Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и задачи потребительской кооперации в Российской Федерации



2019-07-03 597 Обсуждений (0)
Сущность и задачи потребительской кооперации в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящее время потребительские кооперативы создаются, во-первых, на проверенных историческим опытом и временем кооперативных постулатах — кооперативных принципах и ценностях. Во-вторых, современная потребительская кооперация выступает как многоотраслевая социально-экономическая система, уставной целью функционирования которой является удовлетворение личных, экономических, социальных и других потребностей своих членов-пайщиков.

Кооперация представляет собой форму сотрудничества экономически и юридически самостоятельных предприятий в целях повышения надежности обеспечения, более полного удовлетворения спроса на требуемые материальные ресурсы и услуги, повышения эффективности их деятельности.

Согласно Федеральному закону РФ "О потребительской кооперации" (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" от 19 июня 1992 г. № 3085-1 (в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ от 28 апреля 2000 г. № 54-ФЗ) [1] основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

- создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

- производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

- оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.

Надо сказать, что по поводу содержания кооперации как общественного института существуют разные теории и научные точки зрения. В отдельности каждая из них не в состоянии раскрыть философского и социально-экономического значения кооперации.

В истории кооперации основным ее теоретиком считается Р. Оуэн. Он впервые употребил термин "кооперация" в современном его понимании, предложив организовывать "земледельческие и мануфактурные поселения единства и взаимной кооперации" [2. С. 8].

В настоящее время в Большом экономическом словаре кооперация трактуется как "объединение лиц на равноправной основе с целью совместного производства и сбыта продукции, закупки и потребления товаров и услуг" [6. С. 274].

В теориях многих социологов, экономистов, историков, философов: О. Конта, Г. Спенсера, П. Лаврова, П. Кропоткина, Л. Мечникова и на Западе, и в России "кооперацию" в основном рассматривали в качестве всеобщего свойства природного мира и человеческого общества [7. С. 53]. Виднейший представитель русской школы кооперации Емельянов И. В. считал, что "кооперация является комплексом экономических единиц (предприятий и домохозяйств), координирующих свою хозяйственную деятельность" [21. С. 4]. Н.И. Мещеряков, один из деятелей послеоктябрьской кооперации, определял кооперацию как "объединение людей для достижения ими общей цели" [4. С. 14].

В советское время наиболее последовательным сторонником широкого использования в аграрном секторе кооперативной формы хозяйствования был В.Г. Венжер. Непреходящее значение кооперации он видел в том, что она дает возможность вести хозяйство, не отделяя от собственности каждого трудящегося в данном хозяйстве человека. По мысли В. Венжера, кооперация решала противоречие между частным и общественным, не уничтожая одно из них, а интегрируя их воедино. Он рассматривал "кооперацию и кооперативные начала как общую форму социального прогресса" [11. С. 219-222].

На современном этапе в работах А.П. Макаренко кооперация рассматривается как "совокупность кооперативов, действующих в разных сферах экономики, например, потребительская, кредитная, производственная, сбытоснабженческая или сельскохозяйственная, в отдельных странах, в отдельных регионах" [13. С. 6].

К.И. Вахитов содержание кооперации раскрывает в двух определениях [4. С. 3-4]. В самом широком смысле под кооперацией подразумевается в одном случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом - синоним самого человеческого общества; в третьем - основной социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, В узком значении под кооперацией понимается совокупность особых общественно-хозяйственных объединений кооперативов (кооперативных обществ, кооперативных союзов и иных кооперативных объединений).

И.Н. Буздалов считает, что "кооперация это не только форма хозяйствования, но и основанная на демократизации и самоуправлении, форма связей, экономических взаимоотношений" [3. С. 3-4].

Обобщая трактовки разных исследователей кооперативной теории и практики, можно сделать вывод, что "кооперация представляет собой синтез трех составляющих, ее элементов" [17. С. 29-30]: кооперация - форма труда; кооперация - хозяйственное предприятие; кооперация - общественное движение (см, таблицу 1).

 


Таблица 1 Содержательные элементы кооперации

Элементы кооперации Содержание элементов кооперации Основные представители
Кооперация как форма труда это процесс объединения трудовой деятельности, обусловленный общественным разделением труда. В данном случае кооперация представляет собой всеобщую форму, которая лежит в основе всех общественных устройств. При этом особое значение принадлежит разнообразным организованным формам человеческой деятельности. Поэтому познание общих принципов кооперации в существующих видах организаций является важным направлением современных экономических, социологических, управленческих и иных видов исследований. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, М.И.Мещеряков, А.И. Пригожий, И.Н. Буздалов, Л. В. Никифоров и др.
Кооперация как хозяйственное предприятие Здесь кооперация определяет особую форму организации производства, представляющую собой хозяйственное предприятие, которое организует ту или иную сторону деятельности своих членов, не регламентируя остальную сферу их деятельности. Это добровольный союз людей, равноправно участвующих в его управлении и который имеет своей целью не получение наибольшей прибыли на затраченный капитал, а, благодаря общему ведению хозяйства, уменьшение расходов членов кооператива на их потребительские нужды и увеличение собственных трудовых доходов. Эта форма кооперации не является всеобщей закономерностью. Она возникает на определенном этапе развития государства и общественного производства. В качестве общей причины возникновения именно такой формы кооперации необходимо назвать становление и развитие капиталистического общества и рыночной экономики. Естественным продолжением из этого процесса является формирование единого внутреннего и мировых рынков, в результате усиления процесса разделения труда, развития системы денежного обращения и кредитно-банковских структур, провозглашения элементарных демократических прав и свобод. И.В. Емельянов, А.В. Чаянов, М.И. Туган- Барановский, Р. Оуэн, Ш. Фурье, Г. Шульце-Делич, Ф. Райфайзен, В.Г. Венжер, А.П. Макаренко, К.И. Вахитов, А.В. Ткач и др.
Кооперация как общественное движение В данном случае кооперация выступает как определенная идеология, ставящая перед собой цель реформирования несовершенного капиталистического общества в общество социальной справедливости. Конкретным ее содержанием была пропаганда идей, принципов, ценностей кооперации, кооперативных знаний, фактическое объединение людей, взаимопомощь, установление ими солидарной ответственности, распространение знаний среди населения, культурно-просветительская деятельность. Надо сказать, что в XIX веке в западноевропейском обществе имели место различные точки зрения на место и роль кооперации в решении социальных вопросов, в преобразовании общества на справедливых началах. Л. Блан, У. Кинг, Ш. Жид, Н.Г. Чернышевский, С.Л. Маслов, В.Ф. Тотомианц, Н.П. Баллин, Ф.Г. Тернер и др.

 

История российской кооперации и кооперативной системы насчитывает 170 лет с момента создания декабристами в 1831 году Большой артели, которую Международный кооперативный альянс официально признал началом кооперативного движения в России. В настоящее время процесс формирования и развития кооперации идет в направлении расширения и многообразия ее институциональных элементов и развития социально ориентированного характера их деятельности. Обслуживая в основном сельское население, она берет на себя основные функции обустройства села, формирования торговой и производственной инфраструктуры, экономической и социальной защиты населения. Традиционно приоритетное место в кооперативной системе принадлежит потребительской кооперации.

В нашей стране потребительская кооперация - органичный, структурный элемент агропромышленного комплекса, представляющий собой одну из форм социальной защиты и экономической поддержки сельского населения. Таким способом потребительская кооперация способствует сокращению времени обращения продукции и всего воспроизводственного цикла. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации заключается в доведении материальных благ до потребителя.

Формирование и развитие взаимоотношений между потребкооперацией и отраслями агропромышленного комплекса опосредуется кооперативными связями. Они отражают совокупность организационно-экономических и социально-экономических отношений в процессе взаимодействия кооперирующихся хозяйств.

Выполняя социальную миссию, кооперативные организации страны делают все возможное для оказания пайщикам, всем сельским жителям реальной помощи в обустройстве их жизни, о чем свидетельствуют цифры.

Сегодня в потребкооперации России состоит 8,3 миллиона пайщиков, около 400 тысяч работников и специалистов;    организации потребкооперации участвуют в обслуживании 38 миллионов человек, проживающих почти в 100 тысячах населенных пунктов, в "арсенале" потребкооперации почти 200 тысяч услуг 140 видов; за последние пять лет организации потребкооперации обеспечили работой 95 тысяч человек, почти 160 тысяч получили временную, сезонную работу и работу на условиях неполного рабочего дня; открыто 6500 парикмахерских; организовано 1020 аптек и аптечных пунктов, 5300 ветеринарных пунктов и аптек; создано 8300 пунктов по ремонту, пошиву одежды и обуви, 5200 пунктов по раскрою тканей, 7000 — по фотоуслугам, 3400 — по ремонту бытовой техники, 2700 — по ремонту часов; в настоящее время действуют 90 Домов быта; в магазинах создано 18 тысяч народных библиотек; организовано 25 тысяч бесплатных чайных столов; оборудовано 4353 детские игровые площадки; закупая сельхозпродукцию, дикоросы, за пять лет организации потребкооперации обеспечили повышение жизненного уровня двум миллионам человек; в прошлом году 530 тысячам сдатчиков продукции ежемесячно выплачивалось каждому около 2 тысяч рублей; около 4 миллиардов рублей потребкооперация отвлекает из казны, отпуская пайщикам товары в долг, на бесплатное оказание ряда услуг, материальную помощь малоимущим, инвалидам, ветеранам войны и труда, организацию спортивных секций и коллективов художественной самодеятельности ежегодно расходуется более 3 миллиардов рублей; на нужды Церкви безвозмездно передано организациями потребкооперации 190 зданий и сооружений.

Наиболее активную работу по реализации социальной миссии ведут Владимирский, Псковский, Брянский, Ярославский, Смоленский, Нижегородский, Воронежский, Чувашский, Кемеровский, Удмуртский, Омский потребсоюзы.

 



2019-07-03 597 Обсуждений (0)
Сущность и задачи потребительской кооперации в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и задачи потребительской кооперации в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (597)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)