Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Одежда и оружие Вайнахов влияющие на национальную хореографию, с учётом его эстетики и традиции



2019-07-03 213 Обсуждений (0)
Глава 3. Одежда и оружие Вайнахов влияющие на национальную хореографию, с учётом его эстетики и традиции 0.00 из 5.00 0 оценок




Национальный костюм - это исторические источники изучения культуры народов, они отражают взаимовлияния и взаимоотношения народов, их быт, обычаи и обряды, возрастные и социальные различия.

Как в колорите одежды, так и в её покрое, отделке, орнаментах тканей, в шитье и вышивке находит своё выражение художественный вкус вайнахов, их эстетические потребности.

Традиционная одежда Чеченцев и Ингушей принадлежит к тем важным элементам материальной культуры, в которых ярко отразилась хозяйственная деятельность народа, его культурные традиции и художественные вкусы, мировоззрение и контакты с другими народами.

Естественно - географические условия жизни тесных горцев наложили определённый отпечаток на развитие кустарных промыслов, связанных, в частности, с изготовлением одежды.

В XVII-XVIIIв. вайнахи удовлетворили свои потребности в одежде и тканях в основном за счёт местной сырьевой базы, хотя активно использовались и привозные материалы.

В горах широко было развито скотоводство, которое является одним из основных источников сырья. Разного качества кожи, шерсть и шерстяные ткани являлись основным материалом для изготовления одежды, головных уборов, обуви, с XVII в. известно и выработка-полотна. Одним из распространенных видом ткани изготавливавшийся Чеченцами и Ингушами, домотканое сукно. Почти все остальные ткани в основном были привозными и покупались у купцов. Специальные мастерские по пошиву одежды в местных аулах, видимо не было: шить умели в каждой семье.

Фольклор вайнахов - выразительный пример тому, как горские «мастерицы» умеют скоро и добротно сшить одежды точно такие же, какие были облачены представители феодальной прослойки «Черкесских, Кабардинских и Ногайских» соседей. Все это согласуется и со свидетельствами рубежа XVIII-XIX вв. когда авторы, говоря о горцах отмечали: «жены у них портные, ткачи, швеи, тесемщицы».

Традиционная мужская одежда Чеченце и Ингушей XVII-XVIII вв. имеет много общих черт с общекавказским костюмом, что объясняется исторически сложившимся длительными взаимосвязями народов данного региона. Основные элементы мужского костюма - рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь, украшения и оружие.

Нательной одеждой мужчин были туникообразного покроя рубаха и общекавказского типа штаны. Для изготовления рубахи бралось сложенное вдвое цельное полотнище и сшивалось по бокам. Рукава делали длинные, прямые иногда на манжетах. Ворот был горизонтальный с вертикальным разрезом спереди и завязывался шнурками из хлопчатобумажных ниток или застёгивался на пуговицы из крученых ниток, серебра, бронзы. Бытовал и ворот с боковым разрезом спереди, рубаху носили на выпуск, перетянутую ремнём из кожи с металлическим набором. Такие рубахи могли носиться отдельно без верхней одежды. В покрое мужских рубах возрастных различий не наблюдалось: их носили как взрослые, так и дети. Поверх рубахи надевался бешмет («гIовтал»), который был и повседневной, и парадной одеждой вайнахов. Шили его из крашеного сукна, а в богатых семьях - из дорогих привозных тканей (шелк, полушелк и пр.). Как правило, мужские бешметы делались однотонными, что не распространялось на одежду мальчиков. Для последних изготовлялись бешметы из цветных комбинированных тканей, хотя и здесь преобладал однотонный цвет. Бешмет или сильно прилегающим к талию с цельно – кроенной основой и отрезными бочками, состоящими из трапецевидных и треугольных клиньев, расширяющихся к низу. Начиная с XVIII в. среди вайнахов получает широкое распространение черкеска («чоа»). В отличии от бешмета, она являлась в этот период повседневной одеждой: черкеска относилась в основном к выходной праздничной одежде. Шили ее из белого черного сукна, красного коричного шелка, на подкладке. Нижняя часть делалась сильно расклеенной за счет клиньев по бокам и спереди на бортах. Рукава делались широкие и длинные, а позднее их стали отворачивать для удобства. Ворот был открытый с треугольным вырезом на груди и металлическими застежками до пояса. На грудную часть черкески с двух сторон нашивались газырницы из кожи, которые кроились в виде кармана и вертикально прострачивались. В образовавшиеся пазы вставлялись газыри («бустамаш») для хранения пороха и пуль. Позднее газыри утратили свое утилитарное значение и играют роль декоративного элемента черкески. По талии черкеска протягивалась ременным поясом с металлическим набором (у более зажиточных -серебренным или позолоченным). Спереди к поясу подвешивался боевой пояс или кинжал, сабля и т.д. Оружие являлось своего рода важным укреплением мужского костюма горцев. В верхней наплечной одежде Чеченцев и Ингушей относится так называемая («пастушье сукно») - один из ранних типов бурок. Она представляла собой накидку из сложенного вдвое прямоугольного полотнища, сшитого из двух полос плотного домотканого сукна. Ее накидывали на плечи и закрепляли у тел при помощи завязок. Элементом особого почитания у горцев был головной убор.

В XVII-XVIII в.в. в зависимости от сезона вайнахи носили разных типов шапки. Наиболее же распространенные у мужчин всех возрастов были конусовидные уборы, сшитые из 4-6 клиньев. Верх шапки покрывали крашениной. Зимние шапки утеплялись шерстью, овчиной, войлоком. Среди этих головных уборов выделяется особый тип боевых стеганных шапок, использовавшихся как в повседневной жизни, так и в военных столкновениях. Кроме шапок бытовали также войлочные шляпы, употреблявшиеся во время сенокоса.

В отличие от мужской, женская одежда была более разнообразной. Основным элементами нательной одежды являлись платье-рубаха («коч») и штаны шаровары («хечи»). Покрой рубахи был очень простой: сложенный вдвое кусок ткани сшивался по бокам. Рукава делались длинные. Ворот был горизонтальный с осевыми вырезами на груди, застегивающиеся на металлические пуговицы или завязывающиеся с помощи тесенок. Верхней распашной одеждой женщин, как и мужчин, был бешмет. Для повседневного ношения его шили из домотканных хлопчатобумажных тканей, набойки сукна, зимней утепленной ватой или шерстью. Рукава нарядно-выходных бешметов делали короткими, с разрезом от подмышки до локтя. Поэтому ворот рубахи украшался поломкой из другой яркой ткани или вышивкой. Иногда для этой цели использовались специальные бронзовые или серебряные украшения. Талию опоясывал кушак из телка или холсты, к которому привязывались небольшие сумочки с шелковыми цветными нитками, иглами и наперстками, деревянные гребни, подвески… Женщины носили разнообразные головные уборы - больших и малых размеров платки («кортали») с бахромой на концах, шали, шапки. А богатые Ингушские женщины носили «курхарс». Впервые об этом головном уборе упомянули члены русского посольства, посетившие в 1638г. Ингушетия по дороге в Грузию. В их отчетах отмечалось: «…Дома в них каменные выстроенные в горах, мужчины одеты по-черкески, а женщины носят на головах рога в паларшина». (Клапорт. Путешествие по горам Кавказа и Грузии. Лейпциг. 1878. с.232) Значительно позже Клапрот в известном труде «Путешествие по горам Кавказа и Грузии» приводит очень ценные подробности об этом уборе. Он говорит, что «женщины носят убор, который по форме напоминает рога серны, но согнут на перед, он сделан из коры березы и покрыт сукном или щелком, имеет в ширину около двух больших пальцев, этот убор называется («чугул») по –ингушки означает («хохол»). Судя по данным «курхарс» носили до начала XIX в. (Семенов Л.П. Фригийские мотивы в древней ингушской культуре. История Грозный. 1959. т.1 ст.211).

Основа его делалась из войлока или кожи, а в более ранний период из бересты. Сверху убор обтягивался крашениной, шелком, атласом ярких цветов (чаще красный). Передняя часть «курхорса» украшалось серебряной бляхой и перекрашивающейся перевязью или треугольной лентой с серебряным шитьем. Тыльная часть головного убора куском дорогой ткани (бархат, шелк, парча и т.д.) нередко вышивкой серебром. К основанию «курхорса» пришивался подзатыльник. С помощью тканых орнаментированных лент, пришитых к основанию женского убора, он завязывался на шее.

«  Курхарсы» имеют пышную орнаментацию: растительные и геометрические узоры, солярные знаки, изображение человеческих фигур, мифических животных.

Обувь

Большим разнообразием в XVII-XVIII вв. отмечалось горская обувь. Наиболее распространенной была обувь из сыромятной кожи (неIармачаш), а также из сыромятины с волосяным покровом на подошве. Из сыромятной кожи шили особые сандалий («хулчи») с подошвой из плетеного ремня. Этой обувью в основном пользовались охотники и пастухи. Состоятельные женщины и мужчины носили обувь из софьяна, а также чувяки, сапожки с высокими голянищами из многослойной подошвы. Зимой взрослое население особенно старики, использовали ноговицы («пезагаш») из сукна, кожи, которые заправлялись в чувяки или сапоги. Детская обувь отличалась от обуви взрослых лишь размерами. Важным элементов одежды Чеченцев и Ингушей в XVII-XVIII вв. являлись разнотипные украшения: средневековые, халцедоновые, агатовые, перламутровые, хрустальные и стеклянные бусы, бисер, золотые, серебряные и бронзовые височные кольца, серьги и подвески, перстни, браслеты и т.д. Для украшения женской одежды использовались также различные монеты: они нашивались на головные уборы в месте с другими украшениями, или украшались отдельные лентами верхнего платья, они носились на шеи в составе ожерелья. Повсеместно горянки носили серьги различных форм из металла. В зависимости от социальной принадлежности в ухо вдевалось от одной до пять серьги. На руках носили кольца, перстни и браслеты, на шее различные ожерелья и цепочки, на поясе - подвески.

В целом традиционная одежда вайнахов складывалось на протяжении многих веков, отражая историю народа.

Оружие вайнахов

На протяжении многих веков предкам Ингушей приходилось постоянно защищаться от посягательства многочисленных врагов. Ингуши в течение тысячелетия жили в условиях военизированного быта. Поэтому здесь всегда на высоком уровне находилось металлообработка и изготовление холодного оружия. Опытным воинам края были хорошо известны и весьма искусство использовались все основные образцы бытовавшего с глубокой древности защитного и наступательного оружия этот опыт передавался из поколения в поколению. В основном дети учились военному искусству наблюдая, а иногда и участвуя в играх.

Защитное оружие. На протяжении многих веков Ингушам в качестве оборонительного оружия, надежно предохранявшего от ударов наступательного оружия, служил защитный доспех, боевые наголовья, щиты, налокотники и боевые перчатки.

Тело Ингушского воина обычно защищал в начале кожаный, а затем более эффективный металлический, кольчатый доспех: кольчуги и кольчатые панцири, имевшие вид рубашки с прямыми рукавами, квадратным разрезным воротом и разрезами на подоле.

Под доспехам у воина, еще специальная плотно простеганная (на вате или шерсти) одежда для удобство его ношения и создания владельцу дополнительных качеств.

В качестве боевых наголовий местные горцы использовали в прошлом металлические кованые шлемы, кольчатые мисюрки, и специальные стеганные шапки.

Один из древнейших видов защитного вооружения Ингушей безусловно является разнообразные щиты («турс») .

Известные их образцы в целом отличаются своими сравнительно небольшими размерами, крупной формы были удобны для всякого рода защитных манипуляций как пешим, так и конным воинам. Наиболее массовыми и древними у ингушей были плоские щиты, сплетенные из прутьев и деревянные экземпляры, обтянутые плотной кожей, с металлическими кругами - обручами и умбоном «ругательное слово у них расценивается как большое оскорбление и часто искупаются жизнью»

Когда между ними случается рукопашная (схватка), то можно подумать, что многие будут ранены сабельными ударами, но одни они могут так искусно перехватывать их щитом, что обычно бывает только несколько легко раненых. Из-за каждой мелочи они хватаются за саблю, но за огнестрельное оружие только в случаи внешней угрозы «кровной мести и вражеского нападения». Щиты отличаются своей отделкой (а в ряде случаев и красочной орнаментацией художественного магического характера), что несомненно свидетельствует о той немаловажной роли, которую им отводили, а также и высоком мастерстве их непосредственных изготовителей. Наиболее популярные цвета местных щитов – коричневый, черный, красный. Очень важным видом наступательного оружия в рукопашных схватках у ингушских воинов являлись разнообразные экземпляры рубяще-режущего вооружения –прямые двухлезвеные меч («довт»), однолезвийные палаши, изогнутые сабли и гибкие шашки («тур»). Мячи, палаши, сабли, отличавшиеся солидным качеством и изяществом отделки, продолжают активно бытовать в комплексе вооружения ингушей до самого конца XVII в. Вместе с теми, с XVIII в. все большую популярность в крае приобретают высококачественные образцы холодного оружия, горские стальные шашки («волчок, гурда»),

Немаловажным элементов воинского снаряжения местных горцев, в прошлом, являлись однолезвийные боевые ножи («доккха урс») и двухлезвеные кинжалы («шалта») отличавшиеся большим разнообразием и предназначенные для нанесения колющих, а порой и рубяще-режущих ударов. Колоть кинжалом считалось у вайнахов большим позором, неумением воевать и владеть, самым легким способом победить врага, поэтому мастера старались делать кинжал с менее заостренным выступающим концом. Вайнаха кольнувшего кого-либо кинжалом, называли – «ублюдок, кольнувший кинжалом». Согласно вайнахским адатам кинжалы обычно носились вайнахами постоянно и в повседневной жизни, являясь важным элементом их традиционной одежды.

Использовались Ингушами также ружья и пистолеты различных систем собственного производства.

Позднее, в результате распространения в крае более современных образцов огнестрельного оружия, ситуация коренным образом изменилась в его пользу. Заранее отмеренные дозы пороха и свинцовые пули, воины хранили в деревянных и костяных трубочках-газырях, которые вкладывались в нашитые кармашки на груди черкески.

Таким образом, наличие такого современного и достаточного высококлассного (по крайне мере по тому времени) оружия вайнахам удавалось отразить нападение внешних врагов и заниматься повседневными своими делами, при этом оружие всегда находилось при себе, так как он должен был быть пахарем и пастухом, камнетёсом и воином. Его в любой час мог призвать к бою огонь тревоги, зажженный на вершине горы или башни. Кроме прямых военных целей, некоторые наступательные образцы оружия вайнахи применяли для хозяйственных нужд, в ритуальных и магических мероприятиях ( их приносили в качестве приношений в местные святилища, ими клялись совершали обряды побратимства, их использовали при гадании и т.д.)

Вайнахи очень бережно и заботливо относились к оружию, передавали по наследству, сохраняли и приумножали навыки, секреты и традиции производства и непосредственного использования. Качественное оружие всегда высоко ценилось, играла роль важного торгового эквивалента. Имеющиеся материалы подчёркивают существование многих сходных черт, как в оружии, так и в военном искусстве у Чеченцев и Ингушей. Развитие военного дело у них происходило в процессе взаимного влияния и обогащения, с внимательным учётом происходивших в этой области изменений и достижений.




2019-07-03 213 Обсуждений (0)
Глава 3. Одежда и оружие Вайнахов влияющие на национальную хореографию, с учётом его эстетики и традиции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Одежда и оружие Вайнахов влияющие на национальную хореографию, с учётом его эстетики и традиции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)