Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уроки и выводы из опыта проведения первой чеченской кампании



2019-07-03 195 Обсуждений (0)
Уроки и выводы из опыта проведения первой чеченской кампании 0.00 из 5.00 0 оценок




КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Основные направления тактики действий внутренних войск по опыту Чеченской Республики»

 

 

Выполнил:

Научный руководитель:

 

 

Саратов 2006


Оглавление

 

Введение 5

1. Итоги военных действий. Уроки и выводы из опыта проведения первой чеченской кампании 6

2. Итоги военных действий.Уроки и выводы из опыта проведения второй чеченской кампании 13

3. Некоторые выводы из опыта применения объединенной группировки войск (сил) в Чеченской Республике (декабрь 1994 г.- апрель 2002 г.). Проблемы и возможные пути их решения 18

Заключение 32

Список литературы. 33


Введение

 

Изменения геополитической и геостратегической ситуации последних лет не привели к стабильности и спокойствию на планете. Вооруженные столкновения и военные конфликты, происходящие в различных горячих точках, по-прежнему представляют серьезную угрозу национальной, региональной и глобальной безопасности. Поэтому вполне естественно, что в политике многих стран и мирового сообщества в целом все больше внимание уделяется вопросам предотвращения и парирования этих угроз. В этом плане перед военной наукой стоит важная задача - осмысление причин возникновения и развития вооруженных конфликтов, выработка теоретических взглядов и практических рекомендаций по их разрешению (предотвращению).

В настоящей курсовой работе проводится осмысление опыта, основные направления тактики действий внутренних войск, приобретенного в ходе ведения боевых действий в Чечне в 1994-1996 годах и за период с 1999 года по настоящее время, его позитивных и негативных сторон, определение форм и способов действий и выявление новых задач, присущих действиям по разрешению внутреннего вооруженного конфликта.

На сегодняшний день тема курсовой работы очень актуальна. Целью данной работы является анализ и рассмотрение основных направлений тактики действий внутренних войск по опыту Чеченской Республики.


Итоги военных действий.

Уроки и выводы из опыта проведения первой чеченской кампании

 

Анализ военных действий на территории Чеченской Республики (1994-1996г.г.) показал, что непоследовательность в проведении политики разрешения кризиса в Чеченской Республике и ошибочность ряда военно-политических решений, принятых органами Федеральной власти Российской Федерации, негативно влияли на выполнение задач, поставленных объединенной группировке войск (сил), и снижали эффективность их выполнения.

Несмотря на предпринятые российским руководством действия политического, военного и иного характера, кардинальных изменений военно-политической обстановки в Чеченской Республике в позитивном для нас направлении не произошло: военные структуры режима Дудаева не были сломлены, они по-прежнему опирались на поддержку своего народа и помощь зарубежных покровителей.

Федеральным силам, которых постоянно сдерживали противоречивыми указаниями, так и не удалось разоружить НВФ и лишить Дудаева и его окружение реальной опоры в Чечне. Кроме того, НВФ сохранили боеспособность и в состоянии были оказать серьезные сопротивления федеральным войскам, особенно при переходе к ведению войны в горной местности с использованием партизанских методов.

Армия, и внутренние войска, другие силовые структуры государства еще раз доказали, что являются единственной и надежной силой, готовой всегда встать на защиту государственных интересов.

Экономический ущерб, нанесенный народнохозяйственному комплексу Российской Федерации за годы правления режима Дудаева, в ходе боевых действий федеральных войск, а также в результате диверсионно-террористических акций и других преступных действий чеченских экстремистов, оценивается во многие триллионы рублей.

Разрешение противоречий в Чечне обошлось России потерей около 7 тыс. жизней солдат, офицеров и генералов. К концу 1996 года числились без вести пропавшими 1063 человека. Боевые безвозвратные потери федеральных сил в тяжелом вооружении составили более 500 ед. бронетанковой техники и около 800 автомобилей различного назначения, несколько десятков самолетов и вертолетов.

В ходе реальных действий вскрылись существенные недостатки и недочеты в подготовке войск и ведении боевых действий, всестороннем обеспечении Вооруженных Сил и внутренних войск. Они стали результатом бездумного сокращения в предшествующие годы не только количественного состава Армии и Флота, других силовых структур, но и свертывания ряда перспективных программ вооружения, урезания средств на оперативную и боевую подготовку, снижения жизненного уровня военнослужащих, разложения их морально-психологических устоев.

Происшедшие события на Северном Кавказе еще раз заставили обратить серьезное внимание на истинное состояние дел в Вооруженных Силах, на реальную готовность и возможность силовых министерств выполнить возложенные на них задачи и позволили сделать следующие выводы.

1. Впервые за последние годы со времени окончания Великой Отечественной войны российским военнослужащим пришлось вести активные военные действия на части территории Российской Федерации.

К встрече с таким противником, каким оказались незаконные вооруженные формирования Дудаева, федеральные войска не были готовы во многих отношениях. И, в первую очередь российские военнослужащие не были подготовлены морально и психологически воевать на своей территории в условиях, когда гибли свои граждане, когда «правозащитники», ряд СМИ и публичных политиков всячески унижали достоинство своих военнослужащих и превозносили действия противника (боевиков).

Еще в меньшей степени готово к таким событиям оказалось политическое и военное руководство страны, которое очевидно, не имело достаточно точной информации ни о готовности к сопротивлению НВФ Дудаева, ни о состоянии российских Вооруженных Сил и внутренних войск.

2. Федеральным силам противостоял противник, имевший в своем составе хорошо подготовленные в военном отношении и обладающие боевым опытом формирования. Эти формирования дополнялись многочисленным ополчением, действовавшим с фанатичным упорством и решимостью. Перед федеральными силами предстал коварный противник, основной мотивацией действий которого была защита своей территории.

Боевые действия показали, что в основе стратегии и тактики действий НВФ лежал принцип партизанской войны – постоянное, беспокоящее воздействие на противника по всей территории Чечни путем проведения диверсионно-террористических действий, как в районе конфликта, так и за его пределами.

Основными способами действий НВФ были: внезапные нападения на отдельные объекты, особенно на незащищенные пункты управления тыловые базы, автоколонны, сторожевые посты и заставы, контрольно-пропускные пункты и отдельные гарнизоны; обстрелы расположения войск и населенных пунктов из тяжелого оружия (реактивными снарядами); устройство засад; минирование; проведение диверсий на народнохозяйственных объектах и осуществление диверсионно-террористических актов против военнослужащих; подрывные действия по срыву перевозок на основных коммуникациях страны.

3. Вооруженный конфликт в Чечне позволил оценить состояние, возможности и слабые стороны в подготовке Вооруженных Сил и других войск при совместном выполнении задач по защите национальной безопасности Российской Федерации. В ходе кампании был выявлен слабый уровень подготовки подразделений и частей при действиях в городе, населенных пунктах и горно-лесистой местности.

Причиной этого явилось явное несоответствие направленности подготовки войск задачам, возлагаемым на них российским законодательством.

4. Накопленный опыт в разрешении внутреннего вооруженного конфликта позволил выработать законодательно-правовую базу создания Объединенной группировки войск (сил), уточнить положения уставных документов, порядок планирования и ведения контртеррористической операции. Он дал основание считать, что основу создаваемых группировок войск (сил) для действий в зоне вооруженных конфликтов должны составлять боеготовые соединения и части со всеми органами управления и соответствующими запасами материально-технических средств в такой организационно-штатной структуре, которая должна обеспечивать автономность их применения, возможность действовать самостоятельно, в отрыве от основных сил.

5. События первой чеченской кампании наглядно показывают, что «мероприятий по наведению конституционного порядка» в рамках операции, проводимой по единому замыслу и плану, по существу, не получилось, так как содержание реально проводимых этапов боевых действий и сроки их проведения существенно отличались от запланированных в ноябре 1994 года.

В ходе планирования подобных операций на подготовку войск к боевым действиям следует выделять столько времени, сколько необходимо для слаживания органов управления, подразделений и частей и практического освоения ими специфических способов действий применительно к району конфликта на таком уровне, который позволит рассчитывать на успешный исход операции.

Планируя операцию, необходимо определять войскам (силам) решительные цели и предусматривать действия, сочетающие натиск по всем направлениям, расчленение противостоящих группировок противника, лишение их возможностей маневра, изоляцию от источников пополнения людскими резервами и снабжения материально-техническими средствами.

Главное – как показал опыт разрешения вооруженного конфликта – завоевание территориального пространства, т.е. установление контроля над всей территорией зоны конфликта и осуществление военного присутствия. Эта задача может быть выполнена выдвижением войск в назначенные районы ответственности с созданием в них базовых центров.

6. Для каждого из этапов военных действий были характерны свои формы применения и способы действий войск (сил), свои проблемы, которые требовали незамедлительного разрешения. Применение федеральных войск (сил) в ходе кампании осуществлялась в форме операций, боевых действий, боев и ударов, а также служебно-боевых действий других войск, проводимых как по единому замыслу и плану в районе конфликта и на прилегающей к нему территориях, так и без него: порой хаотично и несогласованно между различными ведомствами. Основными причинами негативных результатов всей первой кампании стало неумение закрепить успех, достигнутый федеральными войсками, и проведение мероприятий невоенного характера, в результате которых среди части еще нейтрального чеченского населения росла ненависть к российским Вооруженным Силам, внутренним войскам и другим соловым структурам.

Действия федеральных войск на первых этапах кампании были шаблонными, в них практически не встречались неизвестные или неожиданные для боевиков приемы и способы ведения боя. При организации боевых действий требования уставов не соблюдались, а зачастую ими просто пренебрегали. Боевые действия велись недостаточно решительно, без должной настойчивости. Допускались большие паузы и перерывы в ведении боевых действий. Войска, а в первую очередь командиры, оказались неспособны своевременно и правильно реагировать на изменения обстановки во время боя, на новое в тактике ведения его боевиками. Не предусматривалось выделение достаточного количества резервов для реагирования на неожиданные способы действий НВФ и резкие изменения обстановки на поле боя. Допускалось пренебрежение мерами обмана противника и скрытия своих истинных намерений.

Традиционная тактика действий отступает, когда само понятие «фланги» отсутствует, когда везде – фронт, и появляется необходимость ведения жесткой позиционной или круговой обороны в сочетании с маневренными наступательными действиями подразделений масштаба взвод, рота, реже батальон.

7. Боевые действия выявили ряд особенностей, которые следует учитывать при их организации. Так, при уничтожении боевиков в опорных пунктах с наименьшими потерями необходимо: полное блокирование обороняющихся, исключение возможности оказания им помощи; овладение и удержание господствующих высот; надежное поражение выявленных огневых точек ударами авиации, артиллерии, огнем прямой наводкой танков и других огневых средств; организация четкого взаимодействия всех сил и средств; одновременная атака со всех направлений с привлечением максимального количества войск.

Действенными мерами, направленными на исключение нападения боевиков на колонны федеральных войск, являются: выставление блокпостов (застав) на маршруте движения колонны вблизи мест, удобных для проведения засад; занятие господствующих высот при прохождении колонны в ущелье; организация четкого взаимодействия с командирами базовых центров и зон ответственности, через территорию которых проходит маршрут движения колонны; постоянная разведка противника вблизи маршрута движения колонны; инженерная разведка маршрута; прикрытие колонны с воздуха.

8. За время первой кампании государственные органы и руководство Вооруженных Сил и других министерств не смогли должным образом сформировать единую систему организации организационно-психологического противоборства. Они оказались не в полной мере подготовленными к информационному натиску со стороны политического руководства Чечни и его покровителей. Только в период непосредственной подготовки и уже в ходе ведения военных действий Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в том числе Министерством обороны, были приняты попытки переломить ситуацию в сфере информационного противоборства, добиться объективного освещения событий в прессе и других СМИ, довести до каждого гражданина России и мировой общественности смысл борьбы с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона.

Чеченский конфликт показал, что подготовка к ведению информационного противоборства должна проводиться параллельно с разработкой общего плана операции на основе ее целей и замысла, а в ряде случаев даже опережать непосредственную подготовку войск.

9. Большое количество оружия, находящегося на руках у населения, делает этот регион особенно опасным. В связи с этим задачи разоружения незаконных вооруженных формирований, разъединения враждующих сторон могут возникнуть еще не один раз.

Таким образом, опыт проведения подобных операций необходимо не только накапливать, но и глубоко изучать, извлекать из него практические выводы и на их основе определять войскам реальные задачи, подкрепляя их всеобъемлющей подготовкой и всесторонним обеспечением. Необходимо иметь боевые соединения и части (дислоцированные вблизи «взрывоопасных» регионов, в том числе двойного базирования), готовые к проведению подобных операций.




2019-07-03 195 Обсуждений (0)
Уроки и выводы из опыта проведения первой чеченской кампании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уроки и выводы из опыта проведения первой чеченской кампании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)