Программа по формированию мотивации учения
«Познай себя и сделай первый шаг» Я знаю, как на мёд садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, всё губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю всё, но только не себя. Франсуа Вийон Пояснительная записка Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве патриотического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Одна из задач образования: находить информацию из различных источников и уметь оперировать ею. Но в современной школе этому вопросу уделяется ещё не достаточно внимания, отсюда вытекает проблема: несоответствие общей подготовки обучающихся и требований, предъявляемым к современному ученику. Поэтому обучение должно состоять не в накачке информацией, а в представлении обучающимся максимальных возможностей для её самостоятельного изыскания и усвоения, а так же стимулирование навыков самостоятельного оперирования информацией. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Необходимость разработки данной программы обусловлена следующими причинами: Ø высокий показатель мотивации боязни неудачи; Ø преобладание среднего уровня мотивации; Ø спад школьной мотивации. Коррекционная программа разработана на основе сценария тренинга Г. Резапкиной «Мир вокруг меня» (8) и программы коррекции Э. П. Аветисян «Я не такой как все» (1). Цели: v развитие мотивационной сферы старших подростков; v развитие самостоятельности мышления и выбора. Задачи: v способствовать осознанию своих мотивов; v помочь укрепить уверенность в себе, развить самосознание; v обучать приёмам регуляции и саморегуляции; v развитие способности самостоятельно принимать верные решения; v развивать рефлексию как процесс познания и понимания учеником самого себя. Продолжительность занятий: примерно 60 – 80 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы. Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, беседы, анкетирование. Условия проведения и оборудование: класс или любое другое просторное помещение; стулья; доска или листы ватмана; фломастеры; старые газеты; ручки и тетради для записи учащимися информации; памятки по мини-лекциям для учащихся; свеча и спички (на заключительное упражнение). Участники: все учащиеся одной параллели с выявленной, в ходе диагностики, проблемой в мотивационной сфере. Особенность данной программы состоит в том, что её реализация способствует формированию у школьников положительной мотивации к учению: · создание и поддержание мотивации к учебной деятельности; · «подкрепление» мотива познавательной деятельности и учебной мотивации; · создание положительных эмоций, возникающих от процесса деятельности и достигнутого результата; · сравнительный анализ достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Программа рассчитана на применение в 9 классе, может быть адаптирована для любого класса и групп внутри класса, её можно дифференцировать в зависимости от индивидуально-психологических особенностей подростков входящих в состав психокоррекционной группы. Дифференциация может проводиться либо внутри определённой коррекционной мишени (уделяется больше внимания какой-то одной группе эмоциональных состояний, одной стратегии поведения), либо между мишенями – акцент делается на доминировании какой-либо одной коррекционной мишени (эмоционально-мотивационной, поведенческой, когнитивно-смысловой). Заканчивается тренинг конференцией, на которой обсуждаются результаты совместной работы, подводятся итоги индивидуальной деятельности, участники делятся мнениями о занятиях.
Тематический план групповых занятий с подростками
Название блока | Кол-во часов | ||||||||||||||
1 | Познание (восприятие) себя и отношений с окружающим миром | 3 | |||||||||||||
2 | Мотивация | 5 | |||||||||||||
3 | «Я всё могу» | 5 | |||||||||||||
Блок 1. Познание (восприятие) себя и отношений с окружающим миром. | |||||||||||||||
№ | Упражнения | Цель | |||||||||||||
Занятие 1 | Сообщение ведущего о целях тренинга и о темах занятия | «А ты кто?» «Знакомство» | Знакомство, эмоциональный разогрев | ||||||||||||
«Закончи фразу» | Эмоциональный разогрев, активизация умственной деятельности | ||||||||||||||
Тест «Моё самочувствие» (приложение 2) | Дать поразмышлять над собой, своими привычками, индивидуальными особенностями | ||||||||||||||
Занятие 2 | «Все мы разные» | «Автопортрет» | Развивать способности понимать абстрактные понятия через конкретные | ||||||||||||
«Как потрогать качество?» (Приложение 3) | Помочь подросткам в развитии самосознания и понимания других людей | ||||||||||||||
Занятие 3 | «Главное – понять зачем?» | «Метафорический автопортрет» | Развивать умение использовать метафору | ||||||||||||
Общий шеринг | Сфокусироваться на общности целей; составить общий список целей обучения в школе для данной группы; эмоциональное отреагирование | ||||||||||||||
Блок 2. Мотивация | |||||||||||||||
Занятие 4 | «Потребности и возможности» | Мини-лекция «Мотивы и потребности» | Познакомить с основными понятиями | ||||||||||||
Анкетирование | Выявить мотивы обучения в школе | ||||||||||||||
«Учитель – друг или...» | Диагностика отношений между учащимися и учителями школы
| ||||||||||||||
Занятие 5 | «Я – автор своей жизни» | «Я другой» | Построить график направленности личности | ||||||||||||
«Ради чего я учусь?» | Выявить первостепенные (и второстепенные) цели обучения в школе | ||||||||||||||
Занятие 6 | Создание условий для осознания подростками своих внутренних установок | Мини-лекция «Причина выбора | Познакомить со свойствами и видами побуждений; эмоциональное отреагирование | ||||||||||||
«Карта интересов» | Выявить в ходе диагностики сферы интересов учащихся | ||||||||||||||
Занятие 7 | «Как добиться успеха?» | «Самый - самый» | Выявить пятёрку самых успешных учащихся в группе и определить причину их успешности | ||||||||||||
«Определение мотивации» (по методике Е. Головахи) | Определить характер мотивации | ||||||||||||||
Занятие 8 | «Я такой один» | «Моя Вселенная» | Помочь подросткам выявить их уникальность | ||||||||||||
Игра-путешествие «Дорога в страну профессий» | Формирование актуального для подростка «информационного поля»
| ||||||||||||||
Блок 3. «Я всё могу» | |||||||||||||||
Занятие 9 | «Мечтать не вредно» | Беседа «Сад нашей души» | Научить открывать свои способности и использовать их | ||||||||||||
Индивидуальное задание | Фокусировка на собственных целях, связанных с обучением в школе | ||||||||||||||
Занятие 10 | «Для чего и почему» | Беседа «Самооценка» | Определение и анализ уровня самооценки | ||||||||||||
Работа в малых группах | Прояснить цели коллег и поделиться своими целями, связанными с обучением в школе | ||||||||||||||
Занятие 11 | «Как добиться результата» | Мозговой штурм «Как добиться результата» | Помочь подросткам научиться самостоятельно принимать верные решения
| ||||||||||||
Общий шеринг | Сфокусироваться на общности целей; составить общий список целей результатов обучения в школе; эмоциональное отреагирование | ||||||||||||||
Занятие 12 | Рефлексия | Сказка «Швейная игла» (Приложение 4) | Помочь учащимся поверить в себя и преодолеть чувство беспокойства | ||||||||||||
«Свечка» | Вспомнить основные темы и важные моменты прошедшего тренинга, подумать о значимости полученного материала; поговорить о перспективах на будущее | ||||||||||||||
Занятие 13 | Рефлексия | «Комплимент в подарок» «Телеграмма» | Помочь укрепить уверенность в себе; добиваться поставленной цели | ||||||||||||
«Забор» | Участники тренинга пишут своё мнение о занятиях | ||||||||||||||
Заключение
По неутешительной статистике последних лет, мотивация к учебной деятельности у детей сильно падает с каждым годом. А в учебных группах бытует мнение, что образование является не таким уж и важным элементом нашей жизни. Изменение подобной ситуации возможно только в массовом порядке. Индивидуальная работа с учащимися по повышению уровня их мотивации важна, но более эффективна, как показывает наш опыт, работа с коллективным представлением об учебе и ее актуальности в современной жизни.
Каждый для себя должен ответить на вопрос: зачем он учится? Что он хочет получить от школы и от образования? Что может дать ему школа и что он может дать школе? Что значит быть учеником? Ценность командной работы заключается в том, что эти вопросы проясняются индивидуально для каждого и одновременно для всего коллектива в целом.
Школа — место, где ребенок проводит значительный период своей жизни и большую часть световых суток. Когда дети впервые приходят в школу, они ждут от нее чего-то нового и необычного. Она, с одной стороны, пугает, с другой — манит и привлекает. Задача педагогического состава — сделать жизнь в ней увлекательной, позитивно направленной и интересной.
К сожалению, в школьной среде под «учебной группой» чаще всего понимают некое формальное образование, основной целью которого является посещение учебных мероприятий и получение хороших оценок. В этом случае встает вопрос: ради чего ребенок ходит в школу? Посещает ли учащийся ее «для галочки», ради оценки или сознательно, для получения необходимого образования?
Заинтересованность учащегося в учебном процессе в значительной мере зависит от отношения к нему всего класса. Распространение позитивных и негативных веяний — от степени развития коммуникативных связей внутри школьного коллектива. Ответственность за свое будущее — от осознанности перспектив, которые открывает перед ребенком школа. Ребенок должен понимать, зачем он учится и чего может ждать от этого учебного заведения.
Создать необходимые установки, повысить и закрепить учебную мотивацию, помочь ученику найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего учиться, и учиться в конкретном учебном заведении, возможно с помощью совместной работы всего педагогического коллектива и школьного психолога.
Литература
1. Аветисян, Э. Я не такой как все [Текст] / Э. Аветисян// Школьный психолог. – 2006. - № 8. – С. 41 - 43
2. Бакулина, Е. Как потрогать качество? [Текст] / Е. Бакулина // Школьный психолог. – 2009. - № 5. – С.40
3. Вострикова, Е. Дорога в страну профессий [Текст] / Е. Вострикова // Школьный психолог. – 2009. - № 2. – С. 4 - 10
4. Манухина, С. Тренинг командообразования в школе [Текст] / С. Манухина // Школьный психолог. – 2009. - № 5. – С. 41 – 44
5. Мартыненко, Ю. Познай себя [Текст] / Ю. Мартыненко // Школьный психолог. – 2009. - № 4. – С. 36 - 40
6. Новичкова, И. Швейная игла [Текст] / И. Новичкова // Школьный психолог. – 2009. - № 4. – С. 34 – 35
7. Ошуркова, О. Урок психологии для старших подростков [Текст] / О. Ошуркова // Школьный психолог. – 2009. - № 6. – С. 12 - 13
8. Резапкина, Г. Мир вокруг меня [Текст] / Г. Резапкина // Школьный психолог. – 2007. - № 9. – С. 23 – 25
9. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]. В 2 кн. Кн. 1: Работа психолога в школе. Коррекционные приемы и упражнения : учеб. пособие / Е. И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 483 с.
10. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]. В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения : учеб. пособие / Е. И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 477 с.
Приложение 1
2019-07-03 | 267 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Программа по формированию мотивации учения |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы