Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Историческая основа возникновение и развитие танцевальной культуры Ингушского народа



2019-07-03 235 Обсуждений (0)
Глава 1. Историческая основа возникновение и развитие танцевальной культуры Ингушского народа 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

В Российской Федерации насчитывается около полутора сотен этносов и каждый из них - своеобразный уникальный мир, впитавший в себя мудрость тысячелетий. При рассмотрении различных вопросов по изучению ингушской хореографии, а также взаимопониманию хореографии народов Северного Кавказа, в целом исследований танцевального искусство в традиционной культуре практически не проводилось, несмотря на то, что изучение кавказских народов и, частности ингушской, велось с конца XVII в., ученные затрачивали преимущественно конкретные исторические и этнографические вопросы. Сегодня собраны все жанры ингушского фольклора: мифы, легенды, обрядовый фольклор придания, нартские сказания, сказки, героикоэпическое и лирические песни, пословицы и поговорки. Практически в комплексе не поднималось тема хореографии Ингушетии, и до сих пор не было систематизированного материала, как у других народов Северного Кавказа.

Изучение Ингушского танца велось на основе исследований народного фольклора, влияющего на формирование тематических хореографических постановок.

Предками Ингушей еще задолго до новой эры была создана своя самобытная мифология, философия и оригинальная концепция мира. Ценная и разнообразная информация по культуре и истории народа содержится в материалах обрядов, обычаев, традиции. Народ всегда поступал в соответствии со своими обрядами, обычаями, традициями миропониманием и мироощущением. Без учёта всего сказанного не только не могут быть выявлены существенные исторические события и факты как недалёкого, так и весьма отдельного прошлого, но и выявлены и правильно поняты смысл и значение происшедших событий. В первой главе попытались обобщить материал и исторические основы возникновение и развитие танцевальной культуры ингушей. Как и когда сложились условия для развития национальной культуры ингушей?

Первым составителем работ по зафиксированною и сохранению, был просветитель во второй половине XIX века «Ингуши (их предания, верования и поверья)», «Ингушские праздники», «Несколько слов о героях и Ингушских сказаниях», «Из Чеченских сказаний», «Присяга у Ингушей».

На протяжении всего последующего времени и до наших дней эти материалы будили просветительскую мысль, вошли в основу ценностей для строительства современной Ингушской национальной культуры, образования и воспитания в сфере становления профессионального искусства. Сюжеты сказаний и преданий нарторстхойского эпоса, часть открытия которого принадлежит Ч.Ахриеву. Они цены прежде всего тем, что повествуют о древнейшей культуре ингушей, содержат уникальную информацию о праэтносах, о истории народа о началах и основах формирования в последующем многих обрядов, обычаев, видов искусств, эстетических и этических ценностей. Все работы были опубликованы автором в XIX в. Дальше в данной работе мы отметили общую цель и причины общности в культуре у чеченцев и ингушей.

Новый период в жизни ингушского народа, его истории и культуры начался в 1924г., с образованием Ингушской Автономной области. За десятилетия существования Ингушской государственности с 1924г. по 1934г. в составе РСФСР были достигнуты значительные успехи во всех областях культурной жизни. К сожалению, эти продуктивные традиции в дальнейшем должным образом не развивались.

С упразднением Ингушской Автономной области в 1934г. и образованием ЧИАССР всё достигнутое за десятилетие, фактически было сведено на нет. От всего этого осталось только одна видимость, имитация.

Потянулись долгие десятилетия фактической изоляции от центра Республики, без очагов культуры. Все, что не соответствовало заранее заданной схеме и идеологическим установкам, объявлялось «пережитками прошлого», а представители народа, пытающиеся защитить народные ценности – «национальностями».

История и культура обоих народов, составляющих ЧИАССР, изучались в основном вместе как «чечено-ингушская» история и культура. Широкое распространение имел среди исследователей и в общественном сознании собирательный этноним литературного происхождения «ВАЙНАХ» под которым имелись в виду в основном ингушский и чеченский близкородственные этносы.

Ранее бытовал собирательный этноним «ВЕЙНАХ» (наши люди), под которым имелись в виду этносы (племена, сообщества), составляющие только ингушский народ. Всё это сопутствовало исследованию общего в культуре близкородственных народов.

Увлечение «общин» привело к молчаливому игнорированию и к отрицанию особенного, специфического у этих двух хотя и близкородственных, но самостоятельных народов, имеющих свою самобытную культуру, во многом отличающуюся друг от друга. Это крайность привела к нанесению существенного, трудновосполнимого ущерба тому, что было и остаётся самым ценным у этих народов: их самобытности. Особенно значительный ущерб был нанесен в силу ряда обстоятельств, культуре ингушского народа. К сожалению, история культуры ингушского народа все ещё, осталось ненаписанным.

Во второй главе мы знакомимся с созданием и творческим путём Государственного ансамбля Чечено–Ингушетии (Вайнах) и Государственного ансамбля танца (Ингушетия), которые составили славу монофункциональной танцевальной культуры России. А также рассказывает о тех людях, которые внесли большой вклад в дело развития танцевального искусства Чеченского и Ингушского народов, сумевших поднять танцевальную культуру на высокий уровень.

В третьей главе описывается национальный костюм ингушского народа. Показать его влияние на национальную хореографию, с учётом его эстетики и традиции. Одежда ингушского народа, как отражение стиля эпохи и художественного вкуса.

В четвёртой главе мы отметили некоторое сходство и различие в народном танце у чеченцев и ингушей, общих черт в костюме и его орнаментах, в музыке, и в музыкальных инструментах.

 

 


Глава 1. Историческая основа возникновение и развитие танцевальной культуры Ингушского народа

Искусство танца своими корнями уходит в эпоху первобытнообщинного строя. В танцах изображались явления природы, сцены охоты и войны, трудовые процессы, существовали также религиозные танцы. В танце естественные движения человека художественно преображались, получали новую обобщенную форму, приобретали ритмическую стройность и эмоциональную выразительность. Это искусство выросло из народного творчества путём распространения и постепенного закрепления наиболее любимых танцевальных форм. В процессе своего развития танец от простейших форм эволюционировал к более сложным; все полнее отражались в нём черты окружающей жизни постепенно обогащалось его идейное и эмоциональное содержание.

Танец был тесно связан с песней, пантомимой, театральным представлением. Постепенно он не только превратился в необходимую часть зрелищ и театральных представлений, но и приобрёл характер особого самостоятельного вида искусства. Ритмичные, пластически законченные и выразительные движения тела сопровождаются в танце музыкой или пением. Связь танца с музыкой обусловлено не только тем, что форма и ритм движений развиваются в темпе основе музыкального сопровождения.

Впечатляющая сила танца – в глубоко осмысленном, выразительном ритме и в своеобразной эмоциональной, «интонационной» окрашенности каждого движения и мимики. Эмоциональная насыщенность, выразительность чередования формы и ритмов движения тела сочетаются в танце с раскрытием пластической красоты человеческого образа. С течением времени выделилось и оформилось несколько видов танца. Все они выросли из наиболее древнего - народного. Наряду с народным танцем существует народная пляска – хореографическая импровизация, которая отличается национальным своеобразием и не связана строго установленной последовательностью отдельных элементов, для танце же характерна более определённая, традиционная схема движений. Подобно народным песням и музыкальным наигрышам, народные танцы и пляски непосредственно связаны с бытом. В народную хореографию входят танцы фольклорного характера, восходящие к глубокой древности, к их числу относятся хороводные танцы, а также танцы, отражающие особенности охотничьего или земледельческого быта народов. В числе народных танцев встречаются сольные, парные, массовые, женские, девичьи, мужские. Эти танцы, сопровождаемые музыкой или плясовыми напевами, открывают широкие возможности для проявления творческой индивидуальности исполнителей, динамичной пластикой всего тела и выразительной мимикой лица они то придают танцу оттенок сдержанности и величавости, то подчеркивают в нём мужественную силу, ловкость и удаль.

Тому, кто поставил себе цель познать народ, живший среди многих народов Кавказа, недостаточно прочитанных книг, дающих представление об истории, природе и быте, только через искусство можно познать душу народа. Хореография своим красочным и доступным всем народам, языком, способна поведать о самом сокровенном и самобытном, что составляет сущность национального характера. Танцы и песни всегда занимали видное место в жизни ингушей, сопровождая их в радости и в горе, в будни и в праздники. Материалы и записки путешественников, историков, исследователей, традиционные формы танцевального фольклора подтверждают, что хореографическая культура Ингушского народа, как и всё художественное творчество, связано с историей борьбы народа за очаг, за родовые земли и за свою независимость. Добыча материальных благ в условиях горного края, постройка из камня жилищ, боевых сторожевых башен. Изготовление оружий труда, ратного снаряжения и одежды, и под вытеснением этих жизненно важных проблем, складывался столетиями характер Ингушского народа. Состязания и поступки, элементы военной гимнастики, джигитовка входили во все семейно-бытовые и общественные события, рождали мужество, отвагу, которые проявлялись уже в художественно - выразительных элементах: в строгом жесте, в ловких и сложных ракурсах в мужественной и скупой, по неоднозначной пластике.

Ингушский танец зародился в древние времена. Фольклор и свидетельства исследователей прошлого Кавказа, говорит о том, что у Ингушей в прежние времена был массовый круговой танец. Исследователи описали массовые танцы мужчин и женщин. Все, кто описывал ингушские танцы (Я. Рейнеггс, И.Бларамберг, А. Зиссерман), были потрясены ими. Они пишут: «Их танец – это нечто особенное» или «Живая грациозная пляска». Один из первых, кто описал Ингушский танец, был Якоб Рейнеггс.

В 80-х годах XVIII и., находясь на русской дипломатической службе в Грузии, он совершал частые поездки на территорию Ингушетии. Он описал селения Шолхи и Заурово и отметил, что Владикавказ от них же (Заурово и Шолхи) начало свое получил. Вблизи с.Ангушт он наблюдал массовый круговой танец мужчин. Позднее этот танец описал Иоганн Бларамберг - офицер генеральского штаба Российской империи, служивший в отдельном Кавказском корпусе. В своей работе «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа» он писал: « Их танец – это нечто особенное. Все зрители, стоящие в кругу, поют, и под звуки каких-то свирелей, волынки или флейты подзадоривают юных танцоров проявить их силу и искусство. В то время все, кто хочет, выходят, один за другим, исполняя всевозможные движения и сальтомортале. Когда все танцоры повторили те же фортели под бурные аплодисменты собравшихся, они берутся за руки и, танцуя, поют. Иногда они образуют один большой круг, который то расширяется, то сужается, затем танец заканчивается теми же прыжками, которые имели место ранее. Чтобы женщины небыли оставлены без подобного развлечения, стараются найти слепого музыканта. Во время праздника они с ним находятся подальше от мужчин и развлекаются, не нарушая обычаев, которые запрещают им показываться чужакам.

В основу многих Ингушских танцев положены мифы, легенды, сказания.

В горной Ингушетии есть знаменитый храм Тхаба Ерды - святилище мужчин галгаевских родов: Жрецом храма был Евло. В храме было два знамени: белое и красное. У Тхаба-Ерды находился «мехка кхел» - «суд страны». При этом в храме постоянно проживали избранные народом, умудренные жизненным опытом старики. Стариков судей содержал народ. А делалось это так: каждый жених после свадьбы обязан был обеспечить содержание стариков на три дня. Кроме того, близ храма Тхаба-Ерды были начерчены два круга: поменьше – в центре, побольше с внешней стороны. Молодожёны обязаны были в присутствии судей станцевать в той полоске, что находилась между двумя кругами. Если кто из танцующих хотя бы слегка задевал ногой линию одного из кругов, внутреннего или внешнего, то старики восклицали: «Э-э, нарто!» Такой возглас обозначал, что кто-то из танцующих нарушил линию. А жених тогда обязан был по прошествии года вновь дать содержание старикам на три дня и вновь станцевать с женою по этому кругу. Такое могло повторится ежегодно, пока пара не станцует безупречно. Ингушский круговой танец был заимствован Кабардинцами и жителями с.Верхний Курп (Исламово), что на границе с Ингушетией и получил название «Исламе». Позже этот танец был распространен на весь Западный Кавказ. У Ингушских женщин были свои праздники, такие как: «Боалам-Дяла», «Тушоли». Об этом рассказывают ингушские предания и легенды. С древнейших времён, вплоть до XIX века, на горе Цей-лоам ингушские женщины отмечали женский праздник, а близ селений Карт и Кок - праздник в честь богини Тушило. Ежегодно весной горянки, оставив свои дела и семьи, на три дня поднимались на вершину горы Цей-лоама. Близ с. Кели находится святилище посвященное верховному богу-Дяла. У этого святилища женщины делали первую остановку. Оттуда по тропе горянки поднимались на самую вершину, где стоят камни Калой-Канта –сложенные друг на друга три огромных камня. По легенде их поставил герой Нартского эпоса Калой-Кант.

На вершине горы, собравшись в круг они избирали самую мудрую из старших по возрасту, благочестивую, поэтому безукоризненно авторитетную женщину своей царицей. Из числа юных, красивых, сильных и чистых девушек ей выделялась «свита» и охрана. Женщины и девушки, одетые в мужские одеяния, вооружённые, предавались далеко не женским делам: пиршествовали и исполняли массовый хороводный танец вокруг «камней Калой-Канта». После танца состязались в стрельбе из лука, боролись, джигитовали, проводили скачки.

К местности, где проходил праздник, не имел право и не смел, приближаться ни один мужчина. Очень интересный танец девушек описывает исследователь XIX в. А.П.Зиссерман, который побывал в горной Ингушетии. Он пишет: «Несколько прихорошенких девушек, одетых в длинные красные или желтые сорочки, ахалуки, подпоясанные решенными кушаками, по горскому обычаю, импровизировали в честь мою песню, превознося мою храбрость, отвагу, меткость в стрельбе, ловкость в верховой езде и тому подобное. После под звуки балалайки и другого инструмента, по волоченным струнам коего играют смычком, как на виолончели, три девушки показали мне образец своей живой грациозной пляски, выделывая с необыкновенной быстротой мелкие, частые па и становясь на кончики больших пальцев, как наши балетные танцорки» (Зиссерман А.П. «Двадцать пять лет на Кавказе» С. Пб., 1879). Герои Ингушского нартского эпоса несли караул, охраняя покой Ингушетии. Эти герои-воины прекрасно были подготовлены физически. В древности у Ингушей существовала целая система боевых танцев, где воины готовились в одиночку или группами с использованием разных видов традиционного оружия. Ингушские воины владели искусством фехтования, стрельбы из лука, метания различных предметов, верховой езды (джигитовка), борьбой, искусством кулачного боя. В обучении искусством кулачного боя они использовали барабан. Барабан и музыка ритмизируют и гармонируют тренировочный процесс. Ингушский танец был прекрасной основой для подготовки воинов. Военные танцы были в двух разновидностях: одни исполнялись с оружием (с двумя кинжалами), другие – без оружия. Ингушский горский танец является трансформацией древнейшей системы боевого и физического тренинга воинов, а также комплекса различных приёмов и упражнений. Танцевальный элемент, тесно переплетаясь с элементами техники, помогают выработке естественности, пластической красоте движения.

Танцевальное движение с использованием ритма барабана и музыки перестраивают сознание, пробуждают интуицию, снимают напряжение и укрепляют дух.

У Ингушей существует традиция сложение героических песен - «илли» посвященных тем или иным славным людям их прошлого.

В одной из Ингушских героических «илли» повествуется жизнь абрека Саламбека из Сагопши. «Генерал обещал расстрелять Саламбека. Когда даже генерал смерть обещает – через суд обещает он её», «Смерти как таковой Саламбек не боялся, но одно дело смерть в бою, другое –на виселице. Тем временем судья подчеркнул слова «повесить его и только»

[ ст. 199], и после этого Саламбек в зале суда, под надменными взглядами судей и этих (дикарей) начал своеобразный эмоциональный танец, с характерными жестами и мимикой. Этим он выражал ненависть к судьям и презрение к смерти. Горы Казбек, Мятлоам и Цейлоам были священными горами Ингушей, на которых, согласно мифологии, обитали их боги. Ингуши - гвилетцы ежегодно приносили жертвы своим языческим богам близ Казбека.

По верованию гвилетцев, вершина горы служила местом пребывания матери вьюг – «Дарза –нанилг». Именно на празднике в честь богини вьюг исполнялся гвилетский танец.

Е. Шиллинг писал: «В Девдорокском ущелье в честь Дарзанянаг Ингушами жителями с.Гвелети, был устроен жертвенник, где летом устраивался праздник с жертвами, пением и плясками. По названию горы Казбек, грузины и ингуши назвали танец горцев этой местности «Казбекским».

Немного позже М. Крашенинников в своих заметках описывает танец мальчика в долине Амалишки. «Где-то вблизи, около меня, оказался человек, который решился громко петь и танцевать перед лицом гор, в торжественной тишине утра, но его голос был чист и молод, а песен дышала такой открытой и светлой радостью, что ничуть не нарушала счастливого торжества природы.

Наоборот она вливалась в неё, новой бурлящей струёй человеческого счастья. Я посмотрел вниз, передо мной на луговой площадке подросток-горец танцевал лезгинку, он был один среди своих овец и сам напевал себе мотив. Свой посох он воткнул в землю и носился, притопывая и изгибаясь вокруг него. То, замедляя, то, ускоряя ход, он точно летал над головами альпийских цветов.

То, вдруг выхватывая свой кинжал, он пригибался вперёд и гнался за своей воображенной красавицей. То с силою вонзал кинжал в землю и перебирая ногами замирал над ним, как трепещущий крыльями ястреб, то вскрывал свой кинжал и делал круги точно преследовал снова и снова замирал под невидимой красавицей, раскрывая объятия и умоляя её о любви, с лицом полным самозабвения и восторга. Юноша танцевал, вёл отдавшись чувству пляски, рождённому в нем светом утра и силою кипевшей жизни.

Лицо его было радостно и в тоже время строго. Сам он был красив и строен и усиливал собой разлитое в утро ликование жизни.

Любуясь картиной я застыл на месте, а извечное движение солнца по- прежнему торжественно свершалось и подросток – горец в самозабвении вел без устали перед его лицом свой вольный танец.

 




2019-07-03 235 Обсуждений (0)
Глава 1. Историческая основа возникновение и развитие танцевальной культуры Ингушского народа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Историческая основа возникновение и развитие танцевальной культуры Ингушского народа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)