Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возможности и задачи потребительской кооперации в эпоху глобализации



2019-07-03 235 Обсуждений (0)
Возможности и задачи потребительской кооперации в эпоху глобализации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Глобализация открывает новые перспективы для устойчивого экономического роста и развития мировой экономики. Однако, в то же самое время быстрые процессы перемен и приспособления, ассоциируемые с глобализацией сопровождались ростом бедности, безработицы и социальной дезинтеграции

Политики всего мира сегодня озабочены проблемами безработицы, что можно видеть по цифрам вверху. Проблема создания рабочих мест – это не только вопрос получения дохода, поскольку занятость является основным инструментом для самореализации и социальной интеграции. Справедливое отношение и достоинство, на которые люди надеются при обращении за получением работы, должно быть безусловно обеспечено, когда мы говорим о достойной работе. Различные грани глобализации, в частности, дерегулирование рынков труда, приватизация государственных предприятий и либерализация международной торговли и финансов произвели значительное влияние на мир труда:

Во многих странах наблюдается процесс информатизации экономики и, следовательно, дезинтеграцию трудовых отношений и ухудшение условий труда. Доля неформального сектора в национальной экономике растет даже в тех странах, где эта доля и так уже была высока. Кроме этого, процент женщин, занятых в неформальной экономике, тоже растет, таким образом приводя к феминизации этого сектора. Впечатляющий прогресс, достигнутый информатизационными и коммуникационными технологиями, дает возможность все большему числу людей выполнять работу дома. Это создает новые возможности в получении рабочего места, но и также способствует изоляции работника по отношению к своим коллегам и работодателю. Стратегия передачи части своих функций другим подрядчикам, осуществляемая многими компаниями с целью снижения производственных затрат усиливает феномен "завуалированных трудовых отношений", что означает повторное принятие на работу или увольнение работников как "независимых" субподрядчиков, которые не имеют прав ни на какие социальные выплаты и пособия. Дефицит работы – это недостаточное количество рабочих мест, чтобы все люди имели возможность стать занятыми. Дефицит качества – не все имеющиеся в наличии виды работ предлагают удовлетворительные условия труда.

Достойная работа находит свое отражение в том, как рабочие ощущают такие понятия, как "ценность" и "удовлетворение", а отсутствие достойной работы замечается сразу. Достойная работа – это наше рабочее место и перспективы на будущее, это условия труда, баланс между работой и семейной жизнью, равенство полов, а также равное признание результатов труда. Это также и индивидуальные способности конкурировать на рынке, это получение справедливой доли богатства, в создании которого вы принимали участие, и при этом вас не обошли стороной, это и право голоса, как на рабочем месте, так и в общине, где вы живете. Рабочие и предприниматели, занятые в неформальной экономике, не имеют своего голоса и не обладают особым потенциалом в решении трудовых споров. Самая простая организация этих людей в предприятия, построенные по типу кооператива, значительно увеличит их возможности участия в процессе принятия решений, а также даст им возможность добиваться более выгодных условий и цен при переговорах с клиентами, потребителями, поставщиками и банками. Существует много ярких примеров того, как кооперативы успешно создавали мост между неформальной экономикой и формальным сектором, при этом значительно улучшая качество труда своих членов. Достойная работа отсутствует, когда имеется в наличии: вынужденная безработица и бедность нарушения прав на работе; детский труд и труд по принуждению; явно недостаточный доход, депрессия, напряженность на работе; недостаточная организация среди работников, чтобы их голос услышали, или же препятствия к эффективному диалогу; недостаточный баланс между требованиями, предъявляемыми семьей и отношениями на работе.

Достойная работа через наделение работников полномочиями и властью организация занимающихся индивидуальным трудом, включая и мелких предпринимателей; создание условий для повышения роли мелких производителей и розничных потребителей в решении трудовых споров. То же самое касается и организации мелких производителей и розничных потребителей. В самом деле, в силу своей демократической природы кооперативы могут наделить людей большей властью, что они и доказывали со времен Рочдейльских пионеров. Организовывая людей, кооперативы могут заполнить структурный разрыв, образовавшийся после того, как государство отказалось от своих экономических и социальных функций.

Глобализация создает новые возможности, которые могут быть использованы кооперативами для создания достойной работы через самопомощь. Один пример осуществления таких возможностей, это кооперативы, которые существуют в или с помощью Интернет, или которые используют Интернет в качестве инструмента образования "общих связей". В России уже есть примеры того, как небольшие кооперативы в развивающихся странах успешно используют Интернет для маркетинга своей продукции. В других случаях, люди, занимающиеся индивидуальным трудом, например, переводчики создали "виртуальный кооператив" в Интернет, чтобы расширить виды предоставляемых услуг и стандартизировать условия заключаемых контрактов. Наконец, многие провайдеры услуг Интернет на самом деле являются кооперативами, созданными пользователями Интернет. [22]

Сама природа кооперативов, как организаций, основанных на ценностях, наделяет их кооперативными преимуществами. И в самом деле, кооперативы обладают явным потенциалом по созданию рабочих мест. Они могут создавать рабочие места в экономических подсекторах или географических регионах, которые не являются "прибыльными" для компаний, ориентирующихся на получение прибыли, просто потому, что прибыль не является единственной руководящей ценностью для кооперативов. Есть многие примеры того, как кооперативы сохранили тысячи рабочих мест с помощью совместных действий работников и предприятий, попавших в трудные условия.

Кооперативы уже продемонстрировали свои возможности в организации таких видов социальных и коммунальных услуг, которые государство уже не может или не хочет предоставлять. Сюда входят кооперативы, созданные людьми, предоставляющими и пользующимися медицинскими услугами, примеры этого есть во всех странах, а также кооперативы по уходу за детьми и подготовке к школе, равно как и кооперативы по уходу за престарелыми и организации коммунальных услуг. Во многих случаях эти кооперативы является единственными каналом, с помощью которого не столь богатые граждане могут получить доступ к основным социальным услугам, что является неотъемлемым для достойной работы. Кооперативы по оказанию социальных услуг для рискованных групп населения являются относительно новыми. Они стали результатом кризиса общественной системы социальной защиты во многих индустриальных странах. Наиболее ярким примером таких кооперативов, конечно же, являются итальянские социальные кооперативы. Они предоставляют основные виды социальных услуг для таких групп населения, как инвалиды, престарелые, бездомные и наркоманы. В настоящее время в Италии насчитывается более 2000 социальных кооперативов, вклад которых составляет 13% государственных расходов на социальный сектор. Кроме этого, кооперативы создали более 60000 рабочих мест для маргинальных групп населения (Глобальный форум по вопросам занятости, Женева, 1-3 ноября 2001г. международная конференция по вопросам труда 2002г., второе обсуждение проблемы "Развитие кооперативов"); Есть и много других интересных примеров работы социально ориентированных кооперативов, или кооперативов, предоставляющих социальные услуги. И в самом деле, кооперативы могут создать идеальный альтернативный механизм предоставления социальных услуг, который при этом будет контролироваться самими пользователями этих услуг.

По мнению аналитиков, кооперативы могут наделять людей властными полномочиями с помощью совместных действий, создавать новые возможности с помощью совместных инициатив и повышать уровень социальной защищенности через самопомощь. Данные три элемента: наделение властными полномочиями, возможности и защита являются основными элементами любой программы, направленной на устранение бедности, что и отмечалось в недавнем документе о стратегии борьбы за устранение бедности, опубликованном Мировым банком. Истинные, автономные, хорошо управляемые, экономически состоятельные кооперативы могут многое сделать для борьбы с бедностью, социальной незащищенностью, а также для повышения социальной справедливости, таким образом внося свой вклад не только в создание достойной работы, но и в сохранение мира. международная конференция по вопросам труда 2002г. обсуждение проблем неформального сектора.

Таким образом, основной задачей, которую ставят перед собой кооператоры на современном этапе глобализации - создание альтернативного механизма предоставление социальных услуг; создание рабочих мест для людей с ограниченными физическими возможностями через самопомощь.

 


Заключение

 

Таким образом, в работе решены следующие задачи:

- рассмотрена сущность и задачи потребительской кооперации в Российской Федерации;

- рассмотрены проблемы российской потребительской кооперации;

- рассмотрены проблемы кооперации в эпоху мировой глобализации;

- рассмотрены возможности и задачи потребительской кооперации в эпоху глобализации.

Кооперация представляет собой форму сотрудничества экономически и юридически самостоятельных предприятий в целях повышения надежности обеспечения, более полного удовлетворения спроса на требуемые материальные ресурсы и услуги, повышения эффективности их деятельности.

В нашей стране потребительская кооперация - органичный, структурный элемент агропромышленного комплекса, представляющий собой одну из форм социальной защиты и экономической поддержки сельского населения. Таким способом потребительская кооперация способствует сокращению времени обращения продукции и всего воспроизводственного цикла. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации заключается в доведении материальных благ до потребителя.

Внутренние проблемы современных кооперативов вытекают из противоречивости целей: защитой интересов пайщиков и необходимостью соблюдать законы рыночной экономики.

Общие для всех кооперативов проблемы образования капитала и распределения результатов работы с ним: заинтересованность пайщиков в распределении прибыли препятствует созданию фондов развития кооператива и резервных фондов; возможности привлечения собственного капитала кооперативом гораздо меньшие, чем у акционерных обществ. Размер собственного капитала колеблется в зависимости от числа членов. Так как каждый член имеет только один голос, то приобретение нескольких кооперативных паев не привлекательно. Если из кооператива выбывают его члены и получают свой пай обратно, то собственный капитал кооператива, а вместе с ним и кредитная основа уменьшаются; привлечение кооперативом заемного капитала негосударственных банков затруднено, так как зависит от его кредитоспособности, которая не стабильна. Поэтому кооперативы (особенно мелкие) на рынке капитала не всегда пользуются доверием, что определяет высокую кредитную ставку; государство оказывает финансовую поддержку кооперативам в рамках определенных программ путем льготных кредитов и налогообложения, но в некоторых странах большинство кооперативов в эти программы не входит.

Проблемы управления и контроля: в отличие от России, профессиональный уровень управленческого состава в подавляющем большинстве кооперативов невысок, что объясняется низкой (в сравнении с другими формами предприятий) заработной платой; применяемый в кооперативах принцип демократического управления не везде обеспечивает требуемую дисциплину производства; определение финансовой и производственной политики кооператива волеизъявлением общего собрания пайщиков не всегда эффективно из-за некомпетентности большинства пайщиков; кооперативы неохотно идут на риск, что снижает их эффективность.

Проблемы производства: используемые большинством кооперативов техника и технология находятся на более низком уровне, чем в акционерных обществах; условия труда в кооперативах хуже, чем в частных и государственных предприятиях; средний уровень квалификации рабочего персонала в кооперативах ниже из-за невысокой заработной платы.

В отличие от зарубежных кооперативов российская потребительская кооперация обладает сравнительно высоким уровнем производства, производственным и интеллектуальным потенциалом.

Вступление РФ в ВТО обеспечит для национальной потребительской кооперации возможность полномасштабной реализации перечисленных выше экономических преимуществ за счет снятия таможенных ограничений на перемещение товаров и услуг. Будут созданы предпосылки для реальной горизонтальной и вертикальной интеграции между национальным и межнациональными кооперативными союзами.

Опасения политиков и экономистов относительно процессов глобализации экономических пространств и, как следствие, банкротства местных производителей, вполне реальны для ближних к европейским рынкам регионов РФ. Для местных рынков естественным защитным барьером станет величина транспортных тарифов. Конкурентоспособность местных сельскохозяйственных производителей вряд ли окажется затронутой в результате вступления РФ в ВТО, но рынок потребительских непродовольственных товаров оскудеет из-за ценовых барьеров в силу низкой платежеспособности местного населения. Это неизбежно окажет стимулирующее влияние на развитие местного производства потребительских товаров и услуг. Заполнение образовавшейся ниши может обеспечить в том числе производство, осуществляемое кооперативами.

В целом, кооперативы могут добиться максимальных экономических выгод за счет своих сравнительных организационных преимуществ, если они будут действовать в следующих областях: поставка пайщикам сырья, материалов и технологий для сельскохозяйственного и несельскохозяйственного производства, торговли и услуг; обработка и сбыт первичной продукции, оказание услуг в этой области; коллективное производство потребительских товаров или оказание услуг пайщикам по производству этих товаров; коллективное производство и создание местной инфраструктуры - такой, как образование, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание и услуги по медицинскому уходу, энергетика, снабжение питьевой и ирригационной водой; оказание консультационной и организационной поддержки пайщикам в осуществлении ими своих экономических и законодательных прав и т.п.

Глобализация создает новые возможности, которые могут быть использованы кооперативами для создания достойной работы через самопомощь.

Основной задачей, которую ставят перед собой кооператоры на современном этапе глобализации - создание альтернативного механизма предоставление социальных услуг; создание рабочих мест для людей с ограниченными физическими возможностями через самопомощь.

 


Список литературы

 

1. Федеральный закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 (в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ от 28 апреля 2000 г. № 54-ФЗ)

2. Буздалина О.Б. Потребительская кооперация в рыночной экономике // Налог. вестн. - 2002. - N 1. - С.28-29.

3. Буздалина О.Б. Потребительская кооперация в условиях глобализации мировой экономики // Налог. вестн. - 2002. - N 12. - С.21-24.

4. Бурганов А. Кооперация вчера, сегодня и завтра // Власть. - 2004. - N 4. - С.52-55.

5. Елютин О. Кооперация в России - невостребованный опыт // Наука и жизнь. - 2003. - N 5. - С.58-64.

6. Ермаков В.Ф. Проблемы потребительской кооперации // Экономист. - 1995. - № 6. - с. 24 - 28.

7. Инвестиционные проблемы российской потребительской кооперации/ В.Л. Сиднина, Ю. Хрулева, Е. Шустова и др.// Потреб. кооп. - соц.-ориентир. система: Тез. докл. науч.-практ. конф., 12 янв. 2000 г./ Каз. кооп. ин-т МУПК. - Казань, 2000. - С. 128-130.

8. Личагин К. Новое в законодательстве о потребительской кооперации // Эпиграф. - 2000. - N 20. - С.III. - (Налоги и право).

9. Личагин К. Новое в законодательстве о потребительской кооперации // Эпиграф. - 2000. - Июнь (N 24). - С.VI. - (Налоги и право).

10. Пустырев Е.Ф. Кооперация сквозь призму интересов // ЭКО. - 2002. - N 8. - С.134-142.

11. Семенов А.К. Формирование стратегии управления в потребительской кооперации. Волгоград, 2001. 14 с.

12. Семенов А.К. Совершенствование структуры управления потребительской кооперации в соответствии с Законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". М., 1999. 15с.

13. Сиднина В.Л. Роль потребительской кооперации в смягчении проявлений кризиса в России как результата глобализации// Кооп. самобытность в новом тысячелетии: Тез. докл. межвуз. науч. - практ. конф., 30- 31 янв. 2001 г./ Чебоксар. кооп. ин-т МУПК. - Чебоксары, 2001. - С. 136-137.

14. Сидоренко П.В. Механизм партнерского взаимодействия потребительской кооперации и органов власти в современных условиях. Автореферат на соискание ученой степени к.э.н. Волгоград, 2003. 28 с.

15. Социально-экономическое положение потребительской кооперации. Реализация рекомендаций научно-практических конференций. М., 2001.236с.

16. Тарасов Н., Володин. В. Объединение сельскохозяйственных производственных кооперативов (Кооперация или интеграция) // АПК: экономика, управление. 2001. № 4. С. 57-64.

17. Теплова Л.Е. Потребительская кооперация: самоуправленческий потенциал и ценностные основания организационной культуры потребительской кооперации // Финансы и кредит. 2003. № 24 (138). С. 83-91.

18. Ткач А.В., Угрюмова Ю.А. Место и роль кооперации в продовольственном обеспечении России // Достижения науки и техники АПК. 2002. №6. С. 59-61.

19. Ткач А.В., Ашихмина О.А. Потребительская кооперация России в рыночных условиях // Достижения науки и техники АПК. 2004. № 2. С. 35-38.

20. Фигуровская Н.К. Кооперативное движение исторический аспект // Аграрная Россия. 2003. № 2. С. 46-48.

21. Хаммидулина Г.Р. Потребительская кооперация, перспективы ее развития в условиях рыночной экономики. М.: Издательство ПРИОР, 2004.

22. Храмцова. Т.Г. Роль потребительской кооперации в социализации экономики. Новосибирск, 2002. 143 с.

23. Салий В.В. Маркетинговые стратегии в потребительской коперации: Учебное пособие. Ч. 1 и 2. – Новосибирск: СибУПК, 1998.

24. http://www.centrosojuz.ru/index_rus.htm



2019-07-03 235 Обсуждений (0)
Возможности и задачи потребительской кооперации в эпоху глобализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возможности и задачи потребительской кооперации в эпоху глобализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)