике и после нее. Марксизм, неокантианство, феноменология, позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ. Современные разновидности эмпиризма. Понятие опыта в неопозитивизме и постпозитивизме. Конвенционализм и инструментализм. Внутренняя критическая саморефлексия: У.Куайн о «догматике» эмпиризма. «Мистический эмпиризм» Н.Лосского. Современные онтологические трактовки опыта – А.Бергсон, А.Уайтхед. 1 1 5 7
5 Тема 5. Мышление и рационализм. Понятие мышления. Единое во многом, анализ и синтез, целеполагание. Мышление чувственно-деятельное, образное, отвлеченное (абстрактное), концептуальное, символическое. Широкое (обнаружение единого во многом) и узкое (ratio, выражающее себя в языке) толкования мышления. Рационализм в широком значении (как аксиологическая установка) – вера в разум. Рационализм в узком значении – характерная для Нового времени методологическая и философская позиция, классически выраженная Р.Декартом, Б.Спинозой, Г.Лейбницем. Спор с эмпиризмом. Доминантная онтологическая экспликация – идеализм. Виды идеализма – субъективный, объективный, трансцендентальный, абсолютный. Значение идеализма для философии. Современные психология и теории управления о видах интеллекта – теоретический, социальный, эмоциональный, духовный. 1 1 5 7
6 Тема 6. Интуиция и интуитивизм. Проблема определения сущности интуиции в философии. Свойство непосредственного усмотрения. Способность схватывания целого при неданности полной суммы фрагментов. Интуиция как основание для мышления во всеобщих понятиях (терминах). Интуиция как составляющая компонента в эмпиризме и рационализме. Интуиция – открытие – откровение. Интуитивизм в ХХ столетии – А.Бергсон, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, М.Шелер. Виды интуиции – чувственная, интеллектуальная, мистическая (согласно Н.Лосскому). Духовно-эмоциональная интуиция как основа ценностного выбора в аксиологии М.Шелера. Эпистемологический и метафизический интуитивизм. Онтологические экспликации: метафизическая целостность мироздания (мировая душа, София), личность (теизм, персонализм). 1 1 5 7
7 Тема 7. Трансцендентализм. Значение термина до и после Канта. Трансцендентальное как совокупность неосознаваемых условий возможности явления. Кантовский синтез эмпиризма и рационализма: апостериорное, априорное и трансцендентальное на чувственной и рациональной ступенях познания; трансцендентальное в этике и эстетике. «Практический разум» как прообраз духовно-эмоционального интеллекта. Отношение Канта к интуиции, отказ от онтологии. Онтологический трансцендентализм И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля. О.Либман: «Назад к Канту». Неокантианство. Его школы и основные идеи. Неокантианство и философия жизни. Науки о природе и науки о духе. Трансцендентальная феноменология Э.Гуссерля как попытка преодоления кантианства и гегелианства. Развитие трансцендентализма в феноменологии М.Шелера (учение о ценностях как трансцендентальных идеях морального сознания), Н.Гартмана (ценности в этике и эстетике) и М.Хайдеггера (экзистенциалы как категории духовного опыта). Трансцендентализм и психоанализ. Онтологические экспликации: разновидности идеализма. 1 1 6 8
8 Тема 8. Праксеологические доктрины. Понятие практики в марксизме и прагматизме. Практика – процессуально истолкованный коллективный опыт. Значение принципов развития и эволюции. Обслуживающая (инструментальная, функциональная) роль мышления. Непроясненность фактора интуиции. Коллективистские и индивидуалистские акценты в марксизме и прагматизме. Прагматизм и позитивизм. 1 1 4 6
9 Тема 9. Культуроцентричные и социокультурные модели. Контекст как важнейшая детерминанта познания. Философия духа Гегеля. Марксизм. Понимающая социология Вебера и объясняющая социология Э.Дюркгейма. Позитивизм О.Конта, Э.Спенсера, постпозитивистская философия и социология науки Т.Куна, К.Поппера, И.Лакатоса, Л.Фейерабенда. Философия жизни и герменевтика (Л.Шлейермахер, В.Дильтей, Г.Гадамер). Науки о природе и науки о духе в интерпретации В.Дильтея. Философия культуры (Э.Кассирер, О.Шпенглер). Структурализм и постструктурализм. «Языковые игры» Л.Витгенштейна. Представления о «теоретической нагруженности» опыта (эксперимента) и социокультурной обусловленности мышления. Соединение принципа обусловленности контекстом и софистической максимы о человеке как мере всех вещей в постмодернизме. 1 1 4 6
10 Тема 10. Онтологические выводы из абсолютизации опыта. Материализм, субъективный идеализм и позитивизм. Материализм как субстанционализация внешнего чувственного опыта. Метафизический материализм как превращенная форма пантеизма. Внезаконность субстанционалистской интерпретации материи с точки зрения последовательного эмпиризма. Скептическая критика догматического (метафизического, пантеистического) материализма. Значение веры. Субъективный идеализм: самоочевидность «Я» и проблема его субстанциональности (Дж.Беркли и Д.Юм). Развитие понятия опыта в позитивизме как основа для построения онтологии явлений (научный материализм). 1 1 5 7
11 Тема 11. Онтологические выводы из абсолютизации мышления: идеализм. Виды идеализма: субъективный, объективный, трансцендентальный, абсолютный. Объективный идеализм как онтологический рационализм. Гегель: «Хвала Анаксагору, который первый сказал, что разум правит миром». Единство и разнообразие идеалистических онтологий. Мистические, спекулятивные, эстетические, этические акценты и элементы в идеалистических онтологиях. Уязвимые точки идеализма. Панлогизм и онтотеология Гегеля. Иррационалистические альтернативы: волюнтаризм, нигилизм и контингентно-стохастические модели. Метаиррационалистические и металогические подходы. 1 1 4 6
12 Тема 12. Онтологические выводы из абсолютизации интуиции. Принцип металогической целостности мироздания. Образный и символический язык выражения ключевых онтологических интуиций («Amor» Фичино, «чистая длительность» Бергсона, София и т.д.). Различные версии мистицизма, теизма, персонализма. 1 1 4 6
13 Тема 13. Проблема успешности познания. «Основной вопрос философии», две его стороны. Оптимистическая и пессимистическая гносеологии: гностицизм и агностицизм. Проблематичность тотального агностицизма. Неисключимость предположения о полноте познания как возможной перспективе (Декарт, Спиноза, Гегель). Агностицизм на эмпирической основе – Юм, позитивисты. Агностицизм на рационалистической основе – И. Кант. «Трансцендентально-феноменологическое эпохэ» Э. Гуссерля. Особенности праксеологического агностицизма. Конвенционалистские и инструменталистские теории истины. Неопозитивизм и теория «языковых игр» Витгенштейна. Умеренный агностицизм постпозитивистов (Т. Кун, К. Поппер). Религиозный агностицизм. 1 1 5 7
14 Тема 14. Особая роль категорий в познании. Понятие категорий. Эмпиризм и позитивизм: абстракции человеческого ума. Идеализм: всеобщие формы мышления и бытия. Теизм: базовые характеристики тварного сущего. Версия Аристотеля. Версия Канта. Онтотеология Гегеля. Категории мышления, категории культуры, категории философии. 0,5 0,5 4 5
15 Тема 15. Основные категории философии. Исторические подходы к классификации и систематизации категорий. Первый опыты осмысления категорий от Парменида до Платона: бытие и небытие, тождество и различие, единое и многое, покой и движение. Роль Аристотеля. Триадный подход: бытие – ничто – становление; качество – количество – мера; тождество – различие – противоречие – основание; материя – форма – содержание; причина – следствие – субстанция; субстанция – акциденция – вещь; сущность – явление – действительность; единичное – особое – всеобщее; пространство – время – вечность. 0,5 0,5 4 5
16 Тема 16. Основные методологические направления современной философии. Современность и история, относительность новаций в области метафизического познания. Историзм современного философского дискурса. Важнейшие стимулирующие факторы: изменение картины мира и откровение. Переоценка роли субъекта. Диалектика, феноменология, герменевтика – основные методологические стратегии метафизики, их эпистемологические, онтологические и аксиологические измерения. 1 1 4 6
17 Тема 17. Диалектика. Ключевые термины и понятия. Диалектика субъективная и объективная. Диалектика и софистика. Диалектика как искусство дискуссии (Сократ, схоласты: sic et no, pro et contra). Кант: диалектика как трансцендентальная видимость. Диалектика как суть бытия и «сердце духа» - Платон, Кузанец, Гегель, Бердяев. Концептуализация методологического арсенала диалектики Гегелем. Принципы единства логического и исторического, восхождения от абстрактного к конкретному и оборачивания метода. Популяризация диалектической методологии в советской философии. Секуляризация диалектики: Маркс, А. Кожев, Адорно. Экзистенциальная диалектика: С. Кьеркегор, Л.Шестов и Н. Бердяев. Диалектическая теология: К. Барт, П. Тиллих. 1 1 4 6
18 Тема 18. Феноменология. Проект Э. Гуссерля. Предпосылки: платонизм, принцип Cogito, трансцендентальный идеализм, позитивизм, психоанализ. Антипсихологизм Гуссерля. Понятие феномена: попытка преодолеть Канта и Гегеля. Естественная установка и трансцендентальная редукция. Принцип воздержания от экзистенциальных суждений. Интенциональная жизнь сознания, созерцание сущностей и маргинальные влияния. Дескриптивность. Метафизическая и методологическая судьба феноменологических идей. 1 1 4 6
19 Тема 19. Герменевтика. Герменевтика как метод и самостоятельный метафизический проект Нового времени. Герменевтика как метод теологии. Новоевропейская трансформация: гуманисты и просветители, реформаторы и протестанты. Библейская критика и библеистика как позитивная наука. Онтологическое понимание герменевтики: мир как текст. Схоласты. Ф. Шлейермахер. Неокантианство и философия жизни. В. Дильтей. Вживание – сочувствие – понимание – интерпретация. Проект фундаментальной онтологии М.Хайдеггера: толкование бытия через феноменологическое понимание экзистенции. «Шифры» бытия по К. Ясперсу. Концепция Г. Гадамера. «Языковые игры» Л. Витгенштейна. Герменевтический круг. Текст, контекст и гипертекст. Постмодернизм. 1 1 4 6
20 Тема 20. Аналитическая философия. Истоки и современное состояние аналитической философии. Эмпиризм – позитивизм – неопозитивизм – постпозитивизм. Критический рационализм. Континентальный рационализм от Аристотеля до Канта. Основоположники: Дж.Мур и Б.Рассел. Аналитическая философия как «неосхоластика». Значение эмиграции в США накануне и после Второй Мировой Войны. Современное состояние аналитической традиции. 1 1 4 6

Итого:

18 18 90 126

Интерактивные формы работы в период проведения лекционных и практических занятий:

Темы 10-12. Проведение диспута на тему преимуществ и особенностей онтологических стратегий и картин мира – материализм, идеализм, иррационализм, позитивизм, теизм.

Тема 13 – Проведение ролевой игры на тему успешности и результативности познания, исходя из базовых и деривативных эпистемологических моделей.

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:

(Приводятся виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля, дается учебно-методическое обеспечение (возможно в виде ссылок) самостоятельной работы по отдельным разделам дисциплины. Указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др.)

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. Место онтологии и гносеологии в системе философского знания   Анализ соотношения внутренней формы и внешней конфигурации философского знания. Выявление онтологических и аксиологических элементов в составе близких к философии духовных практик – религии, искусства, науки. Соотнесение понятий онтология - картина мира, аксиология – мировоззрение, познание – гносеология, гнозис и эпистемэ. Изучение исторических предпосылок формирования триадной структуры философского знания и современных трактовок. Обозначение особого статуса гносеологии в составе современного философского дискурса. 12
2. Опыт и эмпиризм Выявление основных значений понятия «опыт». Анализ видов опыта. Обзор эволюции понятия «опыт», фиксация ключевых элементов современного дискурса. Анализ эмпиризма в его умеренной и радикальной версиях. Анализ сильных и уязвимых сторон эмпиризма. Осмысление потенциальных онтологических экспликаций эмпиризма. Сопоставление эмпиризма с релятивизмом, скептицизмом, агностицизмом. Обзор современных версий эмпиризма. 12
3. Мышление и рационализм Выявление базовых характеристик мышления на материале античной философии и их современных корреляций. Анализ современных философско-психологических представлений о разновидностях интеллекта и истории умственного развития человека. Выявление онтологических корреляций психологическим и эпистемологическим концепциям интеллекта. Анализ проблемы соотношения разума и веры. Анализ картин мира, вырастающих из веры в разумность бытия. Различение рационализма в расширительно-мировоззренческом и узко-методологическом значениях. Анализ аргументации эмпириков и рационалистов Нового времени. Обзор синтеза рационалистических и эмпирических подходов, предпринятого Кантом, и проблематики постклассической философии. 12
4. Интуиция и интуитивизм Анализ основных значений термина «интуиция». Изучение вопроса о неустранимости интуитивного фактора из познании и о невозможности однозначного доказательства его наличия. Обзор взглядов классиков эмпиризма и рационализма на интуитивное познание. Соотнесение понятий: интуиция – открытие – откровение. Интуиция и вера. Анализ уязвимых сторон интуитивистских доктрин. 12
5. Общий обзор деривативных эпистемологических моделей: трансценденталистской, праксеологической, контекстной. Анализ сущности трансценденталистского поворота, совершенного Кантом. Обзор основных линий развития трансцендентальной философии и ее влияния на культуру – Гегель, Гуссерль, Юнг, Шелер, Хайдеггер. Анализ понятия практики как процессуально истолкованного коллективного опыта. Обзор контекстных моделей – социоморфных, культурологических, психологических. 12
6. Проблема результативности познания. Анализ пессимистических и оптимистических вариантов. Критика наивного реализма. Обзор скептических аргументов и ранжирование агностицизма по степени радикальности. Соотнесение оптимистических и пессимистических решений с эпистемологическими моделями. 12
7. Основные категории философии Выявление роли категорий в структуре мышления. Анализ основных категорий и проблема их систематизации. Изучение вопроса об онтологическом статусе категорий и обзор вариантов его решения. Рассмотрение вопроса о видах категорий – логические, аксиологические, экзистенциальные, универсалии культуры. Выявление роли категорий в построении онтологий и картин мира. 12
8. Типы онтологий   Выявление роли категорий, интуиции, социальной практики и культурного контекста в построении картины мира. Анализ основных онтологических стратегий – материализма, идеализма, рационализма, позитивизма, теизма. Обозначение базовых и деривативных онтологических моделей. 12
9. Основные методологические направления современной философии. Анализ основных исторических форм диалектики и значение этого термина. Обзор герменевтической традиции, обозначение узких и широких трактовок понятия «контекст». Обзор истории термина «феномен» и ключевых современных трактовок. Сопоставление понятий «анализ» и «аналитический метод», «аналитическая философия» и «аналитическая традиция». 12

Итого:

108

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины и ресурсы информационно-телекоммуникативной сети «Интернет»:

Основная литература

 

  1. Богатырев Д.К. Мышление и откровение, СПб.: РХГА, 2017. – 446 с.

 

Дополнительная литература (в скобках указываются номера тем)

1. Аналитическая философия: учебное пособие / А. Л. Блинов, В. А. Ладов, М. В. Лебедев и др., под ред. М. В. Лебедева и А. З. Черняка. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2006. - 621 с. (Т. 20).

2. Аристотель. Метафизика. / Сочинения в четырех томах. - Том 1 - М.: Мысль, 1976. - С. 65-367. (Т.14-15):

3. Аристотель. Категории. / Сочинения в четырех томах. - Том 2. – М.: Мысль, 1978. - С.61. (Т. 5, 6, 11).

4. Авенариус Р. Критика чистого опыта. М.: ЛКИ, 2014. – 224 с. (Т. 4, 7).

5. Ахутин А.В. Тяжба о бытии. – М., 1997. (Т. 2; 10-12).

6. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Академический проект, 2015. – 320 с. (Т.6, 12).

7. Бергсон А. Избранное. Сознание и жизнь. М.: РОССПЭН, 2010 – 400 с. (Т.6, 12).

8. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания. М.: Академический проект, 2016. – 560 с. (Т. 4, 10).

9. Бибихин В.В. Другое начало. – СПб.: Наука, 2003. (Весь курс)

10. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Аст, 2018. – 160 с. (Т. 4, 10, 13, 19, 20).

11. Гадамер Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988 – 704 с. (Т. 9,19)

12. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века. – М.: Республика, 1997. (Т. 2; 10-12; 14-20).

13. Гартман Н. К основоположению онтологии. – СПб., 2003. (Т. 14-20).

14. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - СПб: Наука, 2007. (Весь курс).

15. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М.: Аст, 2018. 912 с. (Т. 5, 6, 11, 13).

16. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза: Пер. с франц. – М.: ПЕР СЭ, 2001. (Т. 4; 16-20).

17. Дильтей В. Введение в науки о духе. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. 762 с. (Т. 9, 19).

18. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Академический проект, 2017. – 416 с. (Т. 4, 6, 8).

19. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: изд-во МГУ, 1986. (Т. 2, 10-12, 14, 15).

20. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального. – М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. (Т. 14-20).

21. Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. М.: «Современные тетради», 2004.- 647 с. (Весь курс).

22. Иванов А.В., Иванов А.А., Миронов В. В. Онтология и теория познания. – М. Гардарики, 2005. (весь курс)

23. Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2016. – 736 с. (Т.7)

24. Касавин И.Т. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М.: Политиздат, 1990. — 464 с. (Т. 16-20).

25. Киссель М.А. Судьба старой дилеммы: Рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века. М.: Мысль, 1974. – 277 с. (Т. 4-5, 16-20).

26. Кун Т. Структура научных революций. М.: Aст, 2003. — 605 с. (Т. 4, 8, 9, 13, 20).

27. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении. / Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1983. – 686 с. (т. 4, 5).

28. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. / Сочинения в 3-х т. Т.1. М.: Мысль, 1985. - 621с. (Т. 4, 5).

29. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Правда, 1990. (Весь курс).

30. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995.— 400 с. (т. 6, 12, 13).

31.        Михайлов А.А Современная философия и герменевтика. Минск: Университетское издательство, 1984. – 192 с. (т. 9, 19)

32. Никоненко С.В. Историко-философские источники курса «Онтология и теория познания». – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. (Весь курс).

33. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Эдиториал УРСС, 2004. - 328 с., (т. 9, 19).

34. Перспективы метафизики: Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. – СПб.: Алетейа, 2000.

35. Платон. Теэтет. (Т. 5, 11, 14).

36. Поппер К. Логика научного исследования. М.: Республика, 2004. – 447 с. (Т. 8, 9, 13, 16, 20).

37. Полани М. Личностное знание. – М.: Прогресс, 1985. – 344 с. (Т. 8, 13, 16, 20).

38. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Канон-пресс, 2002. - 624с. (Т.9, 19).

39. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.: Искусство, 1996. 270 с. (Т. 9, 19)

40. Романенко Ю.М. Бытие и естество. Онтология и метафизика как типы философского знания. – СПб.: Алетейя, 2003. — 779 с.

41. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. М.: "Мысль", 1988. Т. 2, с. 140-288. (весь курс).

42. Тулмин Ст. Человеческое понимание

43. Файл формата ZIP размером 619,51 КБ содержит документ формата DOC

44. Добавлен пользователем Анна, дата добавления неизвестна Отредактирован 04.09.10 01:46

45. Тулмин С. Человеческое понимание. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. П. Е. Сивоконя. – М.: Прогресс. 1984. – 327 с.

46. Фейерабенд П. Против метода // Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

47. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой; Вступительная статья Н.С. Автономовой. – СПб.: A-cad, 1994. (Т. 16-20).

48. Хайдеггер М. Бытие и время. — М.: Академический Проект, 2013. (Т. 7, 18, 19).

49. Хилл Т.И. Современные теории познания. М.: Прогресс, 1965.- 533 с. (Т. 16-20).

50. Шелер М. Ordo amoris / М.: Издательство «Гнозис», 1994. - 490 с. (Т. 6, 7, 18).

51. Юм Д. Исследование о человеческом познании / Сочинения в 2-х тт. — Т.2. — М., 1996. (Т. 7, 5, 13, 20).

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. Библиотека текстов гуманитарных наук: «Гумер» http://www.gumer.info
  2. Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru/
  3. Портал «Философия в России». Содержит обширную библиотеку, а также разделы: Справочники, учебники; Сетевые энциклопедии; Программы курсов; Госстандарты; Философские организации и центры: http://www.philosophy.ru
  4. Цифровая библиотека по философии: http://filosof.historic.ru
  5. Портал журнала «Эпистемология и философия науки» http://iph.ras.ru/journal.htm
  6. Вестник гуманитарной науки РГГУ http://vestnik.rsuh.ru/
  7. Научно-информационный ресурс «Философская энциклопедия» http://summa.rhga.ru/

 

г) программное обеспечение: Microsoft Office (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point), Windows Movie Maker, Nero, видеофайлы AVI, DVD и т.д.

 

г) электронно-библиотечные системы (ЭБС):

№ п/п Дисциплина Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме Доступность

 

Онтология и теория познания

http://www.biblioclub.ru Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
https://www.biblio-online.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Юрайт». Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Лекционные занятия: аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук

Практические занятия: аудитория, оснащенная компьютером/ноутбуком; пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы)



2019-07-03 274 Обсуждений (0)
Онтология и теория познания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Онтология и теория познания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)