Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перспективные направления государственной политики в сфере безопасности дорожного движения



2019-07-03 183 Обсуждений (0)
Перспективные направления государственной политики в сфере безопасности дорожного движения 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 2. Основные тенденции реализации ФЦП в настоящее время

Состояние ФЦП в настоящее время: проблемы реализации

 

 В октябре 2013 г. Правительством Российской Федерации была утверждена программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», включающая два этапа:

1) 2013-2015 годы;

2) 2016-2020 годы.

На федеральном, региональном и местном уровне государством закреплен единый аппарат управления системными процессами управления реализацией Программы, курируемый Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Первым этапом программы в период с 2013 по 2015 год была предусмотрена реализация следующих мероприятий:

- сокращение ДТП и оказание качественной медицинской помощи пострадавшим в ДТП;

- изменение общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения;

- стимулирование ответственности всех уровней власти за снижение дорожно-транспортной аварийности;

- совершенствование механизмов работы с субъектами Российской Федерации[1].

Кроме того, на первый этап исполнения программы был установлен показатель «Число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях», а также индикаторы:

- «число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях»;

- «социальный риск» (число погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тыс. населения);

- «транспортный риск» (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 10 тыс. транспортных средств).

Для того чтобы сделать вывод о достижении необходимых целевых показателей первого этапа введения программы, считаем рациональным представить в таблице сводный анализ количества погибших в ДТП в Российской Федерации за период 2012-2015 г.

Таблица № 1. Сводный анализ количества погибших в ДТП в РФ за 2012-2015 гг.

Показатель 2012 г. Установлено Программой на 2013 г. Фактически в 2013 г. Установлено Программой на 2013 г. Фактически в 2014 г. Установлено Программой на 2015 г. Фактически в 2015 г. Изменения к 2012 году, процент Изменения к 2012 году, человек
Число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях 27991 27580 27025 27251 26963 26814 23114 -17,42% 4877

Индикаторы

Число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях 940 935 872 901 878 872 737 -21,60% -203
Социальный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тыс. населения) 20 19,70 18,90 19,30 18,40 18,9 15,8 -21,00% -4,2
Транспортный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 10 тыс. транспортных средств) 6,1 6,09 5,60 6,08 5,30 5,88 4,3 -29,50% -1,8

Рисунок № 1. Число лиц, погибших в ДТП за период 2012-2015 гг.

Согласно данным, представленным на рисунке № 1, можно сделать вывод о том, что по сравнению с первоначально установленными показателями за 2013-2015 гг. число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, составляло на 4877 меньше, чем в пересчете на базовый уровень 2012 года (рисунок № 2).

Рисунок № 2. Число детей, погибших в ДТП за период 2012-2015 гг.

Рисунок № 3. Социальный риск на период 2012-2015 гг.

Рисунок № 4. Транспортный риск на период 2012-2015 гг.

На основании рисунков № 3 и № 4 становится очевидным, что в период с 2012 по 2015 год наблюдается снижение социального и транспортного риска на 21,00 % и 29,50 %.

Кроме того, в рамках программы реализации первого этапа программы на территории Российской Федерации:

· были построены 17 мобильных автогородков;

· приобретены и переданы 2540 комплекса фиксации нарушений ПДД, работающих в автоматическом режиме;

· осуществлялось оборудование улично-дорожной сети современными техническим средствами организации дорожного движения, повышающими безопасное участие водителей и пешеходов в дорожном движении и др.

На основании изложенных данных можно сделать вывод о том, что установленные программные показатели и индикаторы достигли необходимого значения, что отражает успешность проведенных на первом этапе реализации Программы мероприятий. 

Указанных результатов в ходе реализации первого этапа Программы удалось достичь путём внедрения мероприятий, которые влияют на факторы, способствующие повышению аварийности и в то же время снижающие возможности и качество оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП через информационно-пропагандистские мероприятия, направленные на изменение отношения граждан к проблемам безопасности дорожного движения. Кроме того, за анализируемый временной период разработаны отлаженные механизмы работы с субъектами Российской Федерации, а также увеличена ответственность исполнительных органов власти и органов местного самоуправления за снижение дорожно-транспортной аварийности.

В настоящее время полным ходом идет реализация второго этапа Программы (2016-2020 г.), в рамках которого предусмотрены следующие мероприятия:

- направленные на постепенное достижение целевого состояния аварийности на российских дорогах и последующее преодоление дисбаланса в ситуации, связанной с аварийностью в регионах;

- основанные на дифференцированном подходе к задачам по снижению дорожно-транспортного травматизма для каждого субъекта Российской Федерации и экономически выгодных механизмах софинансирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, можно говорить о том, что во второй этап реализации программы законодатель вкладывает необходимость продолжения курса на снижение основных показателей аварийности с учётом уже отработанных методик и особенностей каждого субъекта Российской Федерации.

Что касается ситуации в Брянской области, то здесь по итогам 2018 года снизилось общее число ДТП (-1,7%) и травмированных в них граждан (-4,5%). Уменьшилось на 6,5% число происшествий, связанных с управлением транспортными средствами с признаками опьянения, указанная тенденция сохраняется на протяжении последних трех лет. Сократилось на 8,8% количество ДТП, связанных с наездом на пешеходов, в том числе на 7,5% происшествий по вине самих пешеходов (второй год подряд). Снижено на 14,7% количество происшествий, допущенных по вине детей (второй год подряд). Меньше на 9,8% совершено происшествий по вине водителей пассажирского транспорта (второй год подряд).

Удалось достигнуть выполнения трех из четырех целевых показателей Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»:

- сокращение к 2012 году числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий на 25,2%, при пороговом значении – 18,58% (2018 г. – 178, 2012 – 238);

- снижение к 2012 году социального риска (число лиц, погибших в ДТП на 100 тыс. населения) на 21,4%, при пороговом значении – 21,0% (2018 – 14,7; 2012 - 18,7);

- снижение к 2012 году транспортного риска (число погибших в ДТП, на 10 тыс. ТС) на 42,1%, при пороговом значении – 28,03% (2018 – 5,5; 2012 – 9,5).

- не достигнуто сокращения к 2012 году числа погибших детей в ДТП на 42,9% (2018 – 7; 2012 – 7).

В соответствии с критериями оценки, утвержденными приказом МВД России от 31.12.2013 № 1040, деятельность УМВД России по Брянской области по линии обеспечения безопасности дорожного движения также оценивается положительно, в связи со снижением числа погибших в ДТП граждан в сравнении с пороговым значением, определенным Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах» (со 192 случаев до 178 или 7,3%).

Согласно методике ведомственной статистической оценки деятельности территориальных органов МВД России, на региональном уровне по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённой распоряжением МВД России от 31.08.2018 №1/10064 деятельность Госавтоинспекции Брянской области также оценивается удовлетворительно. Из шести показателей («Число погибших в ДТП», «Социальный риск», «Число погибших детей», «Транспортный риск», «Доля прекращенных судами дел по статьям 12.8 и 12.26 КоАП РФ» и «Удельный вес ДТП с участием водителей в состоянии опьянения») только один оценивается «неудовлетворительно» - социальный риск.

Не смотря на положительные тенденции в снижении основных показателей аварийности, дорожно-транспортные происшествия и их последствия являются угрозой для жизни и здоровья граждан, соответственно требуют, непрерывного внимания со стороны органов власти. В силу того, что в данный момент реализуется заключительный этап Программы, нами был проанализирован массив статистических данных, характеризующих состояние дорожно-транспортного травматизма. С помощью результатов указанного анализа, мы можем выделить проблемные зоны, на которые в первую очередь должны быть направлены усилия органов государственной власти.

Проблема совершенствования организационно-правовых механизмов допуска водителей к управлению транспортными средствами является одной из центральных. Не смотря на снижение количества ДТП, совершенных водителями со стажем до двух лет (статистика) их объем остается очень высоким.

Необходимость предъявления высоких требований к кандидатам в водители при сдаче экзаменов и выдаче водительского удостоверения подчеркивалась В.В. Путиным на расширенном заседании коллегии МВД России в феврале 2019 года[2].

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что качество подготовки будущих водителей и их поведение в критической ситуации находится в прямой зависимости именно от тех умений и навыков, которые получены ими в процессе обучения в автошколе. К слову, в начале 2019 года законодателем уже были предприняты попытки установления частичного контроля за деятельностью автошкол. На основании Приказов МВД № 49[3], № 50[4] происходит согласование программ с ГИБДД и выдача заключений на соответствие учебно-материальной базы автошколы этим программам, в том числе учебных автомобилей. Введение процедуры отмены действия заключений в целях установления барьера для недоброкачественного обучения и использования учебно-материальной базы, не соответствующей установленным требованиям. Также установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании программ и в проведении обследования автошкол. Обследование проводится только в случаях, когда организация хочет получить лицензию, по окончанию сроков выданного заключения, при реализации новых программ, изменениях количества мест подготовки или их адресов. Кроме того, установлен срок действия заключения – 5 лет. Фактически отсутствие должного контроля со стороны ГИБДД может приводить к нарушениям со стороны автошкол и снижению качества подготовки водителей. В настоящее время проверять автошколы может Рособрнадзор, так как именно это ведомство выдает им лицензии на образовательную деятельность. Очевидно, что проработка данного проблемного аспекта деятельности требует особо внимания.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая база медицинских заключений, выдающихся по результатам прохождения медицинской комиссии в целях получения водительского удостоверения на право управления транспортным средством. Не секрет, что зачастую такие заключения приобретаются без действительного прохождения обследований. В результате за рулем оказываются лица, стоящие на учёте в наркологическом или психиатрическом диспансере. Обычно такие случаи обнаруживаются в ходе прокурорских проверок, после чего суд аннулирует водительское удостоверение гражданина. Ввиду изложенных обстоятельств возрастает необходимость обмена информацией между медиками и Госавтоинспекцией, что подтверждается паспортом национального проекта «Безопасные и качественные дороги».

 Нами был проанализирован  Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»[5] по вопросам допуска граждан к управлению транспортными средствами», который предусматривает изменения в порядке проведения экзаменов на право управления транспортным средством.

Проектом предусмотрено установление предельного промежутка времени для проведения пересдачи экзаменов. Однако анализ правоприменительной практики МРЭО ГИБДД по Брянской области показал, что с каждым годом кандидатов на получение водительского удостоверения становится только больше, так в 2018 году в совокупности были приняты экзамены у 64217 человек: 22988 экзаменов по теории и 41229 практических (включая автодром и город). Другим немаловажным аспектом указанной проблемы является отсутствие норм положенности экзаменаторов. В настоящее время общая численность сотрудников МРЭО ГИБДД по Брянской области (включая отделения с дислокацией в г. Брянск, г. Клинцы, г. Трубчевск)  составляет 72 человека из них 47 аттестованных, 25 работников. В связи с этим, указанное положение возможно реализовать только посредством и сейчас существующей необходимости увеличения штатной численности инспекторов МРЭО ГИБДД.

Таким образом, отсутствие норм штатной численности экзаменаторов, утвержденных на федеральном уровне, а также отсутствие резервного оборудования (в случае выхода из строя основного, количество которого определено Нормами положенности, не позволяет сделать однозначный вывод о достаточности ресурсного обеспечения для проведения экзаменационной работы.

Пунктом 14 Проекта предусмотрено проведение практического экзамена на право управления автотранспортными на маршрутах в условиях дорожного движения, в том числе:

- проведение проверки навыков управления транспортным средством с места, после остановки во время движения, на подъеме, на спуске (при наличии подъема (спуска),

- применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки;

- остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров;

- сцепление и расцепление прицепа с тягачом;

- движение задним ходом с поворотом под углом 90 градусов с сохранением соответствующей полосы движения.

Мы считаем применение данных заданий нецелесообразным и угрожающим безопасности дорожного движения, по причине отсутствия проверки соответствующих навыков на закрытой территории, а также в связи с возможностью создания заторовых ситуаций, связанных с особенностью дорожной инфраструктуры (интенсивное движение, часы «пик» как во время проведения экзаменов, так и при проведении профессиональной подготовки автошколами. Движение задним ходом с поворотом под углом 90 градусов с сохранением соответствующей полосы движения возможно выполнить только на дорогах с односторонним движением, что также повлияет на интенсивность движения на соответствующих участках дорог.

Кроме того, проект предусматривает проверку навыков движения со скоростью более 60 км/ч, что также считаем нецелесообразным по причине возможности проведения указанной проверки только в условиях езды за городом (с учетом региональных особенностей), что повлечет значительную протяженность экзаменационных маршрутов и дополнительные временные затраты.

Подчеркнем, что в пояснительной записке к Проекту указано, что предлагаемые изменения не потребуют дополнительного финансирования и увеличения штатной численности органов внутренних дел. Однако это положение представляется весьма спорным, ввиду того, что изменения требований к средствам аудио- и видеорегистрации процесса проведения теоретических экзаменов неминуемо повлечет за собой значительные финансовые затраты.

Недостаточно благоприятно складывается ситуация при эксплуатации автобусов. В настоящее время можно говорить о наличии многолетней развивающейся тенденции снижения безопасности пассажирских перевозок.

Пятый год подряд наблюдается увеличение как количество дорожно-транспортных происшествий с транспортными средствами указанной категории, так и из-за количества нарушений, допущенных водителями этих автобусов. Так, в 2018 году было совершено 5815 ДТП, в которых погибли 269 и были ранены 8854 человек. Рассмотрение причин и условий резонансных дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о недостаточности принимаемых мер и необходимости задействования дополнительных ресурсов иных органов власти и организаций в целях предупреждения аналогичных фактов.

В связи с этим, можно однозначно говорить о том, что нуждается в совершенствовании процедура допуска автотранспортных средств к участию в дорожном движении, а также межведомственное взаимодействие в части контроля за соблюдением требований безопасности при организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, своевременного выявления и пресечения фактов недобросовестного ремонта автомобильных дорог.

Кроме того, отдельного внимания требуют вопросы создания необходимых условий для проведения медицинского освидетельствования водителей транспортных средств, государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований в сфере безопасности дорожного движения.

Сохраняются недостатки в организации взаимодействия подразделений Госавтоинспекции и дознания. Имеются факты не направления дознавателями в подразделения Госавтоинспекции сведений о принятых решениях об отказе в возбуждении уголовных дел, предусмотренных статьей 2641 УК РФ, что не позволяет своевременно принимать меры административного воздействия к правонарушителям, которые фактически избегают как уголовной, так и административной ответственности.

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 25% погибших в результате ДТП можно спасти, если оказать полноценную первую помощь непосредственно на месте происшествия. В ключе рассматриваемой проблематики интересен тот факт, что если пострадавшим с угрожающими жизни повреждениями помощь не будет оказана в течение первого часа[6], то у них практически нет шансов выжить; если помощь оказывают в течение первых 18 минут – выживают около 15 % пострадавших, а в течение первых 9 минут – 90 %[7].

Одной из центральных категорией участников оказания первой помощи пострадавшим в ДТП являются сотрудники полиции, в частности, сотрудники ГИБДД, которые первыми прибывают на место происшествия и могут произвести первоочередные спасательные действия. Однако решение назревшей проблемы упирается в ряд проблем как теоретического, так и практического характера: знание правил оказания первой помощи, как водителями, так и сотрудниками полиции в настоящее время является достаточно низким. Данное обстоятельство связано с тем, что подготовка, оснащение и нормативное обеспечение для оказания первой помощи проводятся недостаточно эффективно. Для грамотного оказания первой помощи «сотруднику подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения необходимо знать методику оказания помощи, владеть навыками определения состояния пострадавшего, вида полученной травмы, степени её тяжести и опасности, уметь непосредственно оказывать первую помощь».

Кроме того, максимально быстрое прибытие на месте ДТП служб экстренного реагирования и эвакуации пострадавших в медицинские организации напрямую влияет на сокращение смертности пострадавших в результате происшествий, требует совершенствование системы спасения пострадавших в результате ДТП, в том числе с участием Минздрава, МЧС России. Так две трети (63 %) в 2018 году скончались до приезда скорой медицинской помощи на место ДТП.

Состояние аварийности с участием несовершеннолетних по-прежнему остается одной из острых проблем для нашего государства. В том числе в течение 2018 года не были достигнуты показатели ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», «число детей, погибших в результате ДТП» в 27 субъектах, в 13 зафиксирован рост погибших детей, в том числе и в Брянской области.

Не смотря на снижение основных показателей с участием водителей с признаками опьянения, указанная проблема остается до сих пор нерешенной и актуальной практически всех регионов Российской Федерации, как влияющая значительным образом на состояние аварийности и влекущая широкий общественный резонанс. Очевидно, что рост данных показателей в 2018 году обусловлен, в том числе, и изменением организационно-методического и технического обеспечения мероприятий по контролю за учётно-регистрационной деятельностью с использованием новых подходов и методов.

Как уже было отмечено, в Российской Федерации основные показатели аварийности за последние годы имеют тенденцию к сокращению, что в целом соответствует мировому опыту адаптации стран к условиям растущей автомобилизации населения. Вместе с тем отечественные показатели существенно отстают от европейских. Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях в России по-прежнему значительно превышает аналогичный показатель стран Европейского союза.

 

 

Перспективные направления государственной политики в сфере безопасности дорожного движения

 

Невзирая на положительные тенденции, прослеживающиеся в снижении основных показателей аварийности, дорожно-транспортные происшествия и их последствия являются неминуемой угрозой национальной безопасности и требуют постоянного внимания органов государственной власти.

Таким образом, для повышения эффективности оказания первой помощи необходимы три условия: 1) определение объема и порядка оказания первой помощи; 2) квалифицированное обучение правилам оказания первой помощи; 3) оснащение участников первой помощи необходимыми средствами для ее оказания. Комплексный подход к решению проблемы повышенного дорожно-транспортного травматизма и малоэффективной первой помощи, а также налаживание эффективного межведомственного взаимодействия в этом вопросе позволят снизить последствия травматизма на дорогах

В этой связи с учетом позиции Генеральной прокуратуры Российской Федерации необходимо принятие дополнительных мер по профилактике нарушений обязательных требований, предусмотренных статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, в том числе в части внесения изменения в административные регламенты, и подготовки руководств по вопросам соблюдения обязательных требований.

Результаты анализа тенденций изменения показателей состояния безопасности дорожного движения демонстрируют их тесную взаимосвязь с показателями социально-экономического развития государства. Вследствие этого, улучшение экономической ситуации повлечет за собой рост покупательского спроса на продукцию автомобильной промышленности, повышение уровня мобильности населения, увеличение объема грузо- и пассажироперевозок, что в случае ослабления целенаправленной работы по профилактике аварийности на автомототранспорте может негативным образом сказаться на состоянии безопасности дорожного движения. Таким образом, требуются усиление системной работы по реализации соответствующих мероприятий, выработка и осуществление новых подходов по приоритетным направлениям деятельности с учетом складывающейся ситуации в рассматриваемой сфере и имеющих место ресурсных ограничений.

Функционирование системы автоматизированной фиксации административных правонарушений, включает в себя по состоянию на 2018 год выше 15, 6 тыс. комплексов настоящее время, с помощью них вынесено 105, 6 постановлений по делам об административных правонарушениях. В этих целях необходимо урегулирование процедуры установки специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи с органами внутренних дел. 

В том числе закрепленные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 плановые показатели достигнуты. Здесь же стоит признать, что уровень удовлетворенности качеством оказания государственных услуг превысил критерий установленный указом и составил 95, 1 %. При этом, необходимо стремиться недопустимости принуждения граждан к записи через электронный портал, а также необходимость сохранения возможности предоставления услуг без предварительной записи в порядке живой очереди.


[1]Калмыкова О.В. Проблемы обеспечения безопасности передвижения маршрутных транспортных средств по установленному маршруту / Калмыкова О.М., Калмыков Б.Ю., Копылов С.В. Наука, техника и образования, 2016. № 6 (24). С.41-42.

[2] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59913

[3] Приказ МВД России от 04.02.2019 N 49 «Об утверждении порядка согласования основных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»//(Зарегистрирован в Минюсте России 26.03.2019 N 54149)// Официальный интернет-портал правовой информации http;//www.pravo.gov.ru, 26.03.2019.

[4] Приказ МВД России от 04.02.2019 N 50 «Об утверждении порядка выдачи заключений о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и соискателей лицензий на осуществление образовательной деятельности по указанным программам» (Зарегистрирован в Минюсте России 26.03.2019 N 54160) // Официальный интернет-портал правовой информации http;//www.pravo.gov.ru, 27.03.2019.

[5] Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам допуска граждан к управлению транспортными средствами" (по состоянию на 02.08.2018) (подготовлен МВД России)// Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://regulation.gov.ru/ по состоянию на 02.08.2018.

 

[6] Оценка потенциальной эффективности мероприятий первой помощи для поддержания жизни пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (в рамках проекта по безопасности дорожного движения в 10 странах - RS10) /[Электронный ресурс] / Дежурный Л.И., Неудахин Г.В., Юрасова Е.Д. и др. // Социальные аспекты здоровья населения. - 2015. - №. 2.

[7] Тише едешь - дальше будешь: ВОЗ опубликовала доклад о причинах смертности в ДТП [Электронный ресурс]: http://tass.ru (Дата обращения 1.11.2018 г.).

 

 



2019-07-03 183 Обсуждений (0)
Перспективные направления государственной политики в сфере безопасности дорожного движения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перспективные направления государственной политики в сфере безопасности дорожного движения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)