Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принятие решений в условиях неопределённости и риска



2019-07-03 230 Обсуждений (0)
Принятие решений в условиях неопределённости и риска 0.00 из 5.00 0 оценок




При выработке стратегии поведения и в «процессе принятия конкретного решения целесообразно различать и выделять определенные области (зоны риска) в зависимости от уровня возможных (ожидаемых) потерь в финансово-хозяйственной деятельности:

 

Таблица 2 «Эмпирическая шкала рисков»


Принятие решения состоит из трех этапов:

1) Предварительное принятие решения

Предварительное принятие решения производится на основе среднеарифметического значения отдельного вида риска и качества информации раздельно по каждой операции алгоритма принятия решения.

2) Анализ критических значений

На этом этапе оценки проводится анализ тех составляющих риска, значения которых превышают критическую величину (в нашем случае данная величина равна 0.8).

3) Принятие окончательного решения

Принятие окончательного решения производится на основе результатов предварительного решения и анализа критических значений» [Лапуста М. Риски в предпринимательской деятельности. — М.: ИНФРА-М, 1998].

Принятие решений в условиях неопределённости.

При принятии решений в условиях неопределённости используют матрицы решений.

Матрица, приведенная в таблице 1, содержит: Аj — альтернативы, т. е. варианты действий, один из которых необходимо выбрать; Si — возможные варианты состояний окружающей среды; aij — элемент матрицы, обозначающий значение результата, принимаемое альтернативой j при coстоянии окружающей среды i.

 

Таблица 3 «Матрица решений»

Альтернатива

S состояние среды

A S1 S2 Si Sm
A1 a11 a12 a1i a1m
Aj aj1 aj2 aji ajm
An an1 an2 anj anm

 

Для выбора оптимальной стратегии в ситуации неопределённости используются различные правила и критерии.

Правило максимин (критерий Вальда)

В соответствии с этим правилом из альтернатив aj выбирают ту, которая при самом неблагоприятном состоянии внешней среды, имеет наибольшее значение показателя. С этой целью в каждой строчке матрицы фиксируют альтернативы с минимальным значением показателя и из отмеченных минимальных выбирают максимальное. Альтернативе а* с максимальным значением из всех минимальных даётся приоритет.

Принимающий решение в этом случае минимально готов к риску, предполагая максимум негативного развития состояния внешней среды и учитывая наименее благоприятное развитие для каждой альтернативы.

По критерию Ваальда лица, принимающие решения, выбирают стратегию, гарантирующую максимальное значение наихудшего выигрыша (критерия максимина).

Правило максимакс

В соответствии с этим правилом выбирается альтернатива с наивысшим достижимым значением оцениваемого показателя. При этом ЛПР не учитывает риска от неблагоприятного изменения окружающей среды.

Используя это правило, определяют максимальное значение для каждой строки и выбирают наибольшее из них.

Большой недостаток правил максимакса и максимина – использование только одного варианта развития ситуации для каждой альтернативы при принятии решения.

Правило минимакс (критерий Севиджа)

В отличие от максимина минимакс ориентирован на минимизацию не столько потерь, сколько сожалений по поводу упущенной прибыли. Правило допускает разумный риск ради получения дополнительной прибыли. Критерий Севиджа рассчитывается по формуле:

 


min max = mini [ maxj (maxi аij - аij)]

 

где mini, maxj – поиск максимума перебором соответствующих столбцов и строк.

Расчёт минимакса состоит их четырёх этапов:

1. Находится лучший результат каждой графы в отдельности, то есть максимум аij (реакции рынка).

2. Определяется отклонение от лучшего результата каждой отдельной графы, то есть maxi аij – аij. Полученные результаты образуют матрицу отклонений (сожалений), так как её элементы – это недополученная прибыль от неудачно принятых решений, допущенных из-за ошибочной оценки возможности реакции рынка.

3. Для каждой сточки сожалений находим максимальное значение.

4. Выбираем решение, при котором максимальное сожаление будет меньше других.

Правило Гурвича

В соответствии с этим правилом правила максимакс и максимин сочетаются связыванием максимума минимальных значений альтернатив. Это правило называют ещё правилом компромисса. Оптимальную альтернативу можно рассчитать по формуле:

 

а* = maxi [(1-α) minj аji+ α maxj аji]

 

где α- коэффициент оптимизма, α =1…0 при α =1 альтернатива выбирается по правилу максимакс, при α =0 – по правилу максимин. Учитывая боязнь риска, целесообразно задавать α =0,3. Наибольшее значение целевой величины и определяет необходимую альтернативу.

Правило Гурвица применяют, учитывая более существенную информацию, чем при использовании правил максимин и максимакс.

Критерий Лапласа

В соответствии с этим критерием для каждой строки нужно сначала подсчитать аji среднее, и из этих средних выбрать максимальное значение аji ср.

Таким образом, при принятии управленческого решения в общем случае необходимо:

¾ спрогнозировать будущие условия, например, уровни спроса;

¾ разработать список возможных альтернатив

¾ оценить окупаемость всех альтернатив;

¾ определить вероятность каждого условия;

¾ оценить альтернативы по выбранному критерию решения.

Вероятностный подход

Вероятностный подход может быть реализован в рамках статистического и экспертного методов оценки рисков. В первом случае вероятностный подход основывается на наличии информации о повторяющихся ситуациях принятия решений и наличии статистических данных об их развитии и результатах. Во втором случае аналогичной обработке подвергаются экспертные оценки возможного развития ситуации, полученные в результате опроса экспертной группы.

«Суть вероятностного подхода к управлению риском заключается в изучении статистики результатов, имевших место в аналогичных ситуациях, или предположений группы экспертов о возможных результатах оцениваемой управленческой ситуации.

Основными инструментами вероятностного подхода являются вариация, дисперсия и среднее квадратическое отклонение.

Вариация – это изменение (колеблемость) количественных значений показателей одного объекта при рассмотрении различных вариантов реализации проекта. Одной из характеристик вариации признака является дисперсия, т.е. мера отклонения фактического значения признака от его среднего значения. При этом среднее значение следует рассчитывать как сумму произведений фактических значений исследуемого признака на вероятность их появления.

В свою очередь, дисперсия определяется как сумма произведений квадратов отклонений фактических значений признака от его среднего значения на вероятности появления фактических значений признака.

Естественно, что чем выше мера отклонения фактических значений признака от его среднего значения, тем выше уровень риска.

В качестве количественной характеристики уровня риска принято использовать среднее квадратическое отклонение, которое математически представляет корень квадратный из дисперсии.

Значение сигма интерпретируется как наиболее вероятное отклонение ожидаемого значения исследуемого признака от его среднего значения. Например, если при среднеотраслевом уровне экономической рентабельности 14 процентов среднее квадратическое отклонение составляет 4 процента, то на вновь создаваемом в отрасли предприятии уровень рентабельности наиболее вероятно будет находиться в интервале от 10 до 18 процентов» [Гасанов А.З. Разработка управленческих решений: учебное пособие, опубл. на http://az-g.narod.ru/].

Разработка и принятие решения в условиях риска

«Одно из главных правил управленческой деятельности гласит: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня» [Разработка управленческого решения в условиях неопределённости и риска – www.oknemuan.ru]. Это требует грамотного управления рисками, т.е. своевременного предвидения, заблаговременного выявления неопределенностей и их последствий на деятельность организации для разработки и реализации УР по их уменьшению.

Для анализа риска нужна, прежде всего, быстрая и достоверная информация. В условиях более жесткой конкуренции, вызванной глобализацией рынков, победу будут одерживать не крупные предприятия над малыми, а динамичные над медленно реагирующими на изменение обстановки. Второй этап управления риском — выявление риска.

Для того чтобы выявить, оценить риск и принять соответствующее решение по его снижению, необходимо собрать исходную информацию об объекте — носителе риска. Эта стадия включает два этапа: отбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инцидентов.

Основные методы получения исходной информации об исследуемых объектах:

¾ стандартизированный опросный лист;

¾ рассмотрение и анализ первичных документов отчётности;

¾ анализ данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;

¾ составление и анализ диаграммы организационной структуры;

¾ составление и анализ карт технологических процессов;

¾ инспекционные посещения;

¾ консультации специалистов;

¾ экспертиза документации внешними аудиторами.

Страхование управленческих рисков

Страхование компенсирует возможные ошибки и стабилизирует деятельность компании. Страхование УР базируется на двух подходах:

- стоимость или цена подготовленного УР;

- стоимость возможных убытков при реализации УР.

Расчет стоимости (С) конкретной формы УР в зависимости от процедуры его выполнения оценивается следующим образом:

- стоимость процедуры разработки, согласования, утверждения и принятия:

 

С = Кф х Зур;

 

где Кф — коэффициент, учитывающий форму представления УР;

Зур — фактические затраты на УР при выполнении соответствующих процедур; Кп — коэффициент, учитывающий долю затрат на частичную или полную реализацию УР (Зпр).

Проектная часть



2019-07-03 230 Обсуждений (0)
Принятие решений в условиях неопределённости и риска 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принятие решений в условиях неопределённости и риска

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)