Онтология и теория познания
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Русская христианская гуманитарная академия
Рабочая программа дисциплины Б1. Б.30 ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА По направлению ФИЛОСОФИЯ
Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР
Санкт-Петербург 2018 г.
Дисциплина «ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ» 1. Место дисциплины в структуре ООП: Б1.Б.30. Базовая часть, обязательные дисциплины. Данная дисциплина взаимосвязана со следующими дисциплинами: Философские проблемы конкретно-научных дисциплин и гуманитарного знания, Введение в философию, История философии (по периодам и/или регионам), Систематическая философия.
2. Структура и содержание дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа Дисциплина (учебные курсы) / семестр |
Трудоемкость | Аудиторная нагрузка, часы: |
Форма итоговой аттестации / семестр | |||||||||||||||||
Всего кредитов / Из них на экзамен |
Всего часов на теоретическое обучение | из них: |
Лекции |
Практические занятия |
Лабораторные занятия | |||||||||||||||
Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||
Онтология и теория познания /1 | 4 | 144 | 36 | 90 (+18) | 18 | 18 | - | Э/1 |
3. Перечень планируемых результатов освоения дисциплины: студент должен обладать следующими компетенциями:
· логики (логический анализ естественного языка, классическая логика высказываний и предикатов, основные типы неклассических логик, правдоподобные рассуждения, основные формы и приемы рационального познания) (ОПК-1).
· способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: онтологии и теории познания (природа философского знания, функции философии, методология философского познания, основные категории философии) (ОПК-2).
Цель учебного курса – сформировать у студента представление об основных школах и тенденциях в классической и современной философии в сфере онтологии и теории познания, а также компетенций для применения полученных знаний в теоретической и практической деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:
Знали:
Умели:
· выявлять особенности решения эпистемологических и онтологических проблем в различные исторические эпохи развития европейской философии – в Античности, Средних веках, Новом времени и современности.
· соотносить гносеологические и онтологические подходы при построении философских систем и картин мира.
· выявлять философско-методологические основания конкретных (положительных) наук и социокультурных стратегий и практик.
Владели:
· понятийным и категориальным аппаратом онтологии и теории познания;
· способами формирования знания человека об окружающей действительности с точки зрения их адекватности, эффективности и результативности.
4. Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:
№ п/п | Название темы с кратким содержанием |
Виды занятий, часы |
Самостоятельная работа, часы |
Всего часов | |
Лекции | Практические занятия | ||||
1 | Тема 1. Структура философского знания. Внутренняя форма и внешнее строение философского знания. Онтология – гносеология – аксиология. Гносеология и эпистемология. Онтология и космология. Онтология как теория сущего и/или теория бытия. Аксиология и этика. Общее и различное в философском знании с искусством, религией, наукой. Особая роль гносеологии. Проблема эпистемологического редукционизма (гносеологизма) в современной философии. | 1 | 1 | 5 | 7 |
2 | Тема 2. Основная проблематика и строение курса. От познания к бытию (сущему) и от бытия к познанию: взаимная корреляция гносеологической и онтологической проблематики. Наивный реализм и его критика. Познание как опыт, мышление и интуиция. Три базовые когнитивные модели: эмпиризм, рационализм, интуитивизм. Деривативные (синкретические и синтетические) модели: трансцендентализм, праксеологизм и культурологизм (социоморфизм). | 0,5 | 0,5 | 5 | 6 |
3 | Тема 3. Проблема классификации эпистемологических моделей. Структура познания. Проблема классификаций: когнитивные способности, уровни познания, субъект познания, успешность познания. Иерархия и/или взаимодополнительность. Базовые способности – опыт, мышление, интуиция. Варианты иерархических классификаций. Результативность познания: пессимизм (агностицизм) и оптимизм (гностицизм). | 0,5 | 0,5 | 5 | 6 |
4 | Тема 4. Опыт и эмпиризм. Концептуализация феномена опыта. Опыт как встреча с сущим. Опыт и опытность. Непосредственность опыта. Опыт и чувственность. Виды опыта: повседневный, жизненный, научный, эстетический, этический, религиозный, мистический, экзистенциальный. Внешний и внутренний опыт. Опыт животных. История понятия. Античность – Средневековье – современность. Классический эмпиризм: Ф.Бэкон, Дж.Локк, Э.Кондильяк, Дж.Беркли, Д.Юм. Онтологические выводы: материализм (примат внешнего чувства над внутренним) и субъективный идеализм (примат внутреннего чувства над внешним). Солипсизм и агностицизм. Полемика с рационализмом. Трансцендентальная философия И.Канта как попытка преодоления эмпиризма и рационализма. Расширение понятия опыта в немецкой классике и после нее. Марксизм, неокантианство, феноменология, позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ. Современные разновидности эмпиризма. Понятие опыта в неопозитивизме и постпозитивизме. Конвенционализм и инструментализм. Внутренняя критическая саморефлексия: У.Куайн о «догматике» эмпиризма. «Мистический эмпиризм» Н.Лосского. Современные онтологические трактовки опыта – А.Бергсон, А.Уайтхед. | 1 | 1 | 5 | 7 |
5 | Тема 5. Мышление и рационализм. Понятие мышления. Единое во многом, анализ и синтез, целеполагание. Мышление чувственно-деятельное, образное, отвлеченное (абстрактное), концептуальное, символическое. Широкое (обнаружение единого во многом) и узкое (ratio, выражающее себя в языке) толкования мышления. Рационализм в широком значении (как аксиологическая установка) – вера в разум. Рационализм в узком значении – характерная для Нового времени методологическая и философская позиция, классически выраженная Р.Декартом, Б.Спинозой, Г.Лейбницем. Спор с эмпиризмом. Доминантная онтологическая экспликация – идеализм. Виды идеализма – субъективный, объективный, трансцендентальный, абсолютный. Значение идеализма для философии. Современные психология и теории управления о видах интеллекта – теоретический, социальный, эмоциональный, духовный. | 1 | 1 | 5 | 7 |
6 | Тема 6. Интуиция и интуитивизм. Проблема определения сущности интуиции в философии. Свойство непосредственного усмотрения. Способность схватывания целого при неданности полной суммы фрагментов. Интуиция как основание для мышления во всеобщих понятиях (терминах). Интуиция как составляющая компонента в эмпиризме и рационализме. Интуиция – открытие – откровение. Интуитивизм в ХХ столетии – А.Бергсон, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, М.Шелер. Виды интуиции – чувственная, интеллектуальная, мистическая (согласно Н.Лосскому). Духовно-эмоциональная интуиция как основа ценностного выбора в аксиологии М.Шелера. Эпистемологический и метафизический интуитивизм. Онтологические экспликации: метафизическая целостность мироздания (мировая душа, София), личность (теизм, персонализм). | 1 | 1 | 5 | 7 |
7 | Тема 7. Трансцендентализм. Значение термина до и после Канта. Трансцендентальное как совокупность неосознаваемых условий возможности явления. Кантовский синтез эмпиризма и рационализма: апостериорное, априорное и трансцендентальное на чувственной и рациональной ступенях познания; трансцендентальное в этике и эстетике. «Практический разум» как прообраз духовно-эмоционального интеллекта. Отношение Канта к интуиции, отказ от онтологии. Онтологический трансцендентализм И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля. О.Либман: «Назад к Канту». Неокантианство. Его школы и основные идеи. Неокантианство и философия жизни. Науки о природе и науки о духе. Трансцендентальная феноменология Э.Гуссерля как попытка преодоления кантианства и гегелианства. Развитие трансцендентализма в феноменологии М.Шелера (учение о ценностях как трансцендентальных идеях морального сознания), Н.Гартмана (ценности в этике и эстетике) и М.Хайдеггера (экзистенциалы как категории духовного опыта). Трансцендентализм и психоанализ. Онтологические экспликации: разновидности идеализма. | 1 | 1 | 6 | 8 |
8 | Тема 8. Праксеологические доктрины. Понятие практики в марксизме и прагматизме. Практика – процессуально истолкованный коллективный опыт. Значение принципов развития и эволюции. Обслуживающая (инструментальная, функциональная) роль мышления. Непроясненность фактора интуиции. Коллективистские и индивидуалистские акценты в марксизме и прагматизме. Прагматизм и позитивизм. | 1 | 1 | 4 | 6 |
9 | Тема 9. Культуроцентричные и социокультурные модели. Контекст как важнейшая детерминанта познания. Философия духа Гегеля. Марксизм. Понимающая социология Вебера и объясняющая социология Э.Дюркгейма. Позитивизм О.Конта, Э.Спенсера, постпозитивистская философия и социология науки Т.Куна, К.Поппера, И.Лакатоса, Л.Фейерабенда. Философия жизни и герменевтика (Л.Шлейермахер, В.Дильтей, Г.Гадамер). Науки о природе и науки о духе в интерпретации В.Дильтея. Философия культуры (Э.Кассирер, О.Шпенглер). Структурализм и постструктурализм. «Языковые игры» Л.Витгенштейна. Представления о «теоретической нагруженности» опыта (эксперимента) и социокультурной обусловленности мышления. Соединение принципа обусловленности контекстом и софистической максимы о человеке как мере всех вещей в постмодернизме. | 1 | 1 | 4 | 6 |
10 | Тема 10. Онтологические выводы из абсолютизации опыта. Материализм, субъективный идеализм и позитивизм. Материализм как субстанционализация внешнего чувственного опыта. Метафизический материализм как превращенная форма пантеизма. Внезаконность субстанционалистской интерпретации материи с точки зрения последовательного эмпиризма. Скептическая критика догматического (метафизического, пантеистического) материализма. Значение веры. Субъективный идеализм: самоочевидность «Я» и проблема его субстанциональности (Дж.Беркли и Д.Юм). Развитие понятия опыта в позитивизме как основа для построения онтологии явлений (научный материализм). | 1 | 1 | 5 | 7 |
11 | Тема 11. Онтологические выводы из абсолютизации мышления: идеализм. Виды идеализма: субъективный, объективный, трансцендентальный, абсолютный. Объективный идеализм как онтологический рационализм. Гегель: «Хвала Анаксагору, который первый сказал, что разум правит миром». Единство и разнообразие идеалистических онтологий. Мистические, спекулятивные, эстетические, этические акценты и элементы в идеалистических онтологиях. Уязвимые точки идеализма. Панлогизм и онтотеология Гегеля. Иррационалистические альтернативы: волюнтаризм, нигилизм и контингентно-стохастические модели. Метаиррационалистические и металогические подходы. | 1 | 1 | 4 | 6 |
12 | Тема 12. Онтологические выводы из абсолютизации интуиции. Принцип металогической целостности мироздания. Образный и символический язык выражения ключевых онтологических интуиций («Amor» Фичино, «чистая длительность» Бергсона, София и т.д.). Различные версии мистицизма, теизма, персонализма. | 1 | 1 | 4 | 6 |
13 | Тема 13. Проблема успешности познания. «Основной вопрос философии», две его стороны. Оптимистическая и пессимистическая гносеологии: гностицизм и агностицизм. Проблематичность тотального агностицизма. Неисключимость предположения о полноте познания как возможной перспективе (Декарт, Спиноза, Гегель). Агностицизм на эмпирической основе – Юм, позитивисты. Агностицизм на рационалистической основе – И. Кант. «Трансцендентально-феноменологическое эпохэ» Э. Гуссерля. Особенности праксеологического агностицизма. Конвенционалистские и инструменталистские теории истины. Неопозитивизм и теория «языковых игр» Витгенштейна. Умеренный агностицизм постпозитивистов (Т. Кун, К. Поппер). Религиозный агностицизм. | 1 | 1 | 5 | 7 |
14 | Тема 14. Особая роль категорий в познании. Понятие категорий. Эмпиризм и позитивизм: абстракции человеческого ума. Идеализм: всеобщие формы мышления и бытия. Теизм: базовые характеристики тварного сущего. Версия Аристотеля. Версия Канта. Онтотеология Гегеля. Категории мышления, категории культуры, категории философии. | 0,5 | 0,5 | 4 | 5 |
15 | Тема 15. Основные категории философии. Исторические подходы к классификации и систематизации категорий. Первый опыты осмысления категорий от Парменида до Платона: бытие и небытие, тождество и различие, единое и многое, покой и движение. Роль Аристотеля. Триадный подход: бытие – ничто – становление; качество – количество – мера; тождество – различие – противоречие – основание; материя – форма – содержание; причина – следствие – субстанция; субстанция – акциденция – вещь; сущность – явление – действительность; единичное – особое – всеобщее; пространство – время – вечность. | 0,5 | 0,5 | 4 | 5 |
16 | Тема 16. Основные методологические направления современной философии. Современность и история, относительность новаций в области метафизического познания. Историзм современного философского дискурса. Важнейшие стимулирующие факторы: изменение картины мира и откровение. Переоценка роли субъекта. Диалектика, феноменология, герменевтика – основные методологические стратегии метафизики, их эпистемологические, онтологические и аксиологические измерения. | 1 | 1 | 4 | 6 |
17 | Тема 17. Диалектика. Ключевые термины и понятия. Диалектика субъективная и объективная. Диалектика и софистика. Диалектика как искусство дискуссии (Сократ, схоласты: sic et no, pro et contra). Кант: диалектика как трансцендентальная видимость. Диалектика как суть бытия и «сердце духа» - Платон, Кузанец, Гегель, Бердяев. Концептуализация методологического арсенала диалектики Гегелем. Принципы единства логического и исторического, восхождения от абстрактного к конкретному и оборачивания метода. Популяризация диалектической методологии в советской философии. Секуляризация диалектики: Маркс, А. Кожев, Адорно. Экзистенциальная диалектика: С. Кьеркегор, Л.Шестов и Н. Бердяев. Диалектическая теология: К. Барт, П. Тиллих. | 1 | 1 | 4 | 6 |
18 | Тема 18. Феноменология. Проект Э. Гуссерля. Предпосылки: платонизм, принцип Cogito, трансцендентальный идеализм, позитивизм, психоанализ. Антипсихологизм Гуссерля. Понятие феномена: попытка преодолеть Канта и Гегеля. Естественная установка и трансцендентальная редукция. Принцип воздержания от экзистенциальных суждений. Интенциональная жизнь сознания, созерцание сущностей и маргинальные влияния. Дескриптивность. Метафизическая и методологическая судьба феноменологических идей. | 1 | 1 | 4 | 6 |
19 | Тема 19. Герменевтика. Герменевтика как метод и самостоятельный метафизический проект Нового времени. Герменевтика как метод теологии. Новоевропейская трансформация: гуманисты и просветители, реформаторы и протестанты. Библейская критика и библеистика как позитивная наука. Онтологическое понимание герменевтики: мир как текст. Схоласты. Ф. Шлейермахер. Неокантианство и философия жизни. В. Дильтей. Вживание – сочувствие – понимание – интерпретация. Проект фундаментальной онтологии М.Хайдеггера: толкование бытия через феноменологическое понимание экзистенции. «Шифры» бытия по К. Ясперсу. Концепция Г. Гадамера. «Языковые игры» Л. Витгенштейна. Герменевтический круг. Текст, контекст и гипертекст. Постмодернизм. | 1 | 1 | 4 | 6 |
20 | Тема 20. Аналитическая философия. Истоки и современное состояние аналитической философии. Эмпиризм – позитивизм – неопозитивизм – постпозитивизм. Критический рационализм. Континентальный рационализм от Аристотеля до Канта. Основоположники: Дж.Мур и Б.Рассел. Аналитическая философия как «неосхоластика». Значение эмиграции в США накануне и после Второй Мировой Войны. Современное состояние аналитической традиции. | 1 | 1 | 4 | 6 |
Итого: | 18 | 18 | 90 | 126 |
Интерактивные формы работы в период проведения лекционных и практических занятий:
Темы 10-12. Проведение диспута на тему преимуществ и особенностей онтологических стратегий и картин мира – материализм, идеализм, иррационализм, позитивизм, теизм.
Тема 13 – Проведение ролевой игры на тему успешности и результативности познания, исходя из базовых и деривативных эпистемологических моделей.
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:
(Приводятся виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля, дается учебно-методическое обеспечение (возможно в виде ссылок) самостоятельной работы по отдельным разделам дисциплины. Указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др.)
Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:
№ п/п | Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов | Количество часов |
1. | Место онтологии и гносеологии в системе философского знания | Анализ соотношения внутренней формы и внешней конфигурации философского знания. Выявление онтологических и аксиологических элементов в составе близких к философии духовных практик – религии, искусства, науки. Соотнесение понятий онтология - картина мира, аксиология – мировоззрение, познание – гносеология, гнозис и эпистемэ. Изучение исторических предпосылок формирования триадной структуры философского знания и современных трактовок. Обозначение особого статуса гносеологии в составе современного философского дискурса. | 12 |
2. | Опыт и эмпиризм | Выявление основных значений понятия «опыт». Анализ видов опыта. Обзор эволюции понятия «опыт», фиксация ключевых элементов современного дискурса. Анализ эмпиризма в его умеренной и радикальной версиях. Анализ сильных и уязвимых сторон эмпиризма. Осмысление потенциальных онтологических экспликаций эмпиризма. Сопоставление эмпиризма с релятивизмом, скептицизмом, агностицизмом. Обзор современных версий эмпиризма. | 12 |
3. | Мышление и рационализм | Выявление базовых характеристик мышления на материале античной философии и их современных корреляций. Анализ современных философско-психологических представлений о разновидностях интеллекта и истории умственного развития человека. Выявление онтологических корреляций психологическим и эпистемологическим концепциям интеллекта. Анализ проблемы соотношения разума и веры. Анализ картин мира, вырастающих из веры в разумность бытия. Различение рационализма в расширительно-мировоззренческом и узко-методологическом значениях. Анализ аргументации эмпириков и рационалистов Нового времени. Обзор синтеза рационалистических и эмпирических подходов, предпринятого Кантом, и проблематики постклассической философии. | 12 |
4. | Интуиция и интуитивизм | Анализ основных значений термина «интуиция». Изучение вопроса о неустранимости интуитивного фактора из познании и о невозможности однозначного доказательства его наличия. Обзор взглядов классиков эмпиризма и рационализма на интуитивное познание. Соотнесение понятий: интуиция – открытие – откровение. Интуиция и вера. Анализ уязвимых сторон интуитивистских доктрин. | 12 |
5. | Общий обзор деривативных эпистемологических моделей: трансценденталистской, праксеологической, контекстной. | Анализ сущности трансценденталистского поворота, совершенного Кантом. Обзор основных линий развития трансцендентальной философии и ее влияния на культуру – Гегель, Гуссерль, Юнг, Шелер, Хайдеггер. Анализ понятия практики как процессуально истолкованного коллективного опыта. Обзор контекстных моделей – социоморфных, культурологических, психологических. | 12 |
6. | Проблема результативности познания. | Анализ пессимистических и оптимистических вариантов. Критика наивного реализма. Обзор скептических аргументов и ранжирование агностицизма по степени радикальности. Соотнесение оптимистических и пессимистических решений с эпистемологическими моделями. | 12 |
7. | Основные категории философии | Выявление роли категорий в структуре мышления. Анализ основных категорий и проблема их систематизации. Изучение вопроса об онтологическом статусе категорий и обзор вариантов его решения. Рассмотрение вопроса о видах категорий – логические, аксиологические, экзистенциальные, универсалии культуры. Выявление роли категорий в построении онтологий и картин мира. | 12 |
8. | Типы онтологий | Выявление роли категорий, интуиции, социальной практики и культурного контекста в построении картины мира. Анализ основных онтологических стратегий – материализма, идеализма, рационализма, позитивизма, теизма. Обозначение базовых и деривативных онтологических моделей. | 12 |
9. | Основные методологические направления современной философии. | Анализ основных исторических форм диалектики и значение этого термина. Обзор герменевтической традиции, обозначение узких и широких трактовок понятия «контекст». Обзор истории термина «феномен» и ключевых современных трактовок. Сопоставление понятий «анализ» и «аналитический метод», «аналитическая философия» и «аналитическая традиция». | 12 |
Итого: | 108 |
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины и ресурсы информационно-телекоммуникативной сети «Интернет»:
Основная литература
Дополнительная литература (в скобках указываются номера тем)
1. Аналитическая философия: учебное пособие / А. Л. Блинов, В. А. Ладов, М. В. Лебедев и др., под ред. М. В. Лебедева и А. З. Черняка. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2006. - 621 с. (Т. 20).
2. Аристотель. Метафизика. / Сочинения в четырех томах. - Том 1 - М.: Мысль, 1976. - С. 65-367. (Т.14-15):
3. Аристотель. Категории. / Сочинения в четырех томах. - Том 2. – М.: Мысль, 1978. - С.61. (Т. 5, 6, 11).
4. Авенариус Р. Критика чистого опыта. М.: ЛКИ, 2014. – 224 с. (Т. 4, 7).
5. Ахутин А.В. Тяжба о бытии. – М., 1997. (Т. 2; 10-12).
6. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Академический проект, 2015. – 320 с. (Т.6, 12).
7. Бергсон А. Избранное. Сознание и жизнь. М.: РОССПЭН, 2010 – 400 с. (Т.6, 12).
8. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания. М.: Академический проект, 2016. – 560 с. (Т. 4, 10).
9. Бибихин В.В. Другое начало. – СПб.: Наука, 2003. (Весь курс)
10. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Аст, 2018. – 160 с. (Т. 4, 10, 13, 19, 20).
11. Гадамер Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988 – 704 с. (Т. 9,19)
12. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века. – М.: Республика, 1997. (Т. 2; 10-12; 14-20).
13. Гартман Н. К основоположению онтологии. – СПб., 2003. (Т. 14-20).
14. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - СПб: Наука, 2007. (Весь курс).
15. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М.: Аст, 2018. 912 с. (Т. 5, 6, 11, 13).
16. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза: Пер. с франц. – М.: ПЕР СЭ, 2001. (Т. 4; 16-20).
17. Дильтей В. Введение в науки о духе. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. 762 с. (Т. 9, 19).
18. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Академический проект, 2017. – 416 с. (Т. 4, 6, 8).
19. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: изд-во МГУ, 1986. (Т. 2, 10-12, 14, 15).
20. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального. – М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. (Т. 14-20).
21. Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. М.: «Современные тетради», 2004.- 647 с. (Весь курс).
22. Иванов А.В., Иванов А.А., Миронов В. В. Онтология и теория познания. – М. Гардарики, 2005. (весь курс)
23. Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2016. – 736 с. (Т.7)
24. Касавин И.Т. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М.: Политиздат, 1990. — 464 с. (Т. 16-20).
25. Киссель М.А. Судьба старой дилеммы: Рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века. М.: Мысль, 1974. – 277 с. (Т. 4-5, 16-20).
26. Кун Т. Структура научных революций. М.: Aст, 2003. — 605 с. (Т. 4, 8, 9, 13, 20).
27. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении. / Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1983. – 686 с. (т. 4, 5).
28. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. / Сочинения в 3-х т. Т.1. М.: Мысль, 1985. - 621с. (Т. 4, 5).
29. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Правда, 1990. (Весь курс).
30. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995.— 400 с. (т. 6, 12, 13).
31. Михайлов А.А Современная философия и герменевтика. Минск: Университетское издательство, 1984. – 192 с. (т. 9, 19)
32. Никоненко С.В. Историко-философские источники курса «Онтология и теория познания». – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. (Весь курс).
33. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Эдиториал УРСС, 2004. - 328 с., (т. 9, 19).
34. Перспективы метафизики: Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. – СПб.: Алетейа, 2000.
35. Платон. Теэтет. (Т. 5, 11, 14).
36. Поппер К. Логика научного исследования. М.: Республика, 2004. – 447 с. (Т. 8, 9, 13, 16, 20).
37. Полани М. Личностное знание. – М.: Прогресс, 1985. – 344 с. (Т. 8, 13, 16, 20).
38. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Канон-пресс, 2002. - 624с. (Т.9, 19).
39. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.: Искусство, 1996. 270 с. (Т. 9, 19)
40. Романенко Ю.М. Бытие и естество. Онтология и метафизика как типы философского знания. – СПб.: Алетейя, 2003. — 779 с.
41. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. М.: "Мысль", 1988. Т. 2, с. 140-288. (весь курс).
42. Тулмин Ст. Человеческое понимание
43. Файл формата ZIP размером 619,51 КБ содержит документ формата DOC
44. Добавлен пользователем Анна, дата добавления неизвестна Отредактирован 04.09.10 01:46
45. Тулмин С. Человеческое понимание. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. П. Е. Сивоконя. – М.: Прогресс. 1984. – 327 с.
46. Фейерабенд П. Против метода // Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.
47. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой; Вступительная статья Н.С. Автономовой. – СПб.: A-cad, 1994. (Т. 16-20).
48. Хайдеггер М. Бытие и время. — М.: Академический Проект, 2013. (Т. 7, 18, 19).
49. Хилл Т.И. Современные теории познания. М.: Прогресс, 1965.- 533 с. (Т. 16-20).
50. Шелер М. Ordo amoris / М.: Издательство «Гнозис», 1994. - 490 с. (Т. 6, 7, 18).
51. Юм Д. Исследование о человеческом познании / Сочинения в 2-х тт. — Т.2. — М., 1996. (Т. 7, 5, 13, 20).
в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
г) программное обеспечение: Microsoft Office (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point), Windows Movie Maker, Nero, видеофайлы AVI, DVD и т.д.
г) электронно-библиотечные системы (ЭБС):
№ п/п | Дисциплина | Ссылка на информационный ресурс | Наименование разработки в электронной форме | Доступность |
|
Онтология и теория познания | http://www.biblioclub.ru | Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн | Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет |
https://www.biblio-online.ru/ | Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Юрайт». | Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет |
Лекционные занятия: аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук
Практические занятия: аудитория, оснащенная компьютером/ноутбуком; пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы)
2019-07-03 | 274 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Онтология и теория познания |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы