Климат и природные ресурсы Курганской области
Курганская область расположена в юго-восточной части Западносибирской низменности, в бассейне реки Тобол, перерезающей ее территорию почти посередине[3]. Область занимает удобное географическое положение. На севере и северо-западе она граничит со Свердловской областью, на западе и юго-западе – с Челябинской, на востоке и северо-востоке – с Тюменской, на юге и юго-востоке – с Казахстаном.[4] Курганская область является своеобразными воротами Сибири. По ее территории проходит Сибирская железнодорожная магистраль, которая связывает наш регион с важнейшими экономическими районами Европы и Азии. Расположение Курганской области в глубине огромного континента определяет ее климат как континентальный. Она удалена от теплых морей Атлантического океана, отгорожена с запада Уральским хребтом, находится близко от центра материка, совершенно открыта с северной стороны и очень мало защищена с юга. Поэтому на нашу территорию легко проникают как арктические холодные массы, так и теплые, сухие – из степей Казахстана, что ведет к неустойчивым метеорологическим условиям. Большое влияние на климат оказывают континентальные воздушные массы умеренных широт, приходящие из Восточной Сибири. Самым холодным месяцем является январь (в среднем -18°), самым теплым – июль (+19°). Годовая амплитуда между самой низкой и самой высокой температурами в области отмечена в 1943 году (в январе -50°, в июле +41°). Среднегодовое количество осадков по области составляет 300–400 мм, но значительно колеблется по отдельным годам. Минимальное количество осадков выпало в 1952 году (182 мм). Реки Курганской области относятся к речной системе Оби. Главной рекой является Тобол, который берет начало в отрогах Южного Урала и на территории Тюменской области впадает в Иртыш. Длина его 1670 км. Тобол является типичной равнинной рекой с медленным течением и непостоянным водным режимом: весной широко разливается, а летом сильно мелеет. Исеть – вторая по величине река области. Длина ее 485 км, истоки – в горном озере Исетском, расположенном в 20 километрах северо-западнее г. Екатеринбурга. Протекает по северо-западной части нашей области на протяжении 412 км и впадает в Тобол около Ялуторовска. Река Миасс (длина ее 647 км) начинается в отрогах Уральских гор западнее г. Челябинска. Богата наша область озерами. Больше всего их в северо-восточных районах: Мокроусовском, Макушинском, Петуховском, Частоозерском. Самые крупные – Черное и Стекленей – в Мокроусовском районе, Малые Донки – в Куртамышском районе[5]. Кроме пресных озер, на территории области имеются многочисленные соленые, горько-соленые и щелочные озера. В минерализованных озерах залегают мощные отложения ценнейших лечебных грязей. Далеко за пределами Курганской области известны такие курорты, как «Озеро Горькое» Щучанского района, «Озеро Медвежье» в Петуховском районе. Вместе с тем обеспечение населения водой питьевого качества и в нормативных количествах в Курганской области остается одной из острейших проблем. Наиболее крупным источником водоснабжения являются река Тобол, а также озера в Макушинском, Петуховском, Кетовском районах. Реки Исеть и Миасс, Синара и Теча имеют сильное антропогенное загрязнение на территориях Свердловской и Челябинской областей и не могут быть использованы в качестве источников водоснабжения[6]. В Курганской области имеются разнообразные полезные ископаемые. Богата она сырьем для производства строительных материалов. Повсеместно имеются месторождения глин, трепелов, есть залежи гипса, известняка, строительного камня, гравия и неограниченные запасы песка. Разведаны железорудные месторождения. В Кетовском, Шадринском и других районах области найдены богатые по объемам источники минеральной воды, которая не уступает по своему составу давно известным во всем мире водам «Ессентуки», «Боржоми» и дрм[7]. Но главным природным богатством области является плодородная земля. Значительную часть ее территории занимают пахотные земли, пригодные для интенсивного ведения зернового хозяйства. Суходольные и заливные луга являются прочной кормовой базой для животноводства. Курганская область расположена в зоне лесостепи. Лесная площадь составляет 24% территории области. Лес оказывает благотворное влияние на природу края, развитие сельского хозяйства, а также является сырьем для лесной и деревообрабатывающей промышленности[8]. В России идет масштабная административная реформа. Меняются принципы организации местного самоуправления, расширяются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается соответствующий демократическому устройству и рыночной экономике доступ к природным ресурсам. Сферы влияния и ответственность между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления четко разграничиваются. Курганская область располагает значительными природными ресурсами, играющими важную роль в жизнеобеспечении населения и функционировании экономики. 3 июня в Департаменте сельского хозяйства прошло совещание по вопросу совершенствования системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. После совещания мы побеседовали с одним из докладчиков, руководителем Управления Росприроднадзора по Курганской области В.П. Шевелевы о состояние и охране природных ресурсов курганской области. Самым уникальным и поистине бесценным источником жизни являются водные ресурсы, 10% территории области занято поверхностными водными объектами, их площадь составляет почти 703 тыс. га. Однако, несмотря на значительную суммарную площадь по запасам пресной воды, область занимает последнее место в Уральском регионе[9]. Согласно Водному Кодексу в целях поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, устанавливаются водоохранные зоны, на которых устанавливается специальный режим их использования и осуществления хозяйственной деятельности. Из 449 рек только 125 или 28% имеют проекты водоохранных зон, а из почти 3 тысяч озер только поэтому, режим ограничения хозяйственной деятельности, ограничение оборота земельных участков, входящих в состав земель водного фонда не подкреплен конкретными проектными материалами. Еще сложнее обстоят дела с водоохранными зонами на территории городов и населенных пунктов, размеры и границы которых устанавливаются утвержденными генеральными планами. Ни по одному населенному пункту границы водоохранных зон не установлены. Это приводит к застройке водоохранных зон объектами, размещение которых противоречит законодательству. Нижне-Обское бессейновое управление и Администрации муниципальных образований должны инициировать разработку проектов водоохранных зон, градостроительной документации, предусматривающей установление границ водоохранных зон в черте населенных пунктов. Контроль за охраной и использованием земель водоохранных зон осложняется еще и тем, что на сегодняшний день земли, занятые водными объектами и их водоохранными зонами, не переведены в категорию земель водного фонда, как того требует действующее земельное и водное законодательство. В настоящее время эта работа не проводится. Нерешение этих и других вопросов приводит к усилению негативного воздействия на водные объекты[10]. Сток основных рек Тобол, Исеть, Миасс, составляет 3,7 куб. км в год, он интенсивно загрязнен промышленными и хозбытовыми стоками Челябинской, Свердловской и Костанайской областей. Прессинг на водные объекты и со стороны природопользователей Курганской области не только не снижается, а растет год от года. Доля сбрасываемых загрязненных сточных вод в общем объеме водоотведения в водные объекты ежегодно увеличивается и в 2004 году составила 98%. Достаточно посмотреть, что принимает р. Исеть после г. Катайска, очистные сооружения, которого с 1987 года находятся в стадии реконструкции, а биологическое звено выведено из технологической цепочки очистки. Шадринские городские сооружения биологической очистки из-за их неудовлетворительного технического состояния фактически не являются очистными сооружениями. Качество воды в р. Исеть характеризуется как «грязная вода» и имеет тенденцию к ухудшению по большинству контролируемых показателей. Очистные сооружения г. Кургана на протяжении ряда лет работают с превышением норм установленного допустимого сброса и остаются источником загрязнения р. Черная и р. Тобол[11]. С 1994 г. не ведется строительство объектов, предусмотренных проектом очереди: цеха доочистки и цеха механического обезвоживания осадка, не решены проблемы возврата и очистки шламовых вод после водоподготовки. В результате не выполняются условия лицензии на пользование водным объектом, в связи с чем решается вопрос о внесении представления на отзыв лицензии МУП «Курганводоканал» на водопользование и аннулировании разрешения на сброс сточных вод в водные объекты[12]. В период подготовки к паводку специалисты Управления Росприроднадзора по Курганской области провели совещание с главами муниципальных образований и владельцами гидротехсооружений. Можно обратить внимание руководителей на то, что значительную опасность для населения представляют сооружения, находящиеся в аварийном состоянии, и сооружения, построенные без проекта. На сегодняшний день таких сооружений. Особую тревогу вызывают факты несанкционированного вмешательства в природную среду. В течение ряда лет плотина на реке Отнога у деревни Козлово в Кетовском районе создает угрозу населению и нижерасположенному гидротехническому сооружению, ее ежегодно восстанавливают. В этом году вынуждены были оштрафовать руководителей района и решать вопрос по сносу плотины в судебном порядке. Еще ряд руководителей хозяйствующих субъектов понесли административные наказания за самодеятельность на водных объектах, как то, – расчистка водохранилища на р. Утяк Кетовского района, укреплению берега реке Исеть в деревне Ближне-Кубасова Шатровского района, работы были остановлены. Запасы урана в Зауралье оцениваются в 120–130 тыс. тонн, бентонитовых глин – 15,7 млн. тонн, запасы минеральных вод позволяют добывать почти 453 куб. м/сут. Балансовые запасы лечебных грязей – составляют 20 млн. куб. м. Имеется надежная сырьевая база для развития строительной индустрии – песок, глины, строительный камень. Право пользования недрами дает лицензия. В 2003–2004 гг. работа по лицензированию активизировалась, за этот период было выдано 228 лицензий на право пользования недрами. Сейчас лицензии имеют 407 недропользователей, из них на пользование подземными водами – 343 или 84%. Подземные воды являются единственным источником водоснабжения для многих районов области, водой из скважин пользуются более 30% населения области. Практически ежегодно происходит увеличение эксплуатационных запасов подземных вод. По состоянию на 01.01.2005 г. эксплуатационные запасы составляют 181,6 тыс. м³/сут. На фоне позитивных сдвигов в улучшении водоснабжения госконтролем выявлены серьезные нарушения. Согласно законодательству о недрах буровые скважины, не пригодные для эксплуатации или использование которых прекращено, подлежат оборудованию регулирующими устройствами, консервации или ликвидации. Количество таких скважин установить невозможно, даже приблизительно, из-за отсутствия реестра скважин, который должны вести Агентство по недропользованию и его территориальные органы. Администрации районов и муниципальные образования практически устранились от решения данных вопросов. Ориентировочно 200 предприятий осуществляют добычу подземных вод, не имея лицензий. Большинство из пробуренных в последние 3 года скважин переданы в эксплуатацию администрациям сельсоветов, сельхозпроизводителям и другим организациям. Таких скважин 38, лицензии на них так и не получены. Подобное отношение к такому уникальному природному ресурсу как пресные подземные воды может привести к их загрязнению и, в конечном счете, невозможности дальнейшего использования[13]. Ведение лесного хозяйства всеми лесопользователями должно осуществляться в соответствии с утвержденными проектами лесоустройства. На сегодняшний день не имеют утвержденных проектов лесоустройства Шадринский, Звериноголовский и Макушинский лесхозы МПР РФ. С 2002 года не имеют проектов лесоустройства Шатровский и Шадринский сельские лесхозы[14]. Этим лесопользователям запрещается ведение рубок без заключения экологической экспертизы по каждому виду рубок. Департаменту сельского хозяйства Курганской области необходимо завершить работы по лесоустройству лесов, переданных в управление Администрации области. Нельзя не сказать и о лесных пожарах прошлого года. Они выявили неудовлетворительное противопожарное устройство лесного фонда, отсутствие в большинстве лесхозов планов противопожарного устройства лесов (61%), сложности их реализации из-за отсутствия финансирования. Еще более сложное положение в лесах сельхозформирований: во всех сельских лесхозах отсутствуют средства обнаружения пожаров, тушения и связи. Надо, чтобы сельские леса были обустроены в соответствии с разработанными и утвержденными планами противопожарного устройства лесов. По-прежнему остро стоит проблема охраны, использования и воспроизводства городских лесов, расположенных в границах городов Курган, Шадринск, Куртамыш, Катайск. Из-за отсутствия хозяина городские леса захламляются, имеет место самовольный захват земель под объекты торговли, дорожного сервиса; ведется хаотичная застройка земель, занятых городскими лесами, при отсутствии утвержденной градостроительной документации на такую застройку[15]. При размещении жилых домов не соблюдаются 50‑метровые противопожарные разрывы, что приведет также впоследствии к необходимости рубить леса. Городские леса требуют особого подхода, здесь на первом плане должна быть цель – сохранение лесной среды как «легких» города, места отдыха и оздоровления горожан. Управлением Росприроднадзора по Курганской области, инспекторским составом принимаются меры по надзору и контролю за природопользованием. За текущий год проведено 113 проверок, выявлено нарушений и выдано предписаний – 174, привлечено к административной ответственности юридических и физических лиц – 32, наложено штрафов на сумму 175 тыс. рублей. Но мерами только контроля и надзора никогда не добиться сохранения, приумножения и рационального использования природных ресурсов. А они у нас есть. Только взаимопонимание и согласие между Администрацией Курганской области, федеральными органами, другими организациями, осуществляющими управление государственным имуществом, контроль и надзор в сфере природопользования, может способствовать решению задач, связанных с использованием, охраной и воспроизводством природных ресурсов, при условии полного выполнения каждой из сторон своих обязанностей.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |