Сущность и задачи потребительской кооперации в Российской Федерации
В настоящее время потребительские кооперативы создаются, во-первых, на проверенных историческим опытом и временем кооперативных постулатах — кооперативных принципах и ценностях. Во-вторых, современная потребительская кооперация выступает как многоотраслевая социально-экономическая система, уставной целью функционирования которой является удовлетворение личных, экономических, социальных и других потребностей своих членов-пайщиков. Кооперация представляет собой форму сотрудничества экономически и юридически самостоятельных предприятий в целях повышения надежности обеспечения, более полного удовлетворения спроса на требуемые материальные ресурсы и услуги, повышения эффективности их деятельности. Согласно Федеральному закону РФ "О потребительской кооперации" (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" от 19 июня 1992 г. № 3085-1 (в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ от 28 апреля 2000 г. № 54-ФЗ) [1] основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: - создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; - закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; - производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; - оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг. Надо сказать, что по поводу содержания кооперации как общественного института существуют разные теории и научные точки зрения. В отдельности каждая из них не в состоянии раскрыть философского и социально-экономического значения кооперации. В истории кооперации основным ее теоретиком считается Р. Оуэн. Он впервые употребил термин "кооперация" в современном его понимании, предложив организовывать "земледельческие и мануфактурные поселения единства и взаимной кооперации" [2. С. 8]. В настоящее время в Большом экономическом словаре кооперация трактуется как "объединение лиц на равноправной основе с целью совместного производства и сбыта продукции, закупки и потребления товаров и услуг" [6. С. 274]. В теориях многих социологов, экономистов, историков, философов: О. Конта, Г. Спенсера, П. Лаврова, П. Кропоткина, Л. Мечникова и на Западе, и в России "кооперацию" в основном рассматривали в качестве всеобщего свойства природного мира и человеческого общества [7. С. 53]. Виднейший представитель русской школы кооперации Емельянов И. В. считал, что "кооперация является комплексом экономических единиц (предприятий и домохозяйств), координирующих свою хозяйственную деятельность" [21. С. 4]. Н.И. Мещеряков, один из деятелей послеоктябрьской кооперации, определял кооперацию как "объединение людей для достижения ими общей цели" [4. С. 14]. В советское время наиболее последовательным сторонником широкого использования в аграрном секторе кооперативной формы хозяйствования был В.Г. Венжер. Непреходящее значение кооперации он видел в том, что она дает возможность вести хозяйство, не отделяя от собственности каждого трудящегося в данном хозяйстве человека. По мысли В. Венжера, кооперация решала противоречие между частным и общественным, не уничтожая одно из них, а интегрируя их воедино. Он рассматривал "кооперацию и кооперативные начала как общую форму социального прогресса" [11. С. 219-222]. На современном этапе в работах А.П. Макаренко кооперация рассматривается как "совокупность кооперативов, действующих в разных сферах экономики, например, потребительская, кредитная, производственная, сбытоснабженческая или сельскохозяйственная, в отдельных странах, в отдельных регионах" [13. С. 6]. К.И. Вахитов содержание кооперации раскрывает в двух определениях [4. С. 3-4]. В самом широком смысле под кооперацией подразумевается в одном случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом - синоним самого человеческого общества; в третьем - основной социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, В узком значении под кооперацией понимается совокупность особых общественно-хозяйственных объединений кооперативов (кооперативных обществ, кооперативных союзов и иных кооперативных объединений). И.Н. Буздалов считает, что "кооперация это не только форма хозяйствования, но и основанная на демократизации и самоуправлении, форма связей, экономических взаимоотношений" [3. С. 3-4]. Обобщая трактовки разных исследователей кооперативной теории и практики, можно сделать вывод, что "кооперация представляет собой синтез трех составляющих, ее элементов" [17. С. 29-30]: кооперация - форма труда; кооперация - хозяйственное предприятие; кооперация - общественное движение (см, таблицу 1).
Таблица 1 Содержательные элементы кооперации
История российской кооперации и кооперативной системы насчитывает 170 лет с момента создания декабристами в 1831 году Большой артели, которую Международный кооперативный альянс официально признал началом кооперативного движения в России. В настоящее время процесс формирования и развития кооперации идет в направлении расширения и многообразия ее институциональных элементов и развития социально ориентированного характера их деятельности. Обслуживая в основном сельское население, она берет на себя основные функции обустройства села, формирования торговой и производственной инфраструктуры, экономической и социальной защиты населения. Традиционно приоритетное место в кооперативной системе принадлежит потребительской кооперации. В нашей стране потребительская кооперация - органичный, структурный элемент агропромышленного комплекса, представляющий собой одну из форм социальной защиты и экономической поддержки сельского населения. Таким способом потребительская кооперация способствует сокращению времени обращения продукции и всего воспроизводственного цикла. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации заключается в доведении материальных благ до потребителя. Формирование и развитие взаимоотношений между потребкооперацией и отраслями агропромышленного комплекса опосредуется кооперативными связями. Они отражают совокупность организационно-экономических и социально-экономических отношений в процессе взаимодействия кооперирующихся хозяйств. Выполняя социальную миссию, кооперативные организации страны делают все возможное для оказания пайщикам, всем сельским жителям реальной помощи в обустройстве их жизни, о чем свидетельствуют цифры. Сегодня в потребкооперации России состоит 8,3 миллиона пайщиков, около 400 тысяч работников и специалистов; организации потребкооперации участвуют в обслуживании 38 миллионов человек, проживающих почти в 100 тысячах населенных пунктов, в "арсенале" потребкооперации почти 200 тысяч услуг 140 видов; за последние пять лет организации потребкооперации обеспечили работой 95 тысяч человек, почти 160 тысяч получили временную, сезонную работу и работу на условиях неполного рабочего дня; открыто 6500 парикмахерских; организовано 1020 аптек и аптечных пунктов, 5300 ветеринарных пунктов и аптек; создано 8300 пунктов по ремонту, пошиву одежды и обуви, 5200 пунктов по раскрою тканей, 7000 — по фотоуслугам, 3400 — по ремонту бытовой техники, 2700 — по ремонту часов; в настоящее время действуют 90 Домов быта; в магазинах создано 18 тысяч народных библиотек; организовано 25 тысяч бесплатных чайных столов; оборудовано 4353 детские игровые площадки; закупая сельхозпродукцию, дикоросы, за пять лет организации потребкооперации обеспечили повышение жизненного уровня двум миллионам человек; в прошлом году 530 тысячам сдатчиков продукции ежемесячно выплачивалось каждому около 2 тысяч рублей; около 4 миллиардов рублей потребкооперация отвлекает из казны, отпуская пайщикам товары в долг, на бесплатное оказание ряда услуг, материальную помощь малоимущим, инвалидам, ветеранам войны и труда, организацию спортивных секций и коллективов художественной самодеятельности ежегодно расходуется более 3 миллиардов рублей; на нужды Церкви безвозмездно передано организациями потребкооперации 190 зданий и сооружений. Наиболее активную работу по реализации социальной миссии ведут Владимирский, Псковский, Брянский, Ярославский, Смоленский, Нижегородский, Воронежский, Чувашский, Кемеровский, Удмуртский, Омский потребсоюзы.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (597)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |