Система административного права
Административное право как отрасль российской правовой системы является обширной совокупностью правовых норм, предназначенных для регулирования управленческих общественных отношений. С учетом многообразия предмета административно-правового регулирования возможна определенная систематизация административного права, т.е. группировка административно-правовых норм по однородным комплексам. Имеется в виду выделение таких норм, объединяемых по признаку регулирования однородных управленческих отношений. Тем самым, с одной стороны, отражаются целевые особенности соответствующих норм. С другой стороны, при проведении подобной систематизации обеспечивается целостность системы административного права. При этом достигается необходимое сочетание общих качеств административно-правовых норм со специфическим проявлением их регулятивной роли, т.е. сочетание общего и особенного. Эти несомненные качества норм административного права приводят к тому, что они являются непременным элементом механизма правового регулирования, закрепленного в конституционно гражданском, земельном, финансовом, трудовом законодательстве. Иначе говоря, трудно найти законодательный акт, в котором присутствовали бы административно-правовые нормы (организационного, правоохранительного и иного характера). Главное в административно-правовом регулировании состоит, так или иначе, в юридическом опосредования процесса реализации исполнительной власти. Это и предопределяет акцент на те административно-правовые нормы, которые максимально выражают специфику и самобытность административного права. Соответственно в общей системе этих норм можно выделить такие их группы, предмет которых охватывает всю сферу государственного управления независимо от ее конкретных (например, отраслевых) особенностей. На этой основе формируются административно-правовые институты — важнейшая часть общей системы административного права. В их числе традиционно выделяются нормы, регулирующие управленческие отношения общего характера. Это — отношения, в которых реализуются: - административно-правовой статус субъектов исполнительной власти: граждан и их объединений, государственных служащих, государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций; формы и методы реализации исполнительной власти; - административно-процессуальная деятельность; - административное принуждение; контроль и надзор в сфере государственного управления. Вместе с тем нельзя не отметить, что методологической предпосылкой подобного построения системы основных институтов административного права является формирование научных представлений о целях, содержании и методах административно-правового регулирования. Это — своеобразная идеология административного права как отрасли российского права, юридической науки и самостоятельной учебной дисциплины. С другой стороны, в рамках системы административного права можно выделить и такую группу правовых норм, которая регулирует в соответствии с требованиями, заложенными в административно-правовых институтах, управленческие отношения в той или иной области, сфере, отрасли государственного управления. Данная группа норм отражает особенное в административно-правовом регулировании, т.е. конкретное проявление административно-правовых институтов в процессе практического осуществления отраслевого и межотраслевого управления, государственного регулирования. Фактически административно-правовые нормы этой группы направлены на внутрисистемную организацию исполнительной власти. Ее непосредственным выражением служит выделение трех основных блоков, в рамках которых с учетом особенностей каждого из них решаются задачи государственно-управленческой деятельности. Каждый блок формируется на базе сопредельности и определенной общности соответствующих управленческих отношений и осуществляемой в их рамках деятельности по организации практического управления. В основу «триады» положены важнейшие сферы государственной и общественной жизни: а) сфера экономики (организация государственного управления промышленным и сельскохозяйственным производством, транспортным и строительным комплексами, финансами, природными ресурсами, торговлей, антимонопольной деятельностью); б) социально-культурная сфера (организация государственного управления образованием, культурой, социальной защитой на селения, здравоохранением); в) административно-политическая сфера (организация государственного управления обороной, внутренней и внешней безопасностью, юстицией). Таким образом, налицо две крупные группы административно-правовых норм, из которых слагается система действующего административного права. В соответствии с назначением каждой группы норм всю систему административного права принято делить на две части: общую и особенную. Первая из них в научном и учебном смысле нередко фигурирует под наименованием «Основные институты административного права», а вторая — «Административно-правовая организация государственного управления».
Заключение
Главное заключается не в стремлении упомянуть все исполнительные органы, действующие на сегодняшний день в той или иной сфере или отрасли — это достаточно примитивный вариант освещения важной организационной проблемы. Выход из сложившейся ситуации, отвечающий целям концептуального подхода к анализу организации государственного управления в соответствии со сложившимися основными направлениями реализации действующего законодательства, может быть найден применительно к тому, что составляет главное содержание государственно-управленческой деятельности в рамках названных направлений. Тем самым общие закономерности государственно-управленческой деятельности и ее административно-правового регулирования смогут получить необходимую конкретизацию применительно не к каждому отдельному органу исполнительной власти, как это делается сейчас, а к соответствующим сферам. Система российского административного права еще далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные государственные институты еще не обладают необходимой стабильностью и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни. В то же время, несмотря на значительную активизацию в последнее время правотворчества в сфере административного законодательства, его развитие, по мнению российских правоведов, идет противоречиво и медленно. Оно сдерживается такими “внешними” факторами как явная недооценка управления на всех уровнях, чрезмерные надежды на рыночную саморегуляцию. Однако есть основания надеяться, что комплексное развитие всех сфер административно-правового регулирования и ускоренное развитие науки административного правоведения способны приблизить эту отрасль российского права к общепринятым международным нормам, способным эффективно работать и в российских условиях.
Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: 1995. 2.Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право. Учебник. - М.: 2007г. 3.Козлов Ю.М. Административное право. Учебник. - М.: 2007г. 4. Попов Л.Л. Административное право. 2-е изд., - М.: Юрист, 2008. 5. Звоненко Д.П, Малумов А.Ю, Малумов Г.Ю. Административное право. Учебник. - М.: Юстицинформ, 2007г. 6. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации: Учебник, 2008г.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |