Материальный баланс электролизера
В процессе электролиза происходят изменения концентрации электролит, которые обусловлены участием ионов в переносе тока, химическими процессами, протекающими на электродах и а объеме электролита, испарением влаги и уносом ее с газообразными продуктами электролиза – хлором и водородом. В электролизерах с твердым катодом объем католита меньше объема поступающего на электролиз рассола . Уменьшение объема связано с превращением хлорида натрия в гидроокись, имеющую меньший молекулярный объем, расходом воды на химический процесс и испарение и унос в виде паров с выделяющимися газами. Степень изменения объема католита:
,
где и - мольные концентрации хлорида щелочного металла в исходном растворе и католите, соответственно; - мольная концентрация гидроокиси щелочного металла в католите. Ниже приведен расчет концентрации соли в анолите, а также соли и щелочи в католите с учетом испарения и уноса влаги с газами. Незначительный расход воды, связанный с протеканием побочных реакций, не учитывается. Для упрощения принято, что выход по току, температура и давление газов для анодного и катодных продуктов одинаковы. При подаче в анодное пространство рассола, моляльные концентрации которого на 1000 г. воды (55,5 моль) поступит молей . При степени разложения соли через ячейку должно быть пропущено фарадеев электричества и на аноде должно выделиться г-экв хлора. Если процесс электролиза проводить в условиях, исключающих электролитический перенос ионов из катодного пространства в аноде, то количество ионов хлора, перенесенным током в анодные пространство из катодного, составит г-ионов, где - число переносы хлор-иона. Общее количество г-ионов хлора, находящееся в рассматриваемом объеме анолита и поступающее затем в катодное пространство при стационарном процессе, составит:
,
или после преобразования:
.
Учитывая, что число переноса катиона , получим:
.
На аноде выделяется молей газообразного хлора. Если принебречь объемом и и подсасываемого к хлору воздуха, то количество молей влаги, уносимой с хлор-газом в виде паров, составит:
, где - общее давление влажного газа; - парциальное давление паров воды в хлоре над анолитом. Моляльность анолита можно определить из выражения:
или .
При . На катоде образуется молей гидроокиси натрия и выделяется молей газообразного водорода, при этом на химическую реакцию расходуется молей воды. Количество воды, уносимой с водородом в виде паров воды, составит:
,
где – парциальное давление паров воды в водороде над католитом. Содержание поваренной соли в католите определяется по разности между поступившим и разложившимся количествами:
.
Содержание воды в католите составит:
. Моляльность католита (по ) составит:
,
А по :
.
Суммарная мольяность католита по и :
.
Степень изменения количества воды в электролите в процессе электролиза:
.
Чтобы перевести единицы концентрации из мольяльности в г/л ( ) можно воспользоваться выражением:
,
где - моляльность раствора; - плотность раствора; - молекулярный вес растворенной соли. Моляльность католита по поваренной соли и каустической соде составит:
, .
Снижение парциального давления паров воды над электролитическими щелаками может быть приближенно принято равным сумме снижения парциального давления над соответствующими растворами гидроокиси натрия .
.
При таком подсчете парциальные давления паров воды над католитом мало отличаются от парциального давления над насыщенным раствором поваренной соли при той же температуре. Если принять, что , то тогда получаем:
.
При парциальном давлении паров воды над электролитом выше 400–500 мм. рт. ст. унос паров воды резко возрастает. При парциальном давлении паров около 720 мм. рт. ст. теоретически с газами должно быть унесена вся вода из раствора. Поэтому при сильном повышении температуры электролиза происходит интенсивное испарение влаги, пересыщение раствора и выделения кристаллов соли, которые забивают поры диафрагмы и приводят к нарушению нормального процесса электролиза. Материальный баланс элетролизера осложняется наличием примесей, например соды, щелочи и сульфатов, в мешающем электролизу растворе, протеканием процессов выделения на аноде кислорода и окисления графитовых анодов в образованием в основном двуокиси углерода, а также вторичных процессов растворения и гидролиза хлора в анолите и последующих реакций между растворенным хлором и ионами с образованием гипохлорита и хлората. Однако для практических целей приведенная выше приближенная схема расчета материального баланса дает достаточно точные результаты. Образующийся в электролизере гипохлорит практически полностью восстанавливается на катоде с образованием исходного хлорида натрия. Количество хлората натрия, уходящего с катодными щелоками, не превышает обычно десятых долей процента от образовавшейся каустической соды. Поэтому в практических балансах электролизера эти процессы могут не учитываться. Расчет воды и образования двуокиси углерода за счет сгорания анодов в связи с выделением кислорода можно учесть приближенно, приняв, что снижение выхода по току связано лишь с разрядом ионов на анод. Расход воды на разложение составит , а количество двуокиси углерода, образовавшегося от сгорания анодов, равно . При температуре 90–95 °С, поддерживаемой в современных электролизерах, потери воды на побочные процессы не превышает 0,5–1,0% общего расхода воды на химические процессы и испарение.
Заключение
В настоящее время едкая щёлочь и хлор вырабатываются тремя электрохимическими методами. Два из них – электролиз с твёрдым асбестовым или полимерным катодом (диафрагменный и мембранный методы производства), третий – электролиз с жидким ртутным катодом (ртутный метод производства). В ряду электрохимических методов производства самым лёгким и удобным способом является электролиз с ртутным катодом, но этот метод наносит значительный вред окружающей среде в результате испарения и утечек металлической ртути. Мембранный метод производства самый эффективный, наименее энергоемкий и наиболее экологичный, но и самый капризный, в частности, требует сырье более высокой чистоты. Едкие щёлочи, полученные при электролизе с жидким ртутным катодом, значительно чище полученных диафрагменным способом. Для некоторых производств это важно. Так, в производстве искусственных волокон можно применять только каустик, полученный при электролизе с жидким ртутным катодом. В мировой практике используются все три метода получения хлора и каустика, при явной тенденции в сторону увеличения доли мембранного электролиза. В России приблизительно 35% от всего выпускаемого каустика вырабатывается электролизом с ртутным катодом и 65% – электролизом с твёрдым катодом (диафрагменный и мембранный методы).
Список литературы
1. Аблонин Б.Е. Основы химических производств. – М.: Химия, 2001. 2. Бесков В.С. Общая химическая технология и основы промышленной экологии. – М.: Химия, 1999. 3. Бесков В.С. Моделирование каталитических процессов и реакторов. – М.: Химия, 1991. 4. Кутепов А.М. Общая химическая технология. – М.: Высшая школа, 1990. 5. Лебедев Н.Н. Химия и технология основного органического и нефтехимического синтеза. – М.: Химия, 1981. 6. Позин М.Е. Технология минеральных удобрений. – Л.: Химия, 1983. 7. Расчеты химико-технологических процессов. / под ред. Мухленова И.П. – Л.: Химия, 1982. 8. Степанов В.С. Анализ энергетического совершенствования технологических процессов. – Новосибирск: Наука, 1984. 9. Фролов Ю.Г. Физическая химия. – М.: Химия, 1993. 10. Химико-технологические системы. / под ред. Мухленова И.П. – М.: Химия, 1986.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |