Изучение потребности учителей-логопедов в изучение учащихся
В ходе проведения исследования сформированности потребности учителей-логопедов в изучении учащихся были получены следующие данные (см. Табл. 1): 100% учителей-логопедов стремятся понять своих учеников. Это высокий показатель, т.к. педагогическая деятельность основана на взаимодействии учителя и ученика, а от этого зависит продуктивность учебного процесса. 87,5% учителей-логопедов испытывают потребность знать, что думают о них и их работе учащиеся, а 5% респондентов ответили отрицательно. Интересно отметить, что один из логопедов имеет стаж работы 1г. 3мес., а другой 26 лет. 7,5% опрошенных затруднились с выбором ответа, что свидетельствует о низком уровне сформированности одного из показателей рефлексии. Далее мы попытались выяснить насколько учителя-логопеды доверяют учащимся в оценке своих профессиональных и личностных качеств. Был задан вопрос: «Могут ли учащиеся правильно оценить профессиональные и личностные качества учителя-логопеда?». Итак, было выявлено, что, по мнению учителей-логопедов, наиболее точно учащиеся могут оценить личностные качества учителя-логопеда, так считает 80% опрошенных из 100% (см. Табл.1) 5% учителей-логопедов считают, что ребёнок не может объективно оценить их личностные качества. 12,5% затруднилось с ответом. Ответ на поставленный вопрос не дали 2,5% респондентов. 40% учителей-логопедов считают, что ребёнок может адекватно оценить их профессиональные качества. 27,5% затруднилось с ответом. 2,5% опрошенных на ответили на вопрос. Далее в ходе исследования, отвечая на вопрос: «Знаете ли Вы об отношении к Вам, Вашей деятельности учащихся и как они Вас оценивают?», было выявлено, что 50% учителей-логопедов считают, что учащиеся относятся к ним «скорее положительно, чем отрицательно». Данный вид рефлексии реализуется в форме «рефлексивного Я». Для педагогической коммуникативной и личностной рефлексии на аффективном уровне учитель-логопед должен уметь не только эмоционально - оценить своё поведение, но и прогнозировать, понимать эмоциональное отношение к нему других лиц, т.е. учащихся в данном случае. (см. Табл.1) 45% респондентов считают, что учащиеся положительно оценивают их. А 5% опрошенных отметили, что учащиеся оценивают их нейтрально. Ни один из логопедов не считает, что учащиеся относятся к нему отрицательно. Как показано в Таблице 1. – 85% учителей-логопедов учитывают мнение учащихся о них: «так я больше пойму их, они меня, я буду знать свои недостатки и, если надо, исправлю». Это свидетельствует о сформированности адекватности коммуникативной рефлексии, которая влияет на регуляцию взаимоотношений с учащимися и стиль педагогической деятельности. Другой учитель-логопед считает важным «учитывать мнение учащихся, потому что он работает с детьми и для детей». Это тоже очень важно, т.к. если нет осознанности своей деятельности во взаимодействии с детьми, то очень трудно будет добиться продуктивности в работе. 12,5% респондентов не дали ответ на поставленный вопрос. 2,5% , т.е. один учитель-логопед, посчитал возможным иногда учитывать мнение учащихся о нём. Конечно, учащиеся не всегда могут объективно относится к учителю-логопеду в силу каких-то субъективных причин. Полученные данные зафиксированы в Таблице 1. Исследуя каналы обратной связи в педагогической рефлексии учителя-логопеда, были получены следующие данные. (см. Табл.2, рис.1) 58,5% учителей-логопедов получают информацию о себе и своей деятельности от учащихся. 30% учителей-логопедов узнают об этом с помощью наблюдений: «дети часто не хотят уходить из кабинета», «посещаемость занятий», «дарят рисунки, поделки, угощают фруктами, сладостями». 28,5% информации о себе и своей деятельности учителя-логопеды получает из бесед с учащимися, их анкетировании: учащиеся «говорят сами», «сравнивают с предшествующим логопедом», «просят взять на занятия даже вне расписания», «обнимают, целуют», «разговаривают по душам». 21% учителей-логопедов указывают, что получают информацию о себе «от родителей». Для 16,5% обратная связь поступает из общения со своими коллегами. И лишь один учитель-логопед выделил получение информации об оценке своей работы от руководства. Очень важным является то, что учителя-логопеды выделили всех участников коррекционно-педагогического процесса. Ведь для того чтобы достичь результатов, какой-то определённой динамики в развитии своих учащихся, нужно работать во взаимодействии и с самими учащимися, и с их родителями, а также учитывать мнения своих коллег и руководства.
Таблица 1 Потребность учителя-логопеда в изучении учащихся
Таблица 2 Каналы обратной связи в педагогической рефлексии учителя-логопеда
Рис. 1. Каналы обратной связи в педагогической рефлексии учителя-логопеда
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |