Особенности содержания дорог в горной местности
Дорожные службы в горных условиях выполняют комплекс специфических работ, связанных с защитой и расчисткой дорог от оползней, обвалов, осыпей и снежных лавин. Для борьбы с оползнями изменяют рельеф склона: возводят удерживающие сооружения, проводят укрепление грунтов, регулируют поверхностные и подземные стоки. В оползневой зоне необходим специальный режим выполнения работ по эксплуатации дорог для исключения причин, способствующих нарушению устойчивости склонов. Для повышения устойчивости склонов и противодействия смещению оползневых масс устраивают террасы, удаляют или заменяют неустойчивые грунты, возводят подпорные стены (железобетонные, сборные или монолитные, каменные, грунтовые армированные), устраивают контрбанкеты и контрфорсы, применяют анкерные конструкции; забивные и бурозабивные сваи.
38 Укрепление грунтов производят с использованием методов цементации, силикатизации, обжига и т. д. Покрывают поверхности оползневых склонов и откосов торкрет-бетоном и набрызг-бетоном. Для защиты склонов и откосов от воздействия поверхностных вод производят их планировку, устраивают водоотводные и нагорные канавы, водосбросные лотки, осуществляют засев трав и высаживание кустарников. Регулирование подземного стока применяют для перехвата или понижения уровня подземных вод. С этой целью выполняют горизонтальный дренаж (сплошные прорези, траншейный дренаж с трубами, дренажные галереи, штольни, пластовые дренажи), вертикальный дренаж (буровые скважины и шахты, дренажные колодцы), комбинированные водопонижающие системы, представляющие собой сочетание вертикальных и горизонтальных дренажных устройств. Соблюдение правильной эксплуатации сооружений способствует предотвращению оползневых явлений. Для защиты автомобильных дорог от скальных обвалов проводят профилактические мероприятия, устраивают защитные сооружения и закрепляют откосы и крупные глыбы. К профилактическим мероприятиям относят очистку склонов и откосов от неустойчивых глыб и обломков скального грунта, заблаговременное обрушение неустойчивых скальных массивов; уменьшение крутизны откосов и склонов путем террасирования или уменьшения угла наклона откосов с проведением буровзрывных работ. К защитным сооружениям относят противообвальные галереи; улавливающие сооружения и траншеи, валы, оградительные стены и сетки. Поддерживающие сооружения строят для удержания слоев горных пород, слагающих откос. Эти сооружения возводят из монолитного или сборного железобетона, бутобетона, а также из каменной кладки на цементном растворе. Анкерное закрепление применяют на неустойчивых участках откосов или для обеспечения устойчивости крупных глыб на скальном основании. Анкерные крепления делают двух типов: анкерные крепи и анкеры глубокого заложения длиной 6…30 м. Анкерные крепи представляют собой одиночные анкеры длиной 1…5 м или анкеры в сочетании с металлической сеткой между ними. Анкеры закрепляют в скальном массиве концевыми замками или инъекцией вяжущего. Свайные конструкции обеспечивают устойчивость слаботрещиноватых массивов при уклоне поверхности смещения не круче 50о. Защиту от выветривания поверхности склонов и откосов, общая устойчивость которых обеспечена, выполняют обработкой поверхности защитными материалами, посадкой деревьев и кустарников или посевом трав.
39 В некоторых случаях устраивают одевающие стены из каменной кладки на цементном растворе или применяют торкрет-бетон и набрызг-бетон. В горной местности эксплуатационные службы производят мероприятия по защите дорог от осыпей. Улучшают водоотвод для повышения устойчивости осыпи путём перехвата поверхностных и подземных вод. С верховой стороны прокладывают нагорные и водоотводные канавы, устраивают дренажи. Склоны, питающие осыпь обломочным материалом, закрепляют древесно-кустарниковой и травянистой растительностью. Для воспрепятствования движению осыпи и защиты от нее дороги осуществляют террасирование склонов, устраивают заградительные стены, улавливающие траншеи и валы, подпорные стены, дощатые щиты и металлические сетки. Характерными особенностями селевых потоков являются внезапность возникновения, кратковременность прохождения и большая скорость (до 8 м/с). Сели могут быть водо-, грязекаменными или грязевыми. Для защиты дорог от селей проводят предупредительные, профилактические и защитные меры. Предупреждение о селевой опасности включает в себя организацию службы предупреждения, которую оснащают приборами, оповещающими о возникновении и прохождении селей. Эта служба также контролирует хозяйственную деятельность, производимую на селеопасной территории. Проведение профилактических работ предотвращает образование селей или ослабляет их воздействие. С этой целью на селеопасных склонах сохраняют и развивают древесную, кустарниковую и травянистую растительность, улучшают водоотвод с расчисткой водоотводных и селеотводящих канав и лотков, ремонтируют гидротехнические устройства, заблаговременно спускают воды из ледниковых и моренных озёр. К защитным мерам относят стабилизацию селевых русел, пропуск селевых потоков над дорогой, защиту русел от размыва, отвод селевого потока от дороги, задерживание селей.
Контрольные вопросы
40 Глава 15.
Зимнее содержание автомобильных дорог
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (813)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |