Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изобразительное искусство



2019-07-03 333 Обсуждений (0)
Изобразительное искусство 0.00 из 5.00 0 оценок




Художники, поддерживающие революцию и советскую власть и выражавшие готовность сотрудничать с ней, не просто «слушали революцию», по выражению Александра Блока, а уже с первых дней активно включились в новую жизнь. Сама революция рассматривалась ими как   творческое преобразование мира, а искусство давало возможность развить это творчество и воплотить его в новых формах. В лагере сторонников новой власти оказались сторонники  художественного авангарда. «Мы, левые художники, пришли работать с большевиками первыми, - с гордостью сообщал Александр Михайлович  Родченко.

Уже с 1918 г. в соответствии с декретом новой власти начал осуществляться план монументальной пропаганды. На улицах устанавливались скульптурные изображения героев революций и мыслителей-социалистов.

Ярким свидетельством скудного быта и оптимистических настроений той эпохи стал агитационный фарфор – посуда, украшенная революционной символикой и лозунгами. Над эскизами росписи посуды работали известные художники Сергей  Васильевич  Чехонин, Георгий  Иванович  Нарбут, Натан Исаевич  Альтман, А.В. Щекатихина-Потоцкая. Под роспись шли выпущенные еще до революции и лежавшие на складе «изделия», в основном тарелки.

 

Роспись тарелки Художник: С.В. Чехонин «Белая скатерть» кубизм Художник: Н.И. Альтман

 

Характерным направлением, стилем русского художественного авангарда 20-х годов стал конструктивизм. Хотя с конструктивизмом принято связывать прежде всего новый стиль архитектуры послереволюционного десятилетия, это был в первую очередь мировоззренческий подход художников, считавших, что их дело не просто отображать действительность, а конструировать ее. Своим трудом художник должен был вносить вклад   в общее дело строительства  социалистического общества. Связь между искусством осуществлялась через производство (отсюда и другое название конструктивизма – «производственное искусство», т.е. искусство, которое производит «новую форму жизни и быта»).

Для того, чтобы искусство могло «организованно влиться в жизнь», такой лозунг видвигали художники-авангардисты, оно должно было опираться  на свежие и значительны творческие  силы. Возникли новые учебные заведения по подготовке художников, научно-исследовательские организации. Художественные вузы находились под влиянием деятелей «левого искусства», в них преподавали К.С. Малевич, В.В. Кандинский, М.З Шагал, К.С. Петров-Водкин и многие другие известные художники.

Среди многочисленных группировок возникших в изобразительном искусстве, особое место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России). Ее члены считали, что каждый мастер должен «художественно-документально закрепить величайший момент истории в его революционном порыве». Эти идеи нашли свое воплощение в работах  М.Б. Грекова «Тачанка», И.О. Иогансона «Рабфак идет».

 

 
«Тачанка» Художник М.Б. Греков 1925 «Рабфак идет» Художник Б.В. Иогансон 1928

 

Востребованным становится жанр плаката, имеющий агитационную направленность.

Плакат «Ты записался добровольце?» Художник Д.С. Моор 1920 Плакат «Помоги» Художник Д.С. Моор 1921

Специфической формой массового агитационного искусства, возникшей в период Гражданской войны стала серия плакатов 1919-1921 годов, созданная советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства – «Окна сатиры РОСТА».

 

 

«Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся в газеты. Владимир Маяковский в своей работе «Грозный смех» писал о них так: «Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов…»

В идеологических целях власти организовывали кампании солидарности с братьями «по классу» в зарубежных странах. Будь то бастующие британские шахтеры или докеры. Митинги по сбору средств в фонд бастующих были призваны показать, что советские люди не одиноки в борьбе за идеалы революции.

 

Праздничная демонстрация в Петрограде Художник Кустодиев Б.М. 1920

 

Пафос рождения нового мира звучит  в живописи Константина Федоровича Юон «Новая планета», Бориса Михайловича  Кустодиева «Большевик», А.А. Дейнека «На стройке новых цехов».

«Новая планета» Художник: К.Ф. Юон, 1921
«Большевик» Б.М. Кустодиев, 1920

Большое внимание уделялось героической и производственной тематике. Этот жанр получил название «соцреализма».

 

«Спортсмены» Художник: К.С. Малевич, 1928-1932 «На стройке» Художник: А.А. Дейнека, 1926

 

 

«Смерть комиссара» Художник: Петров-Водкин, 1928

 

Кино, театр

Важнейшим государственным делом стало развитие кино – самой демократичной, обращенной к массовой аудитории сферы художественного творчества. Уже в годы гражданской войны лучшие кинематографисты Дзига Вертов, Лев Владимирович Кулешов снимали по заказу новой власти документальные фильмы о событиях на фронте и в тылу. В 1925 г. на экран выходит бессмертное творение Сергея Михайловича Эйзенштейна – фильм «Броненосец Потемкин».

Эксперименты   режиссера Всеволода  Эмильевича Майерхольда, Евгения Багратионовича Вахтангова и Александра  Яковлевича  Таирова  перечеркивали привычную форму театрального спектакля. В них использовали движущиеся конструкции, нетрадиционные приемы актерской игры. Правда массовый зритель отдавал предпочтение традиционному реалистическому театру. В рамках такого театра успешно продолжал свою творческую деятельность Константин Сергеевич Станиславский.

Художественные поиски развивались в условиях сохранявшегося  в первое десятилетие советской власти творческого многоголосия. В стране насчитывались сотни художественных и творческих группировок и объединений. Еще в канун Октября 1917 г. громко заявили о себе приверженцы чистого искусства. Идеология основанной ими в сентябре 1917 г. организации - Пролеткульта ориентировала на развитие культурного и социального творчества пролетариата и на создание «с нуля» собственной пролетарской культуры. Предполагалось, что любые произведения искусства отражают мировоззрение конкретного класса, а культурой прошлого необходимо овладеть, не подчиняясь ей». Самые рьяные пролеткультовцы довели эту идею до абсурда, призывая к уничтожению всего прошлого наследия во имя создания «самостоятельной духовной пролетарской культуры». Эта позиция уже в начале 20-х годов попала под огонь жесткой критики со стороны представителей новой власти, и активность Пролеткульта пошла на спад.

Ожесточенные идейно-эстетические противоречия в среде деятелей культуры получили отражение в деятельности самого массового литературного объединения этого периода – Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Ее  членами были Александр Александрович Фадеев, Александр Серафимович Серафимович, Владимир Маяковский. РАППяростно боролся за главенство в литературном процессе и претендовал на монополию в подготовке кадров молодых писателей. Рупором этих идей был журнал «На литературном посту». Рапповцы делили писателей на своих и чужих, в числе последних оказались «попутчики советской власти» и «внутренние эмигранты». В эту категорию попал даже Максим Горький.

Выразителем более радикальных эстетических позиций был Левый фронт искусства – ЛЕФ. В его состав в разное время входили Владимир Маяковский, Николай  Николаевич  Асеев, Борис Леонидович Пастернак, Василий Васильевич Каменский, Осип Максимович Брик. Развивая установки футуризма -  художественного авангардистского движения, 1910-1920- х годов, в котором значительное внимание уделялось не столько содержанию литературного произведения, сколько форме стихосложения: придумывание новых слов, использование вульгарной лексики, профессионального жаргона, языка плаката, афиш – ЛЕФ заявлял о стирании границы между искусством и действительностью, боролся за «производственное» искусство. Творчество многих  из них, особенно Маяковского, выходило далеко а эти жесткие рамки, а сам поэт не был согласен с утвердившимися в ЛЕФе диктаторским стилем работы, покинул это объединение, перейдя в РАПП.

В литературу вошли писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны. Они создали немало талантливых произведений, отражающих многие трагические грани этого периода российской истории. Среди них «Железный поток» Александра Серафимовича Серафимовича, «Конармия» Исаака Эммануиловича Бабеля, «Чапаев» Дмитрия Андреевича Фурманова, «Любовь Яровая» Константина Андреевича Тренева, «Россия, кровью умытая» Артема Веселого, «Разгром» Александра Александровича Фадеева, «Восемнадцатый год» Алексея Николаевича Толстого , «Бронепоезд 14-69» Всеволода Вячеславовича Иванова, В 1928 г. вышла первая часть романа-эпопеи Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон».

Во всю мощь раскрылся талант великого русского поэта С.А. Есенина. Его творческая и личная судьба отразила противоречия революционной эпохи: «Остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою».

Максим Горький Владимир Маяковский Сергей Есенин

 

Востребованным жанром в годы нэпа стала сатира. Она обнажала противоречия времени, которое меняло, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. Этот жанр был представлен рассказами Михаила Михайловича Зощенко, романом Ильи Альнордовича Ильфа и Евгения Петровича Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами Владимира  Маяковского «Клоп», «Баня».

С позиций отстаивания реалистических методов в искусстве выступала Ассоциация художников революционной России – АХРР. Молодые художники  Павел Александрович Радимов, Федор Семенович Богородский, Евгений Александрович Кацман и другие организаторы ассоциации  выступали за «героический реализм» и провозглашали главную задачу художника - «художественно-документально запечатлеть величайший сюжет истории в его революционном порыве». Они писали картины на революционные темы, портреты передовиков производства и видных деятелей партии и правительства. Им покровительствовал нарком по военным и морским делам К. Е. Ворошилов.

Однако «фотографический метод» АХРР не соответствовал, по мнению их идейных противников, задаче создания произведений, современных не только по содержанию, но и по художественной форме. Художники объединения ОСТ - Общества станковистов отстаивали необходимость изображать героическую повседневность художественными средствами, отвечавшими духу революционной эпохи.

Картины Александр Александровича Дейнеки - «Оборона Петрограда» и Юрия Ивановича  Пиманова «Даешь тяжелую индустрию», натюрморты Давида  Петровича Штеренберга отличают обобщенные и лаконичные формы, густой, порой сумрачный колорит.

 

«Оборона Петрограда» Художник: А.А. Дейнеко, 1928 «Даешь тяжелую индустрию» Художник: Ю.И. Пименов
«Селедки» Художник: Д.П. Штеренберг «Натюрморт с арбузом и булкой» Художник: Д.П. Штеренберг

 

Жесткое противостояние  и борьба различных направлений в искусстве были приметами времени. В первые послереволюционные годы о своих претензиях на монопольные позиции в сфере культуры заявляли представители «левого» искусства. Спустя некоторое время их стали вытеснять «пролетарские художники», вслед за ними - сторонники реалистических методов в искусстве. Споры между приверженцами разных направлений часто заканчивались непримиримой личной враждой. Об этом с горечью писал Сергей Есенин в поэме «Русь уходящая»:

Друзья! Друзья!

Какой раскол в стране,

Какая грусть в кипении веселом»

    В ходе этой борьбы за «новое искусство» родилось очень много великих произведений искусства, получивших мировое признание. Проекты архитектора Владимира Евграфовича Татлина, шедевры Константина Степановича  Мельникова, киноленты Дзиги Вертова и Сергея  Михайловича  Эйзенштейна, театр Всеволода Эмильевича Мейерхольда и Александра  Яковлевича   Таирова, стихи Владимира  Маяковского и многие другие достижения послереволюционных лет объединяет прежде всего устремленность в будущее.

Памятник III Интернациооналу Модель 1920 В Е Татлин «Цветы» Художник: В.Е. Татлин,1920
Клуб имени И.В. Русакова Архитектор К.С. Мельников 1929 Обратная сторона

Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали  идеи конструктивизма - направления в искусстве, выдвинувшего задачу формирования – конструирования особой среды, окружающей человека. В подчеркнутой простоте видели проявление эстетики нового общества: заводской клуб имени И.В. Русакова архитектора К.С. Мельникова. Уникальным сооружением является собственный дом архитектора в Москве - круглое в плане здание с делением внутреннего пространства на зоны перегородками.

 

Дом архитектора К.С. Мельникова в Кривооарбатском переулке Москвы 1929   Обратная сторона

 

 

Идея обобществлённого быта получила развитие в проектах домов-коммун, примером является Дом Наркомфина в Москве, построенного архитектором Моисеем  Яковлевичем Гинзбургом. В нем находились общественные помещения для проведения досуга, занятий спортом, питания. 

Дом Наркомфина в Москве Архитектор: М.Я. Гинзбург После реставрации

Особое место занимает построенный напротив Кремля на другом берегу Москвы-реки жилой дом для членов большевистского руководства – «Дом на набережной», архитектора Бориса Михайловича Иофана.

«Дом на набережной» Архитектор: Б. М. Иофан,1927-1932

Архитектурная мысль в тот период переживала настоящий взлет. Некоторые идеи были реализованы при строительстве новых общественных зданий, спрос на них появился в ходе проведения в жизнь первых планов обустройства новой социальной среды. Работы К.С. Мельникова сочетали функциональность конструктивизма и яркую образность, например павильон «Махорка» для Всероссийской сельскохозяйственной выставки, Бахметьевский гараж, клуб имени И.В. Русакова, клуб фабрики «Свобода».

«Махорка» - павильон для Всероссийской сельскохозяйственной выставки Архитектор: К.С. Мельников Бахметьевский гараж Архитектор: К.С. Мельников
2019-07-03 333 Обсуждений (0)
Изобразительное искусство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изобразительное искусство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)