Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перестройка системы высшего образования



2019-07-03 232 Обсуждений (0)
Перестройка системы высшего образования 0.00 из 5.00 0 оценок




КУЛЬТУРА XX ВЕКА

ЧАСТЬ II

1917-1930 -е годы

Первая мировая война, российская революция, приход к власти большевиков нашли отражение в культуре. Главными ее задачами было установление партийного контроля над духовно-культурной сферой и пропаганда коммунистической идеологии, борьба с неграмотностью.

Борьба за всеобщую грамотность началась с создания Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности.  Все граждане от 8 до 50 лет были обязаны учиться грамоте, но чрезвычайные меры касались прежде всего взрослого крестьянского населения. В борьбу с неграмотностью были вовлечены миллионы людей, и она дала заметные результаты. К концу 20-х годов около 50% населения СССР в возрасте старше 9 лет умело читать и писать, хотя сохранялся большой разрыв между городом и деревней.

В  1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Предусматривалось создание 9-летней трудовой школы двух ступеней, обязательной для детей 8-17 лет.  Однако для создания таких школ не хватало средств. К всеобщему обязательному начальному образованию в сельской местности и семилетнему в городах страна перешла только в 1930 г.

Большое значение придавалось внешкольной воспитательной работе. В 1922 г. возникла пионерская организация, Пионерское движение быстро вытесняло «буржуазные» скаутские организации, но переняло при этом принципы его организации – игровые формы работы, вожатых, объединение детей по отрядам, отдых в загородных оздоровительных лагерях.  

 

Агитационные плакаты

Символом пионера был красный галстук, при вступлению в пионерскую организацию произносилась клятва.  Детские организации находились под контролем партии и комсомола.

Еще в 1918 г. был создан комсомолВЛКСМ – Всероссийский ленинский коммунистический союз молодежи.

Прием в комсомол осуществлялся с 14 лет Комсомол рассматривался как опора и кадровый резерв компартии. Комсомольцы активно участвовали в политической жизни страны, в организации спортивной работы, в организации досуга молодежи.

 

Агитационный плакат Афиша фильма «Путевка в жизнь» 1931 г

 

Другим направлением работы большевиков была борьба с беспризорностью. Была создана Детская комиссия ВЦИК во главе с руководителем ВЧК Ф.Э, Дзержинским. Задержанных беспризорников отправляли в трудовые колонии для малолетних правонарушителей и трудовые коммуны. Первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь», вышедший на экран в 1931 г. был посвящен истории такой коммуны.

 В 1922 г. в детских домах и трудовых коммунах воспитывалось около 500 тыс. человек.  В связи с организацией воспитательной работы с беспризорниками большую известность получил педагог А.С. Макаренко. Он организовал под Полтавой первую трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей, которой было присвоено имя Максима Горького. Основным принципом работы колонии было воспитание путем вовлечения подростков в общественно полезный труд и сплочение вокруг общего дела всего коллектива.

Перестройка системы высшего образования

В организации высшего образования после революции активно внедрялся классовый подход. При приеме в вузы предпочтение отдавалось молодежи рабоче-крестьянского происхождения, хотя формально образование было доступно всем. Приемные экзамены отменялись, они были введены только в середине 20-х годов. Для вовлечения в учебный процесс  не имевшей среднего образования рабочей и крестьянской молодежи в 1918 г. были созданы рабфаки – рабочие факультеты, на них обучали по сокращенной программе. Выпускники рабфаков могли поступить в вузы. В 1925 г. появились рабочие университеты. Для желающих учиться без отрыва от работы возникли вечерняя и заочная формы обучения.

Наука и научная жизнь

При новой власти общественные и гуманитарные науки должны были решать в первую очередь идеологические задачи. Поэтому забвению на долгие годы были преданы идеи Михаила Михайловича  Бахтина, выдающегося ученого – философа, культуролога, теоретика европейской культуры и искусства. с именем которого связано становление отечественной школы культурологических и литературоведческих исследований. Между тем, именно в 20-е годы произошел взлет его творчества, осмысливающего человеческое бытие и мышлением как общение, диалог. В 1928 г. вместе с другими ленинградскими учеными был арестован за участие в философско - религиозном кружке «Воскресение». По болезни  отбывание наказания в лагере  было заменено  ссылкой. В 1929 г. вышла в печать его первая монография «Проблемы творчества Достоевского». После окончания ссылки в 1936 г. работал учителем в школе, ему было запрещено проживание в крупных городах. Несмотря на тяжелую болезнь (остеомиелит) в 1946 г. защитил в Москве диссертацию на тему «Рабле в истории реализма». Практически забытый современниками, Бахтин вернулся в Москву в 1969 г. благодаря помощи своих единомышленников и покровительству Юрия Андропова, который выхлопотал для него в Москве квартиру. Бахтину удалось издать свою книгу о Рабле, переиздать книгу о Достоевском, подготовить сборники статей о литературе и эстетике.

Толчком к развитию экономической науки стала беспрецедентная по своим масштабам в новейшей истории ломка общественных отношений. Известные социал-демократы экономисты Владимир Густавович Громан и Владимир  Александрович  Базаров, работавшие в Госплане представили новые методы выведения «баланса» народного хозяйства – оценки состояния экономического развития и подготовки экономических прогнозов. Разработанные ими принципы планирования исходили из понимания экономики переходного периода как разновидности экономики капиталистической.

В своих почти несохранившихся работах В.Г. Громан отрицал существование социалистического способа производства, считая его разновидностью государственного капитализма и на этом основывал свою методологию планирования. Выступал за полную свободу рыночных отношений, считая, что только рынок может создать контроль за производством.  В 1930 г. был арестован по делу о «Союзного бюро ЦК РСДРП(м). Был приговорен коллегией ОГПУ  к 10 годам лишения свободы.

Владимир Александрович  Базаров, русский философ, экономист. С 1921 г. работал в Госплане, вместе с Громаном, предложил метод планирования и оценки государственной экономики, который был признан антимарксистским. После публичного осуждения И.В. Сталиным был подвергнут гонениям и репрессиям, вместе с другими экономистами был арестован по делу «Союзного  бюро ЦК РСДРП (м) и приговорен к 5 годам лишения свободы, затем жил в ссылке.

Другим известным экономистом, специалистом по крестьянскому хозяйству и писателем был Алексей  Васильевич Чаянов, который обосновал пути развития кооперации на селе. С 1918 г. был профессором Петровской сельскохозяйственной академии. В 1919 г. возглавил научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономики. С 1921 г. был членом коллегии Наркомзема РСФСР и его представителем в Госплане. В 1926 г. был обвинен в мелкобуржуазности и антимарксистском толковании сущности крестьянского хозяйства. С началом коллективизации Чаянова обвинили в защите интересов кулачества и протаскивания буржуазных аграрных теорий. В 1930 г. вместе с другими крупнейшими учеными-экономистами Чаянов был арестован по делу «кулацко-эсеровской группы Кондратьева - Чаянова», входившую в сфабрикованную «Трудовую крестьянскую партию», которую обвинили в подготовке кулацкого восстания. С 1932 г. Чаянов был осужден на 5 лет тюремного заключения, последний год был заменен ссылкой в Алма-Ату, где он был расстрелян в 1937 г.

Мировое признание получили работы Николай Дмитриевич Кондратьева, русского экономиста. Он теоретически обосновал политику нэпа в СССР. Арестован ОГПУ 1930 г. по ложному обвинению. В 1938 г. был приговорен к расстрелу и в этот же день расстрелян. Идеи Чаянова и Кондратьева плодотворно использовались только  зарубежной наукой, в Советском Союзе они подверглись критике.  Поэтому в развитии общественных наук, обслуживающих официальную идеологию, наметилось отставание от мирового уровня.  В то же время форсированные темпы индустриализации обеспечили прорыв в естественных науках и были направлены на модернизацию экономики. В 20-е годы плодотворно работал Иван Петрович Павлов, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1904 г, создатель науки о высшей нервной деятельности. Николай Дмитриевич Зелинский, Герой Социалистического труда, Лауреат трех Сталинских премий  - русский и советский химик, создатель научной школы, основоположник нефтехимии.

Александр Петрович Карпинский – геолог, академик, первый выборный президент Российской академии наук (1917) совместно с Александром Евгеньевичем Ферсманом – геологом, геохимиком, лауреатом Ленинской премии внесли большой вклад в развитие геологии, открытии новых месторождений.

Сергей Алексеевич Чаплыгин – русский и советский механик и математик, Герой Социалистического труда внес большой вклад в развитие современной аэродинамики.

Развитие науки в первые послереволюционные годы связано также   с именами Климента Аркадьевича   Тимирязева в области растениеводства, Николая  Ивановича  Вавилова в области генетики, Николая Егоровича  Жуковского в области самолетостроения.

Российская академия наук была преобразована в Академию наук СССР и переведена из Ленинграда в Москву. 

Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой. Но по мере укрепления позиций Сталина началось усиление партийного контроля над культурой.

В то же время, многие ученые не признали советской власти, и это неприятие отрицательно отразилось на развитии российской науки.



2019-07-03 232 Обсуждений (0)
Перестройка системы высшего образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перестройка системы высшего образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)