2. Два нарисованных домика-книжки в стиле Ю. А. Васнецова (декоративная манера) и Е. И. Чарушина (реалистическая манера, карточки-иллюстрации, изображающие разных животных, выполненных художниками Ю. А. Васнецовым и Е. И. Чарушиным.
3. Заготовки для выполнения рисунков в стиле Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина; гуашь, кисточки: акварельные и с жёсткой щетиной.
Предварительная работа:
1. Рассматривание книг, разных по конструкции.
2. Беседы о творчестве художников-иллюстраторов: Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина.
3. Рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова, пересказывание потешек, сказок.
4. Чтение книг Е. И. Чарушина, рассматривание его рисунков и эстампов.
5. Изобразительная деятельность на темы прочитанных сказок, потешек, рассказов.
6. Дидактические игры: «Найди рисунки Е. И. Чарушиина», «Найди рисунки Ю. А. Васнецова», «Узнай, какой художник меня нарисовал», «Угадай, какие звери в этом домике живут».
Планируемый результат:
Эффективность работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов будет способствовать:
- повысится интерес к творчеству художников – иллюстраторов;
-сформируется первоначальное представление о средствах выразительности;
-развитию творческих способностей в создании сюжетных композиций;
-расширится кругозор родителей.
В ходе организации совместной познавательно-исследовательской деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной, конструктивной, чтения (восприятие литературного произведения).
Последовательность
Деятельность педагога
Деятельность детей
Приветствие. Знакомство, эмоциональный настрой на совместную деятельность.
- Дети вы любите сказки?
- Какие сказки вы знаете?
-А вы знаете игры по сказкам?
-Расскажите правила игры «Иван-царевич».
-Хотите поиграть?
Дети внимательно слушают. Отвечая на вопросы воспитателя, дети высказывают сои предположения, мысли.
Проводится игра.
(Ведущий называет часть имени сказочного персонажа или часть названия волшебного предмета, а дети должны продолжить – назвать имя или предмет полностью.
Игра «Иван-царевич» проводится с мячом в кругу. Например: мышка- (норушка, лягушка – (квакушка, зайчик – (побегайчик, лисичка – (сестричка, мишка – (топтыжка, сестрица (Алёнушка, братец (Иванушка, Конёк –(горбунок, Жар – (птица, Серый (волк, Елена (Прекрасная, Василиса (Премудрая, Царевна (лягушка, шапка – (невидимка, ковёр – (самолёт, меч – (кладенец, скатерть – (самобранка) .
Игровая ситуация, побуждающая интерес
детей к новому знанию
Актуализация знаний детей
Включение детей в целеполагание
Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой.
Включение детей в деятельность.
-Дети, а вы заметили, что в группе произошли изменения? Какие?
В: Что больше привлекает вас в книгах?
В: Как называют картинки в книжках?
В: Кто создает иллюстрации к книгам?
В: Для чего нужна иллюстрация в книге?
В: К какому виду искусства относится книжная иллюстрация?
В: Какие главные средства выразительности в графике?
В: Чем рисуют художники-иллюстраторы?
В: Какие бывают книжки по конструкции?
В: Дети, а каких художников-иллюстраторов вы знаете?
-Дети, послушайте, что однажды случилось в нашем детском саду. На книжной полке стояли книги с рисунками животных, выполненных художниками Е. И. Чарушиным и Ю. А. Васнецовым. Днём эти книжки рассматривали дети. Но пришёл вечер, потом ночь. Скучно стало зверюшкамм в книжках. Вот они выпрыгнули из книжек, собрались вместе, стали хороводы водить, так развеселились, что забыли, в какой книжке, в каком домике живут. Животные очень растерялись, перепугались. Поможем им свои дома – книжки отыскать?
Давайте разомнёмся, сделаем сказочную разминку.
Стоит в поле теремок, теремок,
(поднять руки над головой, кончики пальцев обеих рук соединить – это крыша) .
Он не низок, не высок
(приседают, встают) .
На двери висит замок, да замок
(сцепить пальцы рук в замок)
Кто бы тот замок нам открыть помог?
Слева зайка, справа мишка – отодвиньте-ка задвижку,
(кивнуть головой по разу влево и вправо, протянуть руки в разные стороны, пальцы в замке)
Слева ёжик, справа волк
Нажимайте на замок!
Зайка, мишка, ёжик, волк
(сильнее сжимают пальцы) .
Открывают теремок, теремок
(разводят руки в разные стороны)
Игра «Угадай, какие звери в этом домике живут? »
На мольбертах выставляются иллюстрации домиков, выполненных Ю. А. Васнецовым и Е. И. Чарушиным. На столе лежат карточки – иллюстрации разных животных, нарисованных данными художниками.
В:Рассмотрим домики . Что это за дом?
В: А как он расписан?
В: И кто же его нарисовал?
В: А как нарисована эта избушка?
В: Кто его мог нарисовать?
В: А сейчас попробуйте помочь животным, покажите каждому его дом.
- Дети, а сейчас я приглашаю вас в мастерскую художников-иллюстраторов Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина. Попробуйте сами оформить книжки для малышей.
На столе представлены две книжки-ширмы (заготовки) сказки «Заюшкина избушка». Обложка первой книжки оформлена в декоративной манере (Ю. А. Васнецов, а второй –в реалистической манере (Е. И. Чарушин).
Внимательно рассмотрев группу , дети отвечают на вопрос. Выражают эмоции, посредством действий, слов.
Иллюстрации нужны для того, чтобы помочь понять нам содержание книги. Рисунки наглядно рассказывают о героях: какие они, нравятся
они художнику, как поступают герои.
Дети поочерёдно подходят к выставке книг, берут одну из книг и представляют её.
Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, Е. М. Рачев, В. Г. Сутеев, В. М. Конашевич, В. В. Лебедев и др.
Это – книжка-образ, это – книжка-игрушка, книжка с сюрпризом, книжка – панорама, книжка – сцена, книжка – малютка.
Отвечая на вопросы воспитателя, дети формируют свои мысли, рассказывают упорядочивают свои высказывания .
Дети вживаются в игровую ситуацию.
Дети выполняют движения.
Дети берут карточки – иллюстрации, изображающие разных животных, выполненных художниками Ю. А. Васнецовым и Е. И. Чарушиным, ставят их к определённому домику. Затем дети рассказывают, почему они поставили то или иное животное к определённому домику и объясняют ошибку воспитателя.
Дети выбирают рисунки с изображениями животных и оформляют их: в стиле Ю. А. Васнецова ;
или в стиле Е. И. Чарушина.
Подведение итогов.
По окончании работы дети рассматривают получившиеся книги; воспитатель одобряет работы детей, говорит о том, что они подобрали картинки правильно. Затем дети дарят свои книжки малышам.
Дети высказывают свое мнение, аргументируя свое высказывание, делятся впечатлением, выражают собственные мысли.